Часть 2
№ задания Ответ
В1 41253
В2 126
ВЗ 5243
В4 6
В5 классицизм
В6 352471
В7 135
В8 Сталин
В9 Барбаросса
В10 Гитлер
В11 123
В12 34
В13 1
Часть 3
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом
С1. Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что:
- движение стало называться диссидентским (диссиденты)
- движение возникло в 1960-х гг.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
- руководителем страны был Л.И. Брежнев
Указаны название движения, время его возникновения и руководитель СССР 2
Названы 1-2 любых элемента ответа 1
Все элементы названы неверно 0
Максимальный балл 2
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в движения (большинство представителей). тексте
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие цели:
- демократизация политической жизни в СССР
- предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод, защита прав и свобод
- снятие цензурных ограничений, предоставление творческой свободы интеллигенции
- установление более тесных контактов с западными странами, снятие «железного занавеса»
- синтез двух общественных систем (социалистической и капиталистической)
- недопущение неосталинизма
- борьба с экстремизмом левого и правого толка
Названы 3 любые цели 2
Названы 2 цели 1
Названа 1 цель, цели не названы, или все названы неверно 0
Максимальный балл 2
СЗ. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех средств, которые использовала
власть в борьбе с данным движением.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие средства:
- уголовное преследование диссидентов
- цензурные ограничения, запрет на творческую деятельность
- помещение диссидентов в психиатрические лечебные заведения
- высылка видных диссидентов за границу
Названы 3 любых средства 2
Названы 2 средства 1
Названо 1 средство, средства не названы, или все названы неверно 0
Максимальный балл 2
С4. Долгое время местничество играло важную роль в политической жизни Русского государства. Но в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче местничество было отменено.
Приведите три объяснения этой реформы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны следующие объяснения:
1) местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, так как вносили соперничество, зависть, споры в среду боярства
2) в результате местничества высшие должности занимали люди, часто их недостойные (неграмотные, без соответствующих умений и опыта)
3) местничество противоречило самодержавному характеру царской власти
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны другие объяснения.
Даны три объяснения 3
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
С5. В исторической литературе существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже. приведена одна из точек зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ... 2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ... 2) ...
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
1) в подтверждение, например:
- восточные славяне не могли создать государство вследствие своей отсталости
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
- варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгород
- призвание варягов положило начало русской государственности и первой княжеской династии на Руси, династии Рюриковичей
2) в опровержение, например:
- Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов:
- развитие промыслов, ремесел, торговли
- переход от родовой общины к соседской (территориальной)
- складывание межплеменных союзов
- складывание племенных княжений и их центров;
- необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов
Таким образом, государство на Руси возникло как естественный процесс развития древнерусского общества
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ приведен один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки 3
Приведен один аргумент в опровержение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ приведены только два аргумента в опровержение оценки 1
Приведен только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 4
Сб. Напишите исторический портрет С.Ю. Витте.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается О баллов (по всем критериям (К1-КЗ) выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания Баллы
К1 Время жизни исторического деятеля 1
Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведенные выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.
ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат лет жизни).
В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности 1
Критерии оценивания Баллы
Указан только век, когда жил исторический деятель.
ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано 0
Характеристика деятельности 3
Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них 3
Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны одно-два направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них 2
К2 Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности.
ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие ее деятельности 1
Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике его деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности.
ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.
ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа 0
Критерии оценивания Баллы
Указание результатов деятельности 2
Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям 2
КЗ Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению.
ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла 1
Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям.
ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщенных формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности.
ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл.
ИЛИ Результаты деятельности не приведены 0
Максимальный балл 6