Политический портрет Л.И. Брежнева

Политический курс Л.И. Брежнева, Политический портрет Л.И. Брежнева, краткая биография

Леонид Ильич Брежнев (6 (19) декабря 1906, по другим данным, 19 декабря 1906 (1 января 1907), Каменское, Екатеринославская губерния — 10 ноября 1982, Заречье, Московская область) — советский государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.
Первый секретарь ЦК КПСС в 1964—1966 годах, с 1966 по 1982 год — генеральный секретарь ЦК КПСС. Голосовали ли вы уже в опросе Leonid Brezhnev ? Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982 годах. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
Политическая карьера
2-й первый Секретарь Запорожского областного комитета КП(б) — КП Украины (30 августа 1946 года — 22 ноября 1947 года)
9-й Первый секретарь Днепропетровского областного комитета КП(б) — КП Украины (21 ноября 1947 года — июнь 1950 года)
4-й первый Секретарь ЦК КП(б) — КП Молдавии (26 июня 1950 года — 25 ноября 1952 года)
6-й первый Секретарь ЦК КП Казахстана (6 августа 1955 года — 6 марта 1956 года)
4-й председатель Президиума Верховного Совета СССР (7 мая 1960 года — 15 июля 1964 года)
7-й председатель Президиума Верховного Совета СССР (16 июня 1977 года — 10 ноября 1982 года)
2-й первый секретарь ЦК КПСС (14 октября 1964 года — 8 апреля 1966 года)
2-й Генеральный Секретарь ЦК КПСС (8 апреля 1966 года — 10 ноября 1982 года)
Советская система, несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере: монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике: тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной: регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.
Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.
Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный ) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.
Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;
с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;
с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.
Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновре­менно все нарастающего социально-экономического и полити­ческого кризиса, проявляющегося в постепенном застое эко­номики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.
Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:
1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;
2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);
3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.
Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:
- отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);
- укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);
- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).
Таким образом, новое руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партий­ных органов: Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребыва­ния на партийных постах конкретными сроками (по существу, этот срок стано­вился пожизненным). Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15-20 лет. Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем. Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию.
Партийно-государственная элита – номенклатура. значительно укрепила свою власть. Партийный аппарат подменял собой выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК насчитывал более 4-х тыс. человек, работавших в более чем в 20-ти отделах. Функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занималось 18 млн. человек. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию «ширмы» для всевластия аппарата партия - государства.
При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного ком­плекса, КГБ, национальных республик и т.д. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.
«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.
Естественными спутниками этих процессов явились:
Невиданных размеров коррупция.
Теневая экономика.
Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.
Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.
Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.
Падение престижа власти.
Распространения пьянства.
Интриги, чинопочитание, угодничество.
Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.
Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии. Жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок, провозглашенных в новой Программе партии (XXII съезд КПСС) согласно которой СССР должен был:
- в 1970 г. обогнать развитые страны мира по производству продукции на душу населения;
- в 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма.
К тому же разоблачение культа личности в период «оттепели» способствовало зарождению критичности в отношении властных структур. Идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь еспокойного для системы периода («оттепели»).
В результате была сконструирована концепция «развитого социализма», которая объявила существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса. Концепция «развитого социализма»:
- позволяла констатировать «большие успехи», достигнутые в СССР под руководством партии;
- снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению;
- представляла собой теоретическую базу для увековечивания тоталитарной системы;
- была призвана отвлечь от решения реальных экономических проблем.
Ужесточение внутренней политики, преследование инакомыслия получили идеологическое обоснование в виде принятого тезиса об обострении идеологической борьбы 2-х систем в условиях мирного сосуществования (своеобразная модификация сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму).
В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», ме­сячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т.п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей , званий, премий. Партийные съезды проходили под знаком парадности и помпезности. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выс­тупавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.
Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «вы­дающийся политический и государственный деятель современ­ности», «выдающийся писатель». Происходило как бы возрождение культа личности, но уже в виде фарса. Выпускались тома его сочинений, отливались бюсты, писались портреты, снимались биографические картины. Особый размах приобрели награждения высшими орденами и медалями, почетными званиями, премиями, золотым именным оружием. За эти годы Л. И. Брежнев получил 5-ть звезд Героя, 16 орденов, 18 медалей, одну маршальскую звезду, 70-сят зарубежных , стал лауреатом двух Ленинских премий (борьбы за мир и по литературе) и т.п. Все это стало предметом огромного количества анекдотов в народе.
В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советско­го общества. Одновременно 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». Такой статьи не было даже в сталинской Конституции (1936). КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Этот логически некорректный тезис все больше контрастировал с реальными социальными процессами, когда партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями и разрыв в уровне жизни рабочих и управленцев все более увеличивался. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.
В обществе шел процесс легализации двойной морали - официальной и реальной (примеры подавала партийная элита и сам Брежнев). Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства.
Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер):
- произвел серьезные кадровые перестановки (по опубликованным данным было сменено 18 союзных министров и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик);
- сократил личный аппарат генсека;
- стимулировал расследования ряда уголовных дел (которые были свернуты по личному указанию Брежнева и его руководства);
- начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины (на практике это оборачивалось частыми курьезами: организация облав среди праздно гуляющих людей, в парикмахерских, кинотеатрах, самолетах и поездах и пр.);
- преследование инакомыслящих.
Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР»: а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого страной (предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»); в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе.
Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.
В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

Политический портрет Л.И.Брежнева.
Л.И. Брежнев
Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в семье рабо­чего-металлурга. Однако, несмотря на рабочее происхождение и раннее на­чало трудовой деятельности (в 1921 году 15-ти лет от роду), он не зареко­мендовал себя активным общественным деятелем. Только в 25-летнем воз­расте Брежнев вступает в партию, имея за плечами оконченный в 1927 году Курский землеустроительно-мелеоративный техникум, а так же определён­ный стаж руководящей работы. В 1927-1930 годах он работал землеустрои­телем в Оршанском округе Белорусской ССР и в Курской губернии, началь­ником землеустроительной группы, заведующим районным земельным от­делом и заместителем председателя райисполкома, а затем и заместителем начальника управления Уральской области. В 1935 году Брежнев оканчивает Металлургический институт в городе Днепропетровске и некоторое время работает по специальности, инженером на металлургическом заводе, потом директором техникума.
Таким образом, Л. И. Брежнев оказывается на передовых рубежах ре­волюционных преобразований в стране. Конец 20-х, переход к коллективи­зации, и землеустроитель Брежнев находит своё место в претворении в жизнь политики партии, пусть и не имея партийного билета. Затем - первые пятилетки. Соответственно меняется его профессиональная деятельность. Впрочем, подобное начало пути характерно для многих наших руководите­лей партии и государства, выдвигавшихся и работавших рядом с Л. И. Бреж­невым.
В 1937 году начинается его политическая карьера. В мае он стано­вится заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсо­вета, а через год оказывается в обкоме партии в Днепропетровске. Трудно сейчас сказать, покровительствовал ли ему кто-нибудь в это время, но вся последующая карьера Л. И. Брежнева происходит при самой активной под­держке тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Украины, а потом и секретаря ЦК ВКП (б) Н. С. Хрущёва. В1939 году Л. И. Брежнев занимает пост секретаря Днепропетровского обкома партии, в период Великой Оте­чественной войны и до 1946 года - заместитель начальника политуправле­ния фронта, начальник политотдела армии, начальник политуправления фронта, округа. Затем Л. И. Брежнев возвращается на гражданскую партий­ную работу, становясь в 1946 году первым секретарём Запорожского, а в 1947 году Днепропетровского обкомов Компартии Украины. Здесь он обрёл немало своих будущих ближайших сотрудников на высших постах в партии и государстве. Некоторые из них последовали за Л. И. Брежнев в Молдавию, когда в 1950 году он стал первым секретарём Компартии этой республики. Здесь к их числу присоединился, занимавший тогда должность заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Молдавии К. У. Черненко.
Попадал ли Л. И. Брежнев в трудные ситуации в эти неспокойные времена? Учитывая его осторожность, верность (в то время) своему покро­вителю, вряд ли. Безудержной храбростью, любовью к новациям он также не отличался и оценка его деятельности со стороны первых лиц государства была для него чрезвычайно важна. Сейчас стало известно, как на одном из совещаний от грубого окрика Л. М. Кагановича Л. И. Брежнев чуть не ли­шился чувств.
После XIX съезда партии Брежнев становится кандидатом в члены Президиума ЦК, секретарём ЦК КПСС, а после смерти Сталина оказывается в Главном политуправлении Советской Армии и ВМФ. Далее, чем выше поднимались акции Хрущёва, тем сильнее становились позиции Брежнева. Его новый взлёт начинается уже с февраля 1954 года, когда он избирается сначала вторым, а затем и первым секретарём Компартии Казахстана. В 1956 году Брежнев вновь кандидат в члены Президиума ЦК и секретарь ЦК КПСС. В 1958 году, после устранения с политической арены всех соперни­ков Хрущёва, он назначается заместителем председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, затем, с мая 1960 по июль 1964 года, является Председателем Пре­зидиума Верховного Совета СССР, причём с июня он одновременно и сек­ретарь ЦК. Таким образом, к октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК Брежнев был вторым лицом в партии и государстве, что, конечно же, облегчило ему захват власти.
Существуют различные версии об организаторах смещения Н. С. Хрущёва, но при всех вариантах отмечается деятельное участие в устранении Брежневым своего бывшего покровителя. Однако никто не предполагал, что Брежнев надолго останется у власти. Он рассматривался как промежуточная фигура и не воспринимался как лидер поначалу. Впрочем, сразу как лидеров не воспринимали ни Сталина, ни Хрущёва. Но ни тому, ни другому не пришлось так легко добиться власти. Сталину понадобилось уничтожить едва ли не всех членов ленинского Политбюро, Хрущёв выдержал натиск влиятельных соперников, в том числе таких, как Молотов, которые стояли у фундамента государства чуть ли не с ленинских времён. Кстати, именно Хрущёв создал прецедент сохранения жизни поверженным соперникам.
Брежневу не пришлось вести сколь-нибудь длительной сложной борьбы. Хотя, конечно, перемена лидера повлекла за собой изменения и в других эшелонах власти. Прежде всего, передвигалось от центральных постов более молодое поколение руководителей, выдвинувшихся в последнее время, такие, как Шелепин, Полянский, Семичастный, Воронов и другие. Постепенно исчезли с политического небосклона ещё недавно влиятельные Шелест, Егорычев, затем те, кто непосредственно поддерживал выдвижение Брежнева на роль лидера, например, Подгорный. Ведущие же посты постепенно занимали либо те, кто многолетней совместной работой доказал свою верность, к примеру Кириленко, Черненко, Кунаев, либо те, кто по ряду причин прочно был связан с Л. И. Брежневым - Суслов. Были, конечно, в руководстве и люди, далёкие от политических игр, которых отличала высокая компетентность, честность и порядочность, такие, как Косыгин, Андропов, Машеров и др.
Однако самым трагичным было то, что Л. И. Брежнев оказался совершенно неподготовленным к тому, чтобы занимать ведущие позиции. Его выдвижению способствовало объединение совершенно разных сил. На это повлияло и недовольство пренебрежительным отношением Хрущёва к своим коллегам, и нежелание учитывать их мнение в принятии решений, и опасения по поводу авантюрных действий, резких поворотов его политики, и, главное, недовольство консервативной части аппарата управления постоянной нестабильностью, тряской, переменами, реформами, которые невозможно было предвидеть.
Эти разноречивые силы ставили перед собой разные задачи: одни предполагали возвращение к сталинским методам, другие выдвигали программу, которая более последовательно, чем при Хрущёве, опиралась на решение антисталинского XX съезда. Но Брежнев не принял ни той, ни другой крайности.
Верный традициям и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Он прежде всего позаботился о том, чтобы свести на нет радикальные начинания Хрущёва, восстановить то, что доказало свою стабильность ещё в сталинские времена. В первую очередь были ликвидированы совнархозы и деление партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные, что создавало массу неудобств аппарату управления. В Москву вернулись крупные руководители, против своей воли оказавшиеся на периферии.
Вместо одиннадцатилетки, претендовавшей на политехнизацию школы, снова вернулись к новой десятилетке. Крестьянам были возвращены приусадебные участки. Закончилось повсеместное распространение "царицы полей" кукурузы. Колхозники получили пенсионное обеспечение, была гарантирована минимальная зарплата для работающих в колхозах. Снизилась норма обязательных поставок, и увеличились закупки сельскохозяйственных продуктов по более высоким ценам. Однако все эти сельскохозяйственные мероприятия были намечены ещё при Хрущёве. Последним всплеском новаторства явился сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором по инициативе А. Н. Косыгина была провозглашена хозяйственная реформа. Но претворение в жизнь программы экономических преобразований было настолько затруднено, что вскоре она прекратила своё существование. Не последнюю роль сыграло негативное отношение к реформе Л. И. Брежнева. Он старался обойтись без мало-мальски серьёзных преобразований не только в экономике. Была сведена на нет идея постоянного обновления, ротации кадров. В противовес ей был выдвинут лозунг стабильности, что в первую очередь устраивало аппарат управления.
Л. И. Брежнев не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими. Не было необходимости в воссоздании карательных органов в прежнем, "сталинском", масштабе, хотя потребность в их "чёткой" работе, разумеется, не отпала. Неугодных теперь необязательно было объявлять политическими противниками строя, можно было ограничиться лишь обычной "уголовщиной" или объявить этих людей психически не здоровыми, а так же просто выслать из страны.
При Брежневе сложилась традиция многословного выражения своих мыслей, причём сам он, как правило на любых мероприятиях не упускал возможности произнести речь. Но на заседаниях Секретариата ЦК или Президиума Л. И. Брежнев почти никогда не выступал первым. Давал высказаться всем желающим, внимательно прислушивался и, если были существенные разногласия, предпочитал отложить вопрос, подработать, согласовать его со всеми и внести на новое рассмотрение. Именно при нём распространилась практика многосторонних согласований, требовавшая десятков подписей на документах. Лишь при решении кадровых вопросов Брежнев поступал прямо противоположно. Тихо и почти незаметно ему удалось сменить больше половины секретарей обкомов, значительную часть министров, многих руководителей центральных научных учреждений. Смелых новаторов заменяли распространённым типом руководителя. Развивался тихий, лишённый бойцовских качеств, принципиальности, неторопливо, но умело распоряжающийся распределением ценностей работник. Решения заменялись многословными речами по поводу решений. Произносились часто правильные, хорошие речи, принимались правильные, хорошие постановления, за которым ничего не стояло и которые, соответственно, оставались на бумаге.
Изменения коснулись и теории. В 1936 году в "Правде" была опубликована статья "О строительстве развитого социалистического общества". В ней по сути содержался отказ от лозунга "развёрнутого строительства коммунизма". Но вместо реальной оценки существующего положения делался вывод, что у нас уже построено развитое социалистическое общество. Этот тезис повторялся во многих речах Брежнева, вошёл в преамбулу к Конституции СССР, по своей демократичности уступавшей Конституции 1936 года. Более того, была создана и активно разрабатывалась концепция развитого социализма, провозглашённая творческим продолжением марксизма-ленинизма. Кроме того, нормой стали откровенная и грубая лесть в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС. Государство не только обеспечивало процесс, но всё более тормозило развитие общества во всех областях: экономической, культурной, нравственной.
Это, конечно, не означает, что страна не развивалась совсем. Народ продолжал трудиться. Промышленное производство медленно, но росло, хотя всё большее внимание обращали на себя два крайне опасных явления. Стремительно увеличивалась добыча топлива. За 15 лет было добыто столько же, сколько за предыдущие десятилетия развития страны. А также неуклонно уменьшалась доля предметов потребления в общем выпуске продукции. Несмотря ни на какие заявления и пропагандистские лозунги, страна продолжала развиваться экстенсивно, то есть за счёт расширения капиталовложений, ввода новых мощностей, развёртывания новых грандиозных строительств. Ситуация осложнилась тем, что были отвергнуты какие-либо поиски модернизации самой модели социализма.
Причина экономической и технологической отсталости была одна - непонимание и страх перед назревшими хозяйственными преобразованиями, которые неминуемо должны были повлечь за собой (что и происходит в настоящее время) политическую реформу, направленную на ограничение власти, опоры, "брежневского" режима- бюрократии.
Можно ли вину за все негативные явления, сложившиеся в середине 60-х годов - начале 80-х годов, возложить лично на Л. И. Брежнева? Это был самый упрощённый вариант объяснения сломившейся ситуации. Брежнев стал лишь флагманом той социальной группы, которая связана с административно-управленческим звеном. Именно её интересы играли решающую роль в это время, они же и определили характер этого времени, определяемого ныне как "застой".
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты