§ 18. Новый политический режим

§ 18. Новый политический режим

Давайте вспомним
Какую должность занимал Б.Н. Ельцин в этот период
По какому принципу формировалась Государственная Дума в 90-е гг.
 
Попробуйте
Найти мемуары (воспоминания) очевидцев событий 90-х гг. и сравнить их оценки происходящего
 
Новая структура власти

Силовая развязка конфликта между Президентом и парламентом определила путь дальнейшего развития России. В истории разных стран много раз, начиная с О. Кромвеля, главы исполнительной власти разгоняли парламенты. Обычным исходом таких событий становились диктатуры, защищающие победителей от мести побежденных. Но для России путь диктатуры был закрыт — для ее установления не было ресурсов. Армия во время кризиса 21 сентября — 4 октября 1993 г. хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в целом оставалась в стороне. Поэтому военная диктатура в России была невозможна. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б.Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один очень важный фактор, препятствовавший установлению диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.
Таким образом, Ельцин должен был создать демократию, при которой исключался бы приход к власти непримиримой коммунистической оппозиции. Юридические основы нового политического режима заложила новая Конституция. По этой Конституции, законодательную власть осуществлял парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. В нижнюю палату — Государственную Думу входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Председатель правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Для получения согласия Президент вносил в палату кандидатуру на пост главы правительства. Если Дума трижды отклоняла предложенных кандидатов, Президент распускал палату и назначал новые выборы. Президент имел право отправить правительство в отставку. Государственная Дума имела право выразить недоверие правительству. В случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев Президент должен был либо отправить в отставку правительство, либо распустить Думу и назначить новые выборы. Таким образом, новая Конституция исключала конфликт законодательной и исполнительной власти, подобный конфликту 1992—1993 гг. При этом Президент получал значительный перевес над парламентом.
Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным Главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств. Единственное существенное ограничение, установленное Конституцией для Президента, — невозможность одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд.

Выборы 1993 г. в Государственную Думу

12    декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы проводились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депутатов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 — в одномандатных округах простым большинством голосов. В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.
На проходивших одновременно с референдумом выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха добилась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В.В. Жириновским. Это был результат одновременного снижения популярности Президента и противостоявших ему политических сил после событий 3—4 октября 1993 г. В составе нового парламента не было устойчивого большинства — ни пропрезидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в проведении рыночных преобразований.
Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 г. и временем начала работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмотрения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила амнистию в связи с событиями 19—21 августа 1991 г. и 21 сентября — 4 октября 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась:
Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры — как признание своей правоты.
Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1993 г. внутренний валовой продукт (ВВП) сократился по сравнению с 1992 г. на 8,7%. Инфляция составила 839%. Комментируя итоги года, премьер-министр B.C. Черномырдин произнес слова, ставшие крылатыми: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда». Приверженцы Президента Б.Н. Ельцина объясняли экономический кризис сопротивлением реформам со стороны Верховного Совета. Но ликвидация Верховного Совета не улучшила положение в экономике: в 1994 г. спад ВВП составил 12,7%, инфляция — 215,1%.

Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне

В Татарстане выборы и всенародное голосование проводились, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни выборы, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности статуса бывшей автономии, констатируя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации.
Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе. На территории Чечни референдум и выборы 12 декабря 1993 г. не проводились. Руководство Чечни настаивало на государственной независимости республики. В 1992—1994 гг. в южных регионах России регулярно захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население.
Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Б.Н. Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила заложников в больнице в городе Буденновске Ставропольского края. После переговоров премьер-министра B.C. Черномырдина с Басаевым бандиты оставили город и беспрепятственно ушли в Чечню.
В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе — втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6—8 марта 1996 г. Пос   ле операции в Грозном чеченское командование перешло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и стало наносить удары по российским коммуникациям. К концу апреля федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.
Летом 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А.И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом договоренностей стали окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой.
Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими центрами. Террористический интернационал рассматривал Чечню как свой плацдарм для наступления на Россию и в Европу. Лидерами террористов стали эмиссар возглавляемой Усамой Бен Ладеном «Аль-Каиды» Э. аль-Хаттаб и Ш. Басаев.
На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств.
При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились восстановление республики, а на  подготовку и оснащение новой армии.
Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что се- цессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за выход является война. Это резко охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.

Формирование «олигархических» групп

Затянувшийся вооруженный конфликт на Северном Кавказе подорвал популярность Президента Б.Н. Ельцина. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г.А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. На прошедших в декабре 1995 г. выборах в Государственную Думу компартия получила больше всех голосов.
Приход к власти КПРФ для Б.Н. Ельцина и его окружения означал не просто потерю власти, но, скорее всего, физическую расправу. Для победы на выборах требовалось завоевывать поддержку элиты. Средством нового сплочения элиты стала приватизация.
Начался новый этап приватизации. Решено было перейти к продаже акций предприятий по их рыночной стоимости. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) — официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки.
В период президентства Б.Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти.
Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.
Суть залоговых аукционов проста. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий.
Идея залоговых аукционов была выдвинута руководителем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным.
А.Б. Чубайс вспоминал: «Какая вообще приватизация была возможна в таких условиях? Только такая, при которой каким-то фантастическим образом нам удалось бы кого-то из своих многочисленных противников превратить в своих сторонников. Было понятно, что директоров приватизированных предприятий на этом этапе сторонниками не сделаешь... Значит, оставался один потенциальный союзник — покупатель. Но как можно было заставить его раскошелиться? И тут Потанин выступает на правительстве со своим предложением по залоговым аукционам. Я сразу понял, что буду поддерживать это предложение любыми силами. Схема залога автоматически делала покупателя нашим сторонником, давала приватизации новый толчок и хороший шанс выжить в сложнейшей политической ситуации».
Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.
Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтяная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абрамович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн долларов. Всего состоялось 12 залоговых аукционов.
Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре и стали называться олигархами.
Группа ОНЭКСИМ-МФК получила в залог контрольные пакеты «Норильского никеля» (за 170,1 млн долларов) и нефтяной компании СИДАНКО (вместе с Альфа-групп за 130 млн долларов; в 1998 г. 10% пакета акций были проданы за 500 млн долларов), а также блокирующий пакет Северо-Западного речного пароходства (за 6 млн долларов) и пакет Новолипецкого металлургического комбината (за 31 млн долларов). Банк МЕНАТЕП приобрел ЮКОС (за 159 млн долларов; на максимуме капитализации ЮКОС оценивался в 26,62 млрд долларов) и Мурманское морское пароходство (за 4,125 млн долларов).

Президентские выборы 1996 г.

Все участники залоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Б.Н. Ельцина в 1996 г. В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не больше 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом практически решенным, Президент провел встречу с семью руководителями крупнейших банковских структур России. На встрече присутствовали В. Виноградов (Инкомбанк), В. Гусинский (Мост-банк), Б. Березовский (группа компаний), М. Фридман (Альфа-банк), В. Потанин (ОНЭКСИМ-банк), А. Смоленский (СБС-банк), М. Ходорковский (ЮКОС).
Были достигнуты договоренности о взаимной поддержке. На предвыборную кампанию Ельцина бросили огромные ресурсы.
Немедленно было привлечено большое количество политтехнологов, певцов, музыкантов, артистов, журналистов. Были задействованы радио и телевидение. В результате рейтинг Президента стремительно взлетел к победным цифрам.
Большинство избирателей, в массе своей недовольных результатами правления Ельцина, не хотели реставрации советского прошлого, а главное, не считали ее осуществимой. Еще в 1994 г. опрос Всероссийского центра общественного мнения показал, что 70% респондентов считают невозможным возврат к тому, что было до 1985 г. Поэтому Ельцин мог апеллировать и к нежеланию более чем половины избирателей вернуться в прошлое, и к неверию более чем двух третей граждан в саму возможность такого возврата. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила реализовать эти возможности. Довершила дело комбинация с переходом на сторону Б.Н. Ельцина получившего почти 15% голосов в первом туре выборов популярного генерала А.И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности.
Г.А. Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина — под суд!», к власти никогда не допустят. Победа такой оппозиции будет означать гражданскую войну. В марте думская фракция КПРФ получила выразительное подтверждение готовности Б.Н. Ельцина пойти на силовые меры: после принятия Государственной Думой постановления, отменяющего ратификацию Верховным Советом РСФСР Беловежских соглашений, в аппарате Президента были подготовлены указы о роспуске Думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 г. Ельцин не подписал эти указы лишь потому, что министр внутренних дел А.С. Куликов заявил, что сил МВД может не хватить на проведение в жизнь этих мер, а руководитель предвыборного штаба А.Б. Чубайс заверил, что выборы будут выиграны. Этот эпизод стал известен обществу лишь 3 года спустя, когда Куликов опубликовал в прессе отрывок из своих мемуаров. Но лидеры компартии об этом знали уже в марте 1996 г. и сделали свои выводы. Так, в критический период кампании, в 16 дней между первым и вторым турами, когда Б.Н. Ельцин слег с инфарктом, а два помощника А.Б. Чубайса были задержаны на проходной Белого дома с полумиллионом долларов, Г.А. Зюганов не использовал ни одного из идущих в руки козырей в предвыборной игре.
По сути, оппозиция подыграла власти, позволив Б.Н. Ельцину победить на выборах.

«Олигархический капитализм»

В 1996—1997 гг. совершилась новая серия откровенно скандальных приватизационных сделок. На этот раз власти расплачивались государственным имуществом с теми, кто способствовал переизбранию Ельцина. 22 ноября 1996 г. состоялась «сделка года» (по определению журнала «Коммерсантъ — Деньги»): Столичный банк сбережений (СБС, уставный капитал 24    млрд рублей) выиграл конкурс на санацию «Агропромбанка» (до 1995 г. «Россельхозбанк») — третьего в России банка по размеру уставного капитала (130 млрд рублей) и вкладов населения, второго — по числу отделений (1200).
В 1997 г. приватизировалась «Восточная нефтяная компания» (ВНК) — четвертая по времени создания нефтяная компания России (11 млн т годовой добычи). Правительство рассчитывало получить не менее 2 млрд долларов и выставило 84% ВНК сразу на два аукциона — специальный денежный (его участники вносили деньги, а затем акции делились между ними пропорционально взносу) и обычный аукцион. На участие в спецаукционе подали заявки (на общую сумму более 2 млрд долларов) МЕНАТЕП, Инкомбанк и ЛУКОЙЛ. Однако проводившие аукцион чиновники признали заявки Инкомбанка и ЛУКОЙЛа неправильно оформленными, и контрольный пакет достался МЕНАТЕПу за 750 млн долларов. После этого два раза подряд был сорван обычный аукцион по ВНК — конкуренты М. Ходорковского не хотели тратиться на приобретение 34% акций в условиях, когда 51% уже в руках ЮКОСа, а сам Ходорковский не собирался платить за эти акции 520 млн долларов (стартовая цена плюс погашение задолженности ВНК перед бюджетом). В 1998 г. Госкомимущество, РФФИ и Минфин осуществили обмен принадлежащих государству акций акционерных обществ «Усть- Илимский лесопромышленный комплекс», СИДАНКО, «Тюменская нефтяная компания», «Коми ТЭК», ОНАКО и «Восточная нефтяная компания» на акции коммерческого банка МЕНАТЕП. Акции банка практически ничего не стоили, но на них были приобретены реальные активы — акции одного из крупнейших в России Л ПК и пять нефтяных компаний.
Самая скандальная приватизационная сделка — конкурс по холдингу «Связьинвест» (владеет контрольными пакетами акций 88 телекоммуникационных компаний, обслуживающих 30 млн абонентов проводной связи, в том числе главного российского оператора международной и междугородной связи «Ростелеком»). На аукцион были выставлены 25% + 1 акция по стартовой цене 1,118 млрд долларов. Заявки подали кипрская оффшорная компания Musteom Ltd, учрежденная российской инвесткомпанией «Ренессанс-капитал» (директор Б. Йордан, входила в группу ОНЭКСИМ-МФК), еще одной кипрской компанией и фирмой с острова Джерси (как выяснилось впоследствии, принадлежавшей Дж. Соросу), и «ТелеФАМ Б В» (одноименная голландская телекоммуникационная фирма и ряд фирм, принадлежавших Альфа-групп, Б. Березовскому и В. Гусинскому). Выиграла заявка Musteom — 1,875 млрд долларов. Проигравшие через прессу обвинили устроителей конкурса в содействии победителю — заявка Musteom была подана позже.
При всей скандальности приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегически важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами. Это была принципиальная позиция, сознательно избранная государством и персонально руководившим приватизацией А.Б. Чубайсом: при смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства должен быть сохранен внутри России.
Запущенный в 1996 г. государством механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привел к закономерному кризису. Приобретая ГКО, банки кредитовали государство. Однако объемы заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на все большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ), который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза банкротства.
В 1997 г. по инициативе А.Б. Чубайса, который был тогда первым вице-премьером, был осуществлен секвестр — резкое сокращение расходных статей бюджета. Но эти меры не исправили динамику экономического развития. В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Но они оказались краткосрочными и коснулись лишь некоторых перерабатывающих и сырьевых отраслей. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57% от уровня 1990 г. Показатели падения были больше, чем во времена Великой депрессии в США.

Проверяем себя

1. Оцените итоги выборов 1993 г.
2. Как реагировала оппозиция на развивающийся экономический кризис в стране?
3. Какие противоречия существовали в системе власти в России перед выборами Президента в 1996 г.? Каким образом можно было решить эти противоречия?
4. Какие проблемы возникли в ходе президентских выборов 1996    г.? О каких процессах в стране свидетельствовали эти проблемы?
5. Возможно ли было избежать проведения военной операции в Чеченской Республике? Каким образом? Свою точку зрения обоснуйте.
6. Каковы последствия залоговых аукционов для развития России?
7. Какая структура власти сложилась в России после президентских выборов 1996 г.? Было ли построение такой структуры власти неизбежным?
 
Думаем, обсуждаем
1. Оцените возможные отрицательные последствия открытого вооруженного противостояния федерального Центра и руководства Чечни в 1994—1996 гг. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.
2. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените потери и приобретения, полученные в результате сближения власти с олигархами. Представьте информацию в виде сравнительной таблицы.
3. Сформулируйте главные политические проблемы России в 90-е гг. Каковы причины появления этих проблем? Представьте информацию в виде диаграммы.
4. Начертите схему, показывающую пересечение экономических и политических интересов различных олигархических групп.
5. Подберите фрагменты статей (не менее 7), рассматривающих с разных точек зрения одну из проблем России 90-х гг.
6. Составьте сравнительную таблицу преимуществ и недостатков крупнейших политических партий, действовавших в России в 90-е гг. Обоснуйте критерии выбора показателей.
 
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Составьте схему государственного устройства России 90-х гг.
Сравните систему власти в СССР и политическую систему России 90-х гг. в любых знаковых системах. Самостоятельно определите критерии сравнения.
2. Проанализируйте статьи 1, 2, 3, 5, 7, 10, 13 Конституции Российской Федерации.
Используя знания по обществознанию и новейшей истории, со ставьте характеристику Российского государства по плану и докажи те, что:
1. Россия — демократическое государство.
2. Россия — федеративное государство.
3. Россия — правовое государство.
3. Прокомментируйте данные, используя и другие источники ин формации.
Вопрос: Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? Число зарегистрированных избирателей 106 170 835 Число выданных бюллетеней 58 174 707 (54,79%)
Число действительных бюллетеней 56 368 956 (53,09%)
ЗА — 32 931 018 (58,42% от числа действительных бюллетеней; 56,61% от числа выданных бюллетеней)
ПРОТИВ — 23 437 938 (41,58% от числа действительных бюллетеней; 40,29% от числа выданных бюллетеней)
4. Напишите сочинение-рассуждение о политических пристрастиях российских граждан в 90-е гг . по возрастному, гендерному, профессиональному и другим признакам. Объясните результаты выборов.
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты