20. Наука и общественно-политическая мысль

20. Наука и общественно-политическая мысль

1. Научная революция XVII в. Естественно-научные знания эпохи Возрождения представляли собой причудливую смесь из реальных фактов и выдумок, основанных на мнении авторитетных писателей прошлого. Перед наукой Нового времени стояла задача овладеть строго доказательными методами изучения природы. Исследователи и философы, пришедшие на смену гуманистам, вооружили науку экспериментом — надёжным способом выявления устойчивых связей между явлениями природы.
Родоначальником экспериментальной науки считается польский астроном Николай Коперник, ещё в первой половине XVI в. разработавший гелиоцентрическую систему мира. Его расчёты в начале XVII в. подтвердил итальянский астроном Галилео Галилей, впервые применивший телескоп для изучения звёздного неба.
Экспериментальная наука получила поддержку со стороны фило- софов-рационалистов. Они считали, что учёные должны заниматься не построением фантастических гипотез, но осмыслением данных, полученных опытным путём. Английский философ Фрэнсис Бэкон в сочинении «Новый Органон» подверг критике метод дедукции (рассуждение от общего к частному), которого придерживались средневековые схоласты, и обосновал индуктивный метод (рассуждение от частного к общему), основанный на эксперименте.
Высоко ценил эксперимент и французский учёный Рене Декарт, автор работ в области математики, физики и физиологии. Однако в отличие от Бэкона, апеллировавшего преимущественно к опыту и наблюдению, Декарт хотел воздать должное разуму и самосознанию как источнику истины. Он считал, что ничего нельзя принимать на веру. Любое суждение должно пройти проверку разумом на ясность и убедительность. Крупные научные проблемы Декарт требовал разделять на мелкие и решать методически, переходя от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Обоснованный Декартом метод познания истины называется философским рационализмом. Суть этого метода Декарт выразил фразой: «Я мыслю, следовательно, я существую». Он имел в виду пытливую, критическую мысль, не признающую ложных авторитетов и стремящуюся в любом деле докопаться до истины.
Самые важные достижения XVII в. связаны с именем английского учёного Исаака Ньютона. Главная его заслуга заключается в том, что он пошёл дальше простого наблюдения над движением небесных
тел и сумел дать этому явлению математически безупречное объяснение. Результаты своих исследований он обобщил в труде «Математические начала натуральной философии» (1687). В нём были сформулированы основные законы механики, а также изложено учение о всемирном тяготении. На основании этого учения Ньютон разработал теорию движения планет и их спутников, образующих Солнечную систему, а также комет.
Рождение экспериментальной науки представляло собой глубокий переворот в методах изучения природы, который историки определяют как научную революцию. Благодаря прогрессу научного знания и расширению фронта научных исследований возникла острая потребность в объединении усилий учёных и координации их деятельности. Именно в Англии в 1660 г. возникло первое постоянное объединение учёных — Лондонское королевское общество. Аналогичное по целям и задачам объединение возникло в 1666 г. и во Франции — Королевская академия наук в Париже. Впоследствии академии наук возникают и в других странах — в Берлине (1700), Санкт- Петербурге (1724) и т. д.
2. Просвещение. Достижения естественных наук побудили учёных обратиться к изучению общества. Многие увлеклись идеей о том, что не только природа, но и общество устроено в соответствии с некими незыблемыми законами, познать которые вполне под силу пытливому человеческому разуму. Появились новые философские, политические и экономические теории, не только объясняющие происхождение государства, собственности, законов и других общественных учреждений, но и предлагающие пути их совершенствования.
Легко сказать: изменить общество. Но как этого может добиться горстка учёных, которые к тому же не имеют никакой власти? Передовые мыслители пришли к выводу, что самый верный к тому путь — сделать научные открытия и теории достоянием как можно более широкого круга людей. Они объявили просвещение народа одной из своих главных целей. Так возникло широкое общественное и культурное движение в странах Европы и Америки, направленное на умственное и нравственное развитие личности, гуманизацию всех сторон общественной жизни. Со временем ему придумали меткое определение — Просвещение, а его участников стали называть просветителями. Просветители были ревностными сторонниками свободы, благосостояния и счастья людей. Они проповедовали мир и веротерпимость.
Просвещение возникло в Англии в конце XVII в., откуда затем распространилось в соседних странах — Шотландии, Франции, а во второй половине XVIII в. проникло в Южную и Восточную Европу, включая Россию, а также в Америку. Его значение было столь велико, что конец XVII—XVIII в. часто называют веком Просвещения.
3. Нравственная философия. Просветителей занимал вопрос о природе человека: плох он по своей сути или хорош? Ещё в XVII в. английский философ Томас Гоббс утверждал, что человек от природы зол и порочен. Поэтому в естественном состоянии, когда ещё не было государства, люди жили в условиях «войны всех против всех». По мнению Гоббса, лишь суровые законы государства способны обуздать разрушительные инстинкты людей.
Иного мнения придерживался французский мыслитель XVIII в. Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что от природы люди добры и миролюбивы. В том, что они часто проявляют отнюдь не лучшие качества, повинна цивилизация, в основе которой лежит частная собственность. Именно она порождает алчность и все другие пороки.
Попыткой разрешить противоречие между этими крайними взглядами явилась так называемая утилитарная мораль, которую разрабатывали многие философы. По их мнению, не бывает абсолютного добра или зла. Добро — это то, что доставляет человеку пользу или удовольствие, а зло соответственно вред и боль. Равным образом и поступки людей не бывают однозначно плохими и хорошими. Вопрос заключается в том, идут они на благо обществу или нет. Из утилитарной морали вытекал вывод: не столь существенно, каков человек сам по себе; важно поставить его в такие условия, чтобы даже дурные его наклонности и качества приносли пользу.
4. Политические теории. Просветители размышляли над тем, как должны быть устроены государство и общество, чтобы они в наибольшей мере отвечали этой цели. Английский философ Джон Локк доказывал, что не государство предшествует обществу, а, наоборот, гражданское общество — государству. Само же гражданское общество формируют полноправные и сознательные граждане, совокупность которых просветители называли нацией. Именно нация, а не монарх, утверждал Локк, является источником верховной (суверенной) власти в государстве. Эта идея легла в основу теории национального суверенитета, которую разделяли большинство просветителей. Они противопоставляли её теории королевского суверенитета, разработанной юристами XVI—XVII вв. в обоснование абсолютизма. Просветители сформулировали вывод о том, что не граждане должны служить государству, а государство — гражданам, защищая их права и свободы. Такое государство просветители называли правовым.
Но где гарантия, что государство не нарушит права и свободы своих граждан? Надёжной защитой от деспотизма, считали просветители, является разделение властей. В результате дискуссии они пришли к выводу, что лучше всего разделить государственную власть на три независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.
От того, как на практике складывается соотношение между исполнительной и законодательной ветвями власти, зависит, по мнению просветителей, форма правления в государстве. Если исполнительная власть подчиняет себе законодательную, то возникают предпосылки для деспотизма. Если, наоборот, законодательная берёт верх над исполнительной, то складывается республиканское правление, которое просветители отождествляли с прямой античной демократией. Большинство просветителей, включая Локка, французского мыслителя Шарля Монтескьё и немецкого философа Иммануила Канта, сходились во мнении, что идеалу правового государства соответствует равновесие властей, достигаемое в ограниченной, или конституционной, монархии: монарху принадлежит исполнительная власть, а представительному собранию — законодательная.
Питая неприязнь к демократической республике, большинство просветителей были противниками наделения всех граждан избирательными правами. Они считали, что для этого правоспособный гражданин должен удовлетворять хотя бы одному из следующих требований: обладать достаточно крупной собственностью, обширными знаниями и образованием или особыми заслугами перед обществом.
В отличие от них французский мыслитель Жан-Жак Руссо был сторонником всеобщего избирательного права. Он считал, что к управлению государством может быть допущено всё взрослое население, весь народ (за исключением женщин). Именно народ, включая низшие его слои, являлся, по мнению Руссо, источником верховной власти в государстве. Эта идея легла в основу теории народного суверенитета. Идеалом Руссо была прямая демократия античного образца, при которой граждане сами принимают законы, назначают должностных лиц и контролируют их действия.
Исходя из теории правового государства, итальянский просветитель Чезаре Беккариа подверг критике существующее уголовное право. Он называл его не правом, а насилием, поскольку оно предусматривало пытки и другие методы принуждения обвиняемого к даче порочащих его показаний. Беккариа обосновал вывод, согласно которому правонарушениями считаются только действия, посягающие на свободу человека или препятствующие осуществлению его прав. По его мнению, недопустимо рассматривать в качестве правонарушений слова или мысли людей. Беккариа подчёркивал преимущества гласного судопроизводства, выступал против смертной казни, считая возможным заменить её пожизненным заключением, доказывал, что лучше предотвратить преступление, чем потом наказывать преступника.
5. Экономическая наука. В XVI—XVII вв. люди упрощённо представляли себе характер экономических отношений. Меркантилисты недооценивали значение промышленности и сельского хозяйства, считая источником обогащения государства внешнюю торговлю.
Но экономический подъём XVIII в. открыл людям глаза на роль промышленности и сельского хозяйства. Тогда и возникла наука, ставящая во главу угла не обмен, а производство. Родоначальником классической политической экономии был шотландец Адам Смит. Он доказал, что промышленность, наряду с сельским хозяйством и торговлей, является источником богатства народов. Он также подверг критике политику таможенного протекционизма, утверждая, что только свобода торговли и конкуренции создаёт наиболее благоприятные условия для подъёма промышленного и сельскохозяйственного производства. Смит первым из экономистов глубоко проанализировал законы рыночной системы хозяйства. Согласно Смиту, главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Удовлетворить его в условиях рыночной экономики человек может, лишь оказывая услуги другим людям.
6. Либерализм. Во многом на почве идей Просвещения сложились основные течения общественно-политической мысли.
Просветители считали, что любой человек от рождения наделён неотъемлемыми правами, среди которых большинство из них на первое место ставили свободу — личную, экономическую, политическую. Тем самым они заложили теоретические основы либерализма. Но в политическое движение либерализм превратился в основном благодаря усилиям учеников и последователей просветителей, которые были свидетелями образования Соединённых Штатов Америки, Французской революции, взлёта и падения Наполеона. Эти события убедили их в том, что благо общества зависит не только от успехов просвещения и милости монархов, но и от дружных усилий самих граждан, выступающих в защиту своих прав и интересов.
Идеалом либералов были такие государство и общество, которые предоставляли гражданам самый широкий простор для применения своих сил и способностей во всех областях жизни. Лозунг свободы они дополняли требованием защиты прав человека и равноправия всех граждан. Однако равноправие, по мнению либералов, отнюдь не предполагало уравнения имущественного, служебного, политического и тому подобного положения граждан. Либералы считали естественным и справедливым такой порядок, при котором каждый гражданин преуспевает в меру собственных сил, способностей и удачи. Поэтому различия в положении людей, по их мнению, неизбежны и справедливы. Вслед за просветителями они выступали за ограничение избирательных прав по имущественному признаку.
Либералы были решительными сторонниками разделения властей. Они были готовы оставить монархам исполнительную власть, но требовали отделить от неё, сделать независимыми законодательную и судебную власти. Этот принцип, равно как и основные права и свободы граждан, должна была закрепить конституция.
7. Демократическая идеология. Либерализм был близок интересам и умонастроениям высших (имущих, образованных, выполняющих руководящие функции) слоёв общества. Но он слабо учитывал запросы рядовых граждан. Ремесленники, торговцы, мелкие служащие, не говоря уже о рабочих, воспринимали ограниченное избирательное право как вопиющую несправедливость, которая противоречила идеалу свободы и правам человека, как нарушение принципа равноправия граждан.
Разочарованные результатами либеральных реформ первой половины XIX в., рядовые граждане отвернулись от либералов. Их симпатии сумели привлечь политики, общественные деятели и писатели, называвшие себя демократами. Большинство своих требований демократы заимствовали у либералов. Но вместо лозунга свободы на первое место они ставили принцип равенства граждан в политических правах. Прежде всего они выступали за введение всеобщего избирательного права, которое считали главной предпосылкой народовластия.
В отличие от либералов демократы отрицательно относились к монархической форме правления, предпочитая ей республику. Большинство из них объявили себя сторонниками представительной демократии, в условиях которой граждане избирают на определённый срок членов парламента, а уже те от имени избирателей осуществляют верховную власть: принимают законы, назначают и контролируют правительство и т. д.
8. Социалистическая мысль. Как либералы, так и демократы недооценивали остроту социального вопроса, вставшего в середине XIX в. перед многими странами вследствие промышленной революции. Либералы считали, что нищета — временное явление и что подъём крупной индустрии позволит с ней покончить. Демократы предполагали некоторые реформы — как политические, так и социальные — в целях противодействия нищете.
И тех и других подвергли критике писатели и общественные деятели, утверждавшие, что общество, порождающее нищету, в своей основе устроено неверно и что частичными реформами его улучшить нельзя. Они предлагали осуществить глубокий переворот в обществе, включая экономику, общественные отношения, политику, нравы и пр., иначе говоря — социальную революцию. Большинство из них представляли эту революцию как процесс мирных, ненасильственных преобразований. Но некоторые утверждали, что без насилия по отношению к противникам нового строя обойтись нельзя.
Эти идеи нередко облекались в форму конкретных проектов преобразований и даже учения — системы взглядов на мир и общество. В середине XIX в. за ними прочно закрепилось название социалистических, потому что они обосновывали неизбежность перехода человечества, прошедшего в своём развитии несколько закономерных этапов, к высшей форме общества — социализму.
Социалистическим проектам и учениям были свойственны некоторые общие черты. Все они сходились в стремлении поднять благосостояние людей, в особенности беднейших слоёв населения. С этой целью предусматривалось некоторое перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Но главный упор они делали на развитие производства и предлагали различные способы повышения его продуктивности, в том числе посредством более разумной организации труда и личной материальной заинтересованности работников в его конечных результатах. Создатели социалистических учений признавали роль рынка, собственности, капитала, имущественного неравенства как важных рычагов повышения трудовой активности людей.
Крупнейшими представителями социалистической мысли первой половины XIX в. были французы Анри Сен-Симон и Шарль Фурье.
Разновидностью социалистической мысли была коммунистическая идеология, возникшая одновременно с ней. Коммунисты критиковали социалистические проекты как недостаточно последовательные. Они признавали справедливым лишь такое общество, в котором блага стали бы общим достоянием всех людей. Они называли его строем общности или коммунизмом. Создатели коммунистических учений предсказывали, что в этом обществе будет достигнут исключительно высокий уровень развития производства, который обеспечит всем людям жизнь в довольстве и изобилии. Но они плохо себе представляли, что должно побуждать людей работать с большей отдачей. Ведь вместе с собственностью и имущественным неравенством они отказались и от материальных стимулов трудовой деятельности. Им только и оставалось, что уповать на высокую сознательность людей и даже принуждение их к самоотверженному труду.
Самыми известными теоретиками коммунизма первой половины XIX в. были британец Роберт Оуэн и француз Этьен Кабе, сторонники мирных преобразований. Однако в дальнейшем их превзошли в популярности немцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые отдавали предпочтение революционному пути перехода к коммунизму. Революцию они понимали как захват коммунистами государственной власти с целью постепенного осуществления необходимых преобразований. Переходный период между победой революции и установлением коммунистических порядков они называли социализмом, отсюда и определение революции как социалистической. Необходимость революции они объясняли классовой борьбой. Заводских рабочих, или пролетариев, Маркс и Энгельс считали тем классом общества, который наиболее заинтересован в победе социалистической революции (отсюда её другое название — пролетарская революция). Учение Маркса и Энгельса получило название «марксизм».
9. Культ науки и образования. По количеству научных открытий, объёму накопленных знаний, глубине проникновения в тайны природы XIX столетие поистине не имело себе равных в истории. Поразительный рывок в своём развитии совершили точные и естественные науки. Некоторые из открытий внушали людям веру в способность науки ни больше ни меньше как предсказывать будущее. Она с честью выдержала испытание и на объективность, т. е. беспристрастность, способность доставлять точные и достоверные сведения независимо от личности учёного, обычаев страны, где он живёт, или учреждения, в котором работает.
В XIX в. общество в гораздо большей степени, чем раньше, было подготовлено к восприятию научных истин. Во многих странах Европы и Северной Америки к концу столетия была достигнута почти поголовная грамотность населения. Увеличилась численность учащихся средних и высших учебных заведений, где готовили уже не только, как раньше, богословов, юристов и медиков, но и специалистов естественно-научного и технического профиля.
Свидетельством возросшего образовательного уровня населения был расцвет книгопечатания и издательского дела. Необыкновенный подъём переживала журналистика, обратившаяся к массовому читателю. Любознательность широкой публики стремились удовлетворять и библиотеки. Крупнейшие государственные хранилища, вроде французской Национальной библиотеки, открывшейся ещё в 1735 г., или Библиотеки Британского музея, основанной в 1753 г., стали систематически собирать книги и другие печатные издания по всем отраслям знания и культуры. Вместе с тем возникла и сеть общедоступных частных и публичных библиотек.
Изменилось положение самих учёных в обществе. Раньше они не представляли отдельной профессиональной группы, принадлежали к разным общественным слоям. За свою научную деятельность они, как правило, не получали вознаграждения. Членство в научных обществах считалось честью, а не служебной обязанностью. Если учёный принадлежал к высшим классам общества и обладал значительным состоянием, то научные эксперименты он ставил на личные средства. В противном случае он зарабатывал на жизнь собственным трудом — преподаванием в университете, государственной службой, предпринимательской деятельностью. Разумеется, небогатые учёные всегда с благодарностью принимали помощь со стороны меценатов, благотворительных учреждений, обществ поощрения науки.
В XIX в. произошла профессионализация науки, подлинными храмами которой становятся высшие учебные заведения и исследовательские институты. Успехи науки укрепили веру людей в беско
нечный прогресс, т. е. поступательное развитие, самосовершенствование человечества.
10.    Позитивизм. На волне подобных настроений в середине XIX в. формируется новое направление общественной мысли — позитивизм. Его основоположник французский мыслитель Огюст Конт выступал последовательным сторонником «положительного» (позитивного) знания, основанного на строго доказанных фактах, в противоположность всякого рода домыслам и умозаключениям. Он считал, что источником такого знания могут быть только конкретные науки. Воззрения Конта нашли благодатную почву в европейском обществе второй половины XIX в. Большинство учёных занялись исследованием конкретных проблем природы и общества, особенно не утруждая себя отвлечёнными вопросами. Свою задачу они видели в том, чтобы установить точные факты, а их осмысление в широком мировоззренческом плане считали излишним. Иначе говоря, они стремились ответить лишь на вопросы «что» и «как». А вопросы «почему», «зачем» отвергали как неуместные, ненаучные.
Позитивизм оказал большое влияние на развитие науки, общественной мысли, литературы и изобразительного искусства. Под влиянием позитивизма история окончательно была признана одной из наук об обществе. Долгое время она считалась жанром художественной литературы. Ей отдали дань такие признанные мастера художественного слова, как Вольтер, Фридрих Шиллер, Вальтер Скотт и др. Лишь во второй половине XIX в. складывается профессиональная историческая наука. Видными её представителями были Шарль Сень- обос во Франции, Генри Бокль в Великобритании, Леопольд фон Ранке в Германии. Именно Ранке в духе позитивизма определил задачи исторического исследования — показать, «как, собственно, всё происходило».
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: научная революция, Просвещение, гражданское общество, правовое государство, разделение властей, либерализм, демократическое движение, социализм, коммунизм, позитивизм.
1. Каковы признаки научной революции XVII в.? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый признак.
2. Что такое Просвещение? Когда и где оно возникло и получило широкое распространение? Составьте логическую цепочку рассуждений о причинах возникновения Просвещения.
3. Как вы считаете, почему только в XIX в. в Европе возникли и получили распространение различные общественные движения?
4. Продумайте структуру и заполните сравнительную таблицу «Политические движения в XIX в.».
1. Что нового внёс А. Смит в экономическую науку? Какие черты экономики XVIII в. нашли отражение в его взглядах?
2. Заполните сравнительную таблицу «Европейская наука в XVI— XIX вв.» по схеме: наука в эпоху Возрождения, научная революция XVII в., наука в XVIII—XIX вв. Сделайте выводы.
3. Каким вопросам политической теории просветители уделяли особое внимание?
4. Как взаимосвязаны гражданское общество и правовое государство? Приведите примеры современных государств, где гражданское общество и правовое государство, по вашему мнению, существуют. Ответ обоснуйте.
5. Позитивисты считали, что «существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано». Изучите дополнительную литературу и материалы сети Интернет и выясните, как эта основополагающая идея позитивизма реализовалась в исторической науке XIX в.
6. Что является предметом изучения нравственной философии? Обсудите точки зрения, высказанные в учебнике. С какой из них вы согласны? Приведите аргументы.
Эхо ЭПОХИ
Ф. Бэкон
«Новый Органон». Фрагмент
Не следует допускать, чтобы разум перескакивал от частностей к отдалённым и почти самым общим аксиомам (т. е. истинам)... и по их непоколебимой истинности... устанавливал средние аксиомы. Так было до сих пор... Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить... от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим... Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полёт.
Как называется метод научного познания, разработанный Ф. Бэконом? Какие преимущества он давал учёным?
Р. Декарт
«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». Фрагмент
Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Какой метод познания описывает Р. Декарт? Как он соотносится с методом Ф. Бэкона?
Ш. Монтескьё
«О духе законов». Фрагмент
Нельзя относиться безразлично к делу просвещения народа. Предрассудки, присущие органам управления, были первоначально предрассудками народа. Во времена невежества люди не ведают сомнений, даже когда творят величайшее зло, а в эпоху Просвещения они трепещут даже при совершении величайшего блага... Я счёл бы себя счастливейшим из смертных, если бы мог излечить людей от свойственных им предрассудков.
Какие суждения Монтескьё позволяют считать его просветителем?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты