§ 20. Природа и люди Древней Индии

§ 20. Природа и люди Древней Индии

1. Страна между Гималаями и океаном. Индия расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.
Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году — июль и август — в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.
Самые широкие и полноводные реки Индии Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги.
2. Джунгли на берегах Ганга. В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса — джунгли. Некоторые деревья вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни — можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».
От густой листвы даже днем в джунглях бывало темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности — хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.
3. Деревни среди джунглей. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес или вырубать его бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты.
Произошло это в Индии, как и в других странах, приблизительно за тысячу лет до н. э.
Бюстом называется скульптурное изображение верхней части человеческого тела.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис — это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Выращивали в Индии хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень.
Деревни и поля были окружены джунглями.
Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.
4. Животные и боги. В джунглях жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить.
Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте».
Древнейшие города Индии
В долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, который местные жители называли «Холм мертвых». Перед глазами ученых предстала удивительная картина: под землей скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах — золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игрушки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом большом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его накинута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь.
Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около четырех тысяч лет тому назад. И сейчас никто не может с уверенностью сказать, что за люди построили эти города и почему вынуждены были их покинуть.
Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных — могучего свирепого льва или хитроумной обезьяны.
В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущихся башен. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганёша с головой слона.
Бог Ганеша. Старинная индийская скульптура.
С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.
Сказание о Раме
(Изложено по древнеиндийской поэме «Рамаяна»)
Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто не смог даже сдвинуть лук с места. Лишь царевич Рама легко поднял его одной рукой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал ее мужем. Но коварный десятиголовый, двадцатирукий царь злых чудо- вищ-ракшасов Равана похитил Ситу и унес ее далеко на юг, на остров Ланку. Он держал ее там в заточении, уговаривая стать его женою. Рама тотчас отправился на поиски Ситы.
Верных помощников и друзей Рама нашел в царстве обезьян. Среди них был и мудрый Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, по морю переправиться на Ланку, проникнуть во дворец и сказать плачущей женщине слова утешения. Слуги Раваны поймали Ханумана и в насмешку над ним подожгли ему хвост. Хануман вырвался от них и, прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костер весь дворец и город Раваны.
После возвращения Ханумана был построен мост через океан, и Рама с обезьяньим войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, выпускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражен могучим Рамой.
В честь этой победы индийцы до сих пор устраивают веселый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многоголового Раваны. Потом, к общей радости, его поджигают, а люди танцуют — некоторые в масках обезьян. Они как богов прославляют великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла.
5. Вера в переселение душ. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное — человеком.
Верхняя часть каменной колонны, воздвигнутой при царе Ашоке. Сейчас изображение четырех львов — герб Республики Индии.
Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Пьяница станет червяком, а вор — крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козленком. И, видя занесенный над собой нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.
Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца.
Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.
1. Найдите на карте и определите местоположение Индии, ее главных рек, самых ' высоких в мире гор. 2. Чем питались древние индийцы? 3. Каких животных индийцы почитали и почему? В каких других древних странах поклонялись животным?
Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты