§ 25. Российское общество в эпоху перемен (1992—2008)

§ 25. Российское общество в эпоху перемен (1992—2008)

Давайте вспомним
Молодежные неформальные объединения этого периода. Что в них объединяло молодежь
Новые профессии, которые появились в этот период в России. Почему это произошло
Что такое «актуальное искусство»

Попробуйте
Назвать несколько российских музеев, появившихся в последнее десятилетие
Перечислить города, в которых имеется древний кремль

Перемены в начале 1990-х гг.

Последнее десятилетие XX в. было отмечено радикальными переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии культуры. Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.
Стремительно менялась привычная для советского человека картина мира. Перестройка открыла возможности не только для переосмысления трудностей внутреннего развития, но и для сравнения уровня жизни, политической и творческой свободы в Советском Союзе и на Западе. Сравнение оказалось не в пользу советской действительности. Развал социалистической системы и распад СССР, кризисное внутреннее развитие поставили вопрос о месте страны в мире и о поддержании статуса великой державы, которым советские люди по праву гордились.
В результате в обществе первой половины 90-х гг. широко распространились настроения разочарования. Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прошлых лет. Происходила дальнейшая дифференциация уровня доходов разных групп населения. Подъем общественной активности, вызванной надеждами на перемены, сменился растущей апатией. Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.
Социальные процессы в российском обществе первых постсоветских лет не были однонаправленными. Происходило и высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получили возможность выбора рода занятий, не связанных с государственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства. Становление рыночных отношений поставило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате с середины 90-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риэлтор, аудитор).
Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на происходившие перемены. Частная инициатива стимулировала становление новых для отечественной культуры направлений деятельности. Появились многочисленные частные книгоиздательства. Рынок стал насыщаться пользовавшейся спросом литературой, ушло в прошлое понятие «дефицит». Открылись частные картинные галереи, появились многочисленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы.
В первой половине 90-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежной культурной продукции, зачастую низкого качества. Но многое из этой продукции имело коммерческий успех, так как спрос на нее долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок. Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга — коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах.

Коммерциализация искусства и массовая культура

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы. Лидерами книжных продаж стали переводные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Символы западного образа жизни — рестораны быстрого питания «Макдоналдс», западные торговые марки и фирменная реклама стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов.
Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужской аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.)? любовные романы, фэнтези (Ник Перу- мов, А. Бушков и др.).
Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробованные в производстве мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»).
«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты.

Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии

Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.
В кино использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федор- ченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.
В культурной жизни страны выделились коллективы-ли- деры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осуществивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской (все оперы С.С. Прокофьева) и мировой классики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера). Театр обратился к наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балеты Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал известных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличают динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю.
Российский национальный оркестр (РНО) — первый негосударственный оркестр, созданный под руководством выдающегося пианиста М.В. Плетнева, стал одним из ведущих музыкальных коллективов страны. РНО — признанный исполнитель музыки Чайковского и относительно редко звучащих произведений классического репертуара. Ежегодные гастрольные туры оркестра по волжским городам поддерживают великие просветительские традиции отечественного классического искусства.
Сам опыт жизни современного человека становился объектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством, вовлекая в активное взаимодействие зрителей. Актуальное искусство обживало новые выставочные помещения — переоборудованные объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мосты-переходы), неиспользуемые заводские цеха и склады.
Полем художественного творчества становились природная среда (ленд- арт) и улица. В привычный элемент городской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники).
Общественные настроения определили тональность современного литературного творчества. Оно ориентировалось на постмодернистскую интерпретацию современной действительности.
Постмодернизм на Западе еще в 70-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России первые написанные в 70-е гг. в этом ключе произведения стали своего рода вызовом идеологизированным ценностям (С.Д. Довлатов, В.В. Ерофеев), жизнь их героев протекала вне социального контекста. В 90-е гг. характерная для постмодернизма ирония и пересмотр классических канонов любого жанра во многом отразили процессы деидеологизации общественного сознания. Писатели обра- В интернет-кафе Москвы    щались к своей аудитории, готовой поддержать авторскую форму самовыражения своим участием в игре намеков, отсылок и цитат, разных временных и пространственных измерениях жизни героев («Чапаев и Пустота» В.О. Пелевина). Читателю предлагалось осмысливать историю места и времени как текст («Message: Чусовая» А.Д. Иванова), современность как игру смыслов. Широкое признание получила историческая фантастика (Б. Акунин), книги в жанре литературной биографии («Пастернак» Д.Л. Быкова).
Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро стали расширяться каналы оперативного получения информации и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществлении проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периодические издания, электронные библиотеки и образовательные порталы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн человек. Хотя это пока меньше, чем в ведущих европейских странах, но отличительной особенностью современной российской ситуации является бурный рост числа пользователей Сети. В 2007 г. завершено подключение к Интернету за счет государственного финансирования всех школьных учебных заведений страны.
Расширение информационного пространства открывало новые возможности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для контактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие отечественные разработки были приостановлены.
В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку постепенно стали расти. Появились масштабные проекты и научные разработки в медицине, в сфере нанотехнологий. Большее внимание стало уделяться развитию университетской науки и внедрению новых достижений научной мысли в образовательный процесс, в подготовку специалистов для значимых для отечественной экономи- В российском конструкторском бюро ки производств. Важнейшим приоритетом является развитие инновационных отраслей и технологий.
Повседневная жизнь отражает эти стремительные перемены. Появляются разнообразные возможности для выбора профессии, образования, сферы досуга. Развивается зарубежный и российский туризм. Рынок потребительских товаров вырос до непредставимых еще в предыдущее десятилетие масштабов.
В городах и в пригородной местности развернулось бурное строительство. Меняется облик городов, появились пешеходные зоны, досуговые центры. Быстрыми темпами продолжает расти автопарк, многие семьи в результате повышения уровня доходов смогли приобрести в личное пользование автомобиль.
Правда, эти перемены порой негативно сказываются на состоянии окружающей среды и культурного ландшафта. Проблема «экологии культуры», сохранения и поддержания благоприятной культурной и социальной среды обитания людей приобретает в наше время самое актуальное звучание.

Историко-культурное наследие

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекции, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого). Предлагались необычные формы прочтения историко-культурных традиций (исторические и этнографические инсценировки, формирование узнаваемого лица города и региона), на этой основе развивался культурный туризм. После болезненного периода перехода на коммерческие принципы хозяйствования появились возможности для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития народных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.
Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и малых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Петербурга, 1100-летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.
Масштабные выставки вернули имена выдающихся деятелей культуры прошлого, в первую очередь русского авангарда, в современное культурное пространство. Персональные выставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.
Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского,
С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.И. Федотова и др. открыла неизвестные массовому читателю страницы отечественного духовного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова писатель
И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вернулся А.И. Солженицын.
Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуальной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческому прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обращены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж.
В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солженицына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомиллионную аудиторию.
Огромный интерес вызвали произведения нового российского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание художественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягинцева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпочтений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экране религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкретного художественного произведения.
 
Религиозная жизнь

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.
Большинство населения страны относило себя к православному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число во- церковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — менее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их число продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, нацию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после
1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадав* ших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного образования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в частности, было начато издание 25-томной «Православной энциклопедии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые здания. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.
Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.
В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.
В 2007 г. произошло долгожданное историческое событие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписанием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей.
Рост религиозного самосознания наиболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети российских мусульман составляет 45 лет.
В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мечетей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 центров исламского образования.
Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской науки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность совершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религиозные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.
В регионах традиционного распространения буддизма происходило возрождение религиозных практик. К настоящему времени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправляют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.
Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиозных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Активно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследования на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва.
Новые общины появились у Армяно-григорианской церкви, католиков, представителей различных протестантских церквей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передавались закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).
Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сайты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.
В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церковные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подготовки священнослужителей, которых не хватает для открывающихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но главной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нрав- етвенных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.
Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процессы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взвешенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются приоритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих процессах, задачи государственной политики в развитии культуры.
Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.
 
Проверяем себя
1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?
2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?
3. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?
4. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?
5. Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?
6. Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?
7. Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?
8. Какие изменения произошли в культуре потребления? Что нового появилось в этой сфере?
9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и искусстве России в конце XX — начале XXI в.?
 
Думаем, обсуждаем
1. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
2. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику развития конфессий. Составьте сравнительную таблицу.
3. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.
4. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализацией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
5. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из новых направлений искусства в этот период.
6. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Определите проблемы молодежи в современной России и пути их решения.
Социолог    М.В.    Конкин о проблемах российской    молодежи
В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплощающему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Однако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.
2. Сделайте презентацию, напишите сочинение, творческую работу, используя для сравнения свидетельства людей старшего поколения, по следующим темам:
«Духовные ценности современной России»; «Молодежные субкультуры в современной России»; «Перемены в повседневной жизни в вашем городе (селе)».

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты