Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow История России 1900-1945 11 класс А.А. Данилова arrow § 25. Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны

§ 25. Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны

§ 25. Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны

Давайте вспомним
Слова главной песни войны «Вставай, страна огромная» и призывы, звучащие в ней
Первые кинофильмы о войне, когда они появились, где их снимали Самых популярных актеров советского кино периода войны
Попробуйте
Найти у своих родственников старые письма с фронта и прочитать, о чем пишут фронтовики, какие темы их волнуют, как поддерживают своих близких, о чем мечтают
Перечислить героев войны, чьими именами названы улицы в вашем районе, и узнать, какие подвиги они совершили
Организация работы тыла и повседневность военного времени
Война быстро и зримо изменила течение повседневной жизни населения СССР. Сообщения о стремительном продвижении врага в глубь территории страны очень быстро перечеркнули надежды на скорую победу, на сокрушительный отпор врагу. Уже в самые первые дни войны появляются произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам. Прежде всего это песня «Священная война» (музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача) и плакат «Родина-мать зовет!» (художник И.М. Тоидзе).
Вся страна пришла в движение. В сторону фронта направлялись эшелоны и колонны мобилизованных, самыми оживленными местами в городах стали вокзалы и мобилизационные пункты. На рубежи обороны уходили и ополченцы, в городских скверах и парках их наскоро обучали обращаться с оружием.
На восток потянулись эшелоны с заводским оборудованием, вывозимыми ценностями и эвакуирующимися людьми. Туда же двигались и неорганизованные беженцы. По пути движения поездов были развернуты пункты питания и эвакуационные пункты для организации питания, медпомощи и размещения приезжавших. На местах людей подселяли в квартиры и дома местных жителей, под размещение эвакуированных учреждений отдавали дома культуры и другие общественные помещения. Население городов на востоке страны быстро росло (так, по воспоминаниям очевидцев, количество жителей Алма-Аты за первые месяцы войны почти удвоилось).
Организация снабжения, образования и медицинского обслуживания людей, оказавшихся в эвакуации, потребовала огромных дополнительных усилий. В Бугуруслане (этот башкирский город называли в годы войны «городом надежды») для потерявших связь с родными и близкими было создано Центральное справочное бюро. С 1941 по 1945 г. сюда поступило около 17 млн писем с запросами на 6,5 млн человек и около половины запросов было удовлетворено.
Важнейшим направлением работы стала организация госпиталей для лечения раненых и больных солдат и офицеров. Система отечественной военно-полевой медицины показала свою высочайшую эффективность. Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу и усилиям медиков в годы войны вернулись в строй 72% раненых и 91% больных воинов. Спасение людей являлось результатом самоотверженной работы легендарных советских хирургов А.Н. Бакулева, Н.Н. Бурденко (главный хирург Красной Армии), В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки), тысяч квалифицированных врачей этой и других специальностей. Микробиолог З.В. Ермольева в 1942 г. получила из отечественного сырья первые в СССР образцы пенициллина, после чего было развернуто массовое производство этого первого антибиотика.
Над многими госпиталями шефствовали школы. Эта работа была организована везде, где на излечении находились раненые, и стала одной из самых массовых форм помощи фронту. Другой формой помощи было донорство: за годы войны 5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн 700 тыс. л крови. В результате смертность по причине потери крови составляла около 1% (против 2/3 потерь в Первую мировую войну). Только одна станция переливания крови при Московской клинической больнице им. С.П. Боткина ежедневно принимала около 200 доноров и отправляла на фронт 40—50 л крови.
Вместо уходивших на фронт рабочих на предприятия пришли женщины, подростки, пожилые люди. Подготовка новых кадров велась в ремесленных училищах и школах ФЗО. В среднем за год таким образом готовили около 3 млн человек, эти показатели намного превысили довоенные.
Для подготовки боевого резерва армии в октябре 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет.
Эта работа была организована через систему Всевобуча и охватила около 10    млн человек. Одним из важных достижений военного образования стала эффективная работа центров ускоренной подготовки офицеров. Работой по подготовке военных специалистов занимался и ОСОАВИАХИМ. Эта организация отвечала и за подготовку к противовоздушной обороне.
Осенью 1943 г. началось создание суворовских и нахимовских училищ для «устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также
детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». Еще раньше, в 1942 г., на Соловецких островах, откуда были выведены лагеря для осужденных, начала работать Школа юнг. Таким образом решались задачи устройства жизни и организации подготовки мальчиков, в первую очередь из числа оставшихся без родителей, к военной службе в офицерском звании одновременно с получением полного среднего образования.
С началом войны страна вернулась к нормированному снабжению населения. Уже 18 июля 1941 г. карточки на хлеб, мясо, жиры и другие основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, к концу года на снабжение по карточкам перешел весь тыл. На государственном снабжении хлебом в 1942 г. находилось 62 млн человек. Рабочие карточки для трудившихся на оборонных предприятиях обеспечивались по самой высокой норме (800 г хлеба в день и половина этой нормы — на иждивенцев и детей, другие продукты также выдавались по строго определенной квоте и часто с заменой на имевшиеся в наличии другие наименования). Основная масса рабочих и служащих получала по 400—500 г хлеба в день, иждивенцы — 300—400 г. Нормы были неодинаковыми по стране.
В колхозах вся тяжесть труда легла на женщин, детей и стариков. Удельный вес мужчин трудоспособного возраста в составе сельского населения составил в 1945 г. всего 8,3% по сравнению с довоенным уровнем в 21%. Техническая оснащенность сельского хозяйства резко упала.
Продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. едва больше трети (37%) от довоенного уровня. В целом резко сократилось потребление основных продуктов питания. Чтобы как-то способствовать решению задачи обеспечения продовольствием, вокруг городов, а иногда и внутри их (парки, скверы, дворовые территории) под огороды отводились небольшие участки. Так, к концу войны такие участки имели 1,5 млн москвичей, а свои подсобные хозяйства — 900 предприятий столицы.
В повседневную жизнь военного времени возвратились, как казалось, многие предметы и понятия времен «военного коммунизма» и Гражданской войны. Привычным атрибутом быта горожан в условиях отсутствия отопления стала печка- буржуйка. Другой приметой городов была светомаскировка, вечером все окна затенялись, чтобы не привлекать внимания самолетов противника. В городах вновь появились рынки, где осуществлялся прямой товарообмен, хотя официально такая деятельность была под запретом. Не хватало самых простых бытовых предметов, вожделенными были соль, мыло, спички.
Человек на войне
В годы Великой Отечественной войны героизм на фронте и в тылу стал массовым явлением. Поступки, которые в иных условиях рассматривались бы как подвиг, казались нередко частью повседневной работы. Готовность людей идти на смерть стала главным проявлением подлинной храбрости и героизма.
Но она опиралась на решимость подавляющего большинства граждан СССР отдать для одоления врага все силы. Военные годы стали временем беспрецедентного единства и сплочения сил советского народа.
На улице Ленинграда. Июль 1941 г.
Бесценные свидетельства психологического состояния человека на войне содержат фронтовые письма. Несмотря на жесткую цензуру, через которую проходило все посылаемое с фронта в тыл, такие документы сохранили дыхание «живой истории» и свидетельства о повседневном быте фронтовиков и фронтовых служб.
Военные будни во многом нивелировали различия в образовании, социальном положении. На первое место выступали вечные ценности и лучшие человеческие качества — порядочность, честность, смелость, выносливость, готовность подставить плечо тем, кто рядом. Письма с фронта повествуют о фронтовом товариществе, о великой силе дружбы и взаимной поддержки людей, делавших общее дело.
Незабываемые свидетельства о страшных лишениях и о мужестве людей оставила летопись ленинградской блокады. За 871 день блокады в городе от голода, холода, невыносимых условий погибло, только по официальным данным, 640 тыс. мирных жителей, 21 тыс. ленинградцев стали
жертвами воздушных и артиллерийских налетов. Вот что рассказывал переживший блокаду будущий академик Д.С. Лихачев: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог».
Уже в первые месяцы войны все жители СССР узнали о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести. Летчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолета пренебрег парашютами и протаранил колонну техники противника. Летчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боев протаранил вражеский самолет. Осенью 1941 г. в лесах под Калинином (Тверью) героически погибла партизанка Лиза Чайкина. В январе 1942 г. стало известно о мученической смерти в подмосковном селе Петрищево бесстрашной «партизанки Тани», ее имя (Зоя Космодемьянская) было установлено позже. Зимой
1943    г. страна узнала о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам. Снайпер В.Г. Зайцев уничтожил в ходе боев в Сталинграде более 300 гитлеровцев. Гордостью флота были бесстрашные блестящие профессионалы командиры-подводники М.И. Гаджиев и А.И. Маринеско. Рейды партизанской армии С.А. Ковпака по тылам противника нанесли урон, сравнимый с потерями в крупных армейских операциях. Эти и другие имена (28 панфиловцев — бойцов дивизии генерала И.В. Панфилова, сражавшихся у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве, группа бойцов под командованием сержанта Я.Ф. Павлова, в течение нескольких месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде) сливались с подвигами безымянными. Они стали для миллионов людей символами стойкости духа и беспримерного мужества. Такие примеры широко освещались в печати и по радио.
Церковь в годы войны
22    июня 1941 г. уже в самые первые часы войны появилось «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», написанное местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (И.Н. Страгородским). Оно читалось во всех православных храмах СССР, хотя официально деятельность священнослужителей была ограничена местом их служения, но власти не чинили препятствий распространению обращения. Послание определяло патриотическую позицию церкви и давало оценку разворачивавшихся событий как народной освободительной войны. В нем было обращено особое внимание на преемственность борьбы против фашизма и против других захватчиков, покушавшихся на Отечество в разные времена. Церковь указала на глубинный духовный источник народного патриотизма: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного подвига и мы — православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может... Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она свой народ и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Атеистическая пропаганда в годы войны прекратилась, антирелигиозные организации полностью свернули свою деятельность. Официально церковная благотворительность была запрещена, но фактически такая деятельность развернулась на местах, на уровне приходов и епархий. Силами приходов была организована шефская работа в госпиталях (к концу войны эта деятельность была свернута по распоряжению властей), сбор вещей и продуктов для раненых. В прифронтовой зоне при храмах открывались бомбоубежища и санитарные пункты. В некоторых монастырях на территории Украины были открыты госпитали. Приходы в тылу и на освобожденной территории помогали раненым и инвалидам и их семьям.
Церковь активно занималась сбором средств в фонд обороны. На пожертвования верующих была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», для организации сборов в Государственном банке СССР был открыт специальный счет (что фактически возвращало церкви статус юридического лица). 40 танков Т-34 были переданы Красной Армии 7 марта 1944 г. под Тулой, танковую колонну благословил митрополит Киевский и Галицкий Николай (Б.Д. Ярушевич), один из активных организаторов патриотической деятельности духовенства. Были также собраны средства на снаряжение самолетов эскадрильи «Александр Невский». В 1944 г. был начат сбор средств в фонд помощи детям и семьям воевавших на фронте бойцов. Средства собирали даже некоторые приходы на оккупированной территории (так, собранные на Псковщине средства через партизан были переправлены в тыл). В волжских епархиях собирались средства на восстановление Сталинграда, в Новосибирске — на строительство эскадрильи «За Родину». К концу войны денежный вклад РПЦ в фонд обороны составил более 300 млн рублей, помимо этого, были собраны драгоценности, большие партии вещей и продуктов.
Находившийся в ссылке архиепископ Лука (В.Ф. Войно- Ясенецкий), известный врач и автор трудов по хирургии (в 1944 г. они были отмечены Сталинской премией), стал глав
ным хирургом эвакуационного госпиталя и консультантом всех госпиталей края. Многие священнослужители были призваны в действующую армию.
Страдания и лишения военного времени обратили к Богу множество искавших духовной опоры людей, в том числе и военнослужащих. На Пасху в апреле 1944 г. в храмах на службе молилось немало офицеров и рядовых. Летом 1945 г. в восстановленном в Лейпциге по распоряжению маршала Г.К. Жукова Свято-Алексеевском храме — памятнике русской славы, сооруженном в память о «Битве народов» с Наполеоном в
1813    г., вновь была зажжена неугасимая лампада.
К концу войны на всей территории СССР действовало, по официальным данным, более 10 тыс. приходов и 104 монастыря. Они распределялись по территории страны крайне неравномерно: так, в некоторых украинских областях число дейст-
вовавших храмов доходило до 400—500, а в Сибири, Поволжье и на Дальнем Востоке их были единицы.
Многие церкви были открыты на захваченных оккупантами территориях. К середине 1943 г. здесь действовало более 6500 православных храмов. Открывались также костелы и кирхи, молитвенные дома протестантских церквей различного толка.
На территории Крыма и Кавказа появились новые мечети, так как оккупанты старались показать, что они поддерживают и уважают ислам. В то же время повсеместно уничтожались синагоги.
В возрождении религиозной жизни на захваченных территориях фашистское руководство видело оплот антисоветских настроений. На основе религиозных институтов предполагалось создать одну из опор для деятельности немецкой администрации. Этот расчет в целом не оправдался. Религиозное возрождение на оккупированной территории дало импульс к росту национального самосознания, что, однако, не исключало фактов сотрудничества церковнослужителей и мирян с оккупантами в силу антисоветских настроений либо несогласия с церковной политикой Московской патриархии. Многие священники были убиты за содействие партизанам. Так, Полесская епархия в Белоруссии потеряла, по свидетельствам современников, более половины священнослужителей. Украинские националисты при содействии немцев безжалостно расправлялись со священниками за признание Московской патриархии.
В сентябре 1943 г. после беседы митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И.В. Сталиным было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви и решения других вопросов церковной жизни. Собор избрал на патриарший престол митрополита Сергия, а после его кончины в 1944 г. главой церкви 2 февраля
1945    г. был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (С.В. Симанский). Начал периодически выходить «Журнал Московской Патриархии». В рамках урегулирования отношений между государством и РПЦ при Совнаркоме СССР был образован Совет по делам РПЦ.
Руководство других церквей и конфессий также с первых дней войны заняло патриотическую позицию. Был организован сбор денежных средств, одежды и продуктов для нужд фронта, помощь по уходу за ранеными в госпиталях. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало деньги на строительство танков, Армяно-григорианская церковь — на танковую колонну имени святого Давида Сасунского, баптисты снарядили санитарный самолет.
К концу 1945 г. на территории СССР действовало 10,5 тыс. православных приходов и свыше 5 тыс. других религиозных общин, в том числе 1704 католических, 500 мусульманских, 433 протестантских, 415 старообрядческих, 105 иудейских.
Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом
Помощь сражающемуся советскому народу приходила от людей и общественных организаций со всего мира, в том числе от соотечественников за границей. Война повернула многих представителей эмиграции к мыслям о судьбах родной страны. Для них патриотическая поддержка сражающихся с фашизмом советских людей стала единственным возможным выбором.
На нападение Германии на СССР немедленно откликнулся экзарх Московского патриархата в Северной Америке митрополит Вениамин (И.А. Федченков). Он призвал забыть все разногласия в эмигрантской среде и оказать всемерную помощь сражающемуся советскому народу, подчеркнув, что от судьбы России зависят судьбы всего мира. В Париже созданные русскими эмигрантами Лагерный комитет взаимопомощи, братство «Православное дело» оказывали помощь семьям заключенных, собирали и отправляли посылки в лагеря, укрывали преследуемых нацистами людей и изготовляли документы для них. Многие русские эмигранты влились в ряды движения Сопротивления (среди них будущий митрополит Сурожский Антоний (А.Б. Блум). Только во Франции в годы войны героически погибли русские подпольщики В.А. Оболенская, Б.В. Вильде, А.С. Левицкий (именно по названию издаваемой Вильде и Левицким с 1940 г. нелегальной газеты «Сопротивление» стали потом называть движение борцов с оккупантами в странах Европы), мать Мария (Е.Ю. Кузьмина- Караваева), другие члены «Православного дела», партизанки Т.А. Волконская, А.А. Скрябина и др.
Композитор и исполнитель С.В. Рахманинов, живший в США, выступил с концертом, сборы от которого были переданы в фонд Красной Армии. При этом он сказал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Его авторитет и пример вдохновили многих на организацию помощи СССР.
В странах, где существовали большие колонии эмигрантов, активно велся сбор денежных средств и подписка на выпу-
щенные в СССР займы Победы. В государствах — членах антигитлеровской коалиции создавались общественные комитеты помощи СССР, в которые вошли и представители эмиграции. От таких комитетов в Советский Союз поступали медикаменты и оборудование для госпиталей.
В апреле 1942 г. в СССР был учрежден Еврейский антифашистский комитет. В его задачу среди других входила организация как материальной, так и политической помощи Советскому Союзу из-за рубежа. По каналам ЕАК было собрано около 45 млн долларов, организована отправка медикаментов и медицинского оборудования, вещей. ЕАК занимался также сбором свидетельств об уничтожении евреев нацистами. Особенно важными были возможности влияния ЕАК на формирование общественного мнения в странах Запада в пользу СССР как оплота антифашистской борьбы.
С целью объединения антифашистского потенциала славянских народов в 1942 г. был создан Всеславянский комитет. В него вошли многие деятели культуры, ученые, представлявшие славянские народы, такие, как А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, Я. Купала, Я. Колас, А.Е. Корнейчук, М.Ф. Рыльс- кий, 3. Неедлы, В. Василевская и др. Комитет издавал журнал «Славяне». Деятельность комитета демонстрировала решимость отстоять славянскую культуру от посягательств нацистских идеологов «натиска на восток» и готовила почву для будущего политического сближения славянских государств Восточной Европы.
Однако единодушия среди представителей российской эмиграции в годы Второй мировой войны не существовало.
Часть эмигрантов надеялась, что «крестовый поход против коммунизма» фашистов поможет им восстановить прежнюю российскую государственность. Среди представителей эмигрантов из числа украинцев и народов Прибалтики доминировали националистические настроения.
Искусство — фронту!
В советском изобразительном искусстве в годы Великой Отечественной войны преобладала героико-патриотическая тема. Работы той поры объединяет лаконизм художественных средств и сдержанная цветовая гамма. Военный пейзаж и лучшие жанровые картины пронизаны острым ощущением суровости времени (А.А. Дейнека. «Окраина Москвы», А.А. Пластов.
«Немцы идут (Подсолнухи)», Кукрыниксы. «Бегство немцев из Новгорода»). В монументальном полотне «Оборона Севастополя»
(1942) А.А. Дейнека использовал выразительные плакатные образы для решения темы смертельной схватки добра и зла.
Бегство немцев из Новгорода. Художники Кукрыниксы.
Основную массу живописных работ первых военных лет составляли небольшие зарисовки — свидетельства жизни на фронте (О.Г. Верейский, Д.А. Шмаринов) и в тылу (А.Ф. Пахомов). В центре внимания художников находился человек на войне.
В годы войны в стране появляется новый народный литературный герой. Еще во время Советско-финляндской войны зимой 1939/40 г. в армейской газете были опубликованы первые стихи о Василии Теркине. С 1942 г. А.Т. Твардовский пишет для армейских газет небольшие стихотворные рассказы, прославлявшие героя и мученика войны — рядового солдата.
Многие писатели стали военными корреспондентами. Среди них особую известность получил К.М. Симонов. В его стихах тема войны как великой трагедии переплеталась с темой любви — чувства, способного победить «всем смертям назло».
Специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» был писатель B.C. Гроссман. Его «Сталинградские очерки» стали прелюдией знаменитого романа-эпопеи «Жизнь и судьба».
На фронт выезжали с концертами известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, камерные музыкальные коллективы, ансамбли песни и пляски, народного танца, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Всего за годы войны на фронте было организовано более 470 тыс. концертов. Активно развивалась фронтовая художественная самодеятельность.
Особой популярностью пользовалось песенное творчество, оно отвечало потребности людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств. Близкой каждому фронтовику стала легендарная «Темная ночь» (музыка Н.В. Богословского, стихи В.Г. Агатова). Любимыми стали песни «Соловьи» (В.П. Со- ловьев-Седой, А.И. Фатьянов), «В землянке» (К.Я. Листов,
А.А. Сурков), «В лесу прифронтовом» (М.И. Блантер, М.В. Исаковский). За многими из созданных в эти годы песен, как и за написанной еще до войны «Катюшей» (М.И. Блантер, М.В. Исаковский), прочно закрепилась слава народных.
Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей. Всенародная любовь пришла к К.И. Шульженко, а песня «Синий платочек» в ее исполнении стала одним из символов военной эпохи. Только в первый год войны певица дала около 500 концертов перед бойцами Ленинградского фронта. Большой популярностью пользовались романсы в исполнении И.Д. Юрьевой. Все советские люди любили народные песни, с которыми выступала Л.А. Русланова. Л.О. Утесов выезжал на фронт со своим джазовым оркестром. В 1943 г. вернулся из эмиграции и начал концертную деятельность А.Н. Вертинский.
Военные будни и праздники
Уже в первые дни войны началась эвакуация музейных коллекций, архивов и других культурных ценностей. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию в Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбежками с риском для жизни музейных служащих.
Третьяковская галерея разместилась в Новосибирском театре оперы и балета. Сюда же прибыли коллекции некоторых областных музеев западных регионов СССР, которые удалось вывезти при наступлении фашистов.
Писатели были рассредоточены по разным городам (Алма-Ата, Ташкент, Куйбышев и др.). На восток эвакуировали театры, киностудии, профессиональные училища. Большой театр оказался в Куйбышеве, Кировский (Мариинский) театр — в Перми. Пермь после войны превратилась в третью балетную столицу страны.
В репертуаре театров военного времени были широко представлены пьесы К.М. Симонова («Русские люди», «Жди меня»), А.Е. Корнейчука («фронт»), Л.М. Леонова («Нашествие») и др. В ряде пьес остро ставилась тема о причинах неудач Красной Армии в начале войны, но одновременно присутствовал оптимистический настрой грядущей победы.
Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д.Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.
В начале 1943 г. увидел свет первый вариант оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», в октябре 1944 г. в Москве состоялось первое исполнение
сцен из оперы в концертном варианте.
Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). На экраны вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссер А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л. Д. Луков) и др.
Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссеры Б.Г. Иванов, Афиша фильма «В шесть часов А-Б- Столпер). В фильме «В шесть часов
вечера после войны». 1944г. вечера после войны», снятом И.А. Пырь евым в 1944 г., был показан салют в честь Победы. Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссера С.А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23    полнометражных фильма.
Летопись культурных утрат
Работа созданной по решению руководства страны в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков положила начало составлению списков потерь отечественной культуры. Издание, посвященное этим утратам, вышло в 1948 г., однако и приведенный в нем список нельзя считать сколько-нибудь полным.
Потери были неисчислимы и во многом невосполнимы.
На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьезно пострадали 427 музеев (на территории РСФСР 173 музея), 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей.
То, что нельзя было вывезти, захватчики уничтожали. Подобная практика исходила из установки германского руководства о подавлении и уничтожении самосознания славянских народов. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом.
В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль.
Особенно ожесточенно уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память России. Немецкие фашисты разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя.
При отступлении они подожгли дом Толстого, но подоспевшим красноармейцам удалось потушить пожар. Пострадали музей А.П. Чехова в Таганроге, дом П.И. Чайковского в Клину, музей А.С. Пушкина в Одессе и многие другие. Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали эти планы.
По неполным данным Чрезвычайной государственной комиссии, были полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 православных церквей, 69 часовен, 237 костелов, 532 синагоги, 4 мечети и 254 других молитвенных здания. Немало молитвенных зданий было переоборудовано оккупантами под казармы, конюшни, тюрьмы, гаражи. Так, например, до сих пор полностью не восстановлен взорванный захватчиками Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой.
Накануне Нового года в 1944 г. по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй отразили новые направления в политико-идеологической работе. Эти направления обозначились еще в предвоенные годы и утвердились в ходе Великой Отечественной войны — патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И.В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе и славном будущем.
Подведем итоги
Во время Великой Отечественной войны ярко проявилась выработанная тысячелетним опытом России способность народа переносить жесточайшие лишения и перегрузки.
Чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу Родины проявилось в массовом героизме советских солдат на фронте и трудовых подвигах тружеников тыла.
Вражеское вторжение вызвало у народа взрыв религиозных чувств. Власти вынуждены были с этим считаться, полностью прекратив атеистическую пропаганду и установив контакты с руководством церкви, занявшей с первых дней войны патриотическую позицию.
Огромный вклад в формирование высокой моральной атмосферы всенародного стремления к Победе внесли деятели советской культуры и искусства. Уже с первых дней войны появились произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам.
1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны?
2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны? Какова была роль этих госпиталей?
3. Приведите примеры мужества и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Было ли закономерным то, что в тот период героизм принял массовый характер?
4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны.
5. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства к церкви? С чем связаны эти изменения? Можно ли считать, что государство решило полностью отказаться от антирелигиозной политики? Свой ответ аргументируйте.
6. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? Почему в рядах эмигрантов не было единства по этому вопросу? В чем выразилось различие позиций различных кругов эмиграции?
7. Приведите примеры отражения событий Великой Отечественной войны в искусстве военного времени.
Думаем, обсуждаем
1. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет героя-подводника» (не более 1500 слов). Что общего в характерах известных подводников? Чем различаются их судьбы?
2. Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных улиц, парков, музеев советского города. Найдите или сделайте современные фото этого же места. Что пришлось воссоздать советским архитекторам, строителям, реставраторам?
3. Найдите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Напишите эссе о деятельности ученых в период блокады.
4. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде организационной диаграммы.
5. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания — где он жил, что ел, чем занимался между боями и т. д.
6. Составьте список введенных за годы войны наград. Проанализируйте причины их появления. За какие подвиги полагались денежные вознаграждения? Сделайте презентацию (не более 40 слайдов).
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Расскажите о советском искусстве и культуре военного времени. Охарактеризуйте их роль в мобилизации народа на отпор фашистским захватчикам.
2. Что вы знаете о советском кинематографе времен войны? Какие фильмы того периода вы видели? Какое впечатление они произвели на вас?
3. Напишите очерк-воспоминание о военных буднях, используя материалы архива своей семьи, школьного музея, краеведческого музея и другие источники информации.
4. Проанализируйте художественную литературу военного времени, произведения авторов — участников войны. Какие чувства, переживания, атмосферу военного времени они отражают?
5. Раскройте понятие «дружба народов СССР». Приведите примеры и факты действия этого явления.
6. Напишите сочинение-размышление на тему «Исторические корни героизма и мужества советского народа, проявление российского характера, ментальности».
7. Составьте отчет о положении вашего города, населенного пункта, улицы в годы войны. Напишите очерк по воспоминаниям современников событий, их участников.
8. Как складывались отношения церкви и власти в годы Великой Отечественной войны? Чем можно объяснить некоторое смягчение по отношению к религии в стране? Найдите для иллюстрации ваших выводов документ эпохи.
 
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты