Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

§ 50. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

§ 50. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Новое политическое мышление. В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чем шла речь? Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон. Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток - Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Начало разоружения. Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. - Женева, октябрь 1986 г. - Рейкьявик, декабрь 1987 г. - Вашингтон, июль 1988 г. - Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.
Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.
Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика.
стали оказывать все меньшее
влияние на внешнюю политику
экономического положения
ческой помощи и политической
Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).
В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.
Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.
Разблокирование региональных конфликтов. Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева и Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.
В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае - июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.
СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
Распад социалистической системы. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 - начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.
Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.
Результаты политики «нового мышления». За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность.
Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое - с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире.
Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава - США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооруженных сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.
Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.
Дата
1988    - начало вывода советских войск из Афганистана.
Расширяем словарный запас
Биполярная система международных отношений - система, основанная на противостоянии двух сверхдержав и созданных ими военно-политических блоков - НАТО и ОВД.
1. Что представляла собой политика «нового мышления»?
2. Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения? для ослабления противостояния с Западом?
3. Что нового появилось в отношениях СССР с социалистическими странами в годы перестройки? В чем вы видите причины распада социалистического содружества?
4. Какие шаги руководство СССР предприняло для разблокирования региональных конфликтов? Каковы их итоги?
5. Оцените результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.
1. Из курсов истории и обществознания вам известно мнение ученых о тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики. Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики.
2. Биполярный мир сложился по итогам Второй мировой войны и перестал существовать в начале 90-х гг. Обсудите в классе вопрос об особенностях международных отношений в условиях биполярного мира. Что делало его конфликтным, неспокойным? Что, напротив, придавало известную стабильность? Какие «правила игры» складывались в нем?
Выводы
К началу 1980-х гг. отставание СССР от стран Запада в области новой техники и технологий стало носить угрожающий характер. Преодолеть это отставание в рамках прежней системы управления экономикой партийно-государственному руководству казалось невозможным.
Приход к власти М. С. Горбачева положил начало периоду перестройки сложившейся в 30-х гг. социально-экономической и общественно-политической системы. Поначалу новые лидеры страны не предполагали радикальных шагов по ее изменению. Лишь после того как «косметические» меры не дали положительного результата, они решили, что менять надо почти все. Главным направлением стало осознание необходимости перехода к рыночной экономике.
Результатом проводившейся Горбачевым политики гласности стало раскрепощение сознания советских людей, обретение ими свободы выражения своих взглядов и чувств.
Попытки демократизировать политическую систему, в основе которой лежала монополия коммунистической партии на власть, не увенчались успехом - напротив, наступил крах этой системы. Конституционная реформа 1988- 1990 гг. обозначила начало перехода от советской системы власти к президентско-парламентской форме правления.
Из-за невнимания руководства страны к межнациональным процессам, отсутствия их реального анализа в условиях начавшейся демократизации общества союзные и автономные республики, опираясь на окрепшие национальные элиты, вышли из-под контроля ослабевшего Центра. Отсутствие политической воли у высших лиц государства и амбиции национальных лидеров способствовали развалу СССР в декабре 1991 г.
«Новое политическое мышление» во внешней политике имело противоречивые последствия. С одной стороны, оно значительно ослабило угрозу войны, а с другой - стремление любой ценой добиться соглашения с Западом вызвало череду односторонних уступок во внешней политике, что и привело к ликвидации биполярной системы международных отношений.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты