Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара

§26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара

1. Особенности русской культуры XVI в.
Из работы И.В. Кондакова «Культура России»
На протяжении XVI в. в культуре накапливались такие черты и свойства, которые по отношению ко всей предшествовавшей древнерусской духовности были безусловно кризисными и в конечном счёте переходили в новое качество, подготавливая такую ценностно-смысловую парадигму в истории русской культуры, которая бы более соответствовала наступающему Новому времени. Здесь многовековая традиция древне
русской культуры исподволь прерывалась, нарушалась. В культуре XVI в. незаметно для современников складывались представления, нормы, ценности, существенно расходившиеся с привычными и авторитетными.
Духовную жизнь, в том числе и литературу Древней Руси XVI в. обоснованно называют культурой «государственного устроения» (академик Д. Лихачёв). Становление русского централизованного государства (Московского царства) сопровождалось соответствующим литературным «обрамлением», идеологически и беллетристически обосновывавшим необходимость сильной деспотической власти для поддержания на огромной территории объединённой Русской земли справедливости и порядка.
Однако консолидация различных явлений культуры под знаком государственного официоза предполагала смысловое противостояние этой культурно-идеологической монополии государства — нараставшей в обществе культурной дифференциации, идейному плюрализму и стилевому многообразию неофициальной культуры (включая литературу и словесность вообще). Можно даже сказать, что эти две противоположные тенденции были взаимообусловлены: чем больше множились и индивидуализировались в обществе идеи и настроения, отличные от официально принятых, тем сильнее стремилось государство к их нивелированию и подавлению, тем решительнее отстаивало обязательность и незыблемость своих охранительных норм и принципов. И соответственно, чем грубее и жёстче государство навязывало обществу свои идеалы и требования, тем резче сопротивлялось общество унификации и централизации «сверху».
В этом смысле древнерусская публицистика в большинстве случаев выходит за рамки официальной литературы (включая даже Послания Ивана Грозного). Все позиции русских публицистов этого времени несут печать яркой индивидуальности каждого автора, своеобразной системы его личного взгляда на окружающий мир и смысл истории... Не случайно именно в XVI в. у многих литературных произведений появляются авторы с реальными именами, с характерными особенностями индивидуального стиля, со своеобразными чертами политического и религиозного мировоззрения...
Социокультурный монизм и ценностно-смысловое единообразие древнерусской литературы и словесности исподволь разрушались, хотя разрушавшие их личности сами того не ведали, полагая, что воспроизводят, в меру своего понимания, всё ту же каноническую парадигму Древней Руси... Самый яркий тому пример — переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, где в непримиримом споре столкнулись две взаимоисключающие личности, обличающие друг друга в одних и тех же грехах: вероломстве, нарушении общественного и религиозного долга, неправедном поведении, эгоизме и пр. Особенно колоритен в этом споре царь, который, по выражению академика Д. Лихачёва, несомненно, сильная личность, но жестоко подавляющая другие личности, само личностное начало.
Формула в высшей степени показательна для эпохи: личность в отношении самой себя оказывается свободной и снисходительной; в отношении же других — нетерпимой и деспотичной, а значит, не свободной от своих пристрастий. Таким был в русской культуре XVI в. не только царь Иван IV, но, по-свое- му, Иосиф Волоцкий и его оппоненты — «заволжские старцы», и Иван Пересветов, и Вассиан Патрикеев, и Максим Грек...
Вместо привычного единомыслия и слаженности «хорового начала» в русской культуре рубежа XVI—XVII вв. возникла стихийная разноголосица, и этот не санкционированный обществом идеологический, политический, религиозный, художественный и т. п. плюрализм воспринимался не как нормальное, демократическое многоголосье эпохи, а как необъяснимое распадение былой целостности, как знак наступления «последних времён», как предчувствие Апокалипсиса.
2. Особенности русской культуры XVII в.
Из работы А.М. Панченко «Русская культура в канун петровских реформ»
Слова «секуляризация», «обмирщение», «эмансипация», «освобождение», «личностное начало», «индивидуализация» едва ли не самые частые в историко-культурных размышлениях в XVII веке... Это понятно, потому что речь идёт о ключевых, адекватных эпохе понятиях, о необратимом процессе освобождения искусства вообще и литературы в частности «от подчинения церковным и узкогосударственным интересам... Обычно предметом таких размышлений избирается новизна (конечно, в сопоставлении со стариной и в противопоставлении ей) — новые жанры и персонажи, сюжеты и темп; новая музыка, порвавшая узы, которые связывали её с обрядом и с церковно-служебными текстами; новая живопись — именно живопись, ибо она руководствуется миметическим принципом (т. е. принцип подобия. — Авт.) и подражает «чувствительным вещам»; придворный театр и силлабическая поэзия (система стихосложения, построенная на определённом количестве слогов в каждой строке.—Авт.) — явления, наглядно свидетельствующие о профессионализации искусства.
3. Образование
Из работы «Всемирная история в 10 томах.
Т. IV. Глава XIX. Развитие феодально-крепостнических отношений в России и укрепление централизованного государства в XVI в.»
Перемены в экономической и политической жизни и появление книгопечатания определили дальнейшее распространение грамотности и просвещения не только в среде феодалов и духовенства, но и среди посадских людей. Об этом свидетельствуют делаемые ремесленниками пометки имён заказчиков на сапожных изделиях, отметки цифрами на венцах деревянных срубов, надписи имён владельцев на бочках и других хозяйственных предметах. Указание на сравнительно широкое распространение грамотности среди городского населения, особенно зажиточного, находится в известном памятнике литературы XVI в. — «Домострое», в котором говорится о необходимости вести в хозяйстве письменный учёт.
Обучение велось, как правило, при монастырях, где детей «грамоте и писати, и пети, и чести (т. е. считать. — Ред.) учили». Помимо этого, среди феодалов и зажиточной городской верхушки было распространено домашнее обучение под руководством специальных учителей — «мастеров грамоты».
В XVI в. был издан и учебник по арифметике — «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгориз- мой, а по-русски цифирной счётной мудростью». В этом и других пособиях XVI в. по арифметике рассматривались сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями; при этом, как правило, приводились примеры из области торговли.
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки.
Так, во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Константинополе «греческой грамоте и языку», один был послан «на науку» в Германию «и тамо навык добре алеманскому (т. е. немецкому) языку и писанию»; на рубеже XVI и XVII вв. группа молодых людей обучалась иностранным языкам в Лондоне, Любеке и во Франции.
Несмотря на всё это, круг высокообразованных людей в стране был ещё очень ограниченным. Задавленные нуждой народные массы не имели средств и условий для получения большого образования и расширения своих знаний.
Из работы «Всемирная история в 10 томах.
T.V. Глава VII. Россия во второй половине XVII в.»
Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на челобитьях и других актах, умело читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чём можно судить по записям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами — крестьянами. В дворянских и купеческих кругах грамотность была явлением уже обычным.
В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведений. Однако только в конце столетия эти попытки приводят к созданию первого высшего учебного заведения. Сначала правительство открыло в Москве училище (1687 г.), в котором учёные греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она помещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве (часть этих зданий сохранилась до нашего времени). Академия  
в основном готовила образованных лиц для замещения духовных должностей, но дала и немало людей, занятых различными гражданскими профессиями. В ней, как известно, учился и великий русский учёный М. В. Ломоносов.
Из работы А.М. Панченко «Русская культура в канун петровских реформ»
У нас есть достоверные и достаточные статистические данные о грамотности мужского населения Москвы в середине XVII в. ...Когда составлялись переписные книги, хозяин каждого двора в них расписывался, за неграмотного «прилагал руку» сосед. Оказывается, белое духовенство было почти поголовно грамотным, чёрное духовенство — на три четверти. Среди купечества насчитывалось от 75 до 96 грамотных на сто душ мужского пола. В дворянском сословии картина примерно та же, что и в монашеском. Что же касается посадских мужиков, то здесь грамотных было от 23 до 52 процентов. То, что мы знаем о просветительской деятельности московского Печатного двора, поясняет и подтверждает эту картину. Так, во второй половине XVII в. эта единственная на Руси типография издала 300 тысяч букварей и 150 тысяч учительных Псалтырей и Часословов, причём буквари продавались по копейке за штуку. В Петровскую эпоху, когда европеизация достигла апогея, грамотность массы русского населения, напротив, понизилась: силы нации были отвлечены на флот, регулярную армию, постройку новой столицы и т. д.
4. Книгопечатание
Из работы М.Н. Тихомирова «Начало книгопечатания
в России»
Печатные книги, несомненно, проникали в Россию уже с конца XV в. Вероятно, это были книги на славянском, греческом и латинском языках... Однако решительные шаги для введения книгопечатания в России были сделаны только в середине XVI в. ...Возникновение книгопечатания в России, конечно, не было делом инициативы отдельных лиц. Оно явилось прямым следствием политического и культурного развития России. Но были и особые причины, побудившие Ивана IV и митрополита Макария приступить к работе над созданием печатного дела в России именно в 1553 г.
...Толчком к введению книгопечатания в России послужила необходимость иметь значительное количество церковных книг с унифицированным текстом для церквей завоёванного Поволжья, а также для борьбы с различного рода отклонениями от официального православия. С 1553 г. начаты были работы по устройству типографии в Москве. Кому принадлежала эта инициатива, точно неизвестно. Исходила ли она из церковных или светских кругов, мы не знаем, можно только предполагать, что эта инициатива на первых порах была поддержана митрополитом Макарием. Первая типография предположительно была основана при церкви Николы Гостунского в Кремле. В этой первой типографии предположительно работал уже Иван Фёдоров, за которым, таким образом, по праву остаётся имя первопечатника.
Типографское оборудование было сделано по венецианским, шире говоря, итальянским образцам, отчего итальянские термины так глубоко и утвердились в русской печатной практике XVI—XVII вв. Первенцем русского типографского мастерства была Триодь постная, вышедшая не позднее 1555 г. Вероятно, одновременно с ней вышла и Триодь цветная, пока не обнаруженная в наших библиотеках.
Из работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева
«Русская история: популярный очерк»
Для того времени Иван Фёдоров был весьма образованным человеком. В книгопечатании он обрёл своё призвание. Первым его помощником и товарищем по работе в типографии стал Пётр Тимофеевич Мстиславец. К этому времени и Фёдоров, и Мстиславец были уже хорошо обучены типографскому делу...
В начале 50-х гг. в Москве уже работала так называемая анонимная типография, выпустившая ряд изданий... без имени автора, без указания на типографию, место и год издания...
Строительство государственной типографии, начатое в 1553 г. в Китай-городе на Никольской улице... потом затормозилось. Иван IV был занят военными и государственными делами, а иосифлянское духовенство игнорировало указания митрополита Макария и всячески мешало Ивану Фёдорову. Наконец последовал особый указ царя, и здание типографии было достроено. 19 апреля 1563 г., в день открытия типографии, печатников посетили царь Иван Васильевич и митрополит Макарий. По их указанию и в их присутствии Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали набирать и печатать первую книгу — «Апостол». Иван Фёдоров привлёк к работе новых людей — Андроника Тимофеева Невежу и Никифора Тарасьева. 1 марта 1564 г. книга была полностью напечатана и переплетена.
«Апостол» был одной из богослужебных книг. Её рукописный текст перед печатью тщательно выверили и отредактировали, освободив от многих ошибок и искажений; все устаревшие слова и выражения заменили более современными и понятными, поэтому язык «Апостола» приближался к живому разговорному языку. Оригинальная техника двухцветной печати «Апостола», его чёткий, красивый шрифт, отличная вёрстка, грамотный текст, а также богатое художественное выполнение заставок и узорных букв, превосходный фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. — Авт.) — всё это вызывало восхищение читателей первой книги Ивана Фёдорова, изданной им в государственной типографии. «Апостол» 1564 г. не только синтезировал всё лучшее в древнерусских рукописных книгах и в практике «анонимной» типографии, но и стал непревзойдённым образцом печати для многих последующих десятилетий...
Заслуживает внимания обстоятельное послесловие, которым Иван Фёдоров сопроводил издание «Апостола». В нём он выступил как просветитель и публицист. В послесловии Фёдоров говорит о высоком предназначении печатного слова и резко критикует рукописные книги за допущенные малограмотными и порой невежественными переписчиками ошибки.
После «Апостола» Иван Фёдоров по указанию царя с 7 августа по 29 октября 1565 г. напечатал два издания Часовника. Это была не только церковнослужебная книга, но и учебник — по ней московские люди учились читать.
5. Развитие естественно-научных знаний в XVI—XVII вв.
Из работы А.Г. Кузьмина «История России
с древнейших времён до 1618 г.»
Развитие техники и материальной культуры в целом требовало научной переработки целого комплекса возникавших перед изобретателями и мастерами задач. Именно в этот период на Руси зарождаются первые естественно-научные представления о природе, давшие толчок дальнейшему развитию прикладной химии, математики, астрономии, минералогии, географии и геодезии, биологии и медицины. Отличительной чертой научного поиска того времени являлось теологическое восприятие мира. Этим объясняется сохранение значительных псевдонаучных напластований во многих областях знаний. Астрономия продолжала уживаться с астрологическими гаданиями, учёные-химики сплошь и рядом оказывались алхимиками, все более точные географические представления основывались всё же на невероятных и фантастических «космографиях»...
Определённые математические знания необходимы были при расчётах конструкций зданий, в торговых операциях, при сборе налогов, в крупном, например литейном, производстве, составлении переписных и писцовых книг, ведении фортификационных работ, определении расстояний, пройденных войском или судовой ратью.
В эти века продолжалась разработка наименований для крупных числовых рядов. В конце XV в. на Руси имелись обозначения для десяти тысяч — «тьма», ста тысяч — «легион», миллиона — «леорд»; в XVI в. к ним добавилось обозначение для десяти миллионов — «ворон»; в конце XVI — начале XVII в. появляется название «колода» для обозначения числа в сто миллионов.
В конце XV в. зарождается совершенно иной, основанный на математическом планировании принцип проектирования вновь возводимых фортификационных сооружений. До этого русские города строили по линии естественной возвышенности, укрепляя рвами и валами. Теперь же стены и башни новых крепостей стали возводить по пропорциональному геометрическому плану. Первым сооружением такого типа стали укрепления Ивангорода, мощной, квадратной в плане цитадели, заложенной на северо-западной границе России в мае 1492 г. ...Предварительные математические расчёты, несомненно, производились при построении крепостей — Коломенской (1525—1531 гг.), Зарайской (1531 г.) и др.
...Механика как раздел физики, изучающий самые простые и наглядные физические явления, также получила сугубо практическое применение; как правило, при изготовлении различных технических приспособлений... но и при определении механических свойств материалов. Это, в свою очередь, позволило создать уникальные высотные сооружения: храм Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), вознёсшийся вверх на 58 м; Покровский собор (1555—1561 гг.) и надстроенный в 1600 г. по приказу Бориса Годунова восьмигранный столп церкви-колокольни Ивана Великого, высота которого с крестом достигла 81 м. Возведение этих сооружений потребовало не только точного расчёта всей конструкции, но и задачи распределения масс на основе храмов. Только с помощью математически и физически верно найденного баланса русские мастера смогли избежать обрушения столь высоких и тяжёлых многоярусных конструкций.
Углублению изучения основ механики способствовало появление практической баллистики. Точные расчёты полёта ядра становятся необходимыми при ведении навесного артиллерийского огня из «верховых» орудий (мортир), применявшихся при осаде крепостей. Как правило, цель в таких случаях была укрыта за линией стен, бастионов и других укреплений.
Прорыв в освоении основ химии произошёл также после появления и внедрения в военное дело огнестрельного оружия. Необходимость изготовления качественного пороха требовала организации производства селитры, горючей серы и более качественного древесного угля. Мастера «зелейного» (порохового) дела умели изготавливать специальные добавки, улучшавшие качество изготовляемого ими взрывчатого вещества. При производстве зажигательных снарядов каменное ядро обмазывали горючим составом, в которое входили льняное масло, смола, селитра и сера. Для шумового эффекта в порох добавляли сернистую сурьму и сулему. При осаде врагами русских городов в минной войне известны случаи использования осаждёнными «смрадных» составов, в процессе горения которых образовывались удушающие газы. Помимо пороха, в таких случаях использовались сера, водка, селитра, смола и дёготь.
6. Литература в XVI в.
Из работы О.В. Творогова «Литература Древней Руси»
На рубеже XV—XVI вв. в русской литературе наступает решительный перелом... Наблюдения над составом монастырских библиотек позволили установить, что среди книг, сочинённых, переведённых или переписанных в XVI в., значительно ниже, чем в предшествующем столетии, удельный вес памятников светского содержания. В основном библиотеки пополняются теперь либо богослужебными книгами, либо церковно-догматическими сочинениями, либо памятниками, предназначенными для соборного, то есть коллективного, чтения: житиями, поучениями отцов церкви и т. д.
...Широкое распространение получают жития, хроники, исторические повести. Огромное значение приобретает в XVI в. публицистика. В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти. В сочинениях церковных иерархов (Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, митрополита Даниила) ведётся полемика с еретиками, обличаются общественные пороки, ведутся споры по вопросам церковного быта и т. д. Расцвет публицистики в XVI в. совершенно естествен — это было время сложных процессов государственного строительства, напряжённой идеологической борьбы. К решению этих важнейших общественных задач и были привлечены основные литературные силы. В этом одна из причин, почему литература вновь становится по преимуществу деловой. Но другая и, пожалуй, основная причина происшедших изменений в развитии литературы состоит в том, что влиятельные церковники не только беспощадно расправились с еретиками, а заодно и со всякого рода проявлением свободомыслия, но и объявили решительную борьбу светскому началу в литературе — «неполезным повестям», «глумам и смехам», «писаниям внешним». Церковь решительно требует, чтобы христиане не избегали «душеполезных повестей», «божественного писания». Эту идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), — «Великие минеи-четьи» — свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси.
Для литературы XVI в. характерно стремление к созданию монументальных «обобщающих предприятий» (термин
А.С. Орлова). Это и обширный хронографический свод — «Русский хронограф», это и самая крупная из русских летописей — Никоновская, это многотомный, роскошно иллюстрированный Лицевой свод, уже упомянутые «Великие минеи-четьи», «Степенная книга» — собрание биографий всех выдающихся деятелей русской истории и, наконец, стоящий уже на грани литературы и деловой письменности «Домострой» — свод «поучений и наказаний всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням».
Почти все названные памятники (исключая разве «Домострой») удивительно близки по стилю: XVI век — время торжества экспрессивно-эмоционального стиля, однако утратившего прелесть новизны (особенно в агиографии), ставшего чрезмерно напыщенным и манерным. Это век «второго мо- нументализма» (термин Д.С. Лихачёва), как бы повторяющего в новой обстановке и на новом уровне монументальный историзм XI—XII вв. Это литература торжествующей и уверенной в своей непогрешимости царской власти, торжествующей в своей непреклонной ортодоксии церкви...
В XVI в. Русь вступала как могучая держава, стряхнувшая последние оковы иноземного ига, уничтожившая остатки былой феодальной раздробленности (в 1478 г. потеряла свою былую автономию Новгородская земля, в 1510 г. — Псковская земля, около 1521 г. было присоединено Рязанское княжество). Литература, согласно замыслам идеологов времени Василия III и Ивана IV, должна была неукоснительно служить только великим целям великого государства.
7. Литература в XVII в.
Из работы Д.С. Лихачёва «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси»
Бурные события начала XVII в. порождают огромную и чрезвычайно разнообразную литературу, вводят в неё новые и новые жанры. Здесь и произведения, предназначенные для распространения в качестве политической агитации («Новая повесть о преславном Российском царстве»), и произведения, описывающие события с узколичной точки зрения, в которых авторы не столько повествуют о событиях, сколько оправдываются в своей прошлой деятельности или выставляют свои бывшие (иногда мнимые) заслуги («Сказание Авраамия Палицы- на», «Повесть Ивана Хворостинина»).
Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII в.: здесь и житие матери, составленное сыном («Повесть об Улиании Осоргиной»), и «Азбука», составленная от лица «голого и небогатого человека», и «Послание дворительное недругу», и собственно автобиографии — Аввакума и Епифа- ния, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой своеобразный диптих. Одновременно в XVII в. развивается целый обширный раздел литературы — литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в её самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр., и пр.). Появляются произведения, в которых имитируются произведения деловой письменности: дипломатической переписки (вымышленная переписка Ивана Грозного с турецким султаном), дипломатических отчётов (вымышленные статейные списки посольств Сугорского и Ищеина), пародии на богослужение (сатирическая «Служба кабаку»), на судные дела (сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче»), на челобитные, на росписи приданого и т. д.
Сравнительно поздно появляется систематическое стихотворство — только в середине XVII в. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче). Место его занимали скоморошьи представления. Сюжетную литературу в значительной мере (но не целиком) заменяла сказка. Но в XVII в. в высших слоях общества рядом со сказкой появляются переводы рыцарских романов (повести о Бове, о Петре Златые Ключи, о Мелюзине и пр.). Особую роль в литературе XVII в. начинает играть историческая легенда («Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»).
Таким образом, историческая действительность, всё новые и новые потребности общества вызывали необходимость в новых жанрах и новых видах литературы. Количество жанров
10 — А. А. Данилов, 10 кл., ч. 1
возрастает необычайно, и многие из них находятся ещё как бы в неустойчивом положении. XVIII веку предстояло сократить и стабилизировать это разнообразие.
8. Архитектура
Из работы В. Седова «Италия — экспортёр красоты»
Во второй половине XV века Московское княжество собрало вокруг себя разрозненные земли подчинённой татарам Северо-Восточной Руси и освободилось от зависимости Золотой Орды. Возрастающее значение Москвы требовало архитектурного оформления столицы. Причиной, по которой Италию выбрали в качестве архитектурного донора, было желание перенести изысканные и учёные формы Ренессанса в свою столицу (как было во Франции, Венгрии и Польше). С 1471 г. дипломатические миссии Москвы в Италии начинают разыскивать архитекторов для обширного строительства.
Первым приехал известный болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, который организовал для строительства Успенского собора производство кирпича и железных связей и возвёл величественное здание главного храма Русской митрополии. В Успенском соборе Московского Кремля итальянский зодчий попытался создать новый образ православного храма: пятикупольная композиция верха и стилизованный романский декор напоминали об Успенском соборе во Владимире, а симметричная расстановка столбов в интерьере и зальное пространство с крестовыми сводами в одном уровне принадлежали европейской традиции рационального осмысления внутреннего пространства. В результате сложился непротиворечивый образ, который лёг в основу многочисленных соборных храмов России XVI—XVII веков.
Вслед за Аристотелем вместе с возвращающимися из Италии дипломатическими миссиями в Москву стали прибывать другие итальянские мастера, которых в это время называли «Фрязями» или «Фрязинами», то есть итальянцами: Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Бон Фрязин, Алевиз Старый, Антон Фрязин. Эти архитекторы предприняли грандиозную перестройку резиденции московских великих князей — Московского Кремля. В великокняжеском дворце и Грановитой палате художественные принципы Ренессанса сказались в полной мере: здесь господствует или итальянская инженерная мысль, или декоративная стихия итальянского Возрождения. Величественные стены и башни из кирпича сменили обветшавшие белокаменные укрепления XIV века и создали новый облик столицы.
Особенности оборонительной системы Кремля позволяют говорить о том, что в ее основу положены принципы, распространённые в Северной Италии в XV веке. Эти же принципы характерны для сооружённых вслед за Московским Кремлём кремлей в Новгороде и Коломне, выстроенных, вероятно, теми же итальянскими архитекторами.
В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый в Архангельском соборе Московского Кремля применил на фасадах ордерную систему венецианской версии Ренессанса, а в общей схеме здания и в интерьере переделал схему Успенского собора Фиораванти в сторону большего выделения под- купольного пространства и пространственного креста. В первые три десятилетия XVI века были возведены десятки памятников, в которых итальянские зодчие варьируют ту же схему, причём иногда в полном виде (соборы в Ростове, Хутынском монастыре близ Новгорода), а иногда — в сокращённом (собор в Дмитрове, собор Спасского монастыря в Ярославле). Отдельные детали декора и схемы устройства сводов перенимали и русские архитекторы, так что первая треть XVI века была временем безраздельного господства итальянской инженерии и стиля.
Поначалу оригинальные композиции встречались в творчестве итальянцев нечасто (многолепестковый храм в основании колокольни Ивана Великого, сооружённой Боном Фрязиным, и многолепестковый храм в Петровском монастыре в Москве, связываемый с именем Алевиза Старого). Позже итальянцы создали такие сложнейшие по композиции и декору памятники, как церковь Вознесения в Коломенском — загородной усадьбе великого князя Василия III. Её возведение приписывают Петроку Малому, построившему протобастион- ные укрепления Китай-города в Москве.
Значение сделанного итальянскими мастерами в конце XV    — первой трети XVI века было столь велико, что на протяжении XVI и даже начала XVII веков в постройках русских зодчих встречаются многочисленные «итальянизмы»: ордерные формы, декоративные детали и отточенные сводчатые конструкции. Приглашение итальянцев в Россию не привело к импорту Ренессанса, как в остальной Европе, но заложило основу позднесредневековой ордерности русской архитектуры и приблизило её технически к европейским школам.
9. Живопись
Из работы С. Липатовой «Имея талант
иконописательства, вручённый моему ничтожеству...»
О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове»
XVII век — это время высокой книжной образованности общества, время последнего взлёта монументальной храмовой живописи, когда создаются многочисленные ансамбли росписей... время нового расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также широкой деятельности первоклассных мастеров Оружейной палаты, среди которых главное место принадлежит Симону Ушакову.
Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому как искусство Андрея Рублёва является свидетельством своего времени...
Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамён, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.
Среди сохранившихся произведений — иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному
иконного писания»... Небольшой трактат Ушакова является и словом в защиту почитания святых икон, так как содержит рассуждения о соотношении образа и первообраза и осуждает хуление икон. Кроме того, в нём говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы. «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоговения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и [подвергают себя] осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей»... Осмысление авторской ответственности является чертой нового менталитета человека XVII века. Художник осознаёт, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества...
Все иконы Симона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий. При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.
Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. В действительности же, несмотря на большую анатомическую точность и появившийся объём, иконы Ушакова созданы в традиционной иконописной технике. Его чрезвычайно интересует написание ликов, именно поэтому в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного». Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. Доводя свою манеру до совершенства, Ушаков пытался передать и Божественное, и человеческое, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. В его иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность, однако свет по-прежнему идёт изнутри, не имея физической характеристики и источника извне.
Значение творчества Ушакова для русского искусства XVII — начала XVIII века оценивалось неоднозначно. Г. Филимонов, ещё в конце XIX века посвятивший Ушакову большое исследование, считал, что значение художественной деятельности Ушакова состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи. И.Э. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась». Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Так, Э.С. Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого- либо серьёзного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья». Нам также представляется, что художник не переступил ту грань, которая отделяет иконопись от живописи.
10. Театр
Из работы «Всемирная история в 10 томах Т. V.
Гл. VII. Россия во второй половине XVII в.»
Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после распутной жизни и обратно принятого отцом. Для представления в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса чрезвычайно понравилась Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссёром придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 г.). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно мужского состава, так как женские роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети — «неискусные и несмышлёные отрочата».
Вопросы и задания
1. Определите характерные черты культурного развития России в XVI в. В чём выразился кризис традиционной древнерусской культуры? Каковы новые черты русской культуры XVII в.? Каковы причины изменений, происшедших в русской культуре XVII в.? Чем вызвано последовательное возрастание в русской культуре XVI—XVII вв. личностного начала? Какие формы и направленность приобретает личностное, авторское начало в поздней древнерусской культуре? Как соотносятся в культуре Московской Руси государственная и личностная составляющие? В чём причина усиления западного влияния на русскую культуру XVII в.?
В чём двойственность, противоречивость иностранного влияния на культуру в России? Как вы думаете, чем был обусловлен раскол русского общества в XVII в.?
2. Какие факты доказывают широкое распространение грамотности в России XVI—XVII вв.? Как вы думаете, в чём причины этого явления? Где и как русские люди получали образование в этот период? Какие проблемы в области образования являлись самыми насущными? Какие подходы к организации школьного дела сформировались в это время? Каковы заслуги Симеона Полоцкого в становлении образования в России? Подготовьте сообщение о деятельности братьев Лихудов в России.
3. Вспомните, где и когда появилось книгопечатание. Когда наша страна познакомилась с печатными книгами? Каковы причины появления печатного дела в России? Почему книгопечатание на Руси стало государственным делом? Каковы этапы становления печатного дела в этот период? Каковы заслуги Ивана Фёдорова в становлении печатного дела в России? Подготовьте сообщение о жизненном пути Ивана Фёдорова.
4. Сравните научные знания русских людей XVI—XVII вв. с их научными знаниями в предшествующие периоды. Какие изменения произошли за это время? Что сохранилось от прежних представлений? В каких отраслях научных знаний произошёл существенный прогресс? Чем это было вызвано?
5. Каковы особенности литературы XVI в. в сравнении с предшествующим периодом? Как политические процессы этого периода отразились на русской литературе? Какие жанры преобладали в литературе этого периода? Почему XVI век стал золотым веком русской публицистики? Какие проблемы поднимались в произведениях этого жанра? Почему академик Д.С. Лихачёв характеризовал XVI в. как век «второго монументализма»? Какие изменения по сравнению с XVI в. происходят в русской литературе XVII в.? Какие новые литературные жанры появляются в XVII в.? В чём причина литературного жанрового многоцветья этого периода?
6. Какие причины побудили русское правительство обратиться за помощью к итальянским архитекторам? Каков вклад итальянских мастеров в строительное дело на Руси? Какие шедевры московской архитектуры были созданы под руководством итальянских мастеров? Каковы стилевые особенности архитектуры этого периода? Каково значение шатрового стиля в русской архитектуре XVI в.? Подготовьте сообщение об истории создания собора Василия Блаженного в Москве. Как вы думаете, почему при патриархе Никоне было запрещено строительство шатровых храмов? Какие новые явления в русской архитектуре по сравнению с предыдущим столетием появились в XVII в.? Подумайте, о чём свидетельствуют эти изменения. Покажите связь между происходившими в XVI—XVII вв. политическими событиями и архитектурными стилями.
7. Подумайте, почему начавшееся в годы Смуты сближение России с Западной Европой привело к изменению традиций русской живописной школы. Какие новые явления по сравнению с
XVI    в. возникли в русской живописи XVII в.? С чем, на ваш взгляд, это связано? Почему С. Ушакова можно назвать последним русским иконописцем?
8. Какие тенденции в развитии русской культуры XVII в. отразились в становлении театрального искусства? Какие жанры театрального искусства существовали в этот период? Подумайте, почему гражданские власти столь долго мирились с существованием скоморохов. Какую роль стал играть театр в жизни московского высшего света? Чем отличается театр XVII в. от современного?
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты