Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

17. Промышленная революция

17. Промышленная революция

1. Начало промышленной революции в Великобритании. Перемены, происходившие в экономическом и социальном развитии Европы в XVI—XVIII вв., способствовали ускорению роста сельскохозяйственного и промышленного производства. Наметилось и некоторое улучшение благосостояния людей, увеличилась средняя продолжительность их жизни. Отошли в прошлое, по крайней мере в таких развитых странах Западной Европы, как Великобритания, Нидерланды, Франция, массовые голодовки. Отступили и страшные эпидемические заболевания вроде чумы, холеры и оспы. Этому способствовали профилактические меры властей, направленные на улучшение санитарного состояния городов. Сами люди стали уделять больше внимания соблюдению правил личной гигиены. И всё же уровень благосостояния населения оставался низким: большинство жителей деревень и городов питались в основном хлебом, носили полотняную одежду и грубую обувь вроде деревянных сабо. Лишь в самой передовой стране того времени — Великобритании, как с изумлением отмечали путешественники, даже простые мастеровые ходили в шерстяной одежде, кожаной обуви и почти каждый день ели на обед мясо.
Именно Великобритания во второй половине XVIII в. удивила современников оригинальными техническими изобретениями, применение которых в промышленности обеспечило огромную экономию рабочей силы и повышение производительности труда.
Технический переворот первой затронул хлопчатобумажную промышленность. Эта отрасль зародилась в Великобритании благодаря моде на одежду из хлопчатобумажных тканей. Сырьё для неё (хлопок- сырец и пряжу) доставляли из Индии, причём в таких объёмах, что мануфактуры просто не справлялись с его переработкой. В 1733 г. британский ткач Джон Кэй изобрёл летучий челнок, увеличивший производительность ткацкого станка. Последствия превзошли все ожидания: на рынке стало не хватать пряжи. Поднять её производство удалось благодаря новому изобретению. В 1765 г. Джеймс Харг- ривс сконструировал механическую прялку «Дженни».
Обе машины приводились в действие мускульной силой рабочего. Поэтому они вскоре перестали удовлетворять потребности быстро растущего производства. Их мощность пытались увеличить, используя в качестве двигателя тягловых животных и водяное колесо. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину с гидравлическим приводом (ватермашина). Однако эти меры так и не позволили решить проблему создания мощного и удобного двигателя для машинной техники.
В итоге внимание изобретателей привлекла паровая машина. Принцип её работы был известен с давних пор, но конструкция нуждалась в усовершенствовании. В 1769 г. Джеймс Уатт запатентовал паровую машину простого действия, а в начале 80-х гг. — более совершенную машину двойного действия, а также передаточный механизм, позволявший превращать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное. В 1785 г. первая из машин этой системы была установлена на прядильной фабрике. Тем самым был дан мощный толчок развитию техники промышленного производства.
Подъём хлопчатобумажной промышленности способствовал техническому перевороту в смежных отраслях. Широкое применение машин, а также парового двигателя увеличивало спрос на металл, который не могла удовлетворить металлургическая промышленность, традиционно использовавшая древесный уголь. В 1784 г. Генри Корт предложил новый, более производительный способ выплавки железа с использованием каменного угля — пудлингование. Это изобретение стимулировало подъём горнодобывающей промышленности, обеспе-
чивавшей металлургические и текстильные предприятия основными видами сырья и топлива (железной рудой и каменным углем).
Технический переворот, охвативший в последней трети XVIII в. основные отрасли британской промышленности, положил начало важнейшему историческому явлению, получившему впоследствии название промышленной революции (или переворота). Так определяют глубокие перемены в технике и технологии промышленного производства, средствах транспорта и связи, основанные на применении машин, которые влекут за собой важные экономические и социальные последствия — возникновение новых форм организации промышленного производства, торговли и кредита, новой структуры общества.
2. Предпосылки промышленной революции. Почему промышленная революция началась именно в Великобритании? В этой стране она опиралась на важные предпосылки, в то время отсутствовавшие в большинстве других стран мира. Во-первых, в Великобритании раньше, чем где бы то ни было, восторжествовали принципы гражданского равенства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности личности и собственности, сложился свободный рынок капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Во-вторых, только в этой стране произошла аграрная революция, благодаря которой значительно увеличилось предложение продуктов питания для городского населения и сырья для промышленности. Оживился и спрос на промышленные изделия: сельское население благодаря росту своих доходов стало покупать больше промышленных товаров — орудий труда, инвентаря, потребительских изделий. Высокая доходность сельского хозяйства, в свою очередь, способствовала накоплению в деревне капиталов, которые в дальнейшем вкладывались в промышленные и торговые предприятия.
Однако наличие предпосылок свидетельствует лишь о возможности промышленной революции. Чтобы люди решились на технические и технологические новации, им нужны веские мотивы и стимулы. И такие мотивы у них действительно имелись.
Благодаря аграрной революции ремесленное и мануфактурное производство в XVIII в. не могло угнаться за спросом на промышленные изделия: спрос увеличивался быстрее, чем росло производство. Рассеянная мануфактура могла бы быстро увеличить выпуск продукции путём привлечения дополнительной рабочей силы, которой раньше в любой европейской стране было с избытком. Но в Великобритании возникла нехватка рабочей силы. Аграрная революция привела к распространению интенсивных методов обработки земли, требующих большего, чем раньше, количества рабочих рук. Она дала толчок развитию фермерских хозяйств, широко использующих труд наёмных работников-батраков. В этих условиях удовлетворить потребительский спрос британские предприниматели могли лишь посредством применения машин, заменяющих рабочие руки.
3. Особенности промышленной революции в других странах. Политические и социальные преобразования конца XVIII — первой половины XIX в., связанные с революциями и реформами, привели к тому, что в других странах Европы и в Северной Америке также сложились благоприятные условия для проявления инициативы и предприимчивости граждан в области экономики. Эти преобразования способствовали тому, что в первой половине XIX в. и здесь развернулась промышленная революция.
Однако в странах континентальной Европы промышленная революция отличалась некоторыми особенностями. Прежде всего ей не предшествовала аграрная революция, как в Великобритании, поэтому она не получила со стороны сельского хозяйства той поддержки, в которой очень нуждалась.
На аграрное развитие западноевропейских стран большое влияние оказала Французская революция конца XVIII в. Под её ударами как в самой Франции, так и в соседних с ней государствах рухнул сеньориальный строй. На всех территориях, занятых революционными армиями, были безвозмездно отменены сеньориальные права и крестьянские повинности. Крестьяне, считавшиеся раньше держателями своих участков земли, стали их полноправными собственниками.
Но большое число мелких крестьянских хозяйств отличалось низкой производительностью труда и слабой товарностью производства. Поэтому сельское хозяйство долго оставалось маловосприимчивым к новым методам ведения хозяйства, примером которых служила Великобритания.
Влияние Французской революции почти не затронуло страны Восточной Европы. В начале XIX в. здесь по-прежнему преобладало дворянское землевладение, а значительная часть крестьян оставалась не только в поземельной, но и в личной зависимости от дворян-помещиков. Перемены в аграрном строе восточноевропейских стран произошли лишь в середине XIX в., когда окончательно была отменена личная зависимость крестьян. Помещичьи экономии, сумевшие приспособиться к новым экономическим условиям, постепенно превратились в крупные высокорентабельные хозяйства. Усилилось и расслоение крестьянства, из которого выделилась группа мелких и средних собственников, напоминавших фермеров западноевропейского типа.
В Америке наиболее благоприятные условия для промышленной революции сложились в северных штатах США и Канаде, где в процессе освоения колонистами огромных пространств возникло большое количество фермерских хозяйств. Североамериканские фермеры, в отличие от британских, были, как правило, не арендаторами, а собственниками земли, которую обрабатывали.
Однако в южных штатах США и в Латинской Америке ещё в XVII—XVIII вв. возникли большие поместья, в которых, применяя рабский труд, выращивали такие трудоёмкие культуры, как табак, хлопок, сахарный тростник, рис и др. В южных штатах США их называли плантациями, в странах Латинской Америки — латифундиями. Большая часть их продукции шла на экспорт в европейские страны. Доходы от экспорта позволяли владельцам этих поместий закупать промышленные изделия — орудия труда, оружие, одежду и т. д. за границей.
Поскольку в континентальных странах Европы и в Америке промышленная революция не могла в достаточной мере опереться на сельское хозяйство, она в гораздо большей степени, чем в Великобритании, нуждалась в поддержке со стороны государственной власти. В этом заключалась другая важная особенность промышленной революции в этих районах мира.
Основным инструментом поддержки промышленной революции была политика таможенного протекционизма. Такую политику правительства многих европейских государств проводили раньше, в XVII—XVIII вв., в соответствии с господствовавшей тогда теорией меркантилизма, или активного (т. е. положительного) торгового баланса. Но тогда эта политика преследовала единственную цель — накопление золота в государстве. Теперь же она рассматривалась как способ стимулирования крупной машинной индустрии у себя дома. Защищая внутренний рынок от иностранных, прежде всего британских, товаров, правительства европейских стран стремились обеспечить наиболее благоприятные условия для подъёма собственного машинного производства.
Лишь после того, как промышленная революция вступила в завершающую фазу, большинство государств континентальной Европы пошло на некоторое смягчение таможенного протекционизма, а затем и на его полную отмену. Начиная с 60-х гг. XIX в. отношения между странами Европы стали строиться на основе принципа свободы торговли.
В то время как континентальная Европа отгородилась от изделий британской промышленности глухим забором таможенного протекционизма, большинство американских государств, пренебрегая интересами отечественного производства, наоборот, поощряло их импорт. В этом были заинтересованы плантаторы-рабовладельцы, которые владели в своих странах основными рычагами власти. В США они утратили ведущие позиции лишь после Гражданской войны 1861— 1865 гг., в результате которой было запрещено рабовладение. Тогда же произошёл и поворот в торговой политике к протекционизму. Однако в большинстве стран Латинской Америки латифундисты или их ставленники оставались у власти, хотя и были вынуждены отменить у себя рабство. Их политика мешала развитию машинного производства.
Странам, позже Великобритании вступившим на путь промышленной революции, было легче: они могли опереться на её опыт. Они вывозили, нередко контрабандой, образцы британских машин, приглашали на работу специалистов-механиков. Заимствование технических достижений Великобритании было ещё одной отличительной особенностью промышленной революции в странах континентальной Европы и Америки.
4. Революция в средствах транспорта. Вслед за промышленностью техническая революция развернулась и на транспорте. Начало ей положили попытки использовать паровую машину как вспомогательный двигатель на речных судах при движении вверх по течению. В 1807 г. в коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон вышел пароход «Клермонт», построенный Робертом Фултоном. В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морские суда. Во второй четверти XIX в. появились паровые суда, корпус которых был изготовлен из металла. Это позволило постепенно увеличить их грузоподъёмность до нескольких тысяч тонн, а к концу века — до нескольких десятков тысяч тонн. Благодаря крупнотонажным судам снизилась себестоимость морских перевозок. Стало выгодно перевозить промышленное и сельскохозяйственное сырьё, топливо, готовые изделия на большие расстояния.
Революция в средствах сухопутного транспорта началась с попыток заменить конную тягу механической на рельсовых путях, которые использовались на рудниках и шахтах для перемещения в вагонетках горной породы. Первый такой известный опыт был осуществлён в 1803 г. в Южном Уэльсе. В 1814 г. свой первый паровоз построил Джордж Стефенсон. В 1825 г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога длиной свыше 56 км, предназначенная для перевозки угля. Эти события ознаменовали возникновение нового механического вида сухопутного транспорта — железнодорожного, — который вскоре стал играть главную роль в пассажирских и грузовых перевозках. В 1829 г. в первый рейс отправился железнодорожный локомотив в США, в 1832 г. строится первая железная дорога во Франции, в 1835 г. — в Бельгии, в 1837 г. — в России.
5. Крупная машинная индустрия. Промышленная революция сопровождалась глубокими переменами в экономической структуре общества. Возник новый тип промышленного предприятия — завод. Это было централизованное предприятие, на котором основные звенья технологического процесса были сосредоточены если и не под одной крышей, то, во всяком случае, на небольшой территории. От мануфактуры его отличал ряд важных признаков — применение машин и высокопроизводительных технологий, высокая энергообеспеченность производства и соответственно большие затраты капитала. Именно поэтому заводскую промышленность в отличие от ремесла и мануфактуры называют крупной машинной индустрией.
Заводы первоначально использовали труд всего нескольких рабочих, самое большее полутора-двух десятков человек. Но за счёт более высокой производительности машин по сравнению с ручным трудом они выпускали продукции больше, чем мануфактуры, на которых были заняты многие десятки и сотни рабочих. В то время машины были относительно просты. Завести механизированное предприятие могли даже люди с небольшим капиталом — преуспевающие ремесленники и торговцы, зажиточные крестьяне. Их предприятия развивались в основном за счёт самофинансирования, т. е. они инвестировали в производство личные сбережения. Такие предприятия назывались семейными. Чтобы оплатить производственные расходы, их хозяева часто были вынуждены экономить на всём. Непритязательность в быту, скупость этих пионеров крупной индустрии долгое время были предметом насмешек со стороны людей, далёких от их забот.
По мере появления более совершенных и дорогих машин предприниматели-заводчики были вынуждены привлекать дополнительные средства. Для этого они воспользовались известной формой объединения капиталов — акционерной компанией. Однако создать такую компанию было непросто: во-первых, вкладчики боялись риска, ведь за убытки компании нужно было отвечать всем своим имуществом; во-вторых, создание акционерной компании было связано с длительной волокитой, поскольку требовалось получить специальное разрешение правительства. Чтобы преодолеть предубеждение вкладчиков, была придумана её особая форма — товарищество (общество) с ограниченной ответственностью членов. Акционеры такой компании несли ответственность лишь в размере своего пая, не подвергая опасности остальное имущество. И порядок создания компаний был упрощён. Начиная с середины XIX в. почти все крупные предприятия принимали юридическую форму акционерной компании с ограниченной ответственностью.
6. Фондовый, финансовый и товарный рынки. Особенно привле-' кательными для вкладчиков были товарищества открытого типа, потому что их акции свободно котировались (продавались и покупались) на фондовой бирже. Благодаря промышленной революции фондовый рынок пережил своё второе рождение. Начиная с середины XIX в. он стал своеобразным барометром экономики: повышение цен на акции считалось хорошим прогнозом, их снижение — плохим.
Даже акционерные компании сталкивались с нехваткой средств для крупных инвестиций. Лишь в середине XIX в. возникают банки, занимающиеся кредитованием промышленности. Средства для этого они получают, принимая на хранение сбережения простых граждан. Эти банки начинают конкурировать между собой за клиентов, желающих получить кредит. Так постепенно формируется рынок финансовых услуг, доступный широкому кругу предпринимателей.
Подъём крупной машинной индустрии привёл к большим переменам и на товарном рынке. Мощный импульс к развитию получила оптовая торговля. Как и раньше, она была сосредоточена на товарных биржах, где был выставлен не сам товар, а его образцы. Но если в XVI—XVIII вв. предметами биржевой торговли были главным образом продукты тропического земледелия (пряности, чай, кофе и пр.), то в XIX в. она охватила необыкновенно широкий круг товаров, включая промышленное сырьё и топливо, потребительские изделия, продукты питания. Наряду с сельскохозяйственными биржами возникают биржи металлов, строительных материалов, текстильного сырья и др.
Что касается розничного рынка, то машинная индустрия буквально наводнила его своими изделиями. Это потребовало перехода к новым формам торговли, повышающим активность покупателей. В середине XIX в. стали возникать универсальные магазины, отказавшиеся от узкой специализации и продававшие товары по фиксированным ценам. Они старались привлечь внимание покупателей броской рекламой, красочным оформлением витрин, высоким качеством обслуживания, разного рода скидками, наконец, периодическими распродажами своих товарных запасов по сниженным ценам.
7. Завершение промышленной революции. Промышленная революция продолжалась несколько десятилетий. За это время машины, новейшие технологии и энергия пара в основных отраслях промышленности, таких, как текстильная, металлургическая, машиностроительная, а также на транспорте решительно потеснили ручной труд и всякую рутину. Дедовские способы хозяйственной деятельности уступили ведущую роль передовому сектору экономики. В Великобритании это произошло уже во второй четверти XIX в. В других странах Западной Европы промышленная революция завершилась в третьей четверти XIX в., в Восточной Европе и в Северной Америке — спустя ещё четверть столетия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки, промышленная революция так и не развернулась ввиду отсутствия для этого необходимых предпосылок. Здесь возникло небольшое количество механизированных предприятий, развивался паровой транспорт, но главным образом на средства и в интересах иностранных инвесторов, стремившихся овладеть местным рынком, распоряжаться его сырьевыми, энергетическими и трудовыми ресурсами.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: промышленная революция, таможенный протекционизм. меркантилизм, машинная индустрия.
1. Чем были обусловлены и связаны между собой изобретения в хлопчатобумажной промышленности? Почему именно эта отрасль промышленности первой внедрила машины в производство?
2.  На основе графика на с. 213 определите, когда началось внедрение машин в этой отрасли.
3. Составьте логическую схему «Предпосылки промышленной революции в Англии». Почему она началась именно в этой стране?
4. Почему промышленная революция повлекла за собой революцию в средствах транспорта?
5. В чём состояли преимущества завода перед мануфактурой?
6. Опишите типичного предпринимателя-заводчика. С какими трудностями ему приходилось сталкиваться?
1. Назовите и раскройте две особенности промышленной революции в большинстве стран Европы и Америки.
2. Сопоставьте пути развития общественных отношений в XVII— XVIII вв. (см. § 16) и особенности аграрного развития Западной и Восточной Европы в XIX в.
3. Что такое фондовые биржи? Когда и в связи с какими событиями они возникли в Европе? С помощью Интернета узнайте о роли фондовых бирж в современном мире.
Эхо эпохи
Немецкий экономист Ф. Лист о роли протекционизма
...На развитии германской протекционной системы покоится существование, независимость и будущность немецкой национальности... Но немецкая протекционная система плохо будет выполнять свою задачу, пока Германия не будет сама заниматься при помощи механических приспособлений производством хлопчатобумажной и льняной пряжи, пока она не будет вывозить сама необходимых для неё колониальных товаров непосредственно из стран жаркого пояса, обменивая их на изделия своих фабрик, пока она не будет производить эту торговлю на собственных кораблях, пока она не будет владеть законченной системой каналов, речных и железнодорожных путей сообщения, пока Германский таможенный союз не захватит все германские приморские государства, Голландию и Бельгию...
Как оценивает автор значение для Германии политики протекционизма? В чём она должна выражаться?

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты