Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 33. Быт и обычаи

§ 33. Быт и обычаи

Жилище. Сословные различия в жилищном строительстве в XVIII веке стали наиболее наглядными.
Парадные дворцы российских императоров в конце XVIII века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII века, но и со скромными жилищами Петровской эпохи. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам В. В. Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.
Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.
Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Г. Орлова, Таврический — для Г. А. Потемкина (причем у него он был выкуплен за 600 тысяч рублей и сразу вновь ему подарен). Анна Иоанновна ради шутки приказала построить ледяной дворец для своего шута. Изо льда было сделано все: ворота и скульптуры, решетки ограды и баня (которую топили ледяными дровами, обмазанными нефтью), мебель и зеркала. Забава, обошедшаяся в десятки тысяч рублей, вскоре, по наступлению весны, растаяла.
Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Причем старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. Даже заводчик Прокофий Демидов построил себе дворец в Москве, богато украшенный фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами. В мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках пели привезенные за тысячи километров канарейки и говорили по- французски попугаи.
Гэлицынская больница в Москве. Большой Павловский дворец в г. Павловске.
Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в XVIII веке появилась нумерация домов по улицам (раньше она была порядковой и рядом с номером 24 мог быть дом номер 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде.
Крестьянские же избы и строились, и содержались по-старому. XVIII век не принес практически никаких перемен.
Одежда. В одежде высших слоев российского общества в течение XVIII века произошли огромные изменения. Введенные Петром I западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды теперь уже никто не внедрял насильно. Русское дворянство вначале выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург.
Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Г. А. Потемкина составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно равно годовому оброку 40 тысяч его крестьян.
Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.
Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости. Все это также было богато украшено золотом и самоцветами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны были носить напудренные парики («львиные гривы» или «крысиные хвосты»).
Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье (ее талия казалась теперь очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, например, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после нее осталось еще 15 тысяч платьев.
Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Лишь знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тысяч рублей (стоимость Таврического дворца).
Для мелкопоместных дворян и бедных чиновников такая роскошь была невозможной. Однако и они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды.
Крестьянство же оставалось и одетым, и обутым так же, как и за сто лет до этого.
Питание. Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Лишь во время эпидемии и голода в Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с неизвестным до тех пор картофелем. Однако, несмотря на голод, внедрять его в рацион крестьян пришлось едва ли не силой, из-за чего случались и «картофельные» бунты.
Для богатого и «среднего» городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен и главный принцип допетровской системы питания — «раздельное» питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше не только тушки птиц, но и животных зажаривались целиком на вертеле, на открытом огне, то теперь мясо жарили кусочками. Для этого впервые стали использовать плиты и сковороды.
Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Не было сколько-нибудь популярного в европейских странах рецепта, который не попробовали бы русские вельможи. А некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых, теперь традиционных блюд русской кухни. Так, повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого на Западе его именем или просто «русским».
Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок, приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на французский манер — из слоеного.
Широкое распространение в XVIII веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4 — 5 часов. Еще до начала обеда
(пока собирались гости) пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале—до десяти различных супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда — ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски — копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.
Досуг. Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года). Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор, в Рождество колядовали.
Горожане (особенно в столицах) могли «принимать участие» в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.
Досуг высшей знати, богатых промышленников и купцов был, конечно, иным.
Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них «до невозможности». При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные.
Новым видом досуга стало посещение театральных представлений как в государственных, так и в крепостных театрах. В некоторых случаях в представлениях участвовали сами хозяева и их гости.
Часто устраивались танцы (они были, правда, обязательным атрибутом любого собрания). Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.
Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.

Таким образом, перемены в быте и обычаях в XVIII веке были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном лишь верхов российского общества. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества?
2. Как изменилось дворянское жилище на протяжении века?
3. Что нового появилось в одежде и обуви?
4. Как изменилось питание?
5. Почему не менялся досуг крестьян?

ДОКУМЕНТ
«ЗЕРЦАЛО УПРАВЫ БЛАГОЧИНИЯ»
I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь. II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, ко- лико можешь. III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит его по возможности. IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего. V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему. VI. Блажен, кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется, подыми ее. VII. С пути сошедшему указывай путь.
 
Вопрос к документу
С каким известным вам религиозным источником перекликаются приведенные в документе наставления?

Запомните новое слово
колядки — обрядовые песни, с которыми люди, одетые в особые одежды (ряженые), ходили по домам и желали хозяевам счастья и благополучия в грядущем году
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты