13. Китай и Япония в Средние века

13. Китай и Япония в Средние века

1. Начало Средневековья. С падением империи Хань в III в. закончилась китайская древность. Средневековье начинается с эпохи Троецарствия. Три удачливых военачальника провозгласили себя правителями основанных ими государств Вэй, Шу и У. Эти государства постоянно воевали между собой. Самым сильным из них оказалось государство Вэй, на полтора века объединившее китайские земли.
Большую угрозу китайским государствам представляли кочевые племена.
III и IV века называют эпохой «шестнадцати царств пяти северных племён». Она закончилась, когда глава племени тоба объявил себя императором династии Северная Вэй. Правители этой династии, несмотря на свою этническую принадлежность, проводили политику китаизации. Династия Тоба приняла китайское имя Юань. Государственная система была устроена по китайскому образцу, во главе административных областей, на которые была разделена страна, были поставлены императорские чиновники. Система чинов воспроизводила древнекитайскую.
В хозяйственно-экономической жизни произошли серьёзные изменения. Была усовершенствована надельная система. Право на землю получило всё взрослое население страны, в том числе женщины и даже рабы (рабство носило патриархальный характер, раб считался младшим членом семьи). Наделы давались на период, когда человек был трудоспособным.
В это время в Южном Китае образовались самостоятельные царства, их принято называть Южными династиями. Для них характерна ярко выраженная сословная организация. Элиту общества составляли рода, переселившиеся с севера. Весьма характерная черта существования средневековых элит не только на Востоке, но и на Западе, когда считалось особенно почётным вести свой род от знатных чужеземцев.
Административные должности делились на «чистые» (высшие посты в государстве — их занимали представители аристократии) и «грязные», которые могли занимать представители низших слоёв, выдержав строгую систему экзаменов.
2. Империи Суй и Тан. В конце VI в. Китай был объединён под властью династии Суй. Империя Суй просуществовала всего около трёх десятилетий, однако первый её правитель успел снизить и уподы», по определению китайского философа Фэн Юланя, ознаменовалась большими культурными достижениями. Господство аристократии и распространение буддизма благоприятствовали распространению умозрительной философии, складыванию эстетического канона китайской традиции, расцвету литературы и изящных искусств. Тесные же контакты китайцев с сопредельными народами и их готовность перенимать чужеземные учения и искусства придавали китайской культуре той эпохи космополитическую окраску, делали её привлекательной и для соседей Китая. Именно в первые столетия н. э., во время возникновения первых государств на Корейском полуострове, во Вьетнаме и в ряде других прилегающих к Китаю районах, были заложены основы той культурно-исторической общности, которую принято называть дальневосточной цивилизацией.
В. В.    Малявин
Попробуйте объяснить противоречие между политической раздробленностью и расцветом культуры Южного Китая. Какое влияние оказала эпоха Южных династий на развитие стран Дальнего Востока?
рядочить налоги, отменить соляную и винную монополии, выпустить единую монету, расширил возможность доступа к занятию чиновничьих должностей представителям низших сословий. Были восстановлены разрушенные участки Великой Китайской стены. Однако второй император династии Суй стал осуществлять централизацию чрезвычайно жестокими методами. В стране вспыхнули восстания, которыми воспользовался выходец из ближайшего окружения императора, носивший титул гуна Тан.
Он основал империю Тан (618—907). Танским императорам удалось создать сильное централизованное государство. Они выстроили систему управления, которая стала объектом подражания в последующих китайских империях.
Конфуцианство усматривало в непреложном подчинении низшего высшему залог единства общества. Император, Сын Неба, обладал неограниченной властью. При императоре существовал Государственный совет, куда входили близкие родственники правителя и высшие сановники государства. Два высших чиновника осуществляли руководство Управляющей палатой, представлявшей собой своеобразный совет министров. Деятельность исполнительных органов и всей административной системы подлежала контролю специальной палаты, в которую входили цензоры-прокуроры. Существовали при дворе и палаты, ведавшие подготовкой императорских указов и имперских документов, а также протокольная, ведавшая церемониалом. Церемониал при Танском дворе был очень сложным.
Во главе провинций стояли наместники, имевшие свои чиновничьи органы управления. Эта же система копировалась в областях, округах и уездах. Каждый чиновник для занятия должности обязан был пройти систему конкурсного отбора, сдать установленные в государственном порядке экзамены. Проводился конфуцианский принцип выдвигать «мудрых». Получила распространение практика рекомендаций, при этом рекомендующий нёс ответственность за рекомендуемого. Возможность сделать карьеру усиливала у молодёжи стремление к знаниям.
Эпоха Тан — время консолидации китайской народности. Государство проводило политику культурной унификации, покровительствовало развитию знаний, искусств, ремесёл.
Танский Китай имел обширные международные связи, торговые караваны вновь непрерывно двигались по Великому шёлковому пути. В столице Чанане целые кварталы были заселены иностранцами. Процветали города. Эпоха Тан подарила миру изысканную поэзию, оригинальное изобразительное искусство.
Ещё в период наивысшего подъёма империи охрана её границ была поручена крупным воинским образованиям, по северной границе были учреждены провинции во главе с генерал-губернаторами. Однако, как иногда случается, то, что должно служить защите государства, на самом деле становится источником его гибели. В конце VTII в. восстал один из губернаторов. И хотя императору удалось разбить восставших, волнения потрясли основы империи. Целый ряд провинций отказался подчиняться центральной власти, протекционизм и коррупция разъедали чиновничий аппарат.
В 907 г. губернатор, носивший титул «Всецело Преданный», сверг последнего танского императора. Вскоре в Северный Китай вторглись кидани — кочевые племена, соседствовавшие с империей. (Кстати, от названия «кидани» происходит русское название страны Китай.) Началась эпоха междуцарствия, которую китайцы назвали эпохой «Пяти династий и Десяти царств». Она завершилась установлением империи Сун. Однако северные территории остались за киданями.
Эпоху Сун (960—1279) называют «золотым веком учёного сословия», учение Конфуция толкуется и обновляется, расцветает пейзажная живопись. Несмотря на некоторый экономический и культурный подъём, империя Сун жила под постоянной угрозой нападения кочевников — уйгуров, киданей, тангутов и чжурдженей. Но завоевателями, разрушившими империю Сун, стали монголы.
3. Китай в период правления монголов. Первым монгольским императором Китая стал Хубилай, основавший династию Юань, что означало «исток мироздания». Тем самым новый император сразу заявил претензии на вселенский статус своей империи. В реальности империя Юань оказалась частью огромного Монгольского государства, простиравшегося от Тихого океана на востоке до Днепра и Передней Азии на западе. Завоеватели-монголы с презрением относились к коренному населению, китайским обычаям и культуре. Подданные были разделены на четыре категории, к двум низшим принадлежали китайцы: в третью категорию входили китайцы-северяне, в четвёртую — южные китайцы. Высшей категорией считались монголы, только они могли командовать войсками и занимать административные посты. Во вторую категорию были включены иностранцы. Китайцы допускались только на вспомогательные должности. Им даже запрещалось ночью передвигаться по улицам.
Хубилай сделал столицей Пекин, который называли «Городом хана». Он и сопредельные ему территории непосредственно подчинялись центральной власти. Китай, разделённый на восемь провинций, управлялся монгольскими наместниками. Наместники, так же как и крупная монгольская знать, были не чужды идей сепаратизма. Несмотря на жестокие методы управления, монголам не удалось создать сильное централизованное государство. Отказавшись от китайских принципов построения администрации и системы налогообложения, монголы не создали действенной системы управления и пополнения казны. Борьба за императорский престол совсем ослабила государство, а антимонгольские восстания середины XIV в. довершили её развал.
Последний представитель династии Юань вынужден был бежать из Китая.
4. Империя Мин. Во главе крестьянского восстания стоял бывший буддийский монах, называвший себя Майтрейей — Буддой будущего. После победы над монголами он провозгласил себя первым императором династии Мин, что означало «Светлая», т. е. призванная рассеять мрак иноземного владычества. Основатель империи, забыв уравнительные лозунги Пагода в Шеане. VII в. недавно руководимого им крестьянского восстания, вернулся к традиционной конфуцианской системе управления. В первые века существования империи власти удалось добиться высокой эффективности административного аппарата в центре и на местах.
Традиционные системы возделывания и обработки земли подошли к пределу своих возможностей, поскольку базировались на ручном труде. Крестьянство нищало, что подрывало социальную стабильность государства. В образованных кругах нарастало критическое отношение к конфуцианской традиции. Власть становилась всё более деспотичной. В первые два века внешняя политика империи Мин была направлена на предотвращение нового монгольского завоевания. В XV в. Китай сам начал экспансионистское проникновение в Юго-Восточную Азию, во Вьетнам, в Бирму. С XVI в. нарастала маньчжурская угроза с севера.
5. Особенности развития Китая в Средние века. Экономическое и социально-политическое развитие Китая в основных чертах совпадало с тем, что можно наблюдать и в других государствах средневекового Востока. Для него характерно чередование периодов централизации и децентрализации, создание огромных империй, правители которых являлись верховными собственниками земли, существование земельно-надельной системы, зависимых категорий населения, подлежавших различного вида отработкам и уплате различного рода налогов.
Вместе с тем в Китае существовала жёсткая и дифференцированная административно-бюрократическая система. Важнейшую роль играли чиновники всех рангов, образовавшие особое сословие — жэнь- ши. Учёный-чиновник был не только главной фигурой в политическом устройстве Китая, но и социальным идеалом, к достижению которого стремились представители разных общественных слоёв.
Разрушение и смена государств в средневековом Китае были нередко сопряжены, как и в других странах Востока, с иноземными завоеваниями. Но ни в какой другой стране не была столь велика в этом роль крестьянских восстаний, подчас выступавших под религиозно-мистическими лозунгами.
Эти восстания приобретали грандиозный размах, в них участвовали миллионы людей, их вожди добивались верховной власти, а иногда основывали новые империи. Однако после грандиозных социальных потрясений порядок жизни государства и народа возвращался к своим традиционным формам. Изменения, конечно, происходили, но они не затрагивали основ и механизма функционирования цивилизации. Это определялось особенностями ментальности китайцев, их картины мира, которая предполагала саморазвитие Вселенной и череду бесконечных изменений (недаром одно из самых почитаемых с древности сочинений носило название «Книга перемен»), но изменения эти были заключены в великий круг неизменяемого, перемены происходили «на поверхности», сущностью же была стабильность мира и общества как его части.
Осознание этой стороны китайской ментальности позволяет понять и современный модернизадионный рывок Китая, который смог приспособить новые формы экономики, общественной жизни к тысячелетним традициям, соединить бурно развивающуюся современность с фундаментальными особенностями своей цивилизации.
Китайская цивилизация сформировалась под влиянием конфуцианства, существовала с постоянным обращением к традиции, авторитету Учителя. Жизнь китайца определялась Установлениями («ли»), определёнными нормами поведения, обрядностью, ритуалом. Только соблюдая их, человек мог быть членом общества. Каждый на своём месте должен был следовать предписанному «ли». Нарушая этот этический закон, китаец «терял лицо», становился изгоем, был обречён на общественную смерть, а часто и просто на смерть, на прекращение своего физического существования.
Особую роль в китайском обществе играла сыновья почтительность, уважение к предкам. Родителей следовало почитать, а после их смерти приносить жертвы их духам. Великим грехом считалось ослушаться, а тем более оскорбить родителей. Ребёнок (мальчик) ценился как продолжатель рода. Есть сыновья — значит будет кому приносить жертвы предкам.
Иерархичность, столь характерная для социальной структуры средневекового Китая, также питалась конфуцианским принципом последовательной подчинённости: младших — старшим, жены — мужу, подданных — императору. Человек, по существу, поглощался государством, как маленькая частица — целым. При этом семья считалась опорой общества. Китайские семьи состояли из нескольких поколений. Вся семья отвечала за каждого её члена. Если член семьи совершал преступление, каралась вся семья.
Китайцы мыслили себя частью природы, относились к ней бережно, не желая нарушать её красоту и благоприятное равновесие. Они старались выявить совершенство в создании прекрасных садов и изысканных ландшафтов, рассматривая их как отражение духовности.
6. Становление государственности и сознания Ямато. Японские острова были заселены переселенцами с континента ещё в неолите. Китайские источники I в. до н. э. сообщают о якобы существовавших на этих островах 100 государствах.
Ill—VI века — период Кофун (курганный). Это время складывания племенной общности и раннего государства Ямато. Японское общество того периода состояло из кланов — кровнородственных групп. Каждый клан занимал определённую территорию, имел своего правителя, жрецов, управленческий аппарат, свободных и полу
свободных членов клана, а также рабов. В III в. возвысился клан Тэнно, объединивший территории между Осакой, Киото и Нарой и создавший государство Ямато. Из этого рода происходил император.
С ранних этапов японской истории начинает складываться традиция особого почитания императора, хотя его власть на деле была ограничена могущественными аристократическими кланами и придворными группировками. Забегая вперёд, отметим, что в Японии император не являлся носителем реальной высшей власти, он был и остаётся фигурой репрезентативной, ритуальной, олицетворяющей страну. Он первосвященник синтоизма — древней японской религии. Его фигура сакральна. Об особом отношении к императору свидетельствует тот факт, что за всю историю Японии была предпринята лишь одна попытка свержения императора — в VIII в.
В курганный период и в следующий за ним период Асука (середина VI — середина VII в.) закладываются основы японского миросозерцания, формирование «духа Ямато», который должен был «сделать японца японцем».
Основу этого духа составлял синтоизм, главными составляющими которого было почитание культа предков и распространение культов природных божеств. Каждый японский род имел своего божественного предка, его существование относится к мифологическим временам. Он охранял род и каждого его члена. Череда предков также обожествлялась.
Несмотря на островную изоляцию, раннесредневековая Япония была открыта внешним, особенно китайским, влияниям. В середине VI в. в Японию проникает буддизм, ставший в VIII в. официальной религией Ямато. Господствующим направлением буддизма в Японии был дзэн-буддизм. Это направление возникло в Китае, где оно называлось «чань-на» — «сосредоточенное созерцание», в нём медитация была связана с практикой «сатори» — внезапного просветления, мгновенного приобщения к мудрости Будды. Это направление буддизма в сознании и верованиях людей довольно органично уживалось с синтоизмом.
Из Китая в Японию пришла иеро- Голова женщины. Японская    глифическая письменность, которая была преобразована и упрощена. Идеология государственности Ямато находилась под влиянием конфуцианского учения и китайской практики управления государством. В начале VII в. появились «Законоположения из 17 статей», написанные принцем Сётоку, в которых были реализованы конфуцианские принципы, обозначен верховный суверенитет главы государства и со- циально-государственной иерархии.
7. Эпоха Фудзивара. Идеи принца Сётоку были положены в основу реформы Тайка, начавшейся в 646 г. с возвышением рода Фудзивара. Этот род в VII—XI вв. управлял Японией от имени императоров и был связан с ними родственными узами, так как императоры обязаны были брать жён из рода Фудзивара. Фудзивара ввели в стране китайскую систему управления, император был объявлен верховным правителем по праву Небесного происхождения, а вся земля страны объявлялась его собственностью. Однако на деле реформа лишь облачила в новые одежды старые порядки. Наместниками стали вожди старых кланов, получившие ещё и дополнительные права как высокие государственные чиновники. Должности губернаторов провинций превращались в наследственные, а высокие должности в администрации занимали представители клановой аристократии.
К концу VIII в. представители крупной аристократии, владевшие «усадьбами» — обширными земельными угодьями, которые обрабатывались общинниками и зависимыми крестьянами, всё больше стремились к политической самостоятельности, что привело к расшатыванию государственной системы.
В реформе Тайка особое внимание уделялось реорганизации имперского войска. Было создано военное ведомство, учреждены должности командующих войсками. В ходе войн с племенами севера острова Хонсю, которых японцы называли варварами, был учреждён почётный титул «сёгун» — «верховный главнокомандующий, усмиряющий варваров». Впоследствии носители этого титула превратились в военно-феодальных диктаторов, реально правивших Японией несколько столетий.
В период Фудзивара возник особый слой профессиональных воинов, имевших благородное происхождение, — самураев. Самурайская среда была неоднородной — в неё входили и мелкие землевладельцы, и крупные феодалы. Однако всех самураев связывал единый кодекс чести, требовавший высокого владения воинским искусством и признания его единственным, достойным самурая занятием; верности самурая своему сюзерену, высшему по отношению к нему военачальнику, от которого самурай получал за службу земельное владение. Сословие самураев в Японии было подобным рыцарскому сословию в Западной Европе. В последние два века эпохи Фудзивара настоящими хозяевами Японии стали самураи.
8. Правление сёгунов. XII век — время жестокой борьбы феодальных кланов за власть над страной. Победу в этой борьбе одержал сёгун Ёритомо Минамото. Фактически формой государства становится сёгунат. Сёгунат Минамото просуществовал с 1192 по 1333 г. Его сменил сёгунат Асикага (1335—1573), преемником которого стал сёгунат Токугава (1603—1867). Сёгун Минамото не стал жить в Киото, где оставался император и его двор, опасаясь, что столица развратит воинов. Его резиденцией стала Камакура, здесь разместился «полевой штаб войска» (бакуфу), ставший первым правительством государства, господствующим сословием которого были самураи.
Во второй половине XIII в. над Японией нависла опасность вторжения монголов. Японцы готовились отразить нашествие. И, как считали жители Страны восходящего солнца, им в этом помогли боги. Хан Великой Монголии Хубилай, ставший затем китайским императором, дважды посылал свой флот на завоевание Японии, но оба раза его флот был уничтожен страшными штормами.
После этого Япония замкнулась в своей островной изоляции, японцы не создали дееспособного флота — ни военного, ни торгового. Это обусловило слабость и эпизодический характер внешних связей. Японцы предпочитали принимать посланцев иных земель, а не посылать туда своих представителей. Они пользовались больше письменными каналами получения знаний о событиях на материке, об особенностях существовавших там цивилизаций. Впрочем, японцы широко заимствовали достижения этих цивилизаций, особенно китайской. Культура приобретала закрытый характер, что приводило к консервации стиля жизни, мышления, форм искусства, к формированию убеждённости в том, что Япония совершенно особенная страна, японский язык уникален, а японская культура наиболее изысканна и недоступна пониманию иноземцев.
Конец XIII — первая треть XIV в. — период нескончаемой войны феодальных кланов. Порой невозможно было понять, кто с кем воюет. Сёгунат Минамото пал. После длительной междоусобной борьбы был установлен сёгунат Асикага. Однако первый сёгун Асикага был убит, и снова началась феодальная война.
Страна погрузилась в состояние смуты и анархии. Результатом стал распад единого государства на воюющие между собой удельные владения крупных феодалов. Это сказалось на экономическом положении. Крестьяне не могли спокойно обрабатывать поля, на них нападали банды разбойников и «диких» (не имевших господина) самураев. Они отнимали урожай, грабили дома. Человеческая жизнь потеряла цену. Разорялись и мелкие и средние самураи. В жестокой борьбе за власть предавались старинные идеалы самурай- ства.
Лучшим периодом сёгуната Асикага было правление третьего сё- гуна — Асикага Ёсимицу. Ему удалось обуздать провинциальных князей и усмирить самурайскую вольницу. При нём наметился подъём городов, расцвела городская культура, получил развитие театр Но — яркое, самобытное явление японской культуры.
Тем не менее эпоха Асикага считается мрачным временем в истории Японии. Последнее столетие правления Асикага было названо временем враждующих царств.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: пагода, синтоизм, самурай, сегунат.
1. Совпадает ли время наступления Средневековья в странах Востокa и Европы?
2. Составьте хронологию китайской политической истории.
3. Что изменилось в Китае в эпоху правления монголов? Как долго они правили?
4. По карте (с. 169) определите, на каких островах расположена Япония. Расскажите о периодах политического развития Японии в VII— XV вв.
5. Используя учебник и дополнительные источники информации, подготовьте план ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии». Пункты плана должны быть детализированы в подпунктах.
6. Подготовьте сообщение об обычаях и традициях самураев. Сопроводите его электронной презентацией.
1. Какая характерная черта политического развития Китая прослеживается от древности к эпохе Средневековья?
2. Составьте подробную схему системы управления империи Тан. Используйте текст учебника и фрагмент источника «Государственная организация империи Тан» (с. 172—173). Какая форма правления была в империи Тан?
3. Назовите особенности развития средневекового Китая. Что в истории Китая было традиционным для всех государств Востока?
4. Опишите особенности сёгуната как формы государства в Японии. Сколько было периодов в истории сёгуната и по какому признаку они выделяются?
Эхо    эпохи
Синь Тан
«Государственная организация империи Тан». Фрагмент
...В начале своего правления Тайцзун проверил всех чиновников, находившихся в центре и на периферии, и установил штат в 730 человек. Он говорил: «Я считаю вполне достаточным этот штат для привлечения всех мудрых и талантливых в Поднебесной». Однако даже в то время были созданы внештатные должности. Впоследствии ещё и ещё утверждали внештатные должности, их считали как основные должности.
Обязанности канцлера заключались в непосредственной помощи Сыну Неба (императору) в том, что он возглавлял всех чиновников и управлял всеми делами. Ответственность канцлера была очень велика... Так как ранг и положение канцлера очень высоки, то на эту должность нелегко назначить кого-либо. По этой причине часто назначали чиновника на должность канцлера, но давали другое название этой должности...
Начальник первой палаты ведал всеми чиновниками. В его подчинении находились 6 начальников ведомств: начальник ведомства чинов, ведомства финансов, ведомства ритуалов, военного ведомства, ведомства наказаний, ведомства общественных работ. Все дела решались на совещании...
...Система экзаменов для отбора учёных при Танской династии в основном сохраняла прежнюю систему династий Суй. По этой системе главным образом имелось три пути. Все те, кто приходил из школы, назывались «ученики», а те, кто выдвигался в областях и уездах, назывались «выдвинутые». И первые и вторые являлись к местным начальникам, чтобы быть выбранными или отвергнутыми.
По этой системе устанавливались следующие категории: выдающийся талант; знаток канонических книг; даровитый учёный; выдающийся учёный; знаток законов, знаток письменности, знаток математики; одна история; три истории; знаток Книги обрядов; рекомендуемый провинцией; способный подросток...
То, что Сын Неба издавал указы и лично проводил отбор, имело целью привлечение наивысших талантов и называлось «императорский отбор».
Школ было всего 6. Они подчинялись Государственной школе.
Возраст учащихся должен быть от 14 до 19 лет...
Как можно было стать чиновником? Кто руководил их отбором для государственного управления?
Законоположение из 17 статей японского принца Сётоку. Фрагмент
1. Гармония — превыше всего, и всякого поощрения и похвалы достойно пресечение любого неповиновения...
3. При получении приказа государя следует ему полностью повиноваться.
Небо — господин, а Земля — слуга. Небеса покрывают сверху, а Земля поддерживает. Так следуют в определённом порядке четыре времени года, и духи природы проявляют своё могущество.
Когда Земля стремится покрыть сверху, Небеса постигает бедствие.
Вот почему, когда господин говорит, подчинённый слушает, когда высший действует, низший даёт согласие.
При получении приказа государя следует его исполнять полностью.
4. Сановники и чиновники должны соблюдать надлежащие правила поведения, ибо главное в управлении народом заключается в соблюдении основных норм поведения...
6. Льстецы и обманщики — острое оружие, подрывающее государство, отточенный меч, нацеленный на пагубу народа. Всем подобным людям недостаёт верности своему господину и надлежащей любви к народу. Отчего и в народе происходит великая смута.
7. Каждый человек должен выполнять свой долг, и не следует смешивать обязанности разных людей.
Какие нормы морали и правила поведения должны были соблюдать чиновники? Какие нарушения при этом они допускали? Отражением какого религиозно-философского учения были эти законы?
1. Составьте синхронистическую таблицу важнейших событий истории Средневековья.
2. Прочитайте одно из художественных произведений эпохи Средневековья или исторический роман, описывающий события эпохи, и напишите на него рецензию.
3. Проведите исследование на тему «Взаимовлияние мусульманской и европейской культур в Средневековье».
Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Даже если города и не были тем вызовом феодализму, тем антифеодальным исключением, каким их зачастую описывают, всё равно они представлялись явлением необычным и для человека, жившего в эпоху возникновения городов, выступали как некая новая реальность...» (Ж. Jle Гофф. Цивилизация средневекового Запада).
«Следует ли рассматривать Крестовые походы как военную помощь Восточной империи, или как продолжение испанской Реконкисты в новом направлении, или как вооружённое паломничество в Иерусалим... или как коллективное действие во искупление грехов, или, наконец, как военные операции с очень сильной эсхатологической окраской? Очевидно, ни одна из упомянутых интерпретаций не исключает других, а соответствующие мотивации Крестовых походов в исторической реальности тесно переплетались одна с другой...» (Ж. Флори. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века).
«В действительности, авторитарное господство ислама со всеми его многочисленными последствиями в меньшей степени отразилось на общественных структурах и экономике Индии, чем её контакты с Западом, начало которым было положено в конце XV в.» (Ф. Бродель. Грамматика цивилизаций).
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты