ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в высших учебных заведениях России с 01.09.91 г. введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253.
С 2011-2012 учебного года преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в ФГБОУ «АГПИ им.А.П.Гайдара» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО. С учетом этих требований осуществляется разработка нового поколения государственных образовательных стандартов для поэтапного перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования.
Бакалавриат - это траектория получения высшего образования, традиционно существующая в странах Европейского Союза, в Соединенных Штатах Америки, других развитых странах. В ведущих странах Азии - в Японии, Китае, Республике Корея она принята в конце 20-го века. В 2003 году и Российская Федерация присоединилась Болонской конвенции и взяла на себя обязательства по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. Поэтому с 2011 года в российских вузах готовят, прежде всего, бакалавров, а ранее привычная для нашей страны траектория высшего образования «специалитет» сохранятся только по некоторым профессиям, перечень которых будет постепенно сокращаться, поэтому: бакалавр - это выпускник вуза, получающий полное высшее образование, а значит и полноценный диплом о высшем образовании.
Бакалавр - это выпускник вуза универсального профиля. Бакалавру дается вся база знаний и навыков, которыми должен обладать человек с высшим образованием: и фундаментальная подготовка, и гуманитарные дисциплины.
Но не которые узкоспециальные предметы, которые преподаются специалисту на пятом курсе, бакалавр изучать не будет. Эти навыки и знания он вполне может получить на предприятии, на конкретном рабочем месте. Не секрет, что та специфическая подготовка, которая дается в вузе на старших курсах, не всегда соответствует запросам работодателей. Многим из них потом приходится переучивать молодых специалистов на новом оборудовании, на других технологических линиях. Поэтому иногда проще получить универсальную подготовку, освоить азы, и идти работать.
Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую или инженерную должность, а затем при необходимости получают узкое специальное образование с учетом потребностей организации или предприятия.
Новая, уровневая система вузовской подготовки позволяет каждому выбрать личную образовательную траекторию, исходя из собственной жизненной ситуации, финансовых и интеллектуальных возможностей, профессиональных интересов. Ведь после получения диплома о высшем образовании и квалификации бакалавра Вы можете продолжить обучение на следующем уровне - в магистратуре.
Введение в образовательный процесс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научнотехнического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к катастрофическим последствиям.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенности, свой характер развития, по-своему воздействует на человека и его среду обитания. По причинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные (стихийные бедствия), техногенные, биолого-социальные и экологические. Задача дисциплины БЖД — не только познакомить студентов с этими чрезвычайными ситуациями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть, и жизнь.
Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят огромный экономический ущерб, разрушают многое из того, что люди создавали годами, десятилетиями и даже веками.
Развернувшаяся в XX в. беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом некоторые из них, например, связанные с авариями на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, гидросооружениях, химически опасных объектах), могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.
Количество аварий, к сожалению, не уменьшается. Причины этого в том, что современное производство усложняется, на малых площадях концентрируются значительные энергетические мощности. Все это увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Довольно часто они приобретают характер катастроф, приводят к трагическим последствиям. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.
Кроме техногенных аварий и катастроф, человека подстерегают и другие опасности. Человек зачастую не может устоять перед силами природы, стихийные проявления которых вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно избегать мест, где разгулялась стихия, но в настоящее время это не всегда возможно, Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных стихийных явлениях, учитывать их особенности и правильно вести себя.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты