Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow География arrow Шпаргалка по экономической географии

Шпаргалка по экономической географии

Шпоры по Экономической географии, Шпаргалка по экономической географии, ответы экзамен экономическая география

Транспортный комплекс России.  География важнейших железнодорожных магистралей. Современные проблемы развития транспорта в условиях становления рынка.
Транспорт - особая сфера материального пр-ва и самосто­ятельная отрасль народного хоз-ва. С его помощью осуществляют­ся связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри эк-ких районов и между ними, формируются межгосударствен­ные связи. Транспорт - необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение пр-ва. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффек­тивное размещение пр-ва. Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Основные виды транспорта – ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, они образуют единую транспортную систему РФ. Уровень развития транспортной системы различается по районам. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, ж/д и внутренний водный транс­порт, а в перевозке пассажиров – ж/д и автомо­бильный. Наиболее развитой транспортной систе­мой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европейского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа, наи­менее развитой  Дальневосточный и Сибирский.
Главная роль принадлежит ж/д транспорту - он основное звено транспортной системы России - обеспечивает 3/5 грузооборота и 2/­5 пассажирооборо­та. Ж/д транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. Основными грузами ж/д являются: уголь, кокс, нефть, и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, с/х грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения. Ж/д транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать мас­совые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимо­стью перевозок. Однако, учитывая большие кап вло­жения, затрачиваемые на постройку ж/дорог, его использова­ние наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. По протяженности ж/дорог общего пользования Россия занимает 3 место в мире, уступая США и Канаде, и на ее долю приходится 7% всех ж/дорог мира. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части страны. Размещен ж/д транспорт неравномерно. Размещение складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположе­ния угольной и металлургической баз Украины и Урала. В центральных районах образовалась радиально-кольцевая систе­ма транспортной сети. От Москвы ж/дороги лучеобразно рас­ходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке ж/д сеть менее раз­вита. В восточных рай­онах основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии: Южно-Сибирская и Средне-Сибирская. В Западной Сибири железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой соединила нефтяные и газовые месторож­дения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.
Проблемы развития и размещения. Слабое развитие внутреннего транспортного рынка обостряет проблему государственного регулирова­ния и разработки антимонопольного механизма в условиях есте­ственной монополии. Остро стоит проблема развития инфраструктуры транспорт­ного комплекса. Это традиционно отсталая сфера. До кризиса толь­ко 6 часть капиталовложений вкладывалась в инфраструкту­ру, обеспечивающую продвижение грузов, а остальное - в транс­портные средства и их обеспечение. В результате эффективность работы была невысока: вагоны лишь треть времени находились в пути с грузом, а суда и автомобили - не более половины.
Экономическое районирование России. Таксономия экономических районов.
Современный экономический район представляет собой целост­ную территориальную часть народного хозяйства страны, имею­щую свою производственную специализацию, прочные внутренние эк-кие связи. Эк-кий район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным раз­делением труда как единое хозяйственное целое с прочными внут­ренними связями.
Классификация экономических районов:
1. По площади: - макрорайоны; - мезарайоны; - микрорайоны (Волго-Вятский).
2. По особенностям специализации и комплексного развития: - районы высшего типа развития (Центр). (Признаки – высокий уровень специализации (много отраслей); специализация складывается в основном из обрабатывающей промышленности; высокий уровень развития экономических связей); - районы среднего типа (Север, Урал); районы низшего типа развития.
3. По наличию трудовых ресурсов: - трудоизбыточные (Северо-Кавказ); - трудообеспеченные (Поволжский, Северо-Западный ФО); - трудонедостаточные (зона Севера).
4. По наличию природных ресурсов.
5. С/х
Основные принципы районирования:
1. Экономический принцип. Согласно этому принципу специализацию рай­она должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.
3. Административный принцип, определяющий единство эко­номического районирования и территориального политико-административного устройства страны.
Эти принципы являются основополагающими для экономического районирования России.
Главные принципы выделения экономических зон - уровень хоз-го освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В другом – на привозном сырье. Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
В настоящее время в России выделяется 11 экономических районов:
1.Северный (в европейской части); 2.Северо-Западный; 3.Центральный; 4.Волго-Вятский; 5.Центрально-Черноземный; 6.Поволжский; 7.Северо-Кавказский; 8.Уральский; 9.Западно-Сибирский; 10.Восточно-Сибирский; 11.Дальневосточный.
Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.
Главной целью изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращёние распада страны, ограничение чрезмерной суверениза­ции субъектов Федерации, процесс которой особенно интенсив­но шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому снижению авторитета центрального руководства. Поэтому укрупнение рай­онов, создание 7 федеральных округов с непосредственным их подчинением президенту позволит исправить возникшие нега­тивные процессы.
Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфра­структурой.
Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Южный; Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальне-Восточный.
Каждый вид экономического районирова­ния отвечает  определенным задачам территориального развития:
А) Высшее звено районирования: используется центральными рес­публиканскими органами власти для общегосударственного уп­равления экономикой в территориальном разрезе.
В) Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.
Г) Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего раз­вития. На больших территориях зон четко вырисовываются об­щие крупные межрайонные проблемы. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России.
Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Став­ропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
Многоотраслевые и депрессивные - регионы, расположен­ные в значительной части зоны Севера.
Экономика Российской Федерации. Ее структура и изменения в условиях перехода к рынку.
Эк-ка РФ представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-эк-кого развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. По объему ВВП по покупательной способности Россия занимает 9 место в мире, в то время как по ВВП на душу населения – 82 (2005). Современный этап эк-кого и социального развития связан с переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной эк-ки предполагает создание социально-ориентированной эк-ки, означающей переориентацию всего пр-ва на запросы потребителя.
Экономика Р имеет сложную структуру, в которой выделяют:
1. Отраслевую структуру – это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса. Выделяют 2 сферы:
- производственная сфера – отрасли материального пр-ва: пром-ть, с/х, лесное хоз-во, транспорт, связь, строительство, торговля, общественное питание и заготовки.
- непроизводственная сфера – наука и научное обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура, искусство, физкультура, социальное обеспечение, ЖКХ, бытовой обслуживание, отрасли управления и обороны, отрасли включающие кредитование, финансы и страхование.
За годы эк-их реформ в Р произошли «+» изменения: сократилась доля занятых в отраслях материального пр-ва, в т.ч. в пром-ти, строительстве; увеличилась доля занятых в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах, страховании, аппарате органов управления. Эти изменения свидетельствуют о развитии рыночных структур в экономике. Выделяется так же сфера услуг, в которую входит вся непроизводственная сфера и некоторые предприятия производственной сферы, обслуживающие население.
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. Выделяют: - производственную инфраструктуру (продолжает процесс пр-ва в сфере обращения и создает новую стоимость., включает транспорт, связь, складское и тарное хоз-во, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные сооружения и т.д.); - социальную инфраструктуру (включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хоз-во городских и сельских поселений). С развитием рыночной инфраструктуры создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков.
2. Территориальная структура – деление системы народного хоз-ва по территориальным образованиям. Сюда входят эк-кие зоны, федеральные округа, пром-ные узлы, центры, территориально-производственные комплексы (ТПК) и свободные эк-кие зоны (СЭЗ) и др. формы территориальной организации хоз-ва.
На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального пр-ва составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы – менее 30%. Вступление РФ в рынок ведет к коренной структурной перестройке экономики. Стоят задачи резкого увеличения доли отраслей непроизводственной сферы, повышения производительности труда в материальном пр-ве и улучшения уровня народного благосостояния.
География угольной промышленности России. Современные проблемы развития отрасли в условиях формирования рыночных отношений.
Россия занимает по разведанным запасам 3 место в мире, после США и Китая. На ее территории расположено 30% мировых запасов угля. Уголь: каменный и бурый. Они отличаются теплотворной способностью, качественныеми характеристиками, условиями залегания, добычи и использования. Каменный уголь относится к высококачественному топливу, используется в черной металлургии. Бурый уголь – низкокачественное топливо и применяется как сырье для хим. пром-ти. Угольные ресурсы размещены по территории страны неравномерно. На долю восточных районов приходится 95%, а на европейскую часть – 5% всех запасов страны. Важным показателем эк-кой оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Она зависит от способа добычи: шахтный или карьерный (открытый); структуры и толщины пласта, мощности карьера, качества угля, наличия потребителя или дальности перевозок.
Основными угольными бассейнами на территории РФ являются:
1) Кузнецкий – находится в Зап. Сибири. Площадь бассейна составляет 70 тыс. км2. Запасы угля составляют 600 млрд т. Бассейн располагает большими запасами различных углей – от бурых до антрацитов. Большая часть всех запасов приходится на ценные коксующие угли. Добыча ведется шахтным и открытым способом. По запасам мощности и качеству углей бассейна принадлежит 1 из первых мест в мире. Основными потребителями являются Урал, Центр, Приволжский федеральный округ.
2) Печерский угольный бассейн – расположен в Северо-Западном федеральном округе на территории республики Коми, Ненецкого автономного округа Арх. области. Общая площадь – 100 тыс. км2. Запасы – 210 млрд т. Угли отличаются высоким качеством. Высокая себестоимость. Около половины запасов приходится на коксующиеся угли. Добыча – шахтным способом. 2/3 всех запасов и основная часть добычи приходится на Интинское, Воркутинское, Варшагорское месторождения. Горно-геологические условия добычи сложные. Основные потребители: центральная металлургическая база (Череповецк), С-З федеральный округ.
3) Канско-Ачинский буроугольный бассейн – расположен на территории Красноярского края и Кемеровской области Сибирского ФО. Бассейн вытянуть вдоль транссибирской ж/д магистрали на 700-800км. Добыча открытым способом. Качество угля низкое, он нетранспортабелен. Благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость. В бассейне выявлено 24 месторождения, в т.ч. 11 крупнейших. Канско-Ачинские угли экономически выгодно использовать как топливо на электростанциях и для получения жидкого топлива и хим. сырья. На их базе создается Канско-Ачинский территориально-производственный комплекс.
4) Южно-Якутский угольный бассейн – расположен на территории Республики Саха (Якутия) Дальневосточного ФО. Запасы – 40 млрд т. Угли достаточно высокого качества, в основном коксующиеся. Способ добычи – открытый, т.к. глубина залегания пластов – 300м.
Помимо угольных баз общероссийского значения ресурсами располагают и отдельные регионы: Центральный ФО – Подмосковный буроугольный бассейн; Урал – Кизеловский, Челябинский, Южно-Уральский бассейны; Восточная Сибирь – Иркутский, Минусинский, Тунгусский бассейны; Дальний Восток – Буреинский, Ленский бассейны.
Крупнейшими по запасам являются: Тунгусский и Ленский угольные бассейны.
Факторы размещения производительных сил. Пофакторный анализ размещения отдельных производств. Приведите примеры.
Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли. Факторы:
1) Природные: - природные ресурсы, их количественная и качественная оценка: минеральные, земельные, водные, лесные; - климатические условия.
2) Демографические: - концентрация населения; - структура населения; - изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического); - численность трудовых ресурсов, их половозрастная структура; - уровень квалификации наличных трудовых ресурсов.
3) Технико-экономические факторы (определяют затраты на пр-во и реализацию сырья): - энергоемкость – большой расход энергии на единицу выпущенной продукции (цв. металлургия, гидролизное пр-во); - материалоемкость (цв., черная металлургия); - водоемкость (текстильное пр-во, гидролизное пр-во); - наукоемкость – внедрение инноваций и научная организация труда на единицу продукции (машиностроение, авиастроение, роботостроение); - фондоемкость – стоимость основных фондов с учетом их износа, в расчете на единицу продукции (тяжелая пром-ть, электроэнергетика); - капиталоемкость – большие финансовые вложения в новое строительство и реконструкцию пр-ва (тяжелая пром-ть); - транспортабельность: * отрасли тяготеющие к источнику сырья (лесная, химическая пром-ть); * отрасли тяготеющие к районам потребления (все отрасли легкой пром-ти, хлебопекарня).
4) Экологический фактор: - учет сложившийся экологической ситуации и прогноз на будущее; - разработка охранных мероприятий, создание очистительных сооружений; - соблюдение экологических нормативов.
5) Организационно-экономический фактор: - кооперирование – участие нескольких предприятий или отраслей в выпуску конечного продукта 1 вида (машиностроение); - комбинирование – соединение на 1 предприятии несколько пр-в или отраслей (черная металлургия); - концентрация – процесс сосредоточения объемов пр-ва и рост его масштабов на ограниченных по площади территориях (развитие металлургии на Урале); - специализация – выпуск однородной продукции (* предметная –1 предмета; * по детальная; * технологическая).
Все факторы тесно связанны между собой, хотя и отличаются один от другого по экономико-географической сущности. Факторы не действуют в одиночку. Они работают в совокупности от 1 до 3 факторов. Разделены на  группы: 1) Природные: сырьевой, водный, территориальный, земельный; 2) Экономические: энергетический, научно-технический прогресс, квалифицированные трудовые ресурсы (инженерно-технический потенциал); 3) Демографические; 4) Транспортный (расстояние).
Пофакторный анализ размещения производств.
В практике размещения опираются на следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой факторы. Например, все добывающие предприятия - сырьевой, транспортный; черная металлургия – сырьевой, топливный, водный, энергетический; цветная металлургия – энергетический, водный сырьевой; машиностроение – трудовой, научно-технический прогресс, транспортный.
Развитие и размещение отраслей рыночной спец-ции промышленности Северо-Западного ф. округа. Эк-кое значение Санкт-Петербурга и современные региональные проблемы.
Центр – г. Санкт-Питербкрг.
Среди предпосы­лок развития района в условиях становления рыночного хозяйства мож­но выделить следующие:
1) удобное транспортно-географическое положение, обусловленное расположением на древних торговых путях, связывающих Северную Европу с Московским государством и странами Востока, способство­вало развитию мощной транспортной системы;
2) приморское положение, после потери 5 круп­ных портов в Литве, Латвии и Эстонии это превратило район практически в единственное «окно в Европу» на Балтике;
3) приграничное положение района, когда помимо границ с Фин­ляндией установлены границы с Эстонией и Латвией, что существенно из­менило военно-стратегическое положение этой части России;
4) более чем 200-летнее столичное положение района предопредели­ло здесь концентрацию пр-ва разнообразных товаров народного потребления, высококвалифицированных кадров, концентрацию на­учных учреждений;
5) соседство с высокоразвитым Центром; богатым минерально-сы­рьевыми ресурсами Севером; дружественно настроенными государствами акватории Балтийского моря.
Район расположен на северо-западе европейской части России, занимает лишь 1,2% территории страны (десятое место), сосредоточи­вает 5,4% ее населения, концентрирует пр-во наукоемкой про­дукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (мор­ское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механичес­кие изделия), выпуск продукции химической и лесной пром-ти, товаров народного потребления. С/х основу составляет животноводство, главным образом молочное и мясное скотоводство, свиноводство и льноводство. Наличие развитого портового хо­з-ва усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море. Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-запад занимает видное место в развитии туризма, а концент­рация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяю­щих НТП в России. Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня.
Ведущее место в отраслевой структуре хоз-ва Северо-запада занимают отрасли обрабатывающей пром-ти с явным преоб­ладанием пр-ва средств пр-в, на втором месте транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции на мировом и внутреннем рынках. С/х обес­печивает внутренние потребности района. Общая особенность развития пром-ти района в целом - его ориентация на пр-во наукоемкой продукции, требующей высококвалифицированного труда. В структуре пром-ного пр-ва выделяются машиностроение (26,2%), хим. и нефтехимическая (6,9%), лесная и деревообрабатывающая пром-ть (8,6%), пр-во то­варов народного потребления (25,7%) и ТПК (19,2%).
Территориальная структура хоз-ва отличается чрезвычайно высоким уровнем эк-кого развития Санкт-Пе­тербурга и Ленинградской области по сравнению с хоз-вом облас­тей Новгородской и Псковской, где велика роль аграрного сектора.
Структура хоз-ва района складывалась в условиях приоритета военных функций и почти 70% пром-го пр-ва было связано с удовлетворением оборонных потребностей государства. Это осложнило деятельность всей хоз-ной системы региона в усло­виях рыночной эк-ки и проявилось в спаде пр-ва. За по­следние 5 лет объем промышленного пр-ва в районе сократил­ся более чем наполовину и в большей степени затронул Псковскую об­ласть, в меньшей - Ленинградскую.
Северо-запад не отличается масштабами и разнообразием природ­ных ресурсов, наибольшее значение имеют земельные, водные и лес­ные ресурсы, меньшую роль играют отдельные минерально-сырьевые ресурсы (фосфориты, горючие сланцы, огнеупорные глины).
Давняя освоенность района, постоянный рост антропогенного вли­яния на окружающую среду, ускоренное изъятие земель для нужд граж­данского и пром-ного строительства, рост водопотребления и несоблюдение норм охраны окружающей среды, проблемы защиты флоры и фауны Балтийского моря усиливают значимость природо­охранной деятельности.
Инновации и их влияние на размещение производительных сил и на территориальную организацию хозяйства. Региональные проблемы НТП в разных сферах экономики.
Огромное воздействие на эффективность размещения отраслей, формирование пропорций между районами, рационализацию транспортно-экономических связей оказывает наука. Более половины кадрового потенциала науки приходится на 2 экономических района - Центральный и Северо-Западный. В последние годы наблюдается сокращение численности специа­листов с высшим образованием, выполняющих научные исследования, в том числе кандидатов наук, на всей территории страны. На это влияют миграционные про­цессы, происходящие вследствие роста межнациональной напряжен­ности в ряде регионов, а также заметное ослабление стимулирующей роли коэффициентов к з/плате, действующих в районах Се­вера и Дальнего Востока. Существенно уменьшилась численность исследователей в Москве и Санкт-Петербурге. Основные причины этого - сокращение научных организаций, а также переход научных кадров в коммерческие структуры.
Оказывая влияние на территориальную организацию хоз-ва, специализацию и комплексное развитие экономических районов, НТП определяет изменения в размещении производительных сил. Это влияние имеет двоякий характер: с одной сто­роны, увеличивается возможность более равномерной дислокации от­раслей, предприятий и комплексов, с другой - повышаются региональ­ные требования к новой технике. Освоение новых районов с экстремальными характеристиками предъявляет к НТП повышенные требова­ния: например, техника должна быть приспособлена к условиям рабо­ты в заболоченной местности, тундры, вечной мерзлоты и т.д. Поэтому уско­рение НТП - решающее условие для обес­печения высоких темпов освоения природных богатств, роста эффек­тивности общественного пр-ва.
На современном этапе развития мировое сообщество переходит в новую фазу НТП. На первый план выходят достижения в области биотехнологии, генной инженерии, бионики, информатики и др. Одним из важнейших показателей развития научного потенциала является удельный вес расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП. Показатель расходов на НТП не полностью отражает состояние развития научного потенциала, поэтому в последний годы в мировой практике используется комплексный показатель – затраты на инновацию. Производственный потенциал имеет отраслевой и территориальные аспекты и характеризуется наличием основных производственных фондов, фондовооруженность, фондоотдача и др. Научный и производственный потенциалы способствуют созданию новых машин, средств автоматизации, оборудования. Размещение научных школ по территории страны имеет важное значение для развития регионов и отраслей народного хоз-ва. Главную роль в научных исследованиях принадлежит специалистам с высшим образованием. За период с 1991-2000 общая численность специалистов с высшим образованием сократилась на 18%. Падение вызвано утратой интереса к развитию науки со стороны гос-ва.
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности Сибирского федерального округа. Региональные проблемы.
Центр федерального округа г. Новосибирск. Площадь - 30% от РФ. Регион находится между развитой Европейской частью страны и Дальним Востоком. На севере - Северный Ледовитый океан, на юге - Казахстан, Монголия и Китай.
СФО специализируется на пр-ве топлива и электроэнергии, продукции черной и цветной металлургии, машиностроения, химии, заготовке и переработке леса, заготовке пушнины. СФО - один из важнейших производителей с/х продукции России, специализируется на выращивании и переработке зерна, пр-ве разнообразной животноводческой продукции.
Основой формирования хоз-ва является топливно-энергетический комплекс. Отраслью рыночной специализации является угольная пром-ть. По масштабам добычи Кузнецкий бассейн является ведущим в стране. Для пр-ва электроэнергии также используются угли Канско-Ачинского бассейна, на базе которых формируется Канско-Ачинский территориально-производственный комплекс. Отраслью рыночной специализации в районе является гидроэнергетика. Здесь работают крупнейшие в России Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, выпускающие чугун, сталь и прокат. Западно- Сибирский завод является монополистом в пр-ве ж/д рельсов. Большое значение в районе как отрасль рыночной специализации имеет пр-во алюминия. Важная отрасль - пушной промысел. Региону принадлежит 1 место в России по добыче таких ценных пушных зверей, как белка, соболь, горностай, голубой песец и др.
В территориальной структуре СФО выделяются 2 части: западно-сибирская и восточно-сибирская, имеющие существенные природные, демографические, социально-эк-ские различия.
В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, осложняющие его дальнейшее развитие. Это, прежде всего, социально-демографические проблемы - низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных пр-в. Остро в регионе стоит проблема рационального использования лесных ресурсов, внедрения малоотходных и безотходных технологий, огромны потери от пожаров, слабо ведется борьба с лесными вредителями. Из-за широкого использования долгосрочной аренды не проводятся работы по  лесовосстановлению. Транспортный комплекс в СФО развит недостаточно. Основной вид транспорта - железнодорожный.
География теплоэнергетики России. Размещение крупнейших теплоэлектростанций. Современные проблемы развития отрасли в условиях перехода к рынку.
Теплоэнергетика является крупнейшим в стране производителем энергии. Основной тип электростанций в РФ – тепловые, работающие на органическом топливе (уголь, газ, мазут, сланцы, торф). Основную роль играют мощные ГРЭС – государственные районные электростанции, обеспечивающие потребности эк-кого района и работающие в энергосистемах. На размещение тепловых электростанций оказывают основное влияние топливный и потребительский факторы. Наиболее мощные ТЭС расположены в местах добычи топлива, чем крупнее электростанция, тем дальше она может передавать электроэнергию. Особенности: (-) - использует невозобновляемые топливные ресурсы, сравнительно низкий коэффициент полезного действия, вся теплоэнергетика экологически «грязное» производство; (+) -  строительство менее затратное, могут размещаться практически повсеместно. Виды топлива: ведущий ресурс природный газ, уголь, нефтепродукты.  В перспективе будет сокращение природного газа, увеличиваться будет доля угля, а также других энергетических ресурсов (урановых). 2 функции: теплоснабжение и энергоснабжение. Крупнейшие ТЭС размещены на востоке страны. Многие ТЭС наряду с пр-вом электроэнергии вырабатывают пар и горячую воду – это ТЭЦ. Они  размещаются близко от потребителя. Водоемкие.
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации Южного федерального округа. Социально-экономические и региональные проблемы.
Центр федерального округа г. Ростов-на-Дону. Самые крупные города - Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар. Для округа характерно преобладание городского населения над сельским, особенно на севере - в Ростовской и Волгоградской областях. Южный округ - самый многонациональный регион России.
Значение округа во многом определяется его географическим положением. Через территорию ЮФО исторически проходят основные транспортные направления «север - юг» и «запад - восток». Незамерзающие порты на Чёрном, Каспийском и Азовском морях стали стратегическими пунктами перевалки значительных объёмов грузов. Ресурсно-сырьевая база - одна из самых богатых в стране. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом, каменным углём. Крупнейшим газовым месторождением общероссийского значения является Астраханское. Запасы нефти сосредоточены в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском крае, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовской области (восточное крыло Донбасса).
Основу эк-ки округа составляют базовые отрасли пром-ти, прежде всего тяжёлая индустрия, которая основывается на использовании богатых местных сырьевых и энергетических ресурсов. Важнейшими отраслями являются добывающая, металлургическая, машиностроительная, химическая, пищевая и лёгкая пром-ть, а также с/х, которое специализируется на культивировании зерновых и технических культур, овцеводстве и мясомолочном животноводстве. Машиностроение представлено пр-вом техники для с/х-ва. Отрасли рыночной специализации формируются в соответствии с потребностями агропромышленного, машиностроительного и курортно-рекреационного комплексов (черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик)). Богатейшим ассортиментом товаров, поступающих во все регионы страны, представлена пищевая пром-ть. Ведущее место в комплексе по пр-ву непродовольственных товаров народного потребления занимают отрасли, ориентированные на переработку животноводческого сырья: кожевенно-обувная пром-ть (Волгоград, Ростов-на-Дону, Шахты, Нальчик, Владикавказ), пр-во мытой шерсти и шерстяных тканей, ковроделие (Краснодар, Махачкала).
Проблемы. Типичной для многих территорий является структурная безработица, вызванная тем, что структура спроса на рабочую силу (а это разнообразные специалисты сферы услуг и рабочие высокой квалификации) не совпадает со структурой предложения (инженерно-технические работники, высвобождаемые руководители среднего звена, выпускники вузов). Экономическое развитие обусловлено высокой долей аграрного сектора и, соответственно, низкой долей других отраслей материального пр-ва. Такая пропорция является менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. Одной из наиболее серьезных проблем в развитии социально-эк-кой сферы, является невыплата з/платы. В  регионе наблюдаются серьезные социальные проблемы, недостаточно финансируются образование и наука. Кроме того, нерешенным остается вопрос развития транспортной инфраструктуры в ЮФО.
Характеристика программно-целевых территориально-производственных комплексов (ТПК) на базе использования уникальных природных ресурсов. Их специализация и проблемы развития в условиях перехода к рынку.
Формирование ТПК - ведущее направление территориальной ор­ганизации производительных сил. Клас­сическое определение ТПК впервые было дано Колосовским в 1941: «Производственным комплексом называется такое эк-кое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором дости­гается определенный эк-кий эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и эк-кими усло­виями района, с его транспортным и экономико-географическим по­ложением». Объективные возможности для широкого развития территориаль­ных комплексов возникли в период 1961-1990, когда при размеще­нии отраслей и предприятий стал учитываться территориальный фактор. В условиях развития рыночных отношений особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов. Для этих целей создаются программно-целевые ТПК. Например: Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа; Оренбургский газопромышленный комплекс; на базе железных руд формируются ТПК КМА; на основе уникальных угольных ресурсов – Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.
Существуют три типа ТПК влияющие на формирование экономического района: 1) районные ТПК образующие «костяк» целого района; 2) ТПК, являющиеся производственной основой части района; 3) ТПК, основой которых выступает промышленный узел. ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда.
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Уральского федерального округа в условиях перехода к рынку. Внутрирегиональные проблемы.
Центр федерального округа г. Екатеринбург.Территория - почти 11% от площади РФ. Численность населения - 8,7% от общей численности населения России, из них городских жителей - 80,1%, сельских - 19,9. Самые крупные города округа с населением более одного миллиона человек - Екатеринбург и Челябинск. Наибольшей плотностью населения отличаются центральная и южная части округа. УрФО лежит в глубине Евразийского континента на границе Европейского и Азиатского субконтинентов, на стыке геополитических интересов - с одной стороны, Европейского эк-кого сообщества (стран ЕС и стран восточной Европы), а с другой - стран Азиатско-Тихоокеанского региона и их эк-кого сообщества. Именно через Урал проходит кратчайший путь торговли и грузооборота между двумя частями света.
УрФО отличается благоприятным транспортным положением, развитой сетью автодорог общего использования. Через него проходят электрифицированные магистрали Транссибирской, Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Здесь проложено более 2х десятков транзитных трубопроводов нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа. Урал имеет очень выгодное экономико-географическое положение. Он находится в центральной части России, между развитыми регионами Поволжья и богатыми природными ресурсами восточными районами страны. УрФО расположен недалеко как от западных, так и от восточных рынков сбыта готовой продукции.
УрФО является одним из наиболее богатых минерально-сырьевых регионов РФ. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах разведаны и эксплуатируются нефтяные и газовые месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в которой сосредоточено 66,7% запасов нефти (6% - мировых) и 77,8% газа (26% мировых запасов). Округ располагает значительными запасами железных, титаномагнетитовых и медных руд, цветных, благородных и редких металлов, торфа, асбеста, нерудных строительных материалов, драгоценных и полудрагоценных камней. В УрФО сосредоточены крупные лесосырьевые ресурсы, составляющие около 10 % общероссийских запасов лесонасаждений. В структуре леса преобладают хвойные породы.
В эк-ке округа ведущую роль играют: топливно-энергетический комплекс, металлургия вместе с сырьевой базой, машиностроение и высокие технологии, атомная пром-ть, оборонный комплекс, с/х, транспорт (ж/д и трубопроводный). УрФО играет особую роль как пограничный регион России.
В структуре вывоза основные позиции занимают нефть и газ, затем - продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуре ввоза - товары лёгкой, пищевой пром-ти, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта УрФО превосходит все остальные округа.
Ведущая отрасль - черная металлургия. Новые заводы: Магнитогорский Челябинский  Нижнетагильский. По пр-ву чугуна стали и проката Урал занимает 1-е место в РФ. Цветная металлургия. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди. В Челябинской области, Свердловская область. Урал является одним из основных районов по выплавке никеля – Уфалейские и Орские комбинаты. Ведущим звеном Урала является машиностроение и металлообработка. Химическая пром-ть – минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Легкая пром-ть развита плохо. Топливо-энергетическое хоз-во. Развитие на Урале теплоемких пр-в требует большого кол-ва топлива и энергии. Для получения энергии используют местные ресурсы бурых и каменных углей Кумертауского бассейна.
Закономерности размещения производительных сил.
Закономерность – устойчивые связи между производством и территорией. Виды закономерностей:
1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).
2. Комплексное развитие хоз-ва регионов – создание хозяйственного комплекса, который состоит из трех групп отраслей:
· Отрасли рыночной специализации;
· Отрасли вспомогательные, но обслуживающие первую группу;
· Дополнительные отрасли социального характера, обслуживающие население.
3. Рациональное наиболее эффективное размещение производительных сил – это выбор оптимального варианта размещения производительных сил.
4. Выравнивание уровней социально-экономического развития территории (государственная поддержка депрессивных территорий, создание предприятий смешанного типа, льготное налогообложение на период строительства, снижении транспортных тарифов для отельных районов России, дополнительные меры по размещению производительных сил по федеральным целевым программам). Например, закон о снижении транспортных тарифов для территории Дальнего Востока при транспортировке сырья на 50%, при условии, что предприятия находятся на расстоянии свыше 1000км от потребителя.
Закономерности всегда объективны. Длительность их зависит от социально-экономического уклада страны.
Современное состояние научных исследований позволяет сформу­лировать общие закономерности размещения и территориального раз­вития общественного производства.
1. Неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов.
2. Развитие экономических районов, обеспечивающее рациональное использование производственных фондов, природных и трудовых ресур­сов в целях повышения производительности общественного труда.
3. Научно обоснованная специализация экономических районов на основе общественного разделения труда.
4. Комплексное и пропорциональное развитие хозяйства в эконо­мических районах в сочетании с их рациональной специализацией.
5. Рациональная специализация межрайонных экономических связей.
Наиболее общей закономерностью развития эк-ких районов является неразрывная связь этого развития с территориаль­ным размещением и уровнем пр-ва и потребления материальных благ. Ни одна отрасль пром-ти и с/хозяйства, ни одно предприятие не может развиваться с достаточной эк-кой эф­фективностью, не размещаясь в таком районе или пункте страны, где имеются для них наиболее благоприятные условия.
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Приволжского федерального округа. Современные проблемы в условиях становления рынка.
В состав ПФО входят 15 субъектов РФ. Город Нижний Новгород является центром округа. Площадь - 6,1% территории России. Основу составляют городские жители, за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа, где преобладает сельское население. ПФО - один из самых многонациональных округов. Крупнейшие города округа - Нижний Новгород, Самара, Уфа, Казань, Пермь.
ПФО имеет чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. В округе сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов, цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод. В округе имеются небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля. Широко развито производство строительных материалов на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня.
ПФО - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как машиностроение, особенно автомобилестроение, и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная особенность - большая доля предприятий военно-промышленного комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской областях.
Важнейшей отраслью региона является топливная промышленность. Нефтегазодобывающий комплекс по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперекачки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове.
Нефтепроводы и газопроводы обеспечивают не только потребности региона, но и являются важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт.
В рыночной специализации большое внимание уделяется электроэнергетике. В пр-ве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупные из которых - Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Велика роль и гидравлических электростанций: Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге). Атомная энергетика представлена самой крупной в регионе Балаковской АЭС
Особенность химической промышленности - её преимущественное развитие вместе в тесной связи с автомобилестроением. Крупные нефтехимические центры созданы в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Саратовской, Пермской областях.
ПФО - монополист в пр-ве и переработке калийных солей Верхнекамского соленосного бассейна.
В металлургическом комплексе выделяется цветная металлургия, в которой преобладают медная и никелевая промышленность. В чёрной металлургии преобладает предельная и малая металлургия.
Лесная промышленность отличается высоким уровнем развития: здесь производится 23% пиломатериалов от общероссийского объёма, велика роль лесозаготовок и выпуска целлюлозно-бумажной продукции.
В лёгкой промышленности, выделяются льняная, шерстяная, кожевенная и кожевенно-обувная, меховая и овчинно-шубная, ковровая.
ПФО отличается развитой транспортной сетью, включающей практически все виды транспорта: ж/д, речной, автомобильный, трубопроводный, воздушный. При этом ключевую роль в перевозках играет ж/д транспорт, на который приходится около 75% грузооборота ПФО. Помимо обеспечения потребностей округа, ж/д транспорт связывает восточные и западные регионы России. Важное транспортное значение имеет река Волга с разветвлёнными судоходными притоками.
География и экономическая оценка топливно-энергетических ресурсов России. Проблемы ресурсосбережения и региональная обеспеченность.
Структура минерально-сырьевой базы представлена: 1) топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) - 71%; 2) ресурсы нерудные - 15%; 3) 13% - ресурсы для черной, цветной металлургии (рудные); 4) 1% - алмазы и драгоценные металлы. Запасы ТЭР (уголь, нефть, газ, торф, сланцы) по территории России размещены не равномерно 10-20% общих запасов приходится на районы Европейской части, 80-90 восточной части страны.
1. Нефтяные ресурсы: энергетическая функция и сырье для хим. пром-ти. По запасам нефти мы на 2 месте после Саудовской Аравии. Доля мировых запасов 20%, из них 55% высокопродуктивная нефть, что очень ценится пром-тью. В России нефть залегает неравномерно, осадочного происхождения. Приурочена к равнинам, в межгорных пространствах.
Крупные нефтегазоносные провинции:
- Западно-Сибирская включает Уральский федеральный округ:  Первая нефть в 1956 году Шаимское месторождение. Здесь высококачественная нефть: высокий % легких углеводородов (хорошо перерабатывается в хим. пром-ти, дает выход огромного количества нефтепродуктов); малый % примесей (серы) - огромные сокращения затрат на очистку; как энергетический ресурс при глубокой переработке дает высококачественное топливо; залегает близко к поверхности – берут с 1,5 до 2 км; открытый способ добычи – естественный. Фонтанный способ; нефть не содержит парафина; огромные объемы запасов; нефтяные месторождения располагаются близко друг к другу. Нефть для Украины, Беларусии, России.
- Волго-Уральская провинция (Приволжский федеральный округ: Татарстан, Башкортостан, Пермская область). Нефть высококачественная, приблизительно её состав схож с Западно-Сибирской по составу углеводородов, по залеганию, но отличается повышенной долей примесей, поэтому необходима первичная переработка нефти. Созданы крупные предприятия по очистке; есть месторождения с парафином. Этот район выделяется как крупнейший центр по переработке нефти до готовой продукции. По себестоимости эта нефть дороже, чем Западно-Сибирская. Объемы пр-ва значительно ниже. Доля района в общем пр-ве составляет 26% Реализация –юг Украины, Молдова,  Болгария, Югославия, Чехословакия, Чехия и Словакия ( трубопровод Дружба).
- Тимано-Печорская (молодая), Баринцево-Печорское. 6% нефти дает российской экономике. Усинское - уникальное – тяжелая нефть – используется на получения морозоустойчивых масел для автомобилей. Разрабатывается месторождение в Ненецком автономном округе на побережье Баренцево моря, Штокмановское месторождение.
Нефтегазоносные области: Северо-Кавказская (ресурсы имеют местное значение для Южного округа). Восточно-Сибирский район -  Марковское месторождение нефти.
Природный газ – Ставропольский край, Дагестан, открыты новые месторождения в Краснодарском крае.
2. Природный газ – первое место в России, 40% всех мировых запасов, из них 1/3 балансовые запасы. Насчитывается 700 месторождений в хозяйственном обороте. Природный газ – ведущий энергетический ресурс. Его добыча в 2.5 раза дешевле нефти. Россия из нефтедолларовую превратилась в газодолларовую. Основные покупатели – развитые страны Европы. Вся их экономика связана с природным газом.
- Западно-Сибирская провинция:
· Чистые месторождения на Крайнем Севере. Газ экспортный – Беларусь, Украина, страны Европы – 5 ниток газопровода. Идет освоение Крайнего Севера и Восточной Сибири, Таймыра. Будет возрастать в цене.
· Попутный (одновременно с нефтью) Разработка. Газоперерабатывающие заводы. Газ идет на российские территории Сибири, Дальнего Востока.
- Волго-Уральская провинция: Оренбургская область – чистый – крупное в Европе газоконденсатное подземное хранилище. Экспорт – страны Средней и Южной Европы. Астраханская область – попутный. Волгоградская область (местное значение) – попутный. Башкирия, Татария – попутный.
География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку.
Машиностроительный комплекс включают машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализиро­ванные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает пр-во металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой инду­стрии страны, в зна­чительной степени оказывает влияние на НТП, на рост производительности труда. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышлен­ности страны.
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подот­раслей и пр-в.
К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энерге­тическое и транспортное машиностроение; электротехническая пром-ть; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная пром-ть; трак­торное и с/х-ное машиностроение; машинострое­ние для легкой и пищевой пром-ти. В течение длительного периода темпы развития машино­строения опережали развитие пром-ти в целом. Высо­кие темпы были характерны для отраслей, определяющих НТП, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной пром-ти, пр-ва средств вычислительной техники, авиа­космического пр-ва.
Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х в стране, существенно отразилась на отрасли. Снизилась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отметился высокий уровень концентрации и монополизации пр-ва. Лишь около 1/4 новых техноло­гий соответствовало мировому уровню. Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Поменялись налаженные связи по поставкам комплек­тующей и конечной продукции машиностроения.
Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Предприятия автомобильной пром-ти построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по пр-ву большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.Набережн Челны). Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). Автомобильная пром-ть включает также пр-во моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.
Центры авиационной пром-ти сформировались в районах располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах Европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.
Значительное развитие получила ракетно-космическая пром-ть. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.
Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на пр-ве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся также лесовозы.
Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река -море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы..
Машиностроение делится на:
1. Материалоемкое (тяжмаш). Например, горношахтное, металлургическое, пр-во экскаваторов (сырье – металлургические базы, транспортный фактор, трудовой фактор).
2. Точное машиностроение. НТР – отрасли: электротехнические, приборостроение, оптимеханическое, радиотехническое. Получили развитие в середине 20 века (транспортный фактор, фактор квалифицированный рабочих кадров, фактор научно-технического прогресса).
3. Среднее машиностроение, где употребляется металл в меньшей степени (трудовые ресурсы, потребитель (отрасли), транспортный).
География природно-ресурсного потенциала России и его экономическая оценка (размещение сырья для производства минеральных удобрений).
Природно-ресурсный потенциал территории – оценка природных условий и ресурсов. ПРП различен для территории России.
Классификация природных ресурсов:
1. Экономическая: Ресурсы материального пр-ва: промышленные (текстильная, сельскохозяйственная), сельскохозяйственные - почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные. Нематериальные ресурсы: рекреационные (для отдыха, туризма, водный источник, сухой воздух Ялты, минеральные ресурсы; города с памятниками архитектуры); водные ресурсы (питьевая вода). Эта группа имеет многоцелевое значение. При определенных условиях нематериальные ресурсы могут перейти в ресурсы материального пр-ва. Пример: воздушный ресурс по новой технологии в черной металлургии (за пользование воздухом комбинат платит деньги). Все ресурсы имеют свою стоимость.
2. По степени исчерпаемости: Исчерпаемые: возобновляемые (растительность, почва, вода, животный мир) и невозобновляемые (минеральные ресурсы). Неисчерпаемые - энергия солнца, энергия ветра, сила приливной волны. Эта классификация связана с охраной природы и рациональным природопользованием. Устанавливаются лимиты по добыче природных ресурсов, объемы строящегося объекта, плата за  пользование ресурсом.
3. Природные (происхождения). Для опознания законов размещения.
Ресурсы подразделяются на минеральные, водные, земельные и биологические. Особо важное значение имеют минеральные ресурсы (понимаются запасы полезных ископаемых, образовавшихся под влиянием различных геологических процессов и располагающиеся в земной коре). По характеру использования минеральные ресурсы делятся на 3 группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы); металлорудные – руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (апатиты, фосфориты, различные слои соли, слюда, графит, асбест, строительное сырье). Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.
Экономическая оценка природных ресурсов. Ресурсы можно оценить в стоимостной оценке. Количественная оценка природных ресурсов выделяет: балансовые, промышленные, прогнозные и общегеологические. Балансовые – используются эк-кой на данном этапе развития производительных сил. Промышленные – запасы, которые вовлечены в хоз-ный оборот. Забалансовые – ресурсы, которые эк-ки нецелесообразно использовать на данном этапе развития страны по технико-эк-ким показателям. Прогнозные – запасы перспективные. Общегеологические – сумма всех названных. При эк-кой оценке используются следующие параметры: масштаб месторождений, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав, свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи.
Кол-во, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории, который является важным фактором размещения населения и хоз-ной д-ти. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные пром-ные центры, формируются хоз-ные комплексы и эк-кие районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную спец-ию и место в территориальном разделении труда. Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на 1 месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в т.ч. по запасам природного газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов. В эк-ком развитии страны ведущую роль в настоящее время играют топливно-энергетические ресурсы.
Россия больше, чем другие страны, обеспечена минеральными ресурсами. Тем не менее в её сырьевом комплексе имеется ряд серьёзных проблем. К ним относятся:
1. Неравномерное размещение природных ресурсов по территории страны. Значительная их часть сосредоточена в малоосвоенных удалённых северных и восточных регионах страны.
2. Уровень использования природных ресурсы крайне низок. Особенно это относится к богатым территориям северных регионов.
3. В результате распада СССР в России возник дефицит некоторых видов минерального сырья – марганца, хрома, урана, титана, высококачественных бокситов, циркония.
География природно-ресурсного потенциала России. Его эк-кая оценка (железные руды и руды цветных металлов). Проблемы ресурсосбережения в условиях становления рынка.
Природные ресурсы (ПР) являются исходной базой развития человеческой цивилизации.
ПР подразделяются на: 1) ресурсы в недрах (все виды минерального сырья и топлива); 2) биологические, земельные, водные и агроклиматические ресурсы; 3) ресурсы Мирового океана; 4) рекреационные ресурсы, используются для восстановления здоровья и сил людей, т.е. разнообразные дома отдыха, санатории и т.д.
Обеспеченность ПР в целом оценивается как очень высокое, наша страна занимает 1 место в мире по земельным ресурсам, запасам леса, природного газа, угля, калийных солей, природной руды. По большинству других полезных ископаемых, по водным и гидроэнергетическим ресурсам доля России в мире довольно велика, и позволяет обеспечить развитие эк-ки на базе собственных ресурсов.
Размещение ПР на территории России в целом характеризуется несоответствием размещению хоз-ва. Почти все виды ресурсов, кроме железных руд и калийных солей, сосредоточены в восточных районах (Сибирь и Дальний Восток). А основные их потребители – в Европейской части России. Это приводит к необходимости перевода огромных масс груза с востока на запад. Ресурсы европейской части использовались гораздо интенсивнее, чем в восточных районах, и в настоящее время их запасы в значительной мере истощены.
Восточные районы сейчас – это главная топливно-энергетическая база России, основной производитель цветных металлов. К тому же геологическая изученность этих территорий гораздо ниже, поэтому вероятность обнаружения новых крупных месторождений здесь гораздо выше. Свыше 85% запаса газа и 70% запасов нефти приходиться на западную Сибирь, 90% запасов угля приходится на Сибирь и Дальний Восток. Перспективные месторождения железных руд находятся в Томской области, на Енисейском кряже, на Алданском щите. Основные запасы руд цветных металлов находятся в Норильском районе, а также на Алтае, в Забайкалье, на Урале.
Прогнозы и ресурсы золота составляют 150 тыс. тонн, а алмазов 200 млн карат. По этим показателям Россия занимает 2 место в мире, после ЮАР. По гидро-энерго ресурсам Россия занимает 2 место, после Китая. Однако более 85% их приходиться на восточные районы. Велики водные ресурсы России, но 2/3 их приходится на восточные районы, а в Европейской части – на северные.
Железные руды Уральского района представлены 4-мя группами месторождения: Тагило-Кушвинской, Качканарское, Бакальской, Орско-Халиловской. В Западной Сибири они сконцентрированы в двух районах: горной Шории и Горном Алтае. В Восточной Сибири наиболее крупными запасами железных руд обладают Абаканский, Тейский, Ирбинский, Краснокаменский бассейны и др.
Железные руды разделяются на ряд типов: бурые железняки, красные железняки, магнитные железняки и др. в России сосредоточено более 40% мировых  запасов железных руд. На территории Северного экономического района расположено 3 месторождения железных руд: Ковдорское, Оленегорское и Костомукшское.
Цветная металлургия является одной из наиболее трудоемких, капиталоемких и энергоемких отраслей пром-ти. Одно из наиболее распространенных месторождений медных руд – медно-колчедановые. В них кроме меди содержаться сера, цинк, золото, серебро, кобальт и другие компоненты. Руды этого типа залегают на Урале. На территории России разведаны крупные запасы цинка и свинца: Кемеровская обл, Читинская обл. в приморском крае.
Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов.
Основные принципы районирования:
· Экономический. Согласно этому принципу спец-ию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
· Национальный, национальные интересы, жизненный уклад. Учитывает национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
· Административный, определяет целостность вхождения административной единицы территории в эк-кий район.
Принципы были сформулированы в 20-е годы при первом районировании.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить 3 типа регионов России: трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область (рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад,  как в городах, так и в селах; необходимо создавать трудоемкие производства); оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, пром-ные узлы юга Сибири (необходимо привлекать иностранный капитал); многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера (необходимо создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов).
Существует отраслевое разделение районов: фермерские регионы со значительной долей частной собственности; регионы, где сосредоточены крупные коллективные хоз-ва с фермерскими; горные регионы; регионы отгонно-пастбищного животноводства; слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования.
Эк-кие районы могут объединятся в макрорегионы или эк-кие зоны. В РФ различают 2 зоны - Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). В Западной зоне 3 укрупненных района - Север и Центр Европейской части, Урало-Поволжье и Европейский Юг.
Современное эк-кое районирование включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено – крупные эк-кие районы – 7 федеральных округов; районы среднего звена – 85 субъектов федерации; низовые районы – районы субъектов федерации (муниципальные образования). Деление на уровни необходимо для социально-эк-кого планирования. Самые управляемые эк-кие районы – это второй и третий типы.  На первом уровне составляются федеральные целевые программы.
Современные энергетически проблемы России в условиях становления рыночных отношений.
Основные принципы развития: создание энергосистем, формирующих единую сеть страны; концентрация пр-ва на базе дешевых топлива и гидроресурсов; комбинированное пр-ва тепла и электроэнергии; учет экологических требований; развитие АЭС в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом; комплексное освоение гидроэнергоресурсов.
Проблемы электроэнергетики: износ основных фондов, недостаточное финансирование, отрицательное отношение к АЭС, экологические проблемы.
Перспективы:
1. Создание единой энергосистемы России. Европейская энергосистема сегодня через районные энергосистемы Сибири и Дальнего Востока.
2. Увеличение доли АЭС в структуре пр-ва и снижении доли ГЭС.
3. Завершить строительство Богучанской, Нижнебурейской и Вилюйской ГЭС на Дальнем Востоке, трех ГЭС на Северном Кавказе.
4. В Европейской части продолжить строительство гидрокоммулирующих электростанций ГАЭС (станций накопителей энергии). Загорская.
5. В атомной энергетике строительство Ростовской АЭС, в Курской и Калининской области ввод новых энергоблоков на АЭС.
6. В Северных районах и на Дальнем Востоке строительство АЭС малой мощности.
7. В теплоэнергетике снизить долю природного газа в топливном балансе на 10% ( цены растут). Повышается роль угля.
8. маскимальное развитие теплоэнергетики в Кузнецком и Канско-Ачинском районе.
9. Для Европейской части максимальное развитие АЭС, модернизация ТЭС на природном  газе, строительство ТЭС на Урале, теплоэнергетика на угле в Сибири, на Дальнем Востоке, максимальное использование нетрадиционных ресурсов в малообжитых и труднодоступных районах.
Региональные эколого-экономические проблемы России и их влияние на размещение производительных сил.
Эк-кие  районы  по  уровню  территориальных  затрат  на  топливо  делятся  на  3  группы.  В  первую  группу  входят  Западно-Сибирский  и  Восточно-Сибирский  ЭР.  Ко  второй  группе  относятся  районы  со  среднем  уровнем  затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточ­ный, Северный  и  Северо-Кавказский.  К  третьей группе, где  самые  высокие  издержки  по  топливу, следует  отнести  Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмные  районы  и  Калининградскую  область.  Если  принять  затраты  на  топливо  в  первой  группе  за  единицу, то  во  второй  они  составляют  2-2,5, а  в  третьей – 3-5.
Экологические факторы: Сильное загрязнение водоёмов, превышающие допустимые нормы в 100 и более раз, наблюдается в Свердловской, Пермской, Челябинской Оренбургской, Мурманской, Кемеровской и Калининградской областях. Только 15% горожан проживает на территории с уровнем загрязнения атмосферы, который отвечает  гигиеническим требованиям. Уровень загрязнения воздуха оценивается на основании пре­дельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в  определённых объёмах воздуха. Превышение ПДК отмечается в 337 городах России, в том числе в 55 городах – более чем в 5 раз, в 83 городах – в 10 раз, в 9 го­родах – в 50 раз, в 171 городе – в 2-3 раза. Потребление воды в России составляет 112 куб. км (2,8% среднемного­летнего суммарного стока). В пром-ти  водопотребление на 22% удовлетворяется за счёт забора воды из природных водосточников и на 78% - за счёт оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Наиболее распространёнными за­грязняющими веществами в водоисточниках являются нефтепродукты, фе­нолы, соединения меди, цинка, лигнин, анилин, формальдегиды и др. На одного жителя России приходится в год  520 куб.м сточных вод, из которых 71% представляют собой загрязнённые  воды. Уровень очистки сточных вод в России очень низок. Земельные ресурсы – главное достояние страны. Земельный  фонд России самый большой в мире – 1707млн.га. Почвенный покров страны подверга­ется интенсивной ветровой и водной эрозии.
География теплоэнергетики России. Размещение крупнейших АЭС. Современные проблемы развития и размещения отрасли.
Главный фактор размещения АЭС – потребительский. Основной пром-ный потенциал и население в России концентрируется на территориях с дефицитом топливных ресурсов, но нуждающихся в большом кол-ве электроэнергии (практически вся европейская часть страны). Необходимость развития атомной электроэнергетики связана так же с высокой эффективностью используемого сырья – урана. Первая атомная электростанция построена в 1954 в г. Обнинске Калужской области. Строятся в Нижнем Новгороде, в Воронеже. При нормальной эксплуатации - это экологически чистое пр-во (никаких выбросов в атмосферу, процессы закрытые).
Недостатки: 1) технически не решена проблема захоронения атомных отходов; 2) тепловое загрязнение используемых водоемов; 3) недостаточно совершенна система защиты при аварийных ситуациях; 4) катастрофические последствия аварий.
Преимущества: 1) их можно строить в любом районе, независимо от его энергетических ресурсов; 2) атомное топливо отличается большим содержанием энергии; 3) АЭС не дают выбросов в атмосферу в условиях безаварийной работы, не поглощают кислород; 4) малый персонал обслуживания; работает круглосуточно; практически экологически чистое; 5) величина себестоимости занимает второе место после ГЭС; 6) используют эк-ки выгодное органическое топливо (уран),
Новые типы АЭС: АТЭЦ – атомная тепловая электроцентраль, энергия и тепло одновременно (под Нижним Новгородом строится первая); АСТ - атомная тепловая станция (в Воронеже Билибинская).
Чернобыльская катастрофа вызвала сокращение программы атомного строительства. Сейчас в России действуют 9 АЭС. Размещены в основном в Европейской части России. Крупный потребитель энергии - черная и цв. металлургия, химия органического синтеза. Факторы - водный, безлюдность территории.
Экономико-географическая характеристика черной металлургии России. Современные проблемы развития отрасли в условиях становления рыночных отношений.
Черная металлургия (ЧМ) – одна из важнейших отраслей тяжелой пром-ти России. Ее продукция служит основой развития машиностроения, металлообработки, строительства. ЧМ включает добычу руд черных металлов, пр-во огнеупоров, добычу нерудного сырья, коксование угля, пр-во чугуна, стали и проката. ЧМ – базовая отрасль, 2 место в эк-ке по функциональной особенности, тесно связана с машиностроительным комплексом (90% продукции потребляет машиностроительный комплекс).
ЧМ - база развития машиностроения и многих др. отраслей народного хоз-ва. Она тяготеет к достаточно крупным источникам сырья. Имеет следующие особенности сырьевой базы: сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента; разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, окисленные), что дает возможность получать металл с различными свойствами; различные условия добычи (шахтная, открытая); использование руд, сложных по своему составу. Важнейшей проблемой сырьевой базы является ее удаленность от потребителя.
В современных условиях все большее влияние на размещение отраслей металлургического комплекса оказывает НТП. Значительную роль в размещении предприятий играет транспортный фактор, развитие инфраструктуры, экологический фактор.
Металлургический комплекс функционирует на рыночной основе: доля частного сектора около 90%, на государственный сектор 0,8%. 4 место в мире (по добыче железной руды, по пр-ву чугуна и стали), уступаем Японии, Китаю, США.  По пр-ву готового продукта 6 место.
Размещение предприятий:
· Полного цикла (чугун – сталь – прокат) зависит от сырья и топлива. Некоторое значение имеют также транспортные пути, квалифицированные трудовые ресурсы, вода и прочие вспомогательные материалы. По масштабам пр-ва выделяются Уральский (Магнитогорский металлургический комбинат), Северный (Череповецкий), Центрально-Черноземный (Новолипецкий), Западно-Сибирский (Западно-Сибирский и Кузнецкий) и Центральный (Новотульский) районы.
· Передельная металлургия (сталеплавильные, сталепрокатные, трубные з-ды) - к сырью (металлолому) и потребителю (крупному машиностроению) создается в крупных центрах машиностроения.
· Прокатные заводы и "малая металлургия" - к потребителю.
· Заводы электротермических ферросплавов - к источникам дешевой электроэнергии и месторождениям легирующих металлов.
· Предприятия бездоменной металлургии - к сырью (в России функционирует только одно предприятие подобного типа - Оскольский электрометаллургический комбинат в Центрально-Черноземном районе).
Характерными чертами отрасли в России являются: 1) Концентрация пр-ва. Большую часть чугуна, стали, проката дают Магнитогорск, Новолипецк, Череповец; 3) Материалоемкость пр-ва; 4) Высокая энергоемкость; 5) Высокие затраты трудовых ресурсов.
Выделяют 4 основных металлургических базы: Уральская база, Центральная база, Сибирская база (формирующаяся), Северная база.
Уральская база - старая. Основывалась частично на своей железной руде и привозном коксующемся угле.  Сосредоточены крупные комбинаты полного и неполного цикла: Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский. Особенности: развито пр-во высококачественных сталей. База производит больше чугуна, чем стали и проката. Металлопродукция дорогая, поэтому не конкурентоспособная на мировом рынке. В основном поставщик на российский рынок. Проблемы: энергетические, водные, сырьевые. Решаются 1 и 2 за счет соседних территорий Западной Сибири, Ямало-Ненецкого АО, рек Западной Сибири.
Центральная база включает территорию Европейской части без Урала. Ядром являются Белгородская, Липецкая области. Сосредоточены крупные комбинаты полного цикла. Оскольский (по новой технологии – бездоменный– без кокса), Ново-липецкий; Череповецкий полного цикла, передельная металлургия Москвы, Волгограда, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону. Время создания 60-е годы. Богата железной рудой. 70% всех российских запасов. Характерно: Больше стали, чем чугуна; прокат мелкий, за счет передельной металлургии. Продукция – пр-во полуфабрикатов – железорудных окатышей, металлический порошок, высококачественная сталь – экспортная 80%. База испытывает  огромный недостаток энергии и водных ресурсов. Выход из положения – энергия АЭС; водный – все поверхностные реки задействованы в этой отрасли.
Сибирская база обеспечена водными, энергетическими ресурсами, собственные ресурсы железной руды и коксующего угля. Работает частично на привозной железной руде из Европейской части для выплавки определенных марок металлопродукции. Основа - Ново-Кузнецкий комбинат в Кемеровской области. Передельная металлургия в Новосибирске, Красноярске.  Характерно: формирующая база, развиты передельная и малая металлургии. Производится 50% чугуна и 50% стали. Самый дешевый металл в стране (дешевые ресурсы – собственные).  Поэтому здесь начинает формироваться новая металлургическая база – Дальневосточная. 10% идет на экспорт. Проблемы: необходимо увеличить объемы пр-ва металлов, то есть потребность велика.
Региональная экономическая политика и стратегия России в условиях формирования рынка.
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области эк-кого и социального развития страны особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:
- Систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам;
- Создание плановой системы расселения по территории;
- Осуществление мероприятий в области природных ресурсов и ОС.
Развал СССР привел к возникновению в России новых приграничных регионов. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной эк-ке приводит к социально-эк-ким потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы 3 группы регионов:
- регионы с высокой концентрацией пр-в ставших не рентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос;
- регионы удаленные от основных эк-ких центров;
- регионы получавшие ранее из фед. бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.
Основными типами проблемных регионов становятся слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.
Для перспективного регионального развития особенно важны государственные региональные программы. Данные программы финансируются из фед. бюджета и фед. внебюджетных средств. Усиление эк-кой и финансовой самостоятельности регионов не только не исключает, но и предполагает со стороны органов власти организацию более строгого контроля за расходованием поступающих в регионы средств из фед. бюджета. Правительство намерено формировать и осуществлять активную эк-кую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-эк-кого развития. Для сильных регионов - поддержка центром всех хоз-ных начинаний, укрепляющих эк-ку регионов и страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слабых регионов - формирование условий для привлечения в них инвестиций; осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами; разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных гос-вом социальных стандартов жизни населения.
Предмет экономической географии. Его место в системе экономических знаний.
 
География это способ познания окружающего мира. ЭГ – изучает размещение пр-ва, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных и эк-ких систем. Она исследует закономерности размещения производительных сил, определяет принципы размещения пр-ва, выделяет факторы, влияющие на размещение различных отраслей хоз-го комплекса. ЭГ изучает процессы взаимодействия природы и общества, природные условия и ресурсы страны и регионов, население, системы расселения и трудовые ресурсы. Она разрабатывает прогнозы социально-эк-кого развития страны, ее территориальных систем и новых территориально-производственных комплексов (ТПК). Объектом исследования ЭГ является эк-кое районирование (внутрирайонные, межрайонные и межгосударственные связи). Особенностью ЭГ является комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем.
ЭГ входит в систему эк-ких наук, т.к. она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения пр-ва и совершенствования территориальной организации хоз-ва. В то же время, изучая, взаимодействие природы и общества география занимает, место на стыке эк-ких и естественных наук. Она учит методам научного подхода к освоению и рациональному использованию природных богатств. Естественный ход развития экономической географии, следующий: Описание ® объяснение ® прогноз ® управление ® создание нового объекта.
На любом участке территории переплетаются природные, социальные, эк-кие и политические процессы. Поэтому первое, что должна выполнить география – это выявить специфику взаимодействия всех этих процессов, обобщить и создать образ территории, а затем объяснить происходящие на ней процессы. Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможны для этой территории? Например: как будет развиваться данная территория, ее население и стоит ли здесь создавать дома отдыха, строить ГЭС и т.д. Еще более сложными являются задачи управления и создания новых объектов. Можно ли, например, заселить опустевшие сельские территории, или построить новый город. Или же эти дорогостоящие попытки, в конце концов, провалятся. Методологической основой ЭГ является системный подход. Специфические методы выработала и применяет сама география. В ЭГ при использовании любого метода учитываются два аспекта:
1) пространственный  - любой объект закреплен на территории, которая определяет его свойства, условия, пути развития.
2) временной  - с течением времени любой объект изменяется, как и территория на которой он закреплен. При изучении объекта учитываются оба аспекта.
Составные части географической науки:
Естественные Физическая география: Гидрология суши, Океанология, Климатология, Ботаническая география,  Зоологическая география.
Общественные Эк-кая и социальная география: География отраслей, Военная география, Медицинская география, Политическая география, География населения.
 
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты