§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований

§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований

Мамонт. Рисунок первобытного художника из Каповой пещеры на Урале.
1. Как была найдена пещерная живопись. Долгое время ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста двадцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Алътамйра в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!»И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудли-
вых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком.
2. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рисунок на с. 16). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Ответа мы не знаем.
Существуют и другие загадки. Ученые пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца, для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Вот к каким выводам приходят ученые.
Самка бизона. Рисунок в пещере Альтамира.
3. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать назначение пещерной живописи ученым помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 22 ).
В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни, в любые предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям.
4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрет.
Люди верили, что души предков переселились в далекую «страну мертвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
1. Что изображали первобытные художники? 2. Что представляли собой древнейшие религиозные верования? 3. Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках? 4. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленочка, камень — в гору, гребень — в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
Древняя могила, раскопанная археологами.
Искусство первобытных людей
Изображения животных из Каповой пещеры на Урале.
Ожерелье из раковин и зубов песца.
Фигурки из мамонтовой кости и глины: 1,2. Женщины. 3. Лебедь. 4. Мамонт. 5.    Медведь.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты