§ 3. Столыпинские реформы: замыслы и результаты

§ 3. Столыпинские реформы: замыслы и результаты

Давайте вспомним
Аграрные реформы, проводимые в России в течение XIX в., их авторов Кому принадлежала земля в России в это время Что такое сельская община Попробуйте
Перечислить сельскохозяйственные культуры, производимые в вашем регионе
Объяснить необходимость реформы судебной власти в России в начале XX в.
Аграрная реформа
Если реформы политической системы были вырваны у власти под напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции. Это свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в России преобразования связаны с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина.
П.А. Столыпин, ставший премьер-министром 9 июля
1906    г., был убежден, что «реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину».
Обобщив все проекты преобразований своих предшественников, он разработал программу комплексных системных реформ, нацеленных на формирование буржуазной социальной структуры, гражданского общества, правового государства. Эту программу Столыпин изложил в своей речи на открытии II Государственной думы б марта 1907 г.
Реализация многих замыслов П.А. Столыпина связана с деятельностью III Государственной думы, избранной по новому избирательному закону. Это была единственная Дума, проработавшая положенный ей 5-летний срок — с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Она приняла ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход    социально-экономического и политического развития России.
Краеугольным камнем преобразований должна была стать уже начавшаяся аграрная реформа. По замыслу премьер- министра она выполняла две взаимосвязанные и взаимообусловленные функции — политическую и социально-экономическую. Наиглавнейшей задачей Столыпин считал формирование широкого слоя крестьян-собственников, который должен был стать не только основным источником формирования российского среднего класса, но и прочным фундаментом гражданского общества и правового государства, гарантом единства и целостности государства. Одновременно реформа должна была резко повысить уровень производительных сил, способствовать укреплению рыночных основ экономики.
Свою аграрную реформу Столыпин начинал не с чистого листа. Уже к началу 1905 г. стараниями видных государственных деятелей — С.Ю. Витте,
В.И. Гурко, А.В. Кривошеина — определились основные контуры реформы, ее цели и задачи. Предшественниками Столыпина был проведен целый ряд мероприятий, содержавших частичные уступки крестьянству. В марте 1903 г. отменили круговую поруку в общине. В августе 1904 г. крестьян освободили от телесных наказаний. 3 ноября 1905 г. было объявлено об уменьшении с 1 января 1906 г. наполовину и о полном прекращении с 1 января 1907 г. вы-
4 История России 1900-1945 г.г. И кл.
купных платежей. Тогда же последовал указ об установлении более льготных условий для выдачи ссуд из Крестьянского поземельного банка. 4 марта
1906    г. учредили губернские и уездные землеустроительные комиссии с целью помощи Крестьянскому банку в деле покупки крестьянами земель.
Указ от 10 марта 1906 г. предоставлял право всем крестьянам и мещанам-землепашцам без особого разрешения «начальства или общественного схода свободно переселяться на отведенные для этого в губерниях и областях Азиатской России казенные земли...». Всем переселенцам предоставлялись ссуды на переезд (путевые) и на общественные надобности. Отменялись все существовавшие прежде административные ограничения, кроме предварительной отправки крестьянами своих ходоков для закрепления земли на новом месте. При этом ходаческие свидетельства для льготного проезда выдавались всем желающим без ограничения.
Серию столыпинских аграрных указов открыли законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной. 5 октября 1906 г. указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» крестьяне впервые уравнивались в гражданских правах с лицами других сословий. Указ ликвидировал все ограничения при поступлении крестьян на государственную службу и в учебные заведения. Им предоставлялось право свободного получения паспортов (без прежнего согласия на то общины) и выбора места жительства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные разделы; крестьяне — собственники земли могли участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. Также несколько ограничивались права земских начальников. Им было запрещено самостоятельно арестовывать и штрафовать крестьян (правда, это можно было делать через волостной суд, который по-прежнему оставался в распоряжении земских начальников).
Наконец, 9 ноября 1906 г. последовал указ Николая II, который стал основой столыпинского аграрного законодательства. Согласно этому указу каждый домохозяин имел право закрепить в личную собственность общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить).
Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. Государственный совет добавил в закон положение, по которому все общинные земли, которые с 1861 г. не подвергались полным земельным переделам, объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины — несуществующими.
Указ от 15 ноября 1906 г. разрешил крестьянам закладывать общинные земли. Это решение позволяло значительно увеличить земельные фонды Крестьянского банка, а также повысить сумму кредитов, предоставляемых крестьянам.
В 1911 г. была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, расположенные на одном большом земельном наделе в стороне от деревни, Столыпин считал оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Они пользовались льготами на земельных торгах, проводимых государственным Крестьянским банком, при предоставлении государственных кредитов и приватизации общинной земли. Согласно Положению о землеустройстве, на землеустроительные комиссии были возложены непосредственно землеустроительные функции (их техническое выполнение), функции контроля за
правильностью установления межевых границ, а также разрешение всех возникающих споров. При этом постановления губернских землеустроительных комиссий имели силу судебных решений.
Аграрная реформа во многом изменила социальный облик российской деревни. По некоторым данным, в 1907—1915 гг. из общины вышло более 3 млн хозяев, или четверть общей численности всех крестьянских хозяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов. 90% клиентов Крестьянского банка составляли индивидуальные крестьянские хозяйства. В эти годы крестьяне приобрели у банка или купили с его помощью 9,8 млн десятин земли, получив льготные ссуды на сумму более 929 млн рублей.
Одновременно усилился процесс освоения окраин России. В 1906—1915 гг. число переселенцев за Урал составило 3,1 млн человек, т. е. в 2 раза больше, чем за все предыдущее десятилетие.
Столыпинская земельная реформа стимулировала развитие сельского хозяйства. Сбор хлеба в среднеурожайном 1913 г. по сравнению с началом XX в. возрос с 4 млрд до 5,6 млрд пудов (86 млн т), а в пересчете на душу населения страны с 400 до 550 кг. Производство и ввоз из-за границы сельскохозяйственных машин увеличились с 1906 по 1912 г. на 342%. Посевная площадь в начале века была 74,8 млн, а в 1914 г. — 85,4 млн десятин (т. е. увеличение составило 14%, в том числе в черноземной полосе на 8%, в Сибири на 71%, на Северном Кавказе на 47%). Урожайность зерновых поднялась с 7 до 9 ц с гектара, возрос экспорт хлеба, масла, мяса, льна, леса, яиц, сахара. В 1913 г. только из Сибири было вывезено 6 млн пудов сливочного масла (больше, чем вывозила Дания — главный до того мировой экспортер масла). В значительной степени подъем сельского хозяйства был результатом увеличения прослойки зажиточного крестьянского хозяйства (доля помещичьих хозяйств в производстве уменьшалась).
Столыпинская аграрная реформа, несомненно, имела либеральную направленность. Она была нацелена на появление в России независимого крестьянства западного типа. По мысли Столыпина, индивидуальное крестьянское хозяйство должно было способствовать формированию гражданского самосознания, привитию уважения к частной собственности и закону. Однако если процесс формального разрушения общины можно было санкцио-
нировать «сверху» и провести в сравнительно короткие сроки, то ломка общинных стереотипов крестьянского сознания требовала достаточно длительного времени и могла произойти лишь на основе усвоения крестьянами новых экономических отношений и этических норм. Столыпин считал, что на это потребуется не менее 20 лет. Однако история этого времени ему не предоставила.
Школьная реформа
Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включавшую всеобщее начальное, среднее и высшее образование.
Еще в конце XIX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Проект закона был представлен в I, а затем во II Думу, но ни та ни другая не успели его рассмотреть. Первая статья проекта провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». При этом создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на земства, городские управы и сельские общества. Лишь в июне 1912 г. Ill Дума утвердила законопроект, установив 10-летний срок введения всеобщего начального образования в стране.
Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражения ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросам о том, кому должны подчиняться школы, имеет ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках.
Для Столыпина эти проблемы имели второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению, значительно увеличив расходы на начальное образование (с 8 286 672 рублей в 1906 г. до 35 884 672 рублей в 1910 г.). К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения.
Кроме того, выделялись значительные средства на подготовку и переподготовку учителей.
Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода.
Большое внимание Столыпин уделял дальнейшему развитию среднего и высшего образования, развитию науки и культуры. Правительство финансировало научно-промысловые исследования Северного Ледовитого океана, археологические исследования Кавказа и восточных губерний. Значительные средства были выделены на подготовку фундаментальных научных изданий.
Столыпин был убежден в том, что сохранение и приумножение славных традиций науки и культуры являются одними из главных факторов формирования национального сознания русского общества и его патриотического воспитания.
Административные реформы
П.А. Столыпин понимал, что его замыслы встретят сопротивление как со стороны правоконсервативных кругов, так и со стороны левых сил. Поэтому он сделал ставку на регулирующие функции государства, а это потребовало, в свою очередь, перестройки и укрепления административного аппарата, создания сильной вертикали исполнительной власти. Поэтому важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа, коренным образом перестраивающая местное управление и самоуправление.
Основная цель реформы местного управления состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой — укрепить губернские и уездные органы власти назначаемыми из центра чиновниками — начальниками уездов и участковыми комиссарами. При этом предполагалось значительно расширить полномочия губернаторов, поднять престиж губернских чиновников, улучшить их подготовку и увеличить жалованье.
Реформа местного самоуправления предусматривала распространение земств на всю территорию Российской империи, включая Прибалтику, Западный край и Польшу; расширение полномочий земских органов; создание в качестве низшего административного звена всесословной волости, а в крупных селах и поселках, где проживало некрестьянское население, поселкового управления.
Таким образом, предполагалось создать гибкую и эффективную систему взаимосвязанных органов управления и самоуправления (при строгом разграничении их функций и компетенций), ориентированную на происходящие в связи с аграрной реформой социальные изменения в стране. Создание низовых институтов управления и самоуправления (волостного и поселкового) предоставляло крестьянам-собственникам реальную возможность активного участия в выработке и принятии жизненно важных решений.
Кроме того, являясь твердым сторонником законности и правопорядка, Столыпин считал необходимым унифицировать судебную систему страны. Реформа суда и судопроизводства предусматривала: восстановление института мировых судей, введение защиты на стадии предварительного следствия, включение в уголовный кодекс статей об условном осуждении и условно-досрочном освобождении, разработку мер по гражданской и уголовной ответственности должностных лиц, нарушивших закон, повышение окладов судьям и другим чинам судебного ведомства.
По замыслу Столыпина реформирование должно было создать единое правовое пространство в масштабах Российской империи, привести судебную систему в соответствие с происходящими в обществе изменениями, сделать суд более доступным для граждан. Одновременно предполагалось преобразовать и полицию: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функции политического дознания передавались следственным органам.
В это же время правительство внесло в Думу законопроекты об уравнении в правах старообрядцев и расширении прав евреев, о государственном страховании и пенсиях для рабочих, а также проект о введении всеобщего начального образования.
Однако ни один из этих законопроектов так и не стал законом — одни были отклонены Думой, другие — Государственным советом. Законопроект о частичном снятии ограничений с торговых прав евреев сумел пройти через обе палаты, однако царь отказался его подписывать.
Ужесточение национальной политики
1909 год стал переломным в политической карьере Столыпина. Сложившаяся против него коалиция, в которую входили влиятельные члены Государственного совета, крупные землевладельцы, ряд высших иерархов православной церкви, высокопоставленных чиновников, которые ощущали себя не у дел в свете новых политических экспериментов, а также большая часть царского окружения («камарилья») в союзе с крайне правыми политиками Думы и близкими к ним журналистами, устроила шумную травлю премьер-министра.
Столыпин подал прошение об отставке. Царь отставки не принял. Премьер-министр, пытаясь умиротворить своих врагов, в выступлениях перешел с либеральной лексики на патриотическую и перенес акцент своей преобразовательной деятельности на русификацию окраин. Так он пытался разыграть националистическую карту.
Основной целью реформ Столыпин объявил создание «великой России». Этот лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства империи при главенстве
в ней русской нации. Правительство поспешило ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.
Особую озабоченность вызывало положение в Финляндии, власти которой, по мнению правых, проводили курс, ведущий к почти полному ее обособлению «в ущерб Российскому государству». В то же время в связи с появлением общеимперского парламента (Государственной думы) правительство посчитало необходимым пересмотреть полномочия финляндского сейма.
Весной 1910 г. в Думу был внесен законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». В нем определялось, что общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только в Государственной думе и Государственном совете, а мнение финляндских Сената и сейма могло не учитываться. При этом перечень вопросов, относимых к общеимперскому законодательству, включал все стороны внутренней жизни Финляндии — основы ее собственного государственного строя, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. д. Фактически законопроект ликвидировал автономию Великого княжества Финляндского.
17 июня 1910 г. законопроект был утвержден Николаем II. Когда же общественность Финляндии запротестовала против этого закона, царь в октябре 1910 г. досрочно распустил сейм и назначил новые выборы.
Российские власти усилили борьбу и с польским сепаратизмом. Избирательный закон 3 июня 1907 г. резко сократил польское представительство в Думе (с 37 до 14 депутатов), причем 2 из них избирались особо от русского населения Польши.
В 1907—1908 гг. были закрыты все польские национальные культурно-просветительные общества и учреждения, обвиненные в том, что их деятельность ведет «к усугублению начал национальной обособленности и розни».
Большой шум вызвал и принятый в 1911 г. закон о земстве в западных губерниях России. Столыпин предложил ввести земства только в 6 из 9 губерний края, в которых проживало значительное число русского населения (т. е. украинцев). При этом вразрез с общероссийским избирательным законом, предусматривающим деление избирателей по сословиям, этот закон разделил избирателей западных губерний по национальным куриям — польской и русской. Таким образом, помещики-поляки, составлявшие ничтожное меньшинство среди жителей этих мест, не могли получить в земствах преимущество перед крестьянами, которые были в большинстве своем украинцами. Более того, особыми правилами вводились ограничения
на представительство помещиков в земском самоуправлении. Премьер-министр и не скрывал, что главная цель закона — «запечатлеть открыто и нелицемерно, что Западный край есть и будет край русский, навсегда, навеки!».
Правительство продолжило политику ограничения прав еврейского населения. Прежде всего были введены более жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев (лиц иудейского вероисповедания) в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы не должно было превышать 3%; в других городах вне черты оседлости 5%, а в черте 10%.
Несмотря на все эти меры, популярные среди приверженцев правых кругов, П.А. Столыпин так и не обрел среди них доверия. В то же время многие депутаты Думы, которые относились к нему с уважением, не считали для себя возможным поддерживать премьер-министра в его «поправении».
Серьезный удар правые нанесли Столыпину в марте 1911 г. при обсуждении в Государственном совете законопроекта о введении земств в западных губерниях. Законопроект был отклонен правыми под предлогом, что он ущемляет права помещиков, а национальные курии будут способствовать разъединению страны. Сразу же после голосования Столыпин подал в отставку. Николай II колебался, и лишь настойчивое вмешательство его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и некоторых великих князей удержало его от подписания прошения премьера. Император был вынужден согласиться на все требования Столыпина. Он распустил на три дня обе законодательные палаты и принял закон о земствах (статья 87 «Основных законов...» позволяла царю в чрезвычайном порядке издавать законы между сессиями Думы).
Однако отчуждение между царем и премьер-министром стремительно нарастало. Устранение Столыпина с политической арены стало лишь вопросом времени. Был даже выбран способ его осуществления — сделать П.А. Столыпина наместником Кавказа. Но реализации этого плана помешала трагическая гибель председателя Совета министров. Столыпин был смертельно ранен в сентябре 1911 г. Д.Г. Богровым, являвшимся одновременно сотрудником охранки и членом революционной организации. Обстоятельства убийства и удивительная некомпетентность чинов охраны дали основание многим (включая семью Столыпина) считать, что его смерть последовала в результате заговора офицеров полиции.
Последний меморандум Столыпина
В мае 1911 г. П.А. Столыпин продиктовал своему близкому сотруднику записи для императора, в которых содержался долгосрочный проект дальнейших политических преобразований в России.
Последний меморандум Столыпина содержал план реорганизации центральных исполнительных структур: создание 7 новых министерств (труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, обследования и эксплуатации природных богатств, здравоохранения); реорганизацию действующих министерств (финансов, народного просвещения, военного, морского, внутренних дел, иностранных дел и самого Совета министров); понижение земского ценза (примерно в 10 раз), с тем чтобы в земском управлении могли принимать участие владельцы хуторов и рабочие, имеющие недвижимую собственность. Он предполагал также увеличить более
чем в 3 раза государственный бюджет и использовать это увеличение для крупномасштабных структурных инвестиций, совершенствования административного аппарата, а также на социальные нужды. Его план предусматривал децентрализацию государственного управления путем значительного расширения полномочий земств, расширение полномочий главы правительства, предоставление полного равноправия нерусским народам империи.
Подведем итоги
Политика, проводимая П.А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени. Однако довести до логического конца процесс модернизации Россия не успела. В то же время столыпинский план реформирования в кризисной ситуации представляет собой уникальный опыт, не потерявший своей актуальности и в наши дни. Столыпин фактически определил контуры новой национальной идеологии, базисными элементами которой являлись: твердый правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль исполнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и международный авторитет Российской державы.
Проверяем себя
1. Каковы были основные задачи столыпинской реформы? Были ли они решены в ходе ее проведения?
2. Перечислите основные мероприятия столыпинской реформы.
3. Для чего П.А. Столыпин предлагал ввести всеобщее начальное образование?
4. Какие изменения произошли в положении крестьян благодаря столыпинской реформе?
5. Перечислите проблемы, стоявшие перед Российской империей в начале XX в. Какие меры принимались для решения этих проблем?
6. С чем связано стремление Николая II отстранить П.А. Столыпина от активной политической деятельности? Каким образом это планировалось сделать?
Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
Думаем, обсуждаем
1. Напишите учебно-исследовательскую работу о целях и механизмах реформ П.А. Столыпина. Оцените экономическую эффективность реформ. Сравните создаваемую экономическую систему с аналогичными системами Франции, Англии, США, Японии и Китая.
2. Оцените преимущества и недостатки личного землевладения перед общинным для увеличения производительности сельского хозяйства. Составьте схему.
3. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более 6 страниц) о современных взглядах на результативность и последствия реформ П.А. Столыпина. Выберите наиболее достоверную, по вашему мнению, точку зрения. Обоснуйте свой выбор.
4. Напишите авторский текст «Биография-портрет П.А. Столыпина как одного из ярких представителей российских реформаторов» (не более 500 слов).
5. Каковы положительные и отрицательные последствия реформы П.А. Столыпина для рабочих? Назовите основные источники ресурсов этой реформы. Сопоставьте показатели экономического роста в России в начале XX в. с экономическими показателями этого же периода Франции, Англии, США, Японии и Китая. Сделайте презентацию.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. На основании документа определите социально-экономическую и политическую стратегию развития России, исходя из мнения П.А. Столыпина.
Из беседы с председателем Совета министров П.А. Столыпиным
...Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот. Это великая задача наша — создание крепкого единоличного собственника — надежнейшего оплота государственности и культуры — неуклонно проводится правительством.
2. Проведите экономический анализ-исследование размеров материального поощрения крестьян в ходе проведения аграрных реформ. Сделайте вывод об эффективности мер правительства по этому вопросу.
Крестьянин, купивший землю, обеспечивался безвозмездной дотацией в 165 рублей; строительные материалы получал бесплатно; кредиты на обустройство хозяйства выделялись на 50 лет, а проценты за него погашало государство.
3. Создайте проект «Судьба реформ и реформаторов в России в XIX в.».
4. Напишите мини-сочинение на тему «Значение столыпинской реформы в контексте событий революции 1905—1907 гг.».
5. Используя данные, сделайте вывод о степени поддержки аграрной реформы правительством.
Россия в 1907—1913 гг. истратила на перевооружение армии и флота 4,36 млрд рублей, на поддержку разоряющегося поместного дворянства 987 млн рублей, на реформу (в европейской части страны) 56,6 млн рублей.
6. Постройте модель российского государственно-правового устройства, используя программу П.А. Столыпина по созданию «великой России». Какие идеи реформатора актуальны и сегодня?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты