ВАРИАНТ 6

ВАРИАНТ 6

Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1)    Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич
2)    Александр Невский 4) Иван Калита
А2. В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо-татарами?
1)    1111 г., 1136 г.    3)    1410 г., 1485 г.
2)    1237 г., 1380 г.    4)    1462 г., 1550 г.
АЗ. Как назывались в России в XV-XVII вв. органы центрального управления, возглавляемые боярами или дьяками?
1)    вече    3)    приказы
2)    думы    4)    коллегии
А4. Кто из названных исторических деятелей XVI- XVII вв. считается первым русским поэтом?
1)    Симеон Ушаков    3)    Семен Дежнев
2)    Симеон Полоцкий    4)    Федор Конь
А5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком правителе идет речь.
«Между иными тяжкими опытами судьбы... Россия должна была испытать и грозу самодержавца- мучителя... Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя его жестокость, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме даря... Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровой, если бы замышляли измену...»
1)    Иване III
2)    Алексее Михайловиче
3)    Иване IV
4)    Иване Калите
А6. Современником императрицы Анны Иоанновны был
1)     А. Курбский    3) Э. Бирон
2)     С. Дежнев    4) Б. Хмельницкий
А7. В 1726 г. Екатерина I учредила
1)    Кабинет министров
2)    Сенат
3)    Верховный тайный совет
4)    Земский собор
А8. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, привело к
1)    дворцовому перевороту
2)    выступлению декабристов
3)    выходу России из Семилетней войны
4)    созыву Уложенной комиссии
А9. Прочтите отрывок из воспоминаний фельдмаршала М.И. Кутузова и укажите, о какой баталии идет речь.
«Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, при-
87
нудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем».
1)    Бородинском сражении
2)    Смоленском сражении
3)    сражении под Малоярославцем
4)    сражении при Аустерлице
А10. Отмена временнообязанного состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра о «кухаркиных детях», ограничение прав земств — все это относится к царствованию
1)     Николая I    3) Александра II
2)     Александра I    4) Александра III
All. Что стало одной из причин развития декадентских настроений среди культурной элиты России начала XX в.?
1)    жесткий контроль над развитием искусства со стороны власти
2)    страх творческой интеллигенции перед последствиями научно-технического прогресса
3)    определяющее влияние на творческую интеллигенцию идей славянофилов и почвенников
4)    застой в развитии искусства, отсутствие новых форм художественного самовыражения
А12. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Вслед за Москвою и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренно торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая «Блоха». Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло — я нашел их единственную интонацию... Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену ...вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».
1)    С.П. Дягилев    3)    С.И. Мамонтов
2)    Ф.И. Шаляпин    4)    С.В. Рахманинов
А13. Кто из названных лиц был известным русским
историком в XVIII в.?
1)    В.В. Татищев    3)    В.О. Ключевский
2)    С.М. Соловьев    4)    К.Д. Кавелин
А14. Комитеты бедноты — это
1)    правительственные органы, созданные в 1920-е гг. для борьбы с бедностью
2)    созданные в период коллективизации организации для борьбы с кулачеством
3)    органы власти бедноты, создаваемые в деревне с 1918 г. для раздела частновладельческих земель и распределения хлебных излишков
4)    созданные летом-осенью 1917 г. в Петрограде большевистские организации для подготовки октябрьского переворота
А15. Подписание в марте 1918 г. мира с Германией
было вызвано
1)    полным развалом и дезорганизацией русской армии
2)    желанием воспользоваться благоприятной ситуацией после ряда успешных операций против немецких войск
3)    симпатиями большевиков к германскому об- щественно-полити-ческому строю
4)    давлением на большевистское правительство со стороны Англии и Франции
А16. «Цитадель» — это название операции в ходе Великой Отечественной войны, планируемой
1)    советскими войсками по защите Москвы
2)    немецкими войсками по захвату Ленинграда
3)    немецкими войсками по наступлению в районе Курска
4)    советскими войсками по обороне Сталинграда
А17. Прочтите отрывок из заявления советского правительства и определите, когда оно прозвучало. «Требование трех держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая ... о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. <...>
Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии...
Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников... и заявляет, что с завтрашнего дня... Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией...».
1)    июнь 1943 г.    3)    май 1945 г.
2)    февраль 1945 г.    4)    август 1945 г.
А18. С целью децентрализации управления экономики в 1957 г. были учреждены
1)    наркоматы    3)    тресты
2)    главки    4)    совнархозы
А19. Следствием развития диссидентского движения в СССР в период «застоя» стало
1)    внесение в Конституцию СССР 1977 г. статей о гражданских свободах
2)    усиление партийного контроля над творческой интеллигенцией
3)    возрастание числа рабочих забастовок
4)    ограничение функций, компетенции КГБ
А20. К какому периоду относится создание театра « Современник » ?
1)    1945-1953 гг.
2)    1953-1964 гг.
3)    1964-1985 гг.
4)    1985-1991 гг.
А21. Политический кризис в России в октябре 1993 г. заключался в
1)    противостоянии президентской власти и Верховного Совета РФ
2)    попытке военного руководства установить в стране военную диктатуру
3)    противостоянии Президента и Председателя правительства
4)    конфликте между светской властью и рядом религиозных организаций
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В13) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
В1. Расположите имена русских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
1)    Дмитрий Пожарский
2)    Алексей Ермолов
3)    Федор Ушаков
4)    Павел Нахимов
5)    Алексей Брусилов
Ответ:        
В2. Какие три из перечисленных ниже памятников зодчества были созданы в XVIII в.? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
1)    церковь Покрова в Филях
2)    здание Двенадцати коллегий
3)    Теремной дворец Московского Кремля
4)    Зимний дворец
5)    Таврический дворец
6)    храм Христа Спасителя
Ответ:    
ВЗ. Установите соответствие между именами творцов культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
А) Аристотель    1)    икона «Троица» Фиораванти        
Б) митрополит Иларион    2)    «Слово о Законе и Благодати»
В) Андрей Рублев    3)    послание Ивану IV Грозному
Г) Афанасий Никитин    4)    «Хождение за три моря»
5)    Успенский собор в Москве
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А    Б    В    Г
В4. Ниже приведен перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, занимали высокие посты в советский период.
1)    Косыгин, 2) Столыпин, 3) Андропов,
4)    Рыжков, 5) Калинин, 6) Молотов.
Найдите и запишите порядковый номер фамилии государственного деятеля, не относящегося к советскому периоду.
Ответ:      .
В5. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).
Государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, называется     .
Ответ:      .
В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Древнерусские князья    Время правления    События
Святослав Игоревич    (А)    (Б)
(В)    980-1015 гг.    (Г)
Ярослав Мудрый    (Д)    разгром печенегов под Киевом
(Е)    1113-1125 гг.    принятие Устава о резанах
Пропущенные элементы:
1)    Владимир Святославич
2)    Владимир Мономах
3)    Олег Вещий
4)    912-945 гг.
5)    945-972 гг.
6)    1019-1054 гг.
7)    принятие Русской Правды
8)    разгром Хазарского каганата
9)    крещение Руси
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А    Б    В    Г    д    Е
В7. Прочитайте отрывок из доклада В.И. Ленина на IV конгрессе Коминтерна.
«... Как обстоит дело сейчас, после того, как мы ввели [эту политику], после того, как мы предоставили крестьянам свободу торговли? Ответ ясен и для всех очевиден, а именно: крестьянство за один год не только справилось с голодом, но и сдало продналог в таком объеме, что мы теперь уже получили сотни миллионов пудов, и притом почти без применения каких-либо мер принуждения».
Опираясь на содержание отрывка и знания по истории, укажите три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    заявление относится к 1921 г.
2)    речь идет о введении политики «военного коммунизма»
3)    речь идет о введении новой экономической политики
4)    В.И. Ленин отмечает снижение производства зерна в результате изменения экономической политики
5)    в ходе данной политики продразверстка была заменена продналогом
6)    во время осуществления экономического курса, о котором говорится в тексте, было проведено массовое раскулачивание крестьян
Ответ:
В8. Напишите название войны, события которой изображены на схеме.
Ответ:      .
В9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ:              .
В10. Напишите название бухты, обозначенной на схеме цифрой 2, где произошло одно из сражений данной войны.
Ответ:      .
В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    союзником России в этой войне была Австрийская империя
2)    одним из соперников России в этой войне была Франция
3)    в ходе войны сменился правитель России
4)    обозначенная на схеме цифрой 3 территория была присоединена к России по итогам войны
5)    сражение в бухте, обозначенной на схеме цифрой 2, стало последним крупным сражением парусного флота
6)    русские войска в этой войне возглавлял А.В. Суворов
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.
В12. Какие суждения о российской императрице, изображенной на картине художника А. Антропова, и времени ее правления являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    на картине изображена императрица Екатерина II
2)    правление этой императрицы приходится на вторую половину XVIII в.
3)    императрица взошла на престол как законная наследница династии Романовых
4)    в годы ее правления Россия стала империей
5)    в годы ее правления был открыт Московский университет
Ответ:        
В13. Какой из представленных ниже архитектурных памятников был создан в годы правления этой императрицы?
Ответ:
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича «Вся Россия была в огне. В течение всего лета громадные тучи дыма стояли над страной, как бы давая знать о том, что темный гений разрушения всецело овладел умами крестьянства, и они решили стереть всех помещиков с лица земли. Рабочие бастовали. В Черноморском флоте произошел мятеж, чуть не принявший широкие размеры, если бы не лояльность моего бывшего флагманского судна «Ростислава». Новый министр внутренних дел князь Святополк-Мирский, заменивший убитого Плеве, говорил о «своей бесконечной вере в мудрость общественного мнения». А тем временем революционеры убивали высших должностных лиц вблизи тех мест, где Святополк-Мирский произносил свои речи. Латыши и эстонцы методически истребляли своих исконных угнетателей — балтийских баронов, и один из блестящих полков гвардии должен был нести в Прибалтийских губерниях неприятную обязанность по охране помещичьих усадеб. Полиция на местах была в панике. Из всех губерний неслись вопли о помощи и просьбы прислать гвардейские части или казаков. Было убито так много губернаторов, что назначение на этот пост было равносильно смертному приговору. Заключение мира с Японией ... поставило на очередь чрезвычайно сложную проблему о возвращении наших военных частей с фронта в Европейскую Россию по Сибирской железной дороге, объятой на большей части протяжения всеобщей забастовкой.
6 августа был подписан Манифест о созыве так называемой «Булыгинской» Государственной Думы... Эта полумера, вместо успокоения, лишь удвоила агрессивность революционеров».
С1. К какому году относятся воспоминания? Какое событие (период) во внутриполитической жизни России в них описывается? Кто был русским царем в этот период? Укажите не менее трех положений.
С2. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех причин описанного в воспоминаниях события.
СЗ. На основе текста укажите не менее трех действий масс, которые вынудили власть пойти на уступки. Почему автор воспоминаний называет манифест о Булыгинской думе «полумерой» (приведите один основной аргумент)?
С4. В XI в. Киевское княжество процветало, великий князь киевский обладал огромным авторитетом внутри страны и за ее пределами. В середине XII в. Киевское княжество пришло в запустение, власть киевского князя значительно ослабла. Приведите не менее трех объяснений случившимся изменениям.
С5. В исторической литературе существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из точек зрения на период дворцовых переворотов в России XVIII в.
Этот период, согласно оценкам ряда историков (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.), рассматривался как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2)    ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Сб. Напишите исторический портрет А.Д. Меншикова. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты