§ 56. Россия в начале XXI в.

§ 56. Россия в начале XXI в.

Президент    России В. В. Путин. Второй Президент России Владимир
Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г.
Окончив    юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991-1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.
В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден председателем правительства России.
На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов - первый вице-премьер в правительстве Путина.
В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.
При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.
Укрепление российской государственности. Политические реформы. Для
укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.
Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.
По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.
Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.
Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.
Была начата судебная реформа, в ходе которой появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.
Была заметно ускорена военная реформа, целью которой провозглашалось создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.
Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.
...Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства по вполне понятным причинам цепляются и будут цепляться за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу... Председателю Правительства следует представить обоснованные    предложения по
реструктуризации системы исполнительной власти... Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.
Чем опасны для общества избыточные функции государства? Почему была необходима административная реформа?
Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества.
Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоев общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.
Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государства.
Деятельность Президента вызвала одобрение общества: к концу первого срока пребывания на высшем государственном посту В. В. Путина поддержали около 80 % россиян. На выборах в Государственную думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом.
Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.
Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2000 г.
Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти, любой власти. Однако сегодня в нашем доме далеко от комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить... Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних... И они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры... России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива; которая обеспечивает стабильное политическое развитие... Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства... Неэффективное государство... является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса...
К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги - высоки. Механизмы регистрации предприятий - сложны, проверки - бесконечны...
Какие цели в области экономической и социальной политики поставил Президент В. В. Путин перед органами власти и обществом? О каких трудностях он говорил?
В начале XXI в. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.
По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13 %-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.
Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.
Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий - гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением Налогового кодекса.
В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в начале XXI в. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы составили 40 млрд долларов, а в начале 2007 г. превысили 330 млрд долларов.
Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.
Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства...
...Самое главное - повышение уровня жизни нашего народа, создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги...
...Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ - конечно же нет, еще раз нет. Для головокружения от успехов нет никаких оснований. Экономические проблемы России никуда не делись. Бедность только немножко отступила, но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан...
Как оценивал Президент социально-экономическое состояние российского общества? Каковы достижения? трудности?
Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы.
Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.
Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема. В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, провозгласив создание исламского государства. Однако население Дагестана с оружием в руках встало на пути боевиков. По инициативе Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибли сотни невинных людей.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы. В Чечне наряду с боевыми операциями правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.
Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.
Реальность сохранения серьезной угрозы со стороны терроризма продемонстрировали события, связанные с захватом чеченскими террористами заложников в Театральном центре в Москве в октябре 2002 г., серия терактов в различных городах России.
В отличие от прежних лет, федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-политического кризиса на самих чеченских лидеров.
На референдуме в 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом Чечни был избран А. Кадыров.
Разработка новой внешнеполитической стратегии. Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2004 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.
Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя из них, строит отношения с США и странами Западной Европы.
Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций.
В 1999-2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом.
Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2000 г.
Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия... Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны
Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира...
О каких новых угрозах безопасности России говорится в послании Президента?
Голос российского Президента был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне. Твердая позиция России, обнародованная Президентом буквально в течение нескольких часов после получения трагических известий, получила признание всего мирового сообщества.
Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. В октябре 2001 г., выступая в германском бундестаге (парламенте ФРГ), Президент В. В. Путин вновь обратил внимание на то, что угроза современному миру таится не столько в конфронтации великих держав, сколько в вызове международных террористических организаций. Это требовало изменения системы обеспечения международной безопасности.
В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Был подписан договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям об их сокращении каждой стороной на 75 %.
Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был дан отношениям с Украиной и Белоруссией.
В то же время перемены в странах СНГ («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии) потребовали от руководства России поиска новых подходов к политике в рамках Содружества.
Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.
На пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Повторю: отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации.
В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.
В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Все эти перемены свидетельствовали о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.
Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. подтвердило эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами. Во всем мире получили поддержку позиция России по недопущению войны в Ираке (2003), ее действия по выходу из нового международного кризиса.
Выборы 2003-2004 гг. 7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов избирателей были отданы за поддержанную Президентом России партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 %, за ЛДПР - 11,45 %, за блок «Родина» - 9,02 % избирателей. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Председателем Думы был избран руководитель «единороссов» Б. В. Грызлов.
24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства стал М. Е. Фрадков.
14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства.
В сентябре 2004 г., после захвата террористами школы в Беслане, было объявлено о начале нового этапа политической реформы и борьбы с терроризмом.
Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением регионов был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.
Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу в декабре. Принятый Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не к конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5 %) для политических партий.
Одновременно создавалась Общественная палата, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса.
Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.
Успехи в экономике, создание мощного Стабилизационного фонда (к началу 2007 г. он превышал 100 млрд долларов) сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем.
Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.
Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.
...Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей...
Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники. Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
Каковы главные цели национальных проектов?
Таким образом, курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.
Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г. Набранный темп развития страны делал жизненно важным не только обеспечение преемственности курса Президента В. В. Путина, но и разработку долгосрочной перспективы развития России.
«План Путина» стал предвыборной платформой «Единой России» на выборах в Государственную думу, проходивших 2 декабря 2007 г. Авторитет общенационального лидеа, а также стремление населения страны обеспечить стабильность и возрождение страны, привели к тому, что на парламентских выборах «Единая Россия» набрала 64,30 %, т. е. 44 млн 714 тыс. 241 голос избирателя, КПРФ -
11, 57 % (8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 8,14 % (5 млн 660 тыс. 823 голоса), «Справедливая Россия» - 7,74 % (5 млн 660 тыс. 639 голосов).
Победа на выборах позволила «Единой России», поддержанной еще несколькими политическими партиями выдвинуть единого кандидата на пост Президента России. Им стал первый вице-премьер правительства России Д. А. Медведев.
8 февраля 2008 г. Президент В.В Путин выдвинул программу развития России до 2020 г. В ее основе лежал переход на инновационный путь развития экономики и социальной сферы.
2 марта 2008 г. третьим Президентом России был избран Д. А. Медведев. За него отдали свои голоса 70,28 % проголосовавших. За лидера коммунистов Г. А. Зюганова проголосовали 17,72 %, за председателя ЛДПР В. В. Жириновского 9.34 %, за представителя Демократической партии России А. В. Богданова 1,29 %.
После вступления в должность Президента России 7 мая 2008 г. председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин.
Даты
2000, 26 марта - избрание Президентом России В. В. Путина.
2004, 14 марта - избрание В. В. Путина Президентом России на второй срок.
2008, 2 марта - избрание Президентом России Д. А. Медведева.
1. Чем вы можете объяснить массовую поддержку политики Президента России В. В. Путина?
2. Какие мероприятия по укреплению Российского государства, предпринятые Президентом В. В. Путиным, вы считаете наиболее важными? Почему?
3. Какие действия Президента и правительства России свидетельствуют об углублении социально-экономических и политических преобразований в российском обществе в 2000-2008 гг.?
4. Как изменилась российская внешняя политика в последнее время? Какие ее результаты вы считаете наиболее удачными и почему?
5. Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России?
1. Используя материалы, приведенные в параграфе, составьте перечень реформ, которые Президент В. В. Путин считает необходимым осуществить в ближайшие годы. Какие цели преследует каждая из них?
2. Достижение социально-политической стабильности признается одним из важнейших успехов последних двух лет. Обсудите в классе, почему так остро современное российское общество нуждается в стабильности. Из чего она складывается? Подумайте, для чего нужна стабильность - для успехов реформ или постепенного отхода от них. Какую позицию занимают в этом вопросе Президент и правительство? Используйте материалы параграфа и средств массовой информации.
Выводы
Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.
«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.
В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.
Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.
Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры.
Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.
К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.
Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.
Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:
• в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;
• в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;
• в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;
• во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.

Основные рефераты

Основные рефераты