§ 17. «Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)

§ 17. «Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)

Давайте вспомним
Что означает понятие «суверенитет»
Почему экономические реформы получили название «гайдаровских»
Что такое двоевластие, когда в российской истории было такое
явление, какие последствия может иметь двоевластие для страны

Попробуйте
Назвать предприятия и организации в вашем городе и районе, которые были закрыты в 90-е гг., и узнать причины этого
Узнать у родственников или знакомых, как они использовали ваучер
 
Россия на рубеже 1991—1992 гг.

Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства.
Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти.
У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу: Эстония и Латвия заявляли о претензиях на часть территорий Псковской области. Вместе с тем в России многие известные политики и общественные деятели ставили под сомнение право Украины на Севастополь.
7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России официально не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за раздела Черноморского флота между Россией и Украиной.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. 6 сентября 1991 г. в Грозном вооруженной толпой было захвачено здание Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики.
1 ноября 1991 г. генерал Д. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики.
 
«Шоковая терапия»

Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально-государственном строительстве, а на экономике. В программном докладе на V Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Б.Н. Ельцин провозгласил начало радикальных рыночных реформ с января 1992 г. Президент, в частности, сделал такой прогноз: «Хуже всем будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
29 октября 1991 г. Съезд избрал председателем Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова.
1 ноября 1991 г. Съезд предоставил Президенту широчайшие дополнительные полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить и сформировать правительство. Указы Президента по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы. Президент отныне имел право назначать по согласованию с соответствующими Советами глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Б.Н. Ельцин получал огромную власть, но на четко определенный срок — до 1 января 1993 г.
Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е.Т. Гайдар.
Основными мероприятиями программы реформ были:
1. Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, складывание новой торговой сети.
2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты — снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.
3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение граждан в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.

Первые два направления экономической реформы получили название «шоковой терапии».
Е.Т. Гайдар впоследствии вспоминал: «Мы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечислять, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя. Я сам мог прекрасно объяснить, почему в 1992-м году их проводить нельзя. Не было стабильной поддержки в парламенте, не было нормальных дееспособных институтов власти (армии, таможни, милиции) — они были поражены кризисом власти начала 90-х годов... Шестнадцать центральных банков вместо единого, не было традиций частного предпринимательства, не было сильного частного сектора, как в Польше. Не было ни копейки валюты, золотого запаса, не было возможности привлечь свободные ресурсы на международном финансовом рынке. Но плюс к этому у нас не было возможности ждать, ничего не делать и объяснять, почему ничего нельзя сделать».
Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который знаменовал переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удоб-
ных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т.д.
Параллельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств.
Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате «заработал» рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса.
Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,8%, промышленное производство — на 18%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта.
— инфляция составила фантастические 2509%. Потребительские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий обесценились. Начался кризис неплатежей — предприятия поставляли продукцию, не получая оплаты. В этой ситуации они перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру). Бартер в 90-е гг. стал хронической проблемой российской экономики.
Резко ухудшилось материальное положение населения. Сбережения советского времени быстро уничтожила инфляция. Темпы инфляции значительно опережали рост заработной платы. Работники бюджетной сферы, прежде всего сотрудники детских садов, учителя и врачи, оказались на грани выживания.

Приватизация

Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, было известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приватизацией. Суть приватизации состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989—1991 гг. Правительство Гайдара, и особенно возглавляемый А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ), начинало приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации. Чубайс, говоря об этой приватизации, подчеркивал: «По сути, это было разворовывание общенародной собственности. Но это разворовывание не было нелегальным, потому что легальных, законных схем разгосударствления не существовало». Правительство начинало с установления законных методов приватизации.
Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. Средние и крупные предприятия сначала преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992—1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги — приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной (чековой) приватизации.
Идея ваучерной приватизации имела черты социальной справедливости. Балансовую стоимость предприятий на 1 января 1992 г. (в ценах 1984 г.) разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции, 10    тыс. рублей. Однако из-за инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация заканчивалась, на эту сумму можно было купить всего два килограмма колбасы. Было распространено 144 млн приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% на-
селения страны. Для того чтобы владелец ваучера стал акционером како- го-нибудь предприятия, существовало три пути: участие в проводимом государством чековом аукционе, вложение ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), приобретение акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан. Так как ваучер был анонимной ценной бумагой, его можно было продать. Скупка чеков у населения развернулась практически мгновенно.
25% чеков было вложено в ЧИФы, на 50% чеков члены трудовых коллективов приобрели акции «родных» предприятий, 25% чеков проданы за цену даже ниже номинала. Приобрели эти 25% чеков примерно 2 тыс. юридических лиц. Именно эти последние смогли распорядиться ваучерами эффективно. Те, кто вложил чеки в ЧИФы, нередко сталкивались либо с деятельностью мошеннических организаций, либо с теми, кто был неспособен извлечь из ваучеров выгоду. Приобретенные акции «родных» предприятий в большинстве случаев не приносили дивидендов.
В 1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций.
Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации. В народе распространилось горькоироническое ее название — «прихва- тизация». Сказывалась неопытность населения в капиталистической экономике и неумение государства защитить интересы граждан в условиях перехода к рынку. В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а скорее обострила их.
Переходный период в государстве  создал благоприятные условия  для разного рода афер. Так, из объявившего о банкротстве Внешэкономбанка СССР исчезло 8 млрд долларов. Помимо экономических потерь, крупные аферы подрывали веру граждан в способность государства управлять ситуацией внутри страны.

Федеративный договор

Угрозу распада России руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий — с автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик.
В Татарстане на 21 марта 1992 г. был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да» — это составило 50,3% от общего числа избирателей республики.
Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Башкортостан подписала с оговорками, оформленными особым протоколом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.

Противостояние Президента и оппозиции

В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой. 23 февраля в Москве и во многих городах России прошли митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новом распределении политических сил.
VI Съезд народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.) выступил с критикой правительства Гайдара. Депутаты говорили о невнимании правительства к производству и социальной защите населения. Постановление Съезда признавало работу правительства над экономической реформой неудовлетворительной по целому ряду позиций. Критика была настолько резкой, что 11 апреля министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. Удовлетворено оно не было. В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета Министров и назначил исполняющим обязанности главы правительства Е.Т. Гайдара.
37 народных депутатов РФ обратились в Конституционный суд с запросом о конституционности указов Президента, запрещающих на территории России деятельность КПСС и КП РСФСР. 26 мая суд начал рассмотрение «дела КПСС». Процесс, привлекший огромное внимание общественности, завершился 30 ноября 1992 г. КС признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.
1 декабря 1992 г. открылся VII Съезд народных депутатов. В своем докладе Б.Н. Ельцин обосновал необходимость продления на 1993 г. дополнительных полномочий Президента для проведения экономических реформ. Депутаты говорили, что предоставленные V Съездом полномочия на 1992 г. не были оправданы реальными действиями команды реформаторов. 9 декабря Съезд отклонил предложенную Президентом на пост председателя Совета Министров кандидатуру Е.Т. Гайдара (за — 467 голосов, против — 486 голосов).
10 декабря Б.Н. Ельцин заявил, что «с таким съездом работать невозможно» и призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Завершил выступление Б.Н. Ельцин призывом к своим сторонникам покинуть зал заседаний.
Но их оказалось всего около 100 человек. Кворум сохранился (715 депутатов — на 24 больше необходимого минимума), и Съезд продолжил работу.
Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально-экономической политике, но и р-и- Хасбулатов (в центре) в президиума VII Съезда народных депутатов в проблеме распределения власти.
Действовавшая в тот момент Конституция устанавливала, что председателя правительства с согласия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Президент, однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой момент могли отправить правительство в отставку простым большинством голосов. Президент имел право назначать и освобождать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и парламент, и Президент претендовали на контроль за правительством, однако механизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев и велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон.
По инициативе председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина конфликт был разрешен с помощью компромисса: Съезд принял постановление, одним из пунктов которого на 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положениям новой Конституции. Было найдено согласие и по порядку назначения главы правительства. Депутатские фракции выдвинули два десятка кандидатов, из них Президент отобрал пять человек и предложил для рейтингового голосования. По его итогам Б.Н. Ельцин выдвинул B.C. Черномырдина, с мая 1992 г. работавшего заместителем Е.Т. Гайдара. Черномырдин возглавил правительство.
Но компромисс оказался недолговечен. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов (10—13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Б.Н. Ельцин, выступая по телевидению, сообщил, что подписал указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса» и назначил референдум о доверии Президенту. Конституционный суд усмотрел в действиях Б.Н. Ельцина основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности).
26 марта открылся IX Съезд народных депутатов РФ, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал своей охране подготовиться к силовому разгону Съезда. Охраной был разработан план — в случае, если решение об импичменте будет принято, «выкурить» депутатов из помещения слезоточивым газом и взять под стражу. Но за импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 голосов (2/3 от числа депутатов).
После завершения голосования о смещении Президента Съезд оказался вынужден назначить на 25 апреля 1993 г. референдум по четырем вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досрочных выборах Президента и досрочных выборах народных депутатов РФ. Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам для принятия положительного решения нужно большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носило конституционный характер и требовало большинства от общего числа избирателей .
Референдум состоялся, участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании, за одобрение социально-экономической политики — 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли.
1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые.
 
События 21 сентября — 4 октября 1993 г.

После референдума Президент ускорил процесс подготовки новой Конституции. Б.Н. Ельцин и его сторонники стремились к расширению президентских полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и его сторонники не видели смысла в изменении устройства власти.
21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400 объявил о роспуске Съезда, Верховного Совета и выборах в новый парламент, а также о всенародном голосовании по проекту новой Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным.
В здании Верховного Совета на Краснопресненской набережной (сейчас Дом Правительства Российской Федерации, Белый дом) собралась значительная группа депутатов. Они заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентариев в ночь на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой принес президентскую присягу.
23 сентября открылся X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.
Белый дом был оцеплен милицией. Там отключили связь, воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями из колючей проволоки. Охрана Верховного Совета была вооружена автоматами. 12 суток Верховный Совет провел в осаде, окружив себя баррикадами. Несколько тысяч человек день и ночь проводили на подходах к Белому дому. Часть из них получила от охраны Белого дома оружие. По их воспоминаниям, среди них оказалось сравнительно немного людей, поддерживавших Р.И. Хасбулатова, А.В. Руцкого и новое правительство. Большинство выступало не столько за какие-либо политические реформы или конкретных лиц, сколько против — против президента Ельцина, «шоковой терапии», разрушения СССР.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.
На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Решающие события произошли 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов, сторонников Верховного Совета, одержали победу в столкновении с милицией. Беспорядки начали возникать в разных районах столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4    октября пытались захватить телецентр «Останкино». Охранявший телецентр отряд спецназа открыл огонь по собравшимся.
Утром 4 октября сторонникам Президента удалось собрать сводный штурмовой отряд. Под прикрытием милицейских заслонов он обстрелял из танков Белый дом. Затем здание было занято офицерами спецподразделения «Альфа». А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, члены назначенного X Съездом правительства были арестованы.
В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД, 12 гражданских лиц погибли на улицах, 45 человек — в районе телецентра «Останкино», 75 человек — при обстреле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 октября 1993 г. — траурные, черные дни российской истории.
Общество раскололось во мнениях о происходящем. Многие современные специалисты считают, что действия Б.Н. Ельцина были незаконны, но на его стороне была выраженная на референдуме поддержка относительного большинства проголосовавших граждан России, что придавало действиям Ельцина легитимность.

Проверяем себя
1. Охарактеризуйте положение России после распада СССР. Какие мероприятия планировалось провести для перехода страны к рыночной экономике? Каких результатов рассчитывало добиться руководство страны? Каковы были реальные результаты?
2. Что такое ваучерная приватизация? Каковы были ее итоги? Могли ли они быть иными? Свою точку зрения аргументируйте.
3. Почему меры перехода к рынку, проводимые в 90-х гг., называют «шоковой терапией»? Можно ли было перейти к рынку каким-либо более мягким для населения способом? Свою точку зрения обоснуйте.
4. Какие проблемы возникли после распада СССР в России в области формирования органов власти? С чем связаны эти проблемы?
5. Какие факторы значительно снижали эффективность экономических реформ?
6. В чем состояли причины конфликта между Президентом и оппзицией в начале 90-х гг.?

Думаем, обсуждаем
1. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостояния жителей России в 90-е гг. Составьте таблицу по группам населения.
2. Оцените отрицательные последствия для экономики России разрыва хозяйственных отношений с предприятиями в других республиках бывшего СССР. Составьте логическую схему.
3. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ.
4. Напишите авторский текст «Шоковая терапия» — ошибка или единственный выход?» (не более 500 слов).
5. Оцените состояние российской науки в этот период. Предложите критерии оценки. Представьте их в виде тезисов. Обоснуйте ответ.
6. Составьте сборник статей (не менее 5) иностранных авторов, рассматривающих экономические проблемы данного периода в России.
 
Работаем с источниками, выполняем задания
1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходится на декабрь 1991 г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого из этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.
2. Продолжите мысль.
После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи: ...
3. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.
Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле... Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да,
ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «...Предлагаемый курс по реформированию управления экономическим развитием — в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
4. Составьте словарь исторических терминов, кроссворд, тест по теме «Российская экономика на пути к рынку».
5. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.
Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991г.
1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственнотехнического назначения, товары народного потребления, работы и услуги...
3. Правительству РСФСР:
Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.
Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.
Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками — переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.
6. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?
Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991    г.
Мясо —81%    Овощи— 84%
Молоко — 56%    Рыба    —    56%
7. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, проведите в классе обсуждение социальной и политической роли частной собственности в России. Проследите путь становления и сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.
Из статьи председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)
Рыночная экономика — это экономика, основанная на частной собственности... Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения... Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты