Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

§ 2. Революция 1905—1907 гг.

§ 2. Революция 1905—1907 гг.

Давайте вспомним
Основные этапы революции 1905—1907 гг.
Когда и при каких обстоятельствах в России появилась первая Дума Существовали ли в этот период в России легальные политические партии
Попробуйте
Узнать, какие революционные события происходили в вашем районе в этот период
Назвать политических деятелей этого периода
Причины и начало революции
В начале XX в. Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий. Они во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть — инициатор модернизационных преобразований — оказалась неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т. е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившегося в острое противостояние власти и общества.
Интеллигенция, не только радикальная, но и либеральная, взяла на вооружение нелегальные методы борьбы, усилилась террористическая деятельность революционных организаций. Заволновалось студенчество, пытавшееся при помощи требований восстановления университетской автономии отстоять свои гражданские права. Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны, где особенно остро ощущалось малоземелье, предъявило требование передела помещичьих земель. Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Усилившиеся волнения на национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки русификаторского курса. Особенно осложнили положение катастрофические поражения русской армии и флота в Русско-японской войне.
Столь массовое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имеют серьезные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать.
Ситуацию коренным образом изменили события 9 января 1905 г. в Петербурге. Расстрел мирной демонстрации, несшей петицию императору, ошеломил все слои общества. Представления жителей России о справедливом и милосердном царе, который заботится о своем народе, составлявшие основу патерналистских установок, были существенно поколеблены. Один петербургский рабочий позднее вспоминал: «В этот день я родился во второй раз, но не все забывающим и все прощающим ребенком, а озлобленным человеком, готовым к борьбе за победу». В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи.
Становление конституционной монархии в России
Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы. Но осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант. Решающую роль сыграла Октябрьская политическая стачка, охватившая всю страну и почти полностью парализовавшая ее. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», изданный в разгар стачки, обещал населению законодательный парламент и гражданские свободы. Под влиянием декабрьского вооруженного восстания в Москве, 12 декабря 1905 г. царь подписал закон о порядке выборов депутатов Государственной думы.
23 апреля 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных законов Российской империи», которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов. При определении прерогатив императорской власти слово «неограниченная» было заменено на слово «верховная», ибо отныне «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». При этом сохранилось понятие «верховная самодержавная власть», которая мыслилась как гарант целостности «единого и нераздельного» Российского многонационального государства. Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководил внешней политикой и управлял армией и флотом.
17 октября 1905 г. Художник И.Е. Репин. Какие слои населения изображены на картине? Чему они радуются? Составьте по картине короткий рассказ об отношении жителей России к
Манифесту 17 октября 1905 г.
Вторая глава «Основных законов...» содержала статьи о правах и обязанностях населения Российской империи. Она обещала гражданам неприкосновенность личности, жилища и собственности, право на свободное избрание местожительства и профессии, право свободного выезда за границу, право на свободу вероисповедания, право «в пределах, установленных законом» выражать и распространять свои мысли. Несколько ранее, 27 августа 1905 г., была восстановлена университетская автономия.
Существенные изменения произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом императора от 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство — Совет министров. Председатель Совета министров (премьер-ми- нистр) получил право контролировать деятельность министров, представлять правительство перед императором и законодательными учреждениями. За министрами оставалось право «всеподданнейших докладов» царю, но они должны были согласовывать их с премьер-министром. В соответствии с «Основными законами...» Совет министров наделялся правом законодательной инициативы, разработки законопроектов и внесения их в Думу. Первым председателем Совета министров был назначен автор Манифеста 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте.
Конечно, новая политическая система была далека от идеального варианта правового государства и гражданского общества. Законотворческая деятельность Государственной думы была ограничена невозможностью внесения изменений в «Основные законы Российской империи»; граждане России не получили права на прямые, равные, тайные и всеобщие выборы; император обладал еще огромной властью, в том числе правом досрочного роспуска Думы и издания законов в обход ее; правительство не назначалось парламентом и не отчитывалось перед ним. Тем не менее в 1906 г. Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии, а ее население получило основные политические права, благодаря чему россияне из подданных императора превратились в граждан страны.
Опыт российского парламентаризма
В отличие от многих европейских стран, в которых парламентские традиции складывались веками, история дореволюционного российского парламента насчитывала всего 12 лет, вобрав в себя опыт работы четырех Государственных дум и двух ее роспусков.
Депутаты Государственной думы избирались населением на 5 лет в специально созданных избирательных округах тайным и многоступенчатым голосованием по куриям. Дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). При вступлении на должность депутаты подписывали торжественное обещание исполнять свои обязанности, «храня верность его Императорскому Величеству, государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России».
Закон предоставлял народным избранникам депутатский иммунитет, согласно которому арест депутата допускался в исключительных случаях с санкции судебных органов. При этом судебная власть должна была заручиться поддержкой со стороны большинства законодательной палаты.
Работой Государственной думы руководил ее председатель. Председателем, по установившемуся обычаю, выбирался лидер фракции, составляющей думское большинство. Согласно парламентской традиции, депутаты, состоящие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились по фракциям (хотя законы не предусматривали никаких депутатских объединений). Нередко во главе думских фракций находились лидеры политических партий (П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич и т. д.). При этом в Думе свободно функционировали и фракции нелегальных партий.
Голосование в Думе проводилось, как правило, вставанием со своих мест тех депутатов, которые не поддерживали выносимое на голосование решение. Сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех и других было примерно равное число, то голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» — в другие. К закрытому (тайному) голосованию шарами или записками прибегали при выборах должностных лиц, членов комиссий и т. п.
Работа Думы косила гласный характер, который обеспечивался публикацией стенографических отчетов о парламентских заседаниях (за исключением закрытых заседаний, которых, впрочем, было немного), допуском публики на общие собрания (по личным рекомендациям депутатов), присутствием прессы.
Важнейшей деятельностью Думы было обсуждение и утверждение новых законов. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им — к императору, который выносил окончательное решение.
В компетенцию Думы входило утверждение бюджета («государственной росписи») страны. Однако это право не распространялось на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам, на чрезвычайные расходы в военное время, на государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».
Особенностью российской парламентской системы, значительно ограничивающей ее возможности, являлось отсутствие механизма ответственности правительства перед народным представительством. Правда, Дума могла осуществлять косвенный контроль преимущественно в форме запросов к министрам по поводу незаконных действий властей. Запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов.
Кроме того, Дума являлась легальной общероссийской политической трибуной, выразителем общественного мнения. Именно эту функцию и реализовывали в основном депутаты I и
II    Государственных дум, речи которых больше напоминали выступления митинговых ораторов. В результате I Дума проработала 72 дня, II Дума — 103 дня.
3 июня 1907 г. наряду с манифестом о роспуске II Думы было обнародовано и новое «Положение о выборах в Государственную думу», которое позволяло значительно сократить оппозиционные силы в российском парламенте. Издание нового избирательного закона в обход Думы и Государственного совета являлось нарушением «Основных законов Российской империи», и было воспринято оппозицией как «государственный переворот» и конец революции 1905—1907 гг.
Становление российской многопартийности
Революция привела к значительным изменениям системы общественных отношений. Возникло множество политических партий, союзов, профессиональных и иных общественных организаций, газет, журналов, народных университетов, рабочих домов и т. п. Если до осени 1905 г. в России было около трех десятков нелегальных политических партий, из которых только три общероссийские, остальные национальные, то после издания Манифеста 17 октября 1905 г. возникло более 50 общероссийских и более 100 национальных и региональных политических партий.
Российский политический спектр расширился за счет появления партий либеральной и традиционалистской ориентации. В октябре 1905 г. были организационно оформлены Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия правового порядка, в ноябре — Союз русского народа и Торгово-промышленная партия, в декабре — Партия демократических реформ, в феврале 1906 г. прошел I съезд Союза 17 октября (октябристов) и т. д. Либералы объединялись, чтобы противопоставить себя самодержавному режиму, с одной стороны, и отмежеваться от революционеров — с другой. Традиционалисты — для того, чтобы защитить самодержавие и православие не только от революционеров и либералов, но и от колебаний самой власти, проявлявшей, по их мнению, излишнюю уступчивость.
Функционирование Государственной думы позволяло политическим партиям оказывать определенное воздействие на принятие государственных решений, что положило начало процессу превращения многопартийности в многопартийную систему. Россия впервые получила шанс придать взаимоотношениям власти и общества цивилизованные формы.
Городской комитет партии кадетов перед выборами в Думу. 1906 г.
Первый шаг навстречу обществу был сделан правительством. В октябре 1905 г. С.Ю. Витте вступил в переговоры с лидерами либералов о возможности их вхождения в правительство. Однако кадеты, стремясь в условиях подъема революции сохранить свою оппозиционность, выдвинули ряд неприемлемых для власти условий, и альянс не состоялся. Октябристы, изъявив свою лояльность к правительству, также отказались от министерских портфелей, сославшись на отсутствие необходимого опыта. В действительности их, очевидно, пугала перспектива сотрудничества с реакционными министрами, а также неясность судьбы самого кабинета Витте в условиях нараставшей революции.
Либералы сосредоточили свои усилия на выборной кампании. По инициативе октябристов в ноябре 1905 г. в Петербурге был создан Соединенный комитет умеренных партий с целью проведения единых кандидатов в Думу. Но бойкот, объявленный I Думе крайне левыми партиями, способствовал
успеху кадетов, которые оказались на выборах самой оппозиционной силой. Блоку умеренных партий удалось провести в I Думу лишь 16 своих депутатов, и их голос почти не был слышен. Влиятельной силой в Думе стала Трудовая группа (трудовики), сформировавшаяся из депутатов от крестьян. Кадеты сформировали самую многочисленную фракцию и поделили между собой большинство думских постов. Однако, увлекшись идеей «парламентского давления» на власть, кадеты, сомкнувшись с трудовиками, вошли в жесткое противостояние с правительством.
После роспуска I Думы часть депутатов, в основном кадеты и трудовики, собрались в Выборге, на территории Великого княжества Финляндского, вне досягаемости русской полиции. Депутаты приняли воззвание, в котором призывали население оказывать пассивное сопротивление властям: не платить налогов и не давать рекрутов правительству. Однако эти призывы не нашли отклик в массах. Результатом Выборгского воззвания стало привлечение к судебной ответственности подписавших его депутатов, в том числе 120 кадетов, и лишение их избирательных прав при выборах в новую Думу.
Голосование во II Государственную думу. 1907 г.
Избирательная кампания во II Думу стала для кадетов и октябристов нелегким испытанием. Конституционно-демократическая партия не только лишилась многих популярных ораторов, но и потеряла в глазах избирателей ореол главной оппозиционной силы, так как в этих выборах приняли участие эсеры и социал-демократы. В результате кадеты потеряли во II Думе 80 депутатских мест, сохранив тем не менее и в ней доминирующее положение. Партия октябристов, переживавшая раскол, связанный с неоднозначным отношением ее лидеров к правительственным мероприятиям, получила во II Думе 43 мандата, что было скромным результатом в условиях их поддержки со стороны властей.
Деятельность октябристов во II Думе мало отличалась от их предыдущего опыта. Фракция настаивала на осуждении Думой революционного террора, резко критиковала аграрные законопроекты трудовиков и кадетов, поддерживала правительственные законодательные инициативы. Кадеты, учтя первый думский опыт и изменение ситуации в стране (спад революционной активности), провозгласили тактику «бережения Думы». Однако страсти накалились после внесения на утверждение Думы указа от 9 ноября 1906 г., с которого началось проведение столыпинской аграрной реформы. Кадетская фракция отвергла реформу, сохраняя довольно резкий тон и при обсуждении других мероприятий правительства. Так, кадет Ф.И. Родичев, протестуя против военно-полевых судов, бросил в лицо премьер-министру П.А. Столыпину фразу о «столыпинских галстуках» и жестом показал затянутую вокруг шеи веревочную петлю. Не добившись одобрения своей аграрной реформы, Столыпин решился на роспуск Думы и изменение избирательного закона.
Партии революционно-социалистической ориентации в условиях подъема революции провозгласили тактику бойкота выборов в I Думу, призвав народ к вооруженному восстанию. Позднее лидеры социал-демократов признали тактику бойкота ошибочной, поскольку Дума и выборы в нее открывали широкие возможности для их легальной деятельности. IV съезд РСДРП рекомендовал членам партии тех районов России, где выборы проходили позднее, включиться в выборную кампанию. В итоге в июне 1906 г. в I Государственной думе возникла фракция РСДРП из 18 депутатов. Несмотря на отсутствие у них необходимого политического опыта, эти депутаты внесли несколько законопроектов и активно использовали запросы для давления на власть. Руководство партии эсеров, убедившись, что идея бойкота не находит широкого отклика у крестьян, также изменило отношение к Думе, оказав значительное влияние на Трудовую группу.
В выборах во II Думу приняли участие уже все революционные партии. Социал-демократы сумели провести 65 депутатов, 18 из них были большевиками, остальные — меньшевиками. Эсеры располагали 37 мандатами. Левые депутаты активно критиковали политику правительства и рассматривали Думу не как орган законодательной работы, а лишь как трибуну для пропаганды своих взглядов.
Советы рабочих депутатов
Изменения в политической системе Российской империи явились серьезной уступкой либеральным силам общества и ускорили процессы модернизации страны. В то же время разбуженные революцией народные массы проявили удивительную способность к созданию низовых органов власти, не вписывающихся в представления либералов.
С весны 1905 г. рабочие стали формировать не встречавшийся прежде тип организации, ставшей сюрпризом для правительства, либералов и даже социалистов, — Совет рабочих депутатов. Первый Совет возник во время всеобщей забастовки в Иваново-Вознесенске, когда представителям рабочих пришлось решать вопросы поддержания порядка и вести переговоры с хозяевами предприятий, правительством и полицией. Затем Советы появились и в других городах и даже сельской местности.
Советы избирались от всех крупных фабрик и заводов. Делегаты собирались в каком-нибудь здании или даже на улице, причем на собрании разрешалось присутствовать, но не голосовать и не членам Советов. В принципе депутат в любое время мог быть отозван теми, кто его избирал, и заменен другим. Каждый Совет для ведения повседневной работы формировал исполнительный комитет. Вначале Советы провозгласили себя стоящими вне партий, однако на практике в исполкомы входили примерно поровну меньшевики, большевики и эсеры. Это свидетельствовало о том, что революция толкнула рабочих в объятия радикальной оппозиции, хотя ни одна социалистическая партия не пользовалась монопольным влиянием на них.
Участники собрания депутатов совета уполномоченных в Иваново-Вознесенске. 1905 г.
Советы являли собой воплощение прямой демократии, где народ, его представители и исполнительные органы не разделены формальностями и бюрократией. Советы более чем какая- либо другая рабочая организация напоминали сельский сход, и, может быть, именно этим объясняется быстрота их распространения по стране и высокое доверие, которым они пользовались у населения. Несомненно, Советы принципиально отличались от рабочих организаций в других странах Европы того времени, даже тех, которые возникали при революционных ситуациях.
Политическая активность крестьян
Крестьянское движение, начавшееся в черноземной полосе России еще в 1902 г., приняло в ходе революции 1905 — 1907 гг. невиданный размах. Первыми в феврале 1905 г. поднялись крестьяне Курской, Орловской и Черниговской губерний, встречавшие весну, как обычно, впроголодь. Они захватывали помещичьи амбары и распределяли хлеб. С приближением посевных работ стало быстро расти число захватов помещичьих земель. Осенью 1905 г. крестьянское движение охватило свыше половины Европейской России. Захваты помещичьих земель стали сопровождаться разгромами усадеб, чаще всего сожжением строений и уничтожением хозяйственного имущества. По разным подсчетам, за 1905—1907 гг. в Европейской России было уничтожено от 3 до 4 тыс. дворянских усадеб (7—10 % их общего количества). Особенно широкий размах приняли выступления крестьян в Саратовской, Самарской, Тамбовской, Курской, Киевской и Черниговской губерниях.
Разгром усадеб не являлся просто актом вандализма. Крестьяне сжигали жилые и хозяйственные строения для того, чтобы выдворить помещика из деревни и заставить его отказаться от земли. По замечанию очевидца, крестьяне искренне верили, что «если они сожгут помещичьи усадьбы, то помещики больше строиться не будут, и земля таким образом отойдет к ним, крестьянам».
Идея передачи помещичьей земли тем, кто обрабатывает ее своим трудом, переросла в политический лозунг ее безвозмездной и полной конфискации. Крестьянскому радикализму во многом способствовало наличие общины. Как правило, захват помещичьих земель проводился по решению сельского схода, так что эти действия являлись в глазах крестьян вполне легитимными. Более того, осенью 1905 г. в ряде мест общины присваивали себе функции государственной власти. Наиболее ярким примером может служить так называемая Марковская республика в Волоколамском уезде Московской губернии, просуществовавшая с 31    октября 1905 г. по 16 июля 1906 г.
Хорошей политической школой для крестьян стало составление наказов депутатам, избираемым в Государственную думу. Несмотря на эсеровские призывы к бойкоту, крестьяне приняли в выборах самое активное участие. К тому же на первом этапе выборы проходили в привычной для крестьян обстановке — на сельских и волостных сходах. Современник писал, что крестьяне «подходили к назначению выборщиков очень серьезно, сопровождая процедуру общей молитвой и не забывая снабдить своих избранников детальными инструкциями». Чаще всего требовали передачи земли тем, кто ее обрабатывает: «Необходимо уничтожить частную собственность на землю и передать все частновладельческие, казенные, удельные, монастырские и церковные земли в распоряжение всего народа. Землей должен пользоваться тот, кто своей семьей или в товариществе, но без батрацкого труда будет ее обрабатывать... сколько он в силах обработать».
Характер крестьянского движения в России в 1905— 1907 гг., по мнению ряда историков, свидетельствовал о начале в стране полномасштабной крестьянской революции.
Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции События, происшедшие 9 января 1905 г. в Петербурге, не оставили равнодушными и население национальных окраин России. Волна забастовок рабочих прокатилась по Польше. Особую активность проявляли жители Варшавы и крупного промышленного центра Лодзи.
Мощные революционные выступления произошли в прибалтийских губерниях, а также в городах черты оседлости, где проживал большой процент еврейского населения. Политические забастовки, демонстрации, рукопашные бои и даже настоящие военные действия развернулись в Риге, Митаве и Либаве. Бастовали Ревель, Вильно, Белосток. Неспокойно было и во множестве небольших городов-местечек. Массовые демонстрации под красными флагами и вооруженные столкновения с полицией шли в городах Финляндии. На Кавказе забурлил многонациональный Тифлис, откуда «беспорядки» перекинулись на всю Грузию.
Вслед за рабочими в революционную борьбу включились крестьяне окраин страны. Особым размахом в начале 1905 г. отличалось крестьянское движение в Латвии и Грузии. В Озургетском уезде Грузии крестьяне отказались выполнять законы, платить налоги, нести повинности в пользу помещиков. Во многих районах Грузии создавались крестьянские комитеты, которые не только устанавливали новые порядки, но и организовывали обучение крестьян военному делу, открыто готовились к вооруженному восстанию.
В марте вспыхнула забастовка сельскохозяйственных рабочих Латвии. Латышские крестьяне под влиянием социал-демократов организовывали так называемые церковные демонстрации. Они собирались в церквях, но вместо службы произносили антиправительственные речи, пели революционные песни, затем с красными флагами направлялись в господские имения для предъявления своих требований.
Широкий размах революционного движения на национальных окраинах вынудил правительство свернуть репрессивный курс и вернуться к традиционной политике гибкого прагматизма в национальном вопросе. В апреле 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», который хотя и подтверждал доминирующее положение православной церкви, однако устранял дискриминацию неправославных конфессий и разрешал православным переходить в другие христианские общины. 200 тыс. насильно обращенных из униатства в православие белорусов и десятки тысяч крещеных татар обрели на основе этого указа свою прежнюю веру. Затем последовал ряд уступок в области языковой политики (в частности, в отношении польского, литовского, украинского, армянского, немецкого, эстонского и латышского языков). Наиболее серьезные уступки политического характера были сделаны в Финляндии. В ноябре 1905 г. Николай II подписал манифест об отмене законов, ограничивавших автономию Финляндии, а также утвердил новый сеймовый устав (фактически конституцию), предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами с 24 лет.
Наименьшим коррективам подверглась политика правительства по еврейскому вопросу. А массовые погромы в октябре и ноябре 1905 г., инициированные сторонниками правых партий и организаций, которых противники называли черносотенцами, затронули около 600 еврейских общин и повлекли за собой насилия, разрушения и убийства, как минимум, 1000 евреев. Сформированные под руководством Бунда еврейские отряды самообороны порой оказывали погромщикам отчаянное сопротивление.
Вместе с тем начало формирования в Российской империи конституционного режима создавало предпосылки для дальнейшего развития национальных движений. Было основано множество новых организаций и партий, расцвела пресса на национальных языках, более частыми стали национальные манифестации, требования, которые, впрочем, не шли дальше автономий, введения родного языка в официальное делопроизводство и созыва национальных законодательных собраний.
Подведем итоги
Основным результатом революции 1905—1907 гг. в России стало введение представительных государственно-правовых институтов и либерально ориентированных общественных порядков. Это было начало становления конституционной монархии.
Проверяем себя
1. Укажите причины революции 1905—1907 гг. Возможно ли было решить существовавшие проблемы без революции? Если да, то каким образом, если нет, то почему?
2. Охарактеризуйте политические и социальные силы, ставшие активными участниками революции. Каковы были их требования? Что они получили в результате революции? Ответ оформите в виде таблицы.
3. Сравните манифесты от 6 августа 1905 г. и от 17 октября 1905    г. В чем сходство и различия этих документов? С чем связаны произошедшие изменения? Свою точку зрения аргументируйте.
4. Какие изменения были внесены в российские законы в результате революции 1905—1907 гг.?
5. В чем вы видите особенность революционных событий в Иваново-Вознесенске? Чем Советы отличались от рабочих организаций, существовавших в других странах мира?
Думаем, обсуждаем
1. Напишите авторский текст «Биография-портрет одного из депутатов Государственной думы периода революции 1905—1907 гг.» (не более 500 слов).
2. Сравните программу действий партий, входящих в состав Думы, с реальными действиями этих партий. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?
3. Сформулируйте позиции основных нелегальных партий этого периода по вопросам государственного устройства, земельной и частной собственности. Каковы причины отличий и совпадения этих позиций? Отобразите это в виде организационной диаграммы.
4. Письменно сформулируйте не менее пяти противоречий между задачами, которые стояли перед Думой, и интересами рабочих и крестьян. Каковы причины этих противоречий? Какими могли быть мирные формы устранения этих противоречий? Почему не удалось их реализовать?
5. На основании материалов, относящихся к изучаемому периоду, напишите реферат о крестьянских выступлениях данного периода (не более 3 страниц). Определите цели и оцените результаты этих выступлений.
6. Используя дополнительные источники информации, сделайте презентацию «Причины и география революционного движения в России в 1905 г.».
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Напишите, используя документы и источники, статью-очерк «Глазами очевидца революции 1905—1907 гг.».
Из воспоминаний В.В. Шульгина
Страшная улица... Обезображенные жалкие еврейские халупы... Все окна выбиты... Местами выбиты и рамы... Точно ослепшие, все эти грязные лачуги. Между ними, безглазыми, в пуху и грязи — вся жалкая рухлядь этих домов, перекалеченная, переломанная...
2. Составьте и заполните таблицу «Формирование российской многопартийности». Определите самостоятельно критерии сравнения. Сделайте вывод о предположительном, с вашей точки зрения, пути развития российского общества.
Позиции сравнения    Социалистические партии    Либеральные партии    Монархические партии
3. Проанализируйте состав и работу четырех Государственных дум и сделайте вывод о характере и успехах первого опыта российского парламентаризма. Например, эволюция Думы шла по линии постепенного усиления влияния в Думе правых партий.
Состав Государственной думы
I    Государственная дума
Председатель С.А. Муромцев Около 170 кадетов
100    трудовиков
15 социал-демократов
70 «автономистов» (представители окраин)
30    умеренных и правых Около 100 беспартийных
II    Государственная дума Председатель Ф.А. Головин 65 социал-демократов
34 социалиста-революционера
101    трудовик
14    народных социалистов 92 кадета 22 правых
III    Государственная дума
Председатели Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко
154 октябриста
28    прогрессистов
54 кадета
13 трудовиков
20 социал-демократов
147 крайне правых
IV    Государственная дума Председатель М.В. Родзянко 65 правых
88 националистов
32    представителя «Центра»
98 октябристов 48 прогрессистов 59 кадетов
15    социал-демократов (из них 6 большевиков)

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты