Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow История России 10 класс А.А. Данилова arrow §27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI—XVII вв.)

§27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI—XVII вв.)

§27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI—XVII вв.)

Давайте вспомним
Когда иностранцы стали поступать на службу в России. Чем это было вызвано
Попробуйте
Выделить новые черты повседневного быта, появившиеся в России в XVII в.
Духовный мир и нравы людей
Под влиянием разнообразных событий российской истории претерпели изменения духовные идеалы людей, формировались новые привычки и нравы. Человек искал объяснений бедности, нищеты и горя, которые несли ордынские погромы и поборы. Многие ожидали скорого конца света и готовились к Страшному суду. Отсюда вполне естественным было стремление многих точно исполнять христианские заповеди. Церковь усматривала во вторжениях внешних врагов наказание свыше и призывала людей к смирению. Спасение от греха видели в послушании и праведности, т. е. в жизни по правде. Для спасения души почитали иконы и святые мощи, посещали церковные службы. Идеалом считали старину, отступление от которой трактовалось как отречение от своего прошлого и предков.
Однако внимание к внешней стороне веры нередко превалировало над внутренним религиозным чувством. Даже многие набожные люди исповедовались и причащались только дважды в год. Русские люди были закрытыми и не хотели открываться даже священникам. Верное средство к спасению души видели в раздаче милостыни, тем более что бедствия конца XVI — начала XVII в. породили огромное число нищих.
Христианская вера соседствовала со всеми видами языческих суеверий.
С давних времён осталось представление о природе как таинственной силе. Верили в могущество человеческого слова, поэтому заговоры и заклинания играли весьма важную роль в жизни людей. Хорошим средством от всех бед и невзгод считали завязывание узлов — оберегов, что осталось в слове «завязать» в смысле прекратить, преградить. «Домострой» осуждал все языческие суеверия как бесовские. Противоядием от них считался крест. Его считали знамением мира и союза, поэтому целовали в знак обещания и договора. В знак родства обменивались нательными крестами.
Богатство и достаток являлись приманкой для различных иноземных захватчиков и своих «лихих людей», поэтому зажиточный человек стремился скрыть своё имущество и доходы. Огромные налоги и пошлины привели к тому, что старались купить товар за бесценок, а продать втридорога. Именно тогда сложилось твёрдое убеждение, что без обмана ни в торговле, ни в промыслах, ни в ремесле обойтись нельзя. В тяжёлые годы люди привыкали жить одним днём, вспоминать старину и не заглядывать в будущее, отсюда рождалась беспечность и привычка жить, надеясь на авось.
Среди многих бед и невзгод складывались свойства русского народа: сметливость, находчивость, изворотливость и необычайная выносливость, которая удивляла иноземцев. В условиях значительной изоляции от остального мира многие поколения русских людей всех слоёв населения имели одни и те же религиозно-нравственные потребности и ценности. В.О. Ключевский писал о России XVI в. как об обществе «духовной однородности».
Все иностранцы, прозванные немыми или немцами, стали восприниматься русскими людьми как нечто чуждое, греховное, неизбежное зло и дьявольская сила. Внезапно появившийся на улице иностранец мгновенно собирал вокруг себя любопытных, разглядывавших его часто с нескрываемой неприязнью и насмешками. После общения с иноземцами дом очищал от скверны священник, а сами общавшиеся с Русский нательный крест, ними шли в храм. Церковь запрещала сидеть с найденный археологами. иностранцами за одним столом.
Постоянные войны, опричнина, позже Смута вели к снижению ценности человеческой жизни, пренебрежению личностью, ожесточению нравов и равнодушию к смерти. В этих условиях европейские идеалы Возрождения и Реформации, в центре которых были личность человека, его жизнь и права, раскрытие его способностей, оказались чуждыми для России. Своим умом жить человеку не полагалось, он должен был следовать указаниям «Домостроя», и жизнь его должна была течь спокойно, невозмутимо и благочестиво. Повседневная жизнь и быт того времени строились на идеале, согласно которому отдельная личность не имела никакого значения. Человек находился в полной зависимости от своего рода. Воля старших была законом для младших. На путь истинный человека направлял страх наказания. Образцом праведной жизни считали жизнь монастырскую, да и сами поучения «Домостроя» напоминали строгий монастырский устав, от которого не допускалось никакого отступления.
В XVII в. — «веке новшеств» — происходили существенные изменения в идеалах русского человека. Вера в Бога и спасение души стали пониматься теперь многими как активная мирская деятельность на пользу царю и Отечеству. Отношение к иностранцам менялось, их всё больше стало оседать в России. Церковь, правда, продолжала настаивать на их изолированном проживании. В Москве выходцам из Речи Посполи- той, в том числе захваченным в плен в ходе войны 1654—
1667 гг., выделили Мещанскую слободу, а всем остальным — Немецкую. Постепенно у многих русских людей рос интерес к образу жизни, обычаям и культуре других народов. Это было связано, в частности, с секуляризацией сознания высших сло- ёв общества. Новации перестали пугать, приучали к мысли о возможности позитивных перемен в повседневной жизни.
Обряды русской свадьбы
В Древней Руси свадебный обряд был прост: жених и невеста брались за руки и на людях три раза обходили по ходу движения солнца куст ракиты. Но постепенно ритуал усложнялся. Судьбу девушки или юноши нередко решали родители.
Юноши и девушки, особенно в городах, могли увидеть друг друга только в церкви. Родители выбирали детям ровню из своего круга. Выдавали замуж в 15—16 лет. Время свадеб было чётко обозначено: зимой (от Крещения до Масленицы) и осенью. От Пасхи до Троицы свадьбы устраивали только бояре, так как крестьянские семьи не могли терять работницу на летнюю пору.
Свадьбе предшествовало сватовство. Независимо от времени года сваха надевала шаль и шубу красных оттенков. Печь к сватовству протапливали даже летом. Двигаться сваха могла только вдоль досок пола, но не поперёк. В случае отказа слышали: «Наш товар не проданный», а в случае согласия устраивали пир. Затем был сговор. Нарушить позже сговорную грамоту считалось большим грехом. В ней речь шла об описи приданого, а также назначалась дата свадьбы. Хорошее приданое обеспечивало будущей жене определённую имущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. В состав приданого могли входить скот, деньги, иконы, одежда, ткани, драгоценности, слуги-холопы. Когда отец жениха и отец невесты жали друг другу руки, то сговор считался заключённым. Приданое перевозилось в дом жениха после свадьбы. Впоследствии для перевозки приданого снаряжали 5 колымаг или саней.
Во время сговора невесту никто не видел (она так и называлась — неизвестная). Следующий этап свадебной подготовки — смотрины невесты. Сваха с родственниками жениха приезжала в дом невесты, где показывали невесту в лучшем наряде. Сваха прохаживалась с невестой по комнате, рассматривала её и задавала вопросы. В невесте ценили стать, мастерство, хозяйственность, а в жене — покорность, молчаливость и трудолюбие.
Распорядителем свадебного обряда был дружка, он следил за обрядами, кнутом отгонял всё, что могло навредить соединению жениха и невесты. Тысяцкий распоряжался свадебным поездом — лошадьми, каптанами и санями. Дружке и тысяцкому помогали свечники, фонарщики, банники, ясельничий, оберегавший свадьбу от колдовства. К свадьбе готовили специальную еду: пирог — курник из курицы, риса, грибов, яиц, перепечи — калачи с гранями, похожими на ананас, сыр, жареную курицу, кашу, мёд и пиво.
Свадебный обряд начинался рано утром с «выкупа» места рядом с невестой — вином, деньгами и подарками. Молодые сидели в «красных» нарядах спиной друг к другу, когда начинался обряд «чесания» невесты. Он заключался в причёсывании её волос с медовой водой и надевании волосника и кики — «бабьих уборов». Венок, ленту и повязку — девичий головной убор невеста отдавала сёстрам и подружкам. Наступало время обряда осыпания молодых хмелем, ячменём, овсом, монетами, кусочками тафты и меха. В сапожки невесты клали мак от порчи, а в одежду втыкали иголки или гвозди. Молодых благословляли родители, кольцами они обменивались дома.
Свадебный поезд в Москве XVII в. Художник А.П. Рябушкин.
Во второй половине дня ехали в храм для венчания. Дорогу свадебному поезду несколько раз перегораживали жердью или шапкой (на шапку нельзя было наступать). За дальнейший путь платили выкуп. В церкви молодые проходили по устланной красной материей дорожке и становились перед алтарём. Во время венчания читали молитвы, соединяли руки молодых, водили кругом, надевали на голову венцы, трижды пили вино из стеклянной чаши, которую потом разбивали и топтали ногами. Во время венчания следили за приметами. Хорошими приметами считали снег и дождь, а плохими — падение предметов, угасание свечей или костров, появление препятствия между молодыми.
По приезде домой начинали свадебный пир. Молодых усаживали на шубу и кормили кашей и курицей, затем отправляли в сенник. На следующий день после мытья в бане на молодых надевали белые одежды и яркие головные уборы. Затем молодых кормили кашей. Важнейшим вопросом была честь невесты. Если жених был доволен этим вопросом, он к дуге упряжи лошади прикреплял кусок красной материи, а если нет — голубой. Молодые принимали подарки — скот и недвижимость.
Развод считался позором, поэтому второй брак не имел святости, третий брак не одобрялся церковью. Свадебные обычаи строго соблюдали и передавали из поколения в поколение.
Семейные заповеди «Домостроя»
Семейный уклад строился тогда по принципу: миром правит Бог, государством — царь, семьёй — муж. Внутри семьи власть его главы — отца была неограниченна. Глава семейства был защитником, покровителем, добытчиком, кормильцем. Он управлял всем домом, всеми членами семьи и домочадцами. Его распоряжения должны были выполняться беспрекословно. Отношения в семье были основаны на деспотизме и страхе, одобрялись физические наказания. «Домострой» считал страх наказания главным средством воспитания. Почтение к родителям рассматривалось как залог счастливой жизни детей.
Женщина считалась существом, стоящим ниже мужчины (отсюда пословица: «Курица — не птица, баба — не человек»). Для мужчины считалось недопустимым внешнее проявление уважения к женщине и вступление с ней в беседу. Женщина сравнивалась с сетью, созданной для прельщения мужчин белизной лица, очами, женской красотой. Чувство любви считалось грехом. Любой свой шаг женщина должна была согласоввывать с мужем. У мужа была плеть для жены, побои считали признаком любви. Знатные женщины вели затворнический образ жизни и только с разрешения главы семьи могли выезжать из дома в церковь и к самым близким родным. Слюдяные окна их колымаг были всегда закрыты занавесками. Для женских покоев отводилась задняя часть дома, и ключ от входа туда находился в руках хозяина. Высоко чтили тех женщин, которых не видели посторонние и чужие люди. В то же время, согласно «Домострою», домовитая хозяйка вызывала уважение мужа, родни и общества. Она была хранительницей очага, семейного тепла и чистоты, знала все запасы и вещи в доме и умела организовать работу слуг. Бережливость и скопидомство считали необходимыми для хорошей хозяйки.
14 ноября был праздник святых Косьмы и Дамиана (Кузьминки) — покровителей семейного очага и супружеского счастья. В этот день ели курицу, чтобы «в семье всё ладно было и птица водилась». Кур отсылали всем родным. Мужья подносили кур своим «боярыням» на «красное житьё», их яйца считались целебными.
В XVII в. строгие ограничения и регламентация жизни семьи стали вызывать некоторые сомнения. Появилась поговорка: «У нас не в Польше, муж жены больше». В некоторых семьях у детей сложились тенденции отделиться от родителей и жить «как любо».
Горделивые хоромы и курные избы
Уже с XVI в. комплексы боярских хором стали включать каменные подклети, которые предохраняли имущество от пожаров. Особенностью богатых палат стало красное крыльцо с остроконечной кровлей на фигурных столбиках. Фасады украшали глубокие окна с арочными перемычками и гирькой. В XVII в. появились наличники окон — обрамление окна со стороны улицы, т. е. на «лице» дома. Поэтичность боярскому жилищу придавали двускатные или шатровые крыши с дымоходами. Конёк и фасады по-прежнему украшали языческой резьбой.
Богатый дом имел различные помещения, которые соединялись сенями. В тёплых сенях принимали гостей. За сенями был устроен нужник с гончарными сливными трубами. Жилые хоромы состояли из спальни — ложницы, кабинета хозяина, крестовой и трапезной. Двери внутри дома были небольшими, их обивали войлоком. Приёмные хоромы состояли из горниц, повалуши, столовой избы. На третьем этаже располагались женские комнаты — светлицы с большими окнами с трёх-четырёх сторон: здесь занимались рукоделием.
Окна состояли из небольших кусков слюды, сшитых конским волосом и укреплённых железом. Зимой с внутренней стороны окна вставляли обитые сукном щиты — втулки. Новшеством XVII в. стали подголовники — небольшие сундуки, в которых хранили всё самое ценное и которые во время сна клали под голову. Кресла и стулья были редки.
Полы настилали дубовыми квадратными пластинами. Стены обивали сукном и бархатом ярких цветов — узорочьем. Изразцовые печи с изображением зверей и птиц топили жарко, а температуру регулировали с помощью вьюшки. В трапезной стояли массивный дубовый стол и скамьи с перекидной спинкой. На поставцах — открытых полках с серебряной посудой — выставляли самые богатые предметы, например часы с двигающимся циферблатом и модные тогда серебряные яблоки. В богатых домах появились западноевропейские кровати с балдахинами и украшенное жемчугом, пухом и мехом постельное бельё из красного атласа. В крестовой размещался иконо стас. Достоянием богатого дома стали паникадила — люстры и шандалы — подсвечники из меди и железа. В кабинете хозяина имелся письменный прибор с перницей и песочницей, книги, парсуны — портреты и небольшие зеркала.
Домом рядового горожанина или крестьянина являлась еловая изба. Стена делила её на две половины — хозяйственную с печью и чистую горницу. Мечтой простых людей была постройка вместо однокамерной избы трёхкамерного дома. На севере сооружали высокие избы на подклети. Внутри избы обстановка была скромная: полати, неподвижные лавки, стол, светцы и божница с иконами в красном углу.
Постройки хозяйственного назначения — хлева, конюшни, амбары, сараи, погреба, мастерские — располагали позади дома. Задний двор был покрыт навозом и пересекался дорожками из досок. На зажиточном дворе имелись также сенник, сушила, завозня для телег и саней, поветь для инвентаря, мыльня и портомойка, ледник со льдом, где хранили припасы на два года вперёд на случай «лихих» времён. Во дворе богатой усадьбы был колодец с навесом — сенью и сад, имеющий не менее пяти деревьев, кусты крыжовника и роз, а также огород с грядками. Защитницей дома считали рябину, она плохо горела и препятствовала пожарам, а также губительно действовала на болезнетворные микробы.
Стол — престол для бояр и народа
Вкус хлеба определяется качеством помола муки и способами её просеивания. В боярских домах по праздникам использовали крупитчатый хлеб из пшеничной муки высшего качества и сдобные пшеничные караваи. Из тонкой просеянной через сито муки выпекали ситный хлеб для купцов. Из просеянной через редкое решето муки выпекали решётный хлеб в семьях простых горожан. Крестьяне выпекали мякинный, или пушной, хлеб из непросеянной муки с примесью мякины — остатков колосков и стеблей. В неурожайные годы в такую муку подмешивали размолотые жёлуди, кору дуба, крапиву и лебеду.
Под влиянием ордынцев хлеб начали печь в форме хомута и изогнутой конской сбруи. Появились новые виды пирогов — большие кулебяки с мясом, постные пироги из рыбы и капусты — рыбники, пряженые пироги-карасики с творожной или гороховой начинкой. Пироги из ржаного теста с кашей называли сканцами, а с ягодами — калитками.
Популярны были пряники, которые делали с помощью резной деревянной пряничной доски. На таких досках часто вырезали языческие изображения животных и птиц. Особо ценили пряники с надписями. Пекли и печенье с большим количеством пряностей — корицы, имбиря, гвоздики, кардамона, аниса, бадьяна. В конце пира всегда выносили «разгонный» пряник, который ломали и раздавали гостям.
В уху также стали добавлять много пряностей: жёлтую уху варили с шафраном, белую — с луком и перцем, чёрную — с корицей или гвоздикой. Под влиянием развития связей с восточными народами появились новые виды супов. Калья варилась из рыбы, почек и курицы, с солёными огурцами, лимоном, рассолом и икрой. Юрма — суп из курицы с рыбой — сильно приправлялась зеленью. От ордынцев заимствовали кавардак — окрошку из варёных рыб. «Княгиней кухни» называли гречневую кашу. В бедных семьях её варили с горохом или грибами, в богатых — с мозгами, бараньим мясом, печёнкой, луком и яйцом. В годы ордынского владычества распространилась лапша, для приготовления которой тесто раскатывали в пласт, нарезали полосками, квадратами, ромбами и высушивали. С Востока в русскую кухню пришли также пельмени — «тестяное ухо».
Большое влияние на характер русской кухни оказывали посты. Их было четыре — Великий, Петровский, Успенский, Рождественский. Постными днями считали среду и пятницу. Основной едой в пост была рыба. Потребляли речную, а с XVII в. и морскую рыбу. Бояре предпочитали блюда из осетрины — фаршированную, тушённую в печи, рыбный потрох из молок, печени и икры. Бедные люди употребляли вяленую, сушёную и копчёную рыбу. Икру ели все слои общества. Её качество зависело от статуса человека: богатые ели зернистую, т. е. освобождённую от плёнок до засола, средние — паюсную, т. е. засоленную в плёнках, бедняки — ястычную, или мятую, которую резали, как сыр. В скоромные (непостные) дни в XVII в. стали готовить новые мясные блюда: похмелье — баранину с огурцами и перцем, курю рафленую — курицу с рисом и изюмом, гусей шестных с солёными сливами, жареных лебедей.
С конца XVII в. в быт русского человека стала входить «китайская трава» — чай. Популярными напитками оставались квас и пиво. Со времён ордынского ига появилась буза — холодная белая брага из проса. С XVI в. особое распространение получила водка — «хлебное», или «горячее», вино. Её крепость усиливали посредством добавления пряностей, трав, лимонной корки, можжевельника, патоки, ягод.
Укрепление христианской веры на Руси привело к распространению ритуальной еды. В Сочельник — канун Рождества — ели кутью из пшеницы или риса с мёдом, маком или изюмом. На Рождество готовили гуся с яблоками и фаршированного гречкой поросёнка. На Масленицу пекли ритуальные красные блины из гречневой муки. Главным праздником стала Пасха с крашеными яйцами, куличом, пасхой и головой барана из масла.
Под влиянием восточных народов в России появились кувшины, кубышки, фляги, сули, кумганы.
Пиры проводились довольно часто, но без приглашения туда не ходили. Говорили: «Незваный гость хуже татарина». В гости хозяину обязательно несли подарки — поминки. Рассадить гостей было целым искусством. Самых почётных усаживали в красный угол, всех остальных — по местам сообразно их званию и достоинству. Места рядом с хозяином называли высшими, а далее к выходу шли средние и низшие места. В «Повести о Горе- злосчастии» (XVII в.) говорилось: «А идёт он в место среднее, где сидят дети гостиные!» Сесть выше другого по достоинству означало нанести ему оскорбление. Из-за мест во время пиров часто случались драки.
На пирах придерживались старинных обрядов. Важнейшим был поцелуйный обряд, когда хозяйка дома в нарядной одежде выносила поднос с чарками вина. Гости кланялись, целовали её в уста и выпивали чарку. Обряд хлеб-соль означал радушие и гостеприимство хозяина: он разрезал праздничный каравай на куски и вместе с солью подавал их гостям. Пир начинали жареными лебедями, затем несли студень, икру, уху и жаркое. Кульминацией пира был вынос пирогов, возглашение здравиц и питьё из круговой братины. В конце пира гостям дарили подарки. Угощение бедных стало ритуалом пиров и доброй традицией.
Во всяком посаде в своём наряде
Знать своим внешним видом должна была внушать уважение народу и в многослойной одежде двигалась степенно, неторопливо, с достоинством. Сшитая из тяжёлых парчовых тканей, расширяющаяся книзу одежда и округлые в основании остроконечные вверху шапки соответствовали силуэту русских храмов. Золото куполов было созвучно золотому шитью в костюмах. Со времён ордынского владычества в русский язык вошли слова «башмак», «кафтан», «колпак», «шуба» и др. К домашней одежде знатных людей относился зипун из лёгкой шёлковой материи без рукавов. На зипуны надевали кафтаны с отделкой металлическим кружевом и татарскими завязками.
В XVII в. вошли в употребление пуговицы, которые стали самой дорогой вещью в костюме. К кафтану стало модным пристёгивать стоячий, отделанный камнями воротник — козырь, им козыряли (важничали).
Иноземное влияние в XVII в. выразилось в появлении польских и турских (турецких) кафтанов. Польские кафтаны были отрезными по талии, с плотно облегающим лифом, расширенным за счёт сборок, дополнялись пышными у плеча и узкими у запястья рукавами. Турский кафтан был свободного покроя, расклешённый книзу, с запахом, застегивался у шеи.
С восточным влиянием связано распространение дорожной чуги с рукавами по локоть, свободного, халатообразного армяка, терлика из дорогих тканей, тягиляя со множеством пуговиц и азяма с меховой отделкой. В XVI в. появилась праздничная широкая ферязь с длинными рукавами. В один собранный во множество складок рукав продевали руку, другой висел до пола. Иногда рукава откидывали назад или завязывали за спиной узлом. Осенью и весной бояре носили шёлковый опашень или суконную однорядку. В дорогу надевали плащи — суконные ферези и шерстяные епанчи. Самой почётной верхней одеждой являлись шубы, которые не снимали в помещениях и носили даже летом. Качество меха определяло степень знатности человека. Меха различали хребтовые, черевьи, пупковые, горлатные, лапчатые и хвос- тиковые. Бояре шили шубы на собольих и лисьих чревах, хребтах и пупках, мехом внутрь, а сверху покрывали шёлком и сукном. Купцы и зажиточные горожане ходили в куньих и беличьих шубах. Все шубы отделывали кистями — ворворками.
В XVII в. появились шубы польские, без воротников, петлиц и пуговиц, они застёгивались у шеи запонами и
имели просторные рукава. Турские шубы отличались рукавами — двойными или широкими.
Знать носила перстни с печатями — напалки и с камнями — жиковины. Степенность боярину придавала трость. Под польским влиянием некоторые представители знати стали брить бороды и оставлять усы. В моду вошли остроконечные или разделённые на две части бороды.
Шапки знати были четырёх видов и надевались одна на другую. Следуя восточным обычаям, в домашней обстановке на голову надевали расшитую бисером бархатную шапочку типа тюбетейки — тафью или скуфью. Стоглавый собор 1551 г. запрещал входить в церковь в тафьях. Другой формой шапки был остроконечный колпак из атласа с жемчужным околышем. Его надевали на тафью, а на него — мурмолку с плоской тульей и меховым околышем. Боярская высокая горлатная шапка делалась из лучших мехов горла животных. Богачи предпочитали кожаные остроносые и загнутые кверху сапожки на каблуках, отделанные жемчугом.
Посадский житель, как бы он ни был богат, не имел права надеть высокой шапки. Колпаки делали из белого войлока, отороченного овчиной, треухи и малахаи — из дешёвого меха. Основными видами народной одежды были казакин из коричневого, серого и чёрного сукна с медными пуговицами и поддёвка из сермяги тёмных тонов. В дорогу надевали зипуны, армяки, азямы и овчинные полушубки. Носили лапти и войлочную обувь.
Женская одежда боярынь и купчих состояла из рубахи и летника с широкими рукавами, воротником — ожерельем и нашивками — вошвами с узорами из листьев, трав и зверей. Женский опашень имел рукава до пят с прорезями, пуговицы от ворота до пят и пристёгнутый бобровый воротник. В холодную погоду носили облегающие телогреи на меху. Самой богатой в XVI в. считалась белая соболья шуба, в XVII в. — лисья цветная с золотым узором. Сапоги из бархата и кожи имели высокие каблуки. Наряд знатной женщины отличался дорогим головным убором, серьгами с алмазами, перстнями с яхонтами. Под ордынским влиянием на лицо стали накладывать белила и чернить брови и ресницы.
Замужние женщины волосы убирали в шёлковую шапочку — подубрусник или сетку из серебряных нитей — во- лосник. На них надевали убрус — платок с застёжкой, что составляло домашний убор. В церковь боярыни надевали отороченные мехом шапки, а в гости — кику. Девицы носили столбунцы из бобрового или собольего меха, под которыми были повязки, в косы вплетали косники.
Простые женщины, кроме рубах, надевали душегреи, сарафаны и андараки — юбки. Помимо лаптей, носили коты — башмаки на невысоком каблуке, которые крепили красными шнурами. Головными уборами женщин были кокошники с бисерными подвесками и повойник из холста, девушки носили бисерные повязки и коруны. Крестьянки надевали сороки — украшенные тесьмой и стеклярусом головные уборы с подвесками из птичьих перьев и пуха, так как птица сорока являлась символом многодетности и достатка в доме.
Праздники и будни
Повседневная жизнь для человека того времени тянулась медленно, значимыми были только события ближайшей округи в пределах видимости с колокольни. Жизнь всех сословий протекала обособленно, в семьях, тогда говорили: «Сидят в своих усадьбах, как медведи в берлогах». Церковь требовала
строгого соблюдения постов. Кроме ограничений в еде, в пост все сословия мало говорили, молились дома и ходили в храм. Запрещались песни, пляски, ссоры, ругань, смех. В Вербное воскресенье зародился обычай хлестать друг друга целебной вербой от болезней, давать скотине и ставить в красный угол. Символом жизни и благополучия в семье считали крашеное яйцо к Пасхе. Люди верили, что таким яйцом можно было потушить пожар, вылечить больного, спасти скот, получить с его помощью хороший урожай. Скорлупа считалась целебной. Символом встречи весны теперь стало битьё и катание яиц, когда старались разбить чужое яйцо и сохранить своё. Главным летним праздником стала Троица.
В праздничные дни главные развлечения были связаны со скоморохами — артистами разного жанра. Глумцы — шутники и комедианты — показывали фарс и сатиру. Самым популярным глумом было представление «Боярин и челобитчики». Другие показывали потехи, т. е. цирковые номера с медведем. Выступали «скоморошьи пары» — медведь с козой — настоящие звери или ряженые скоморохи. Разыгрывались спектакли с глиняными и тряпичными куклами, главной из которых был Петрушка. Повсюду звучала музыка. Играли на домрах, зурнах, волынках, лирах. В XVII в. появилась балалайка. В 1636 г. патриарх, а в 1648 г. царь запретили игру на музыкальных инструментах, но эти запреты мало помогали.
1 сентября начинался новый год. Именно в этот день мальчиков отправляли на учение к «мастерам грамоты». В 1634 г. в Москве был напечатан букварь подьячего Василия Бурцева, а в конце века — монаха Кариона Истомина. По окончании школы ученик становился грамотеем, мог переписывать книги и составлять бумаги, а при условии продолжения учёбы — служить в приказе или стать лекарем.
Врачи тогда очень ценились, получали соболя, деньги и продукты. Медицинские обследования называли «докторские сказки», рецепты — «приказы». В Москве в XVII в. было всего две аптеки с аптекарскими огородами. Лечили людей по книге «Прохладный вертоград», умели делать кровопускание, некоторые операции, вправление суставов. От многого спасала баня.
Врачей в народе нередко почитали за колдунов, так как многие из них практиковали языческие способы лечения, например «чудеса в решете». Решето считали небесным сводом, поэтому больного человека поливали из решета. От эпидемий чумы и холеры практиковали окуривание помещении можжевельником и полынью. В 1656 г. в Москве появилась первая больница, созданная боярином Ф.М. Ртищевым.
Проверяем себя
1. В чём выражались изменения в системе нравственных ценностей жителей России в XVI—XVII вв. и чем эти изменения были обусловлены? Как иноземные вторжения влияли на это?
2. Каково было положение иностранцев в России в XVI в., как и почему оно изменилось к концу XVII в.?
3. Охарактеризуйте положение женщин в России допетровского времени в боярской и крестьянской среде. Выделите общие черты.
4. Что нового появилось в пище русских людей в XVI—XVII вв.?
5. Почему большое значение придавали месту в гостях? Какие правила и обряды должен был знать гость допетровского времени?
Думаем, обсуждаем
1. Составьте таблицу «Положительные и отрицательные факторы иноземного влияния на российскую повседневность XVI—XVII вв.».
2. Составьте список вещей и продуктов, используемых на старинной свадьбе, и объясните их символическое значение.
3. Придумайте небольшой рассказ об одной из героинь картины А.П. Рябушкина «Свадебный поезд».
4. Начертите реконструкцию: 1) боярского дома; 2) двора. Обозначьте все их составляющие элементы.
5. Напишите исследование на тему «Старое и новое в боярском быту», используя картину А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома».
6. Составьте меню царского или боярского пира для постного и скоромного дня.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Какие выводы о положении женщины в допетровской Руси можно сделать из приведённых ниже документов?
Из книги А. Олеария «Новое описание путешествия на Восток». XVII в.
Обыкновенно все сколько-нибудь знатные люди воспитывают дочерей своих в закрытых покоях, скрывают их от людей, и жених видит невесту не раньше, как получив её к себе в брачный покой. Поэтому иного обманывают и вместо красивой невесты дают ему безобразную и больную, иногда же вместо дочери — какую-либо подругу её или даже служанку. Там известны такие примеры у высоких лиц, и поэтому нельзя удивляться, что часто муж или жена живут как кошка с собакою...
Из «Домостроя». XVI в.
Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по наставлению и согласно тому, что здесь писано. Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всём хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться — только с кем разрешит муж.
2. Выявите по документам различия в питании сословий России.
Из «Домостроя». XVI в.
Пироги постные боярские. Пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком, пироги подовые кисленькие с горошком, пироги с маком большие, жаренные на конопляном масле с горошком, да большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с визигой большой, пирог с сигами, пирог сомий, пирог с сельдями, пирог с сочнями (тонкие лепёшки с творогом, яйцом или жидкой кашей), а внутри переложен блинчиками.
Из книги Й. Стрюйса «Путешествие в Россию голландца». XVI в.
Самая обыкновенная пища народа: каша, горох, кислая капуста, солёная рыба, ржаной хлеб, такой тяжёлый, чёрный и плотный, что нет народа, у которого желудок был бы в состоянии его переварить. Всё, что он ест, приправляется таким количеством чесноку и луку, что дыхание его невыносимо для тех, кто не употребляет этих приправ.
Из книги Н. Витсена «Путешествие в Московию».
XVII    в.
Первым блюдом обеда купца были засахаренные сливы и огурцы, на второе подали курицу в бачке, на третье — кусок свинины с уксусным соусом, который они ели ложками. Четвёртое — какая-то странная жидкость, которую позже едят ложками. Пятое — паштет из мяса с луком.
Меню обеда священника. 15 января 1698 г.
Папошник (мягкий пшеничный хлеб). Сиг бочешный под хреном. Пирог круглый со «щучьми телесами». Пирог косой с сыром. Пироги подовые с яйцами. Сырники. Оладьи путные. Блюдо пирогов — карасей. Сбитень. Сельди свежие в тесте. Кисель холодный со сливками. Кисель горячий с маслом. Окунь рассольный. Уха сборная. Уха язевая на сковороде. Звено лосося. Потроха щучьи свежие. Щи с тешею. Головы белужьи просольные. Схаб белужий паровой. Стерлядь паровая свежая. Кружок тельной.
3. На основе свидетельств, оставленных иностранцами, составьте описание внешнего вида и одежды русских людей XVI — XVII вв. Какие детали в одеянии русских могли вызвать удивление у иностранцев? Какие иноземные влияния проявились в одежде российской знати?
Из книги Дж. Флетчера «О государстве Русском».
XVI    в.
Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застёгивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит ещё другой большой широкий воротник из дорогого меха, который вшит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земскую, которая надевается свободно и застёгивается до самых ног.
Из книги А. Дженкисона «Путешествие из Лондона в Москву». XVI в.
На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга и драгоценных камней и шапку из чёрной лисицы, сильно расширяющуюся кверху.
Из книги А. Олеария «Путешествие в Московию».
XVII    в.
Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые девицы оставляют их сплетёнными в косу на спине, привязывая внизу косы красную шёлковую кисть.
Из книги Я. Рейтенфельса «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому». XVII в.
Чулки они носят из грубой косматой шерсти, по большей части просторные и без подвязок, а каблуки их башмаков так высоки, что ходить весьма трудно.
4. Найдите черты сходства и различия в системе ценностей российского и западноевропейского крестьянина. Чем их можно объяснить?
Из книги историка Б.Н. Миронова «Историческая социология России»
В системе ценностей крестьянина по порядку важности находились достаток, понимаемый как удовлетворение скромных материальных потребностей, уважение односельчан, праведность жизни, дети. Счастье, или, как сказал бы современный человек, жизненный успех, состояло в том, чтобы прожить жизнь в труде, здоровье и достатке, но обязательно в соответствии с обычаями и традициями, завещанными предками, по правде и по совести, чтобы иметь большую семью и много детей, пользоваться уважением односельчан, не совершить много грехов, не уезжать из своей деревни и умереть на родине в кругу близких и друзей, успев покаяться перед священником в совершённых прегрешениях.
К власти и славе, в современном понимании этих слов, крестьянин относился равнодушно, к богатству — противоречиво. С одной стороны, он понимал, что деньги могут дать власть, силу и материальное благополучие. С другой — считал, что богатство аморально, так как всегда нажито не по совести и правде, в ущерб другим и за счёт других.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты