2. Ближний Восток

2. Ближний Восток

1. Переход к цивилизации. В развитии материальной культуры на смену неолиту пришёл медный век — энеолит. В наиболее развитых регионах медный век стремительно уступил место веку бронзовому, охватывающему IV— II тыс. до н. э. Бронзовый век в
I тыс. до н. э. сменился железным. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился на рубеже IV—III тыс. до н. э., т. е. пришёлся на медный и бронзовый века. Переход этот был точечным, очаговым, т. е. не все народы и племена примерно в одно время перешагнули рубеж цивилизации. Этот решающий шаг к началу собственно истории человечества был сделан на Ближнем Востоке.
Для древней истории понятие Ближний Восток не вполне совпадает с современным. Ближний Восток включал земли, расположенные между Каспийским, Чёрным, Средиземным морями и Индийским океаном, т. е. Переднюю Азию, а также Северную Африку.
В современной науке цивилизацией называется следующая за первобытностью более высокая ступень развития человеческого общества, которая характеризуется появлением городов и государства, письменности, дифференцированной социальной структуры, высокоразвитой культуры.
Цивилизациями также называют высокоорганизованные обширные общности с определённым уровнем развития материальной и духовной культуры, социальной организации, локализованные во времени и в пространстве. С этих позиций историю можно представить как смену и сосуществование цивилизаций.
Мнение учёного
...Цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных.    
...Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких... При этом функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций.
А. Тойнби
Какие «внешние» и «внутренние» факторы, на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации?
2. Древнейшие цивилизации. Первые цивилизационные центры появляются на берегах крупных рек. В IV тыс. до н. э. в долинах Тигра и Евфрата — Месопотамии (Междуречье) и соседних районах Загроса, Анатолии, Палестины возникли первые города, имевшие храмовые комплексы, довольно большое население, знакомое с различными видами ремесла и строительства. Похожие городские центры примерно в то же время зародились в Северной Африке в долине реки Нил.
В Месопотамии основателями первых городов-государств были шумеры. Происхождение этого народа до настоящего времени остаётся неясным, а шумерский язык не принадлежит ни к одной из известных учёным языковых семей.
Шумерские города, среди которых наиболее известны Ур, Урук, Лагаш, Киш, строились вокруг храмовых комплексов. Их правители соединяли функции верховного жреца и носителя высшей государственной власти. Фигура и власть правителя в глазах его подданных имели сакральный характер. Они находились под особым покровительством богов, а правитель становился «гарантом» благосклонности богов к государству и его населению. Вся земля считалась принадлежащей правителю, олицетворявшему собой государство. Верховная власть постепенно приобретала наследственный характер.
Религиозным и экономическим центром шумерского города-государства был храм. Он являлся центром накопления общественных богатств, через него осуществлялись общественные раздачи, обмен продуктами и деятельностью.
Города-государства стремились увеличить территорию, упрочить свою политическую гегемонию в регионе. Между ними велись вой
ны, в результате которых более могущественные захватывали соседей, образовывая крупные, но непрочные государственные объединения.
В Древнем Египте первые города-государства (их называют номами) возникали так же, как в Месопотамии, — вокруг храмов. Их правители часто были выходцами из жреческой среды. Однако на берегах Нила борьба между номами была значительно более интенсивной. На рубеже IV—III тыс. до н. э. около двадцати номов по верхнему течению Нила и примерно столько же по его нижнему течению были объединены под властью двух правителей. Вскоре война между Верхним и Нижним Египтом завершилась победой царя Верхнего Египта, который объединил страну и стал единовластным её правителем. Впервые в истории в долине Нила появилось большое государство с единым центром, управляемое бюрократическим аппаратом, во главе с фараоном — «живым богом», обладавшим неограниченной властью. Господство государства и его правителя над подданными было всеохватывающим. Такой тип государства называется древневосточной деспотией.
Ещё одной особенностью развития древнеегипетской цивилизации было то, что в ней очень рано исчезла община, её поглотили храмовые и вельможные хозяйства. Всё произведённое обществом принадлежало государству и правителю, его олицетворявшему, распределялось централизованно в соответствии со строжайшей системой норм. Собственность оказалась теснейшим образом связана с властью, сформировалась её особая, характерная не только для Древнего Египта, но и для всего Древнего Востока форма — власть-собственность.
Мнение ученого
...Представление о верховной собственности государства и государя можно понимать только в том плане, о котором идёт речь: высшая собственность правителя-символа, олицетворяющего коллектив, производна
Распространение цивилизаций в первой половине I тысячелетия до н.э.
Города, известные в первой половине I тысячелетия до н.э.
Распространение цивилизаций во второй половине I тысячелетия до н.э.    
Древние цивилизации в III—I тыс. до н. э.
от реального владения достоянием коллектива и безусловного права распоряжаться его ресурсами и имуществом, причём то и другое в конечном счёте производно от власти...
Власть-собственность — это и есть альтернатива европейской античной, феодальной, буржуазной частной собственности в внеевропейских структурах, причём это не столько собственность, сколько власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т. е. к должности, но не к личности правителя. По наследству в этих структурах может быть передана должность с её правами и прерогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное частное право владения вне зависимости от должности. п.    Л.    С.    Васильев
Как связаны власть и собственность на Востоке? В чём учёный видит отличие собственности на Востоке от собственности на Западе?
Процесс возникновения цивилизаций сопровождался усложнением и систематизацией религиозных верований, интенсивным развитием материальной и духовной культуры. Шумерские религиозные представления стали источником многих религиозных образов для последующих эпох. У шумеров сформировалось представление об антропоморфных (имеющих человеческий облик) богах. В то же время шумеры соединяли образы богов с небесными светилами. Они начали изучать звёздное небо, по положению и путям светил пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шумеры первыми зафиксировали конфигурации созвездий, определили пути движения планет.
У шумеров родилось представление о существовании божественного первообраза истинной «царственности», который, спускаясь на землю и соединяясь с избранным государством, делал его особенно могущественным и долговечным. В виде идеи «смены царств» этот образ вошёл в Библию, сюда же восходит идея «Москвы — Третьего Рима».
В Шумере появился образ Гильгамеша — первого в истории эпического героя, осмелившегося бросить вызов богам.
Величайшим достижением шумеров было создание клинописи. И по сей день мы пользуемся шумерской позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом, деля час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а круг на 360°.
Свои храмы шумеры строили в виде мощных ступенчатых сооружений — зиккуратов (священных гор). Их вид стилизованно используется и в современной архитектуре.
Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божественным словом и умиротворился, создав всё сущее. Отдалённые отзвуки таких представлений можно проследить и в христианском учении. Особо почитался бог Солнца Амон-Ра. Государство существовало, по представлениям египтян, на основе установлений богини Маат, олицетворявшей божественный порядок и истину. Царь должен был утверждать закон Маат на месте беспорядка в мире людей. В XIV в. до н. э. фараон Эхнатон отказался от языческого многобожия и ввёл культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска. Однако после смерти Эхнатона Египет вернулся к многобожию.
Высшим выражением мощи египетского государства и его правителя фараона стало сооружение пирамид — гигантских усыпальниц, утверждавших вечность и незыблемость установленного миропорядка. В эпоху Античности пирамиды считались первым из семи чудес света. До XX в. они оставались крупнейшими архитектурными сооружениями мира.
В египетской цивилизации были заложены основы многих знаний в области медицины, математики, астрономии. При храмах создавались особые «дома жизни», где составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты, создавались библиотеки, архивы, функционировали школы.
Наследие первых цивилизаций стало основой для развития культуры всего Древнего мира.
3. От ранних государств к великим империям. В III — первой половине I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке происходили непрерывные миграции народов, образовывались и распадались многие государства. Развивались противоборствующие процессы — объединения земель и стран, создания крупных государств и распада, раздробления их на новые государственные образования. Здесь смешивались этносы, культуры, языки, образуя особый культурно-цивилизационный древневосточный феномен.
В Месопотамии шумерские города были завоёваны аккадцами — народом, принадлежавшим к семитской группе. Они создали объединённое государство, регулярную армию. На рубеже XIX—XVIII вв. до н. э. ещё один семитский народ — амореи завоевали значительную часть Месопотамии и основали государство, столицей которого стал город Вавилон. Вавилонское царство достигло наибольшего могущества при царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Во время его правления были изданы законы, которые полностью дошли до нашего времени. Эти законы свидетельствуют о том, что вавилонское общество имело сложную социальную структуру, верхним слоем которой было высокопоставленное чиновничество, непосредственно связанное с царём. Особое положение занимали жрецы.
Самым многочисленным был слой полноправных общинников, но уже появились разные категории зависимых людей, существовало рабство, которое, по-видимому, носило патриархальный характер. Очень важно, что в кодексе законов Хаммурапи прослеживается признание принципа вины и злой воли, т. е. разделяется степень наказания за предумышленное и непредумышленное преступление.
С середины II тыс. до н. э. на Ближнем Востоке начинает доминировать тенденция образования крупных военных держав, ставших первыми империями древности. С началом Нового царства (XVI в. до н. э.) Древний Египет путём захвата расширил свою территорию. При фараоне Тутмосе III египетская империя стала простираться от четвёртого порога Нила до северной окраины Сирии. Продвинувшись к самым верховьям Нила, Египет затем предпринял военные походы в Месопотамию.
Однако экспансионистские устремления Египта столкнулись с захватническими устремлениями другой мощной державы — Империи хеттов.
Хетты, один из индоевропейских народов, в XVII в. до н. э. пришли в Малую Азию и создали здесь своё государство. Наибольшего могущества оно достигло в XIV—XIII вв. до н. э. Хетты первыми из народов Востока научились обрабатывать железо, что дало им преимущество в вооружении. Они вели многочисленные войны и подчинили себе значительные территории, создав державу, простиравшуюся «от моря до моря», даже захватили Вавилон и подвергли его разрушению, но великий город возродился вновь.
В конце XIV — начале XIII в. до н. э. соперничество двух великих держав за господство в Азии достигло наивысшего накала. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес II. После ожесточённых войн между египтянами и хеттами был заключён мирный договор, великие державы вынуждены были признать стратегический паритет.
Однако к концу II тыс. до н. э. могущество этих империй было исчерпано. Хеттское государство перестало существовать, а Египет попал под власть иноземных правителей. На авансцену истории вышла новая великая империя — Ассирия, за тысячелетие превратившаяся из маленького, бедного государства на северной окраине Месопотамии в мировую державу. В VIII—VII вв. до н. э. Ассирия захватила большую часть Ближнего Востока, её владения простирались от Египта до Урарту и от Средиземноморья до Персидского залива.
Завоевание Ассирией Палестины описано в Библии. Библейские пророки проклинали жестоких завоевателей, предсказывали их гибель и разрушение «города крови» — ассирийской столицы Ниневии. Ассирийцы были беспощадны к покорённым народам. За сопротивление они истребляли жителей завоёванных городов, сдирали с живых кожу, воздвигали пирамиды из черепов. Пленных уничтожали или обращали в рабов. Они переселяли целые народы из одной части империи в другую, добиваясь от них покорности.
Ассирийские цари обладали абсолютной властью над своими подданными. Империя была разделена на наместничества, наместники собирали налоги и стояли во главе размещённых в наместничестве военных подразделений ассирийской армии, которая в течение нескольких веков была самой сильной и хорошо организованной на всём Ближнем Востоке. Однако даже самое могущественное государство не может сохранять своё господство над другими странами и народами вечно. В конце VII в. до н. э. Ассирия была разгромлена войсками окрепшего Нововавилонского царства.
Во время правления царя Навуходоносора II Нововавилонское царство переживало кратковременный подъём. Вавилон стал центром торговли, сюда стекались богатства со всего Ближнего Востока. Велось обширное строительство. Были воздвигнуты царские дворцы, новые храмы. Семиярусный зиккурат Этеменанки
стал прообразом библейской Вавилонской башни. Разбитые на многочисленных террасах вокруг царского дворца висячие сады называли одним из семи чудес света.
Нововавилонская империя просуществовала около шести десятилетий. В 539 г. до н. э. Вавилон был взят персами, об этом упоминается в Библии в рассказе о царе Валтасаре и грозных божественных предзнаменованиях во время пира.
Персы, или иранцы, были индоевропейцами (ариями). В начале I тыс. до н. э. они двинулись из Приуралья, перешли Кавказ и осели на плато к северо-востоку от Малой Азии. Территория их расселения получила название Ариана (от имени «арии»), затем оно стало звучать как Иран. В VI в. до н. э. персидские племена объединились и создали государство, которое за короткий срок превратилось в последнюю и самую могущественную империю Древнего Востока.
Империя персов вобрала в себя политический, административный и хозяйственный опыт предшествовавших великих военных держав древности. Она объединила под властью единого правителя и его администрации страны и народы, сильно отличавшиеся по уровню развития — от не имевших своей государственной организации до некогда великих государств. Персы были господствующим этносом, но в элиту империи интегрировались и представители других народов. Для более эффективного управления империя была разделена на сатрапии — провинции, во главе которых царь ставил персидских наместников, однако в наиболее лояльных к центральной власти провинциях функции сатрапов могли выполнять местные правители. В ряде районов сохранялись традиционные формы управления.
По всей территории империи стояли военные гарнизоны, входившие в единую персидскую армию, которая являлась главной опорой центральной власти. Огромные подати взимались с покорённых народов. Получило распространение рабство.
Религией древних персов был зороастризм. Его основатель Зороастр (Заратуштра) жил, скорее всего, на рубеже VII—VI вв. до н. э. Идут споры о месте зарождения зороастризма — называют Среднюю Азию, Афганистан, даже Приуралье. В любом случае учение пророка Зороастра было одной из религий древних ариев, к которым принадлежали и персы (иранцы).
Зороастр проповедовал, что нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть добро и свет. Но у Ахурамазды есть очень сильный враг Ангро-Манью. Это глава сил зла, тьмы, смерти. Мир оказался разделённым на два непримиримых начала, между которыми идёт непрекращающаяся борьба. Человек должен сделать выбор между светом и тьмой. Зороастризм впоследствии повлиял на возникновение еретических течений в христианстве и исламе.
Империи Древнего Востока, при всей жестокости методов осуществления своей политики, сыграли важную роль в развитии международных отношений и дипломатии древности. Империи имели специальные внешнеполитические ведомства. Археологи открыли, например, архив такого ведомства Хеттского царства. Развивалась практика дипломатического общения, обмена посольствами. Межгосударственные отношения укреплялись династическими браками. Существовала практика заключения межгосударственных договоров. Всё это способствовало вовлечению племён и народов в процессы хозяйственного, торгового и культурного обмена, формированию у входивших в них народов чувства надэтничес- кой «восточной» общности, которое впоследствии проявилось в столкновении с «древним западом» в эпоху эллинизма.
Центром интенсивного международного общения стал город Вавилон. Не случайно он вошёл в историю как символ столпотворения народов, смешения языков.
4. Восточное Средиземноморье. Этот регион — один из центров неолитической революции, здесь развитые земледельческие культуры существовали ещё в VIII—IV тыс. до н. э. Узкая полоса прибрежных земель с благоприятными климатическими условиями во
II     ыс. до н. э. была заселена в основном семитскими народами. Один из них — финикийцы, они основали на побережье крупные города — Сидон, Тир, Библ, Угарит. Финикийцы не имели единого государства, как и впоследствии древние греки. Страна же их — территория, заселённая одним народом, называлась Финикия. Главными занятиями финикийцев были торговля и мореплавание, нередко связанное с морским разбоем. Финикийцы основали свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Их корабли впервые обогнули Африку, достигли Атлантического океана и даже Британии. Финикийцы были также отменными ремесленниками, они научились выплавлять стекло и делать из него замечательные сосуды. Из раковин моллюсков финикийцы добывали пурпур — краску, которая шла на изготовление самых великолепных царских одеяний. Пурпурный цвет стал одним из знаков царской власти.
Финикийцы стали умелыми строителями, и не случайно библейский царь Соломон поручил финикийскому архитектору строительство главного храма в Иерусалиме. Финикийцы преобразовали месопотамскую клинопись и создали алфавит, который потом заимствовали греки и римляне, а через греков и славяне.
Финикийцы стали великими посредниками между народами. Они не только торговали всем, что производили народы Ближнего Востока и Средиземноморья, но и распространяли знания, технические достижения разных народов повсюду, куда доходили их корабли.
По соседству с финикийцами поселился ещё один семитский народ, перекочевавший в Восточное Средиземноморье из-за реки Евфрат, что и отразилось в его названии («ибри» — евреи — «перешедшие через реку»). Здесь евреи столкнулись с местным населением страны Ханаан, а также с «народами моря» — филистимлянами. От имени филистимлян произошло и название этой земли, сохранившееся до сих пор, — Палестина. Об истории евреев мы знаем прежде всего из Ветхого Завета — первой части Библии. Кстати, само название Библия связано с финикийским городом Библом, через который шла интенсивная торговля материалами для письма. Название города стало корнем греческого слова biblia, обозначавшего собрание написанного — книги.
В начале I тыс. до н. э. евреи создали своё государство, его кратковременный расцвет пришёлся на правление царей Давида и мудрого Соломона. После смерти Соломона оно распалось на два царства — Израильское и Иудейское, которые сотрясались восста
ниями изнутри и неоднократно подвергались нападениям со стороны Ассирии и Нововавилонского царства.
Древние евреи исповедовали иудаизм — монотеистическую религию. В течение нескольких веков был создан Ветхий Завет, древнейшая часть Библии. Он вошёл в Священное Писание христиан и стал одним из источников религиозного вдохновения для основателя ислама пророка Мухаммеда (Мухаммада).
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: древневосточная деспотия, власть- собственность, зороастризм, иудаизм, монотеизм, патриархальное рабство.
1. Составьте схему,    отражающую    характерные черты древневосточной деспотии.
2. Назовите общие черты древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта.
3. Составьте план рассказа о типичных чертах древневосточных империй. Почему учёные применяют к ним термин «древневосточная деспотия»?
4. Какие достижения народов Ближнего Востока имеют значение для развития мировой цивилизации?
1. Составьте хронологическую таблицу «Великие империи древности». Проанализируйте её.
2. Выделите особенности хозяйственной жизни и государственного устройства Финикии. Как географическое положение Финикии повлияло на формирование этих особенностей?
3. Как вы думаете, с какими сложностями сталкиваются учёные, изучающие ближневосточные государства и империи древности?
4. Обсудите, была ли собственность в Древнем Востоке неразрывно связана с властью.
Практическая работа
Законы вавилонского царя Хаммурапи
Цель работы. Познакомиться с фрагментами законодательства древневосточного государства, выявить его характерные черты.
Источник. Законы вавилонского царя Хаммурапи (с. 40—42).
Вопросы и задания
Какова цель создания законов? Обратите внимание на тот факт, что во всех древневосточных деспотиях были созданы своды законов. Сделайте вывод о том, какую роль играло право в древневосточных государствах.
По фрагменту о хозяйстве
1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов.
2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах? 3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминаются серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?
По фрагменту о наказаниях
1. Объясните происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб»; приведите примеры из законов Хаммурапи, соответствующие этому выражению. 2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? 3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
По фрагменту о долговой кабале
1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу? 2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? 3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните своё мнение. 4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?
Эхо    ЭПОХИ
Законы вавилонского царя Хаммурапи.
Фрагмент
Я — царь могучий среди царей. Мои слова изрядны, моя премудрость несравненна. По повелению Шамаша, великого судьи неба и земли, да воссияет моя правда стране; по воле Мардука, моего владыки, да не будет того, кто бы удалил мой памятник. В Эсагиле, которую я люблю, моё имя должно помниться вечно во благо. Утеснённый должен подойти к моему изображению, как царя правды, прочесть надпись, внять моим драгоценным словам, и мой памятник должен прояснить ему его дело; он должен найти своё право, его сердце должно радоваться... Во веки веков, навсегда, царь, который будет в стране, должен соблюдать слова, начертанные на моём камне. Закон страны, который дал я... он не должен удалять с моего памятника. Если этот государь премудр и может держать страну в порядке, он должен соблюдать слова, начертанные на памятнике... сообразно им он должен управлять подданными, судить их, давать им решения, истреблять в стране злодеев и преступников, создавать своему народу благосостояние...
ХОЗЯЙСТВО
§ 7. Если человек купит из руки сына человека [полноправный житель Вавилонского царства] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить...
§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил...
§ 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, [то] он должен отмерить зерно в соответствии [с урожаем] его соседей...
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без [ведома] хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина — 0,5 кг) серебра...
§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадёжно, так, что судно в том же году станет течь [или] получит [другой] недостаток, [то] корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счёт и отдать прочное судно хозяину судна...
§ 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым [другим] грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нём [было], [то] лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и всё, что он погубил в нём...
§ 259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.
§ 260. Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
§ 261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, [то] он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в 1 год...
§ 274. Если человек нанимает мастерового, то наёмную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату кузнеца... плату столяра... плату кожевника... плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... в день он должен давать.
Наказания
§ 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он сказал, не доказал, [то], если это дело — дело о жизни, человек этот должен быть казнён...
§ 6. Если человек украл имущество бога или дворца, [то] этот человек должен быть казнён...
§ 14. Если человек украл малолетнего ребёнка [другого] человека, [то] он должен быть казнён...
§ 21. Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом его следует убить и закопать...
§ 195. Если сын ударил своего отца, [то] ему должны отрубить руку...
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз...
§ 197. Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость...
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то] должны ему выбить зуб...
§ 202. Если человек ударил [по] щеке человека, высшего [по положению], чем он сам, [то] он должен быть отхлёстан в собрании воловьей плетью 60 раз...
§ 203. Если сын человека ударил [по] щеке сына человека, равного ему, [то] он должен отвесить одну мину серебра...
§ 205. Если раб человека ударил [по] щеке сына человека, [то] ему должны отрезать ухо...
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так, что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
Долговая кабала
§ 115. Если человек имеет за человеком [долг] хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, [то] это не основание для претензии.
§ 116. Если заложник умрёт в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и если [взятый в залог] — сын человека, [то] должны казнить его [ростовщика] сына...
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвёртый год должно отпустить их на свободу.
Надпись ассирийского царя Синаххериба. Фрагмент
Я — Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро... совершенный герой, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов...
Силою бога... моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также 420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл...
Докажите, что данная надпись характерна для древневосточной деспотии.
Гимн Атону (Древний Египет, XIV в. до н. э.). Фрагмент
...Податель любви — ты даёшь дыхание, чтобы оживить творение твоё... Ты создал землю по воле твоей, единый! Людей, животных, всё, что на земле и ходит ногами, и всё, что в воздухе и летает на крыльях, Сирию, Нубию и землю Египетскую. Ты определяешь каждому его место и уготовляешь потребное для него. Каждый имеет своё питание. Исчислено время жизни его. Языки людей отличны по их речи; также их внешний вид различен, и цвет кожи их, о разграничитель, разграничивший страны! Ты создал Нил из преисподней; ты приводишь его, по воле твоей, для оживления людей, которых ты создал, ты, их владыка... Ты дал жить отдельным странам: ты дал им Нил с неба... Как дивны предначертания твои, владыка веков!.. Сотворил ты небо пространным, чтобы сиять на нём и обозревать всё, что сотворил. Ты сияешь в виде твоём Атона: все глаза обращены к тебе, ибо ты — дневное солнце над землёй!
Докажите на основе текста документа, что реформа Эхнатона является попыткой введения единобожия. Какие идеи, изложенные в гимне, перекликаются с христианством?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты