§ 4. Советское общество в первые послевоенные годы

§ 4. Советское общество в первые послевоенные годы

Давайте вспомним
Как изменились отношения между интеллигенцией и властью в период Великой Отечественной войны
Самые популярные виды спорта в послевоенный период
Важнейшие научные достижения послевоенного периода
Актеров кино, которые были наиболее популярны у зрителей в послевоенный период

 
Попробуйте
Составить коллаж (возможно, с использованием Интернета), иллюстрирующий одно из направлений художественного творчества этого периода
Описать фрагмент жизни конкретного человека в первые послевоенные годы, используя воспоминания очевидца этого периода (не более 150 слов)

 
Духовный подъем первых послевоенных лет

Победа в войне с фашизмом укрепляла в советском обществе надежды на лучшую, счастливую жизнь. Великие жертвы и лишения военного времени открывали для тех, кто выстоял, преодолел и победил, путь в светлое будущее. Гордость за свою страну и вера в неисчерпаемые возможности человека определяли оптимистический настрой советского общества послевоенных лет. Война во многом изменила мироощущение людей. Появилась, как казалось, и возможность жить в согласии с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Тем более что миллионы солдат-освободителей побывали в Европе и видели во многом иную, далекую от создававшегося довоенной пропагандой образа врага жизнь людей. В изменениях духовного климата виделись и предвестия перемен в жизни страны. В кругах интеллигенции крепли надежды на ослабление идеологического диктата над художественным и научным творчеством. Советское общество первых послевоенных лет было «обществом надежд».
В послевоенные годы продолжался взлет творчества корифеев исполнительского искусства XX в. — В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана. Началась творческая биография С.Т. Рихтера, M.JI. Ростроповича — победителей первого послевоенного конкурса музыкантов- исполнителей. В Большом театре были поставлены балеты С.С. Прокофьева.
В творчестве композитора классические традиции органично сочетались с новыми принципами музыкальной драматургии. Участие в этих спектаклях стало одной из вершин в творчестве Г.С. Улановой, М.Т. Семеновой и плеяды великих артистов, принесших советскому балету мировую славу. В 1946 г. в Ленинграде состоялась премьера первой части оперы-эпопеи Прокофьева «Война и мир».
В Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинс- кий, первый исполнитель пяти симфоний Д.Д. Шостаковича. Седьмая («Ленинградская») симфония, которую композитор создавал в 1941 г. в блокадном городе, стала символом непобедимого духа народа, боровшегося против фашизма. Критики конца XX в. назвали Шостаковича «последним великим симфонистом» в истории классической музыки. Его творчество воплотило глубокие философские раздумья о мире и человеке, о трагедиях и конфликтах современности.
В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения художников. Размышляя о духе того времени в эпилоге романа «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак писал, что «хотя просветление и освобождение, которых ждали
после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание».

Государство и религия

Основания для оптимизма многим гражданам СССР давало и начавшееся улучшение отношений между властями и Русской православной церковью. В годы войны авторитет церкви заметно вырос. Увеличилось и число верующих (по данным переписи 1937 г., которые не были в то время преданы огласке, верующими были, несмотря на жестокие гонения на церковь, более половины населения страны). Война помогла многим людям ощутить свою связь с Богом.
В 1943 г. было восстановлено патриаршество. В 1945 г. после кончины патриарха Сергия (Страгородского) на патриарший престол был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий I (Симанский), служивший в войну в блокадном Ленинграде. Утихла атеистическая пропаганда, начали открываться новые храмы (в 1947 г. богослужения проводились в 14 тыс. храмов), действовало около ста монастырей. Церкви были возвращены некоторые святыни, в том числе мощи одного из самых чтимых российских святых — преподобного Сергия Радонежского. Возобновились богослужения в Троице-Сергиевой лавре, число паломников к православным святыням продолжало расти. Ночные пасхальные богослужения в мае 1948 г. только в Москве собрали около 300 тыс. человек, в Ленинграде в храмы пришло более 100 тыс. верующих. В некоторых районах РСФСР, например в Курской области, в это время крестили до 90% новорожденных.
Власти рассчитывали использовать авторитет церкви в политических целях, в борьбе за усиление влияния в Европе и мире. В частности, предполагалось созвать в Москве Вселенский собор автокефальных православных Церквей и подготовить задуманный еще весной 1945 г. созыв всемирной конференции христианских Церквей, которая могла бы противостоять влиянию Ватикана. Но этим планам в условиях быстрого наступления «холодной войны» не суждено было воплотиться в жизнь.
Страна вновь приступила к мобилизации внутренних ресурсов. Для ее обеспечения был избран путь очередного ужесточения идеологического контроля государства над обществом. Чтобы добиться идеологического сплочения, необходимо было не допустить роста религиозного мироощущения людей. Эти установки не могли не сказаться на отношениях государства и церкви: уже в 1948—1949 гг. возобновились антирелигиозная пропаганда и гонения на священнослужителей, вновь стали возникать трудности с регистрацией новых приходов, в печати нагнетались антицерковные настроения.

Политика властей по отношению к культуре

Как и в довоенные годы, «передовым рубежом» идеологической борьбы стала сфера науки и культуры. Особое внимание уделялось литературе, кинематографу, музыке — тем областям художественного творчества, которые оказывали непосредственное влияние на формирование сознания населения и духовного климата в обществе. Для того чтобы указать деятелям культуры на их «место в рабочем строю» (по выражению В.В. Маяковского), был избран путь разгромных постановлений партии и правительства о положении дел в сфере литературы и искусства и «публичных дискуссий» о развитии отдельных направлений научных исследований.
В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Выбор не случайно пал на ленинградских литераторов. Этот удар был косвенно направлен против руководителей городской парторганизации Ленинграда. Происходившее отражало развернувшуюся борьбу за власть и столкновение позиций вокруг приоритетов развития страны в высшем руководстве и стало прелюдией к «ленинградскому делу». Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Именно это являлось важнейшим направлением идеологического «главного удара» на фронте «холодной войны».
Аналогичные по тональности обличения содержались в других подобных постановлениях: «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (1946—1948). Обвинения в «аполитичности» и «безыдейности» и жесткая критика прозвучали в адрес многих известных деятелей культуры, в том числе кинорежиссера С.М. Эйзенштейна за вторую серию фильма «Иван Грозный» (первая была удостоена Сталинской премии в 1946 г.). Режиссерская концепция картины, построенная вокруг проблем пагубности насилия, какими бы высшими целями оно ни оправдывалось, и одиночества, порождаемого безграничной властью, была расценена как «невежество в изображении исторических фактов».
Жесткое следование идеологическим установкам больно ударило по ряду направлений отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е.С. Варга и др.), историки и философы, физики (Л.Д. Ландау,
П.Л. Капица и др.). В науку по-прежнему переносились «классовые» оценки. В некоторых случаях (генетика, кибернетика, исследования мировой экономики) эти нападки привели к закрытию целых научных направлений или существенному ограничению исследований.
Вместе с тем после войны стремительно восстанавливалась сеть научных учреждений, объем вложений в науку увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,5 раза, выросли престиж научных профессий и оплата труда ученых.
Там, где научные разработки были сопряжены с решением жизненно важных государственных задач, например в ядер- ной физике, поддержке науки уделялось беспрецедентное внимание.
Внедрение научных достижений в промышленность было важным ресурсом восстановления разрушенного войной хозяйства, но квалифицированных кадров катастрофически не хватало. В 1949/50 учебном году страна перешла к обязательному семилетнему образованию, подготовка рабочих кадров велась в системе «трудовых резервов» — ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения.
Для молодежи, которая не сумела завершить в годы войны школьное образование и уже работала, открывались вечерние школы. Вернувшиеся с фронта молодые люди могли поступать в вузы на льготных условиях. При предприятиях открывались отделения вузов и техникумов для подготовки специалистов для собственного производства. В результате этих мер число студентов к 1960 г. возросло по сравнению с довоенным периодом в 3 раза (до 2,4 млн человек). Наибольшей популярностью пользовались широко востребованные в стране инженерно-технические профессии.

Идеализация советской действительности

Время для осмысления трагической правды войны в искусстве еще не пришло, хотя в эти годы появляются первые произведения, смотревшие на военные события глазами их участников, такие, как повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», получившая в 1947 г. Сталинскую премию. Тема войны постепенно уступала место произведениям о послевоенных буднях. Художественные произведения должны были формировать положительные идеалы и оптимистический настрой и быть «понятными» самой широкой аудитории. В результате возникало множество сходных по сюжетам произведений — о конфликте новаторов и консерваторов, о борьбе советских людей с производственными трудностями и их успешном преодолении. Власть, по сути, «декретировала» работу в едином стиле — понятном по сюжетам и точном в воспроизведении деталей, парадном по форме и мажорном по звучанию.
Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же время в возвращавшемся к мирной жизни обществе, жившем в обстановке скудного послевоенного быта, остро ощущалась потребность в радости и красоте. Огромной популярностью пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие, как поставленный в жанре музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» (реж.И.А. Пырьев, 1950). В них звучал идеологический посыл о преимуществах советского строя. Искусство создавало радостный и привлекательный миф-сказку о советском образе жизни, о светлом будущем, в него хотелось верить. Символами эпохи стали монументальные общест-    Киноафиша    1950 г.
венные сооружения — вестибюли Московского метрополитена (станция «Комсомольская кольцевая», архитекторы А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин), знаменитые высотные здания, постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г. Осуществление этих и многих других грандиозных проектов должно было свидетельствовать о незыблемости социалистического строя и величии духа народа-победителя.
Рубеж 40—50-х гг. часто называют «апогеем сталинизма». В этот период зримое воплощение культа личности достигло своего пика: изображения Сталина были повсюду, без цитирования его трудов и многократного упоминания его имени практически не обходились книги, статьи, радиопередачи. Сама фигура вождя уже при жизни превратилась в мифологическую.
 
Жизнь в городах

Послевоенный период отмечен быстрым ростом городского населения за счет притока на предприятия промышленности молодежи из села. В эти годы деревня ежегодно теряла около 2 млн работников. Городу требовались рабочие руки, но далеко не всех он мог обеспечить приемлемым жильем. Целые города приходилось отстраивать заново. В ходе восстановительных работ приоритет отдавался производственным объектам, финансирование же жилищного строительства осуществлялось по остаточному принципу.
Значительная часть городского населения имела общественное жилье — от деревянных бараков и заводских общежитий до коммунальных квартир. Большинство квартир в исторических центрах городов были именно общими, коммунальными, и отдельная семья, независимо от численности, редко когда получала в коммуналке больше одной комнаты. Отдельная городская квартира была в основном привилегией руководящих партийных, хозяйственных и творческих работников. Некоторые крупные предприятия сохранили созданные еще в довоенные годы собственный жилой фонд и социальные учреждения (клубы, детские сады, пионерские лагеря) и могли создать лучшие условия для своих рабочих и служащих.
Городские окраины даже в столичных центрах еще сохраняли наполовину деревенский облик, а в повседневной жизни переплетались черты современного и патриархального быта.
Жили бедно, на виду у соседей, досуг проводили в основном не в тесных помещениях, а прямо во дворах. Рацион рядового городского жителя в первые годы после войны оставался скудным.
В городах продуктов не хватало, и основные из них по-прежнему выдавались по карточкам (на ребенка до 15 лет, например, полагалось 400 г хлеба). В декабре 1947 г. карточки были отменены.
Одновременно с отменой карточек была проведена денежная реформа. Накопления, не хранившиеся в сберкассах, обесценились, поскольку 10 старых наличных рублей обменивались на один новый — при сохранении прежнего уровня цен и зарплат (обмен вкладов в сберкассах осуществлялся по льготному курсу). На продукты первой необходимости (хлеб, муку, крупу) фиксированные государственные цены установили на 10-12% ниже существовавших ранее, но на яйца, фрукты, молоко, промтовары — на 10-25% выше. Потери населению компенсировались постепенно, серией понижений цен в течение 1948-1952 гг. Однако эти снижения во многом обесценивались обязательной подпиской на облигации государственного займа, на которую уходило до полутора месячных зарплат в год.
Тем не менее медленно, но возрастал уровень жизни людей и реальной заработной платы. Были восстановлены отмененные в годы войны отпуска и 8-часовой рабочий день. Но очень многие продолжали трудиться вне установленных графиков, часто до глубокой ночи и без выходных, самоотверженно работая на восстановление страны.
 
Отдых и развлечения

Власти уделяли немалое внимание сфере досуга. Все официальные праздники отмечались массовыми мероприятиями. 24 июня 1945 г. на Красной площади состоялся Парад Победы, в календаре появился новый государственный праздник — День
Победы (правда, нерабочим днем 9 Мая стало лишь с 1965 г.). Государственные праздники 7 Ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции) и 1 Мая (День международной солидарности трудящихся) отмечались возобновившимися после войны массовыми манифестациями. Проводились спортивные парады в День физкультурника. Популярными местами массового досуга в условиях нехватки жилья оставались парки культуры и клубы.
Самой демократичной и доступной формой досуга был поход в кино. На рубеже 1940—1950-х гг. на экран вышло свыше сотни новых фильмов. Широкую известность получили картины о войне, которая еще не успела стать историей и переживалась как часть героической биографии страны и поколения, — «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» (1948), снятые по посвященным событиям войны произведениям А.А. Фадеева и Б.Н. Полевого. В 1947 г. появился «Подвиг разведчика» — приключенческий фильм о работе советского офицера (его сыграл П.П. Кадочников) в фашистском тылу, пользовавшийся огромным успехом у зрителей. Другой популярной темой являлась мирная жизнь, идейное и гражданское взросление человека, столкновение интересов личности и коллектива («Большая семья», реж. И.Е. Хейфец, 1954—1955 гг., и др.).
начало 50-х гг.
После суровых военных лет зрелищные спортивные мероприятия собирали тысячи болельщиков. Спорт был любимым видом молодежного досуга, поход на стадион, чтобы поболеть за любимую футбольную команду, — праздником. Пальма первенства принадлежала футболу. Среди звезд первого послевоенного чемпионата страны, закончившегося победой московского «Динамо», блистали А. Хомич, В. Бобров. В последующие годы «Динамо» не раз теснила на пьедестале почета команда ЦДКА, с 1952 г. в тройку лидеров прочно вошел «Спартак». Известных спортсменов знали и любили во всех уголках страны, но не менее преданные поклонники и болельщики были и у небольших заводских команд. Футбол и другие командные виды спорта, не требовавшие больших затрат на инвентарь, такие, как волейбол, привлекали в свободное время множество любителей. Во многих городских кварталах собирались дворовые команды. В клубах и красных уголках проводились шахматные турниры. Постепенно стали восстанавливать спортивные сооружения, разрушенные в годы войны. Но их катастрофически не хватало. В начале 50-х гг. в Москве, например, работало только два крытых плавательных бассейна.
Жизнь на селе
Жизнь в деревне была гораздо беднее городской. Первые годы после войны многие крестьяне на разоренных войной землях жили в сараях и землянках. Строительством жилья на селе государство всерьез не занималось. Крестьяне должны были строиться своими силами. Питались колхозники в основном тем, что выращивали сами. Государственные поставки обеспечивали село только самым необходимым — хлебом, солью, мылом, спичками, но и эти поставки не всегда были регулярными. Внешне деревня мало изменилась с довоенных времен. Развлечения для деревенских жителей ограничивались, как правило, сельским клубом (он же кинозал) и танцплощадкой. Танцевали под гармонь или использовали простейшую технику, обычно патефоны.
Послевоенное восстановление потребовало огромного напряжения сил людей и полной мобилизации материальных ресурсов страны. По свидетельствам современников, 1945—1953 гг. оцениваются пережившими их как самые тяжелые за весь послевоенный период. Жизненный уровень советского общества оставался более низким, чем во многих европейских странах. Но настрой людей определяла гордость за свою страну — победителя фашизма и твердая уверенность в том, что недалекое будущее принесет перемены к лучшему.
 
Проверяем себя
1. Как развивались отношения властей и Русской православной церкви во время войны и в послевоенный период? Какие изменения происходили в этих отношениях? Каковы были причины этих изменений?
2. Почему после войны (как и до войны) власти уделяли огромное внимание развитию кинематографа?
3. Почему для советской архитектуры и скульптуры послевоенного периода характерна монументальность? Отличается ли эта тенденция от той, что существовала в довоенный период?
4. Какие проблемы жизни страны и общества затрагивала советская литература послевоенного времени?
5. Почему в послевоенный период в СССР бурно шел процесс урбанизации?
6. Сравните условия жизни в городе и в деревне в послевоенный период. В чем было сходство и в чем различие?
7. Выявите противоречия в основных сферах общественной жизни. Результат работы представьте в виде таблицы:
 
Сфера общественной жизни
Позитивные тенденции
Негативные тенденции
   
       
 
Думаем, обсуждаем
1. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из направлений советского искусства этого периода.
2. Составьте перечень различных источников информации (не менее 10) по развитию одного из направлений науки этого периода.
3. Найдите примеры, иллюстрирующие соперничество советских ученых с учеными других стран в рассматриваемый период. Представьте информацию в виде схемы.
4. Составьте список писателей, поэтов, композиторов, скульпторов и других деятелей культуры, которые подвергались гонениям со стороны власти. Проанализируйте причины и последствия этих гонений. Составьте тезисы доклада на данную тему.
5. Составьте список основных научных достижений этого периода. Какие направления народного хозяйства развивали эти открытия? В каких отраслях наук было совершено больше открытий? Какие открытия оказались наиболее важными для развития России? Обоснуйте ответ.
 
Работаем с источниками, выполняем задания
Докажите, используя документ, тезис об усилении идеологического пресса после войны. Сформулируйте причины этого.
Из доклада А.А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Сентябрь 1946 г.
...Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятельности в узенький мирок личных переживаний. Как можно отдать в ее руки воспитание нашей молодежи?
Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копание в мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко.
2. Составьте кроссворд, используя историческую терминологию этого периода (космополиты, биологи-менделисты, генетика, кибернетика, музыканты-формалисты и т. д.).
3. Напишите мини-сочинение «Достижения и противоречия в развитии советской науки и культуры в 1945—1953 гг.».
4. На основании документа опишите повседневную жизнь. Укажите проблемы, трудности, настроения.
Из суждений советских людей, зафиксированных органами государственной безопасности
Государство напрасно тратит средства на выборы, все равно оно проведет тех, кого захочет (П.И. Чепко, Воронежская область).
У нас в стране нет никакой свободы слова: если я сегодня что- нибудь скажу о недостатках в работе советских органов, то меня завтра же посадят в тюрьму (Михайлов, Новгородская обл.).
Как пережить трудности, когда не хватает денег на то, чтобы выкупить хлеб? (Петрова, работница, Москва).
Хотя и трудно будет жить низкооплачиваемым рабочим, но наше правительство, партия никогда ничего плохого для рабочего класса не делали (Прокопович, грузчик, Сталинская обл.).
5. Рассмотрите плакат на с. 60. Придумаете свой лозунг к этому плакату. Представьте, что вы экскурсовод и проводите экскурсию. Используя плакат, опишите атмосферу времени, историческую ситуацию в стране.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты