5. Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

5. Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

1. Культура классической Греции. Идеалом этой культуры был гармонично развитый человек, достойный гражданин полиса. Греческое понимание красоты связано с телесностью. Человек должен был иметь прекрасное тело. Отсюда тяготение греков к пластическим искусствам, и прежде всего к скульптуре. Особенностью скульптуры классического периода было то, что она изображала идеального человека — мужчину или женщину (изображения детей почти отсутствуют). Лицо изображаемого, как правило, было прекрасным и всегда имело спокойное, даже отсутствующее выражение, ибо любое чувство, как считали греки, могло нарушить гармонию черт. Соответственно и позе скульптуры надлежало быть статичной, человек редко изображался в движении.
Самыми значительными скульпторами классической эпохи были Мирон, Поликлет и Фидий. Поликлет разработал специальный канон изображения человеческой фигуры, которому греческие мастера следовали вплоть до поздней классики, предварившей эллиническое искусство. В IV в. до н. э. в скульптуре появились новые веяния. Скульпторов увлекает задача изобразить человека, захваченного сильными эмоциями, в движении. Прорыв к новому в искусстве скульптуры осуществили Скопас и Пракситель.
Греки украшали скульптурами храмы, площади и улицы городов. Сами же города и храмы, их архитектура должны были быть соизмеримы с человеком. В греческой архитектуре отсутствовали сооружения, подавляющие человека. Более того, греки предложили новую, более удобную для человека планировку городов. Архитектор Гипподам разработал схему, в которой городские улицы пересекались под прямым углом. В городе выделялись особые зоны — религиозных сооружений, административная, ремесленная, жилая. Усовершенствованная Гипподамова планировка городов применяется и сейчас.
В архитектуре господствовала ордерная система. Главным сооружением греческого полиса оставался храм. Прекраснейшим храмом Эллады был Парфенон — мраморное святилище девы Афины на Акрополе в Афинах. Он был воздвигнут во времена Перикла. При сооружении Парфенона использованы два ордера — дорический и ионический. Весь храм по периметру окружён колоннами. Такой тип храма назывался «периптер* — оперённый. Парфенон, возвышающийся над Акрополем на фоне голубого южного неба, поражает своими совершенными пропорциями, соразмерностью всех частей. Это непревзойдённый шедевр мировой архитектуры.
Фриз Парфенона украшен скульптурными барельефами, выполненными великим Фидием. Он же изваял покрытую пластинами золота и слоновой кости статую Афины с богиней победы Никой на руке. Фидий был создателем и статуи Зевса в Олимпии, которую причисляли к семи чудесам света. К сожалению, эти творения Фидия до нас не дошли.
Акрополь — образец архитектурной, художественной гармонии. Здесь проходили религиозные празднества и процессии. У подножия Акрополя был воздвигнут театр. В Греции театр — это особый вид архитектурного сооружения, место для зрелищ. Многие греческие города старались построить свой театр. Но, конечно, театр — это и особый род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие. Театр родился в Греции из массовых религиозных обрядов, в частности из великих Дионисий. Развивались такие жанры театрального искусства, как трагедия и комедия. Великими трагиками были Эсхил, Софокл и Еврипид. Как комедиограф прославился Аристофан.
Древние греки создали систему образования и воспитания, направленную на формирование достойного гражданина полиса. Первоначальные знания дети получали в семье. Далее мальчики поступали в школы, где их обучали грамматике, риторике, чтению и толкованию поэм Гомера. В V в. до н. э. возникла идея обучения всему кругу знаний (энциклопедия), однако такое образование было доступно лишь для избранных, оно предполагало индивидуальное общение наставника и ученика, как, например, философов Сократа и Платона.
Физическое развитие дети получали в гимнасиях и палестрах — специальных помещениях и местах для спортивных занятий.
В V в. до н. э. появилась история как особая область знания. Отцом истории называют Геродота. В своём сочинении он основное внимание уделил главной теме эпохи — противоборству Греции и
Азии и греко-персидским войнам как его конкретному воплощению. Основателем собственно политической истории был Фукидид; эту линию продолжил его ученик Ксенофонт.
В V — начале IV в. до н. э. наивысшего развития достигла греческая философия. Гераклит развивал атомистическое учение, выдвинул идею всеобщего изменения. Сократ считал, что предпосылкой любого знания является познание человеком самого себя. Он предлагал своим ученикам искать истину с помощью наводящих вопросов. Сократ полагал, что каждому дана способность при желании достичь мудрости, а через мудрость — добродетели. Однако наставления Сократа вызвали осуждение граждан афинского полиса. Его подвергли суду и приговорили к казни (Сократ принял чашу с ядом цикуты).
Учеником Сократа был великий греческий философ Платон. Он утверждал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений. Идеи — первопричины всего существующего. Платон также попытался сформулировать основные принципы идеального государства. Он считал, что существование человека вне определённой социально-политической системы невозможно. Платон основал свою философскую школу — Академию. Он оказал огромное влияние на всё последующее развитие философии.
В течение 20 лет учеником, а затем и преподавателем Академии был Аристотель.
Он постарался преодолеть идеализм Платона, создав учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания. Аристотель внёс огромный вклад в развитие логики, этики, философии природы. Он определил человека как «политическое существо». Аристотель тоже основал философскую школу, которая называлась Ликей. Он был учителем Александра Македонского.
Сильное влияние Аристотеля испытала позднеантичная и средневековая философия, как западноевропейская, так и арабомусульманская.
Классическая культура Древней Греции стала фундаментом европейской, а в значительной степени и мировой культуры, опиравшихся на её идеал человека и демократического государства, на её философию, науку, искусство, литературу, художественные и мифологические образы.
2. Кризис полиса. IV век до н. э. — время кризиса, поразившего полисы Греции. Наиболее интенсивно кризис развивался в Афинах — самом богатом и процветающем полисе. Особенностью кризиса в Афинах являлось то, что он происходил в условиях экономического подъёма.
Богатства скапливались в основном в руках неграждан — метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-креди- торов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. То, что казалось преимуществом гражданского статуса, привело к обнищанию граждан. Граждане—собственники земельных участков вынуждены были их продавать. «Новые богатые», скупая их, увеличивали свои собственные земельные владения. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством.
Для полисной структуры важнейшим было разделение на граждан и неграждан. В самом же полисе главным политическим противоречием являлось разделение на сторонников олигархии и сторонников демократии, а социальным — разделение между аристократической верхушкой и остальной частью граждан.
Теперь в греческих государствах нарастало противостояние между «новыми богатыми» и беднеющим населением. Оно прорывалось в общественном недовольстве, принимавшем различные формы — от яростного накала дебатов в народном собрании и изгнания неугодных политических деятелей до открытых гражданских столкновений с применением военной силы. В ряде полисов установилась тирания. Тирания была формой государственного устройства, при которой полисом управлял один человек — тиран (впоследствии это слово стало нарицательным). Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь.
Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса является наёмничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной.
Нарастание внутреннего напряжения в полисах не замедлило сказаться и на отношениях между полисами. Разразилась серия войн за господство над Грецией. Пелопоннесская война (431 — 404 гг. до н. э.) велась между союзами полисов, возглавляемыми, с одной стороны, Афинами, а с другой — Спартой. Третьей, скрытой силой в этой войне была Персия, поддерживавшая Спарту. Итогом войны стало установление в Греции кратковременной гегемонии Спарты. Вскоре Фивы в очередной войне разбили спартанскую армию, после чего Спарта должна была думать о собственном выживании. Попытка Афин восстановить свои позиции в греческом мире привела к Союзнической войне (357—355 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение.
Ослабленные греческие полисы, выясняя отношения между собой, не заметили, что с севера Балкан нарастала новая угроза — крепло и создавало мощную армию Македонское царство. Начало македонскому господству в Греции положил царь Филипп II. В 338 г. до н. э. он разгромил объединённые войска греков под предводительством Афин. Филипп призвал эллинов объединиться и выступить против персов, замыслив тем самым преодолеть политический кризис, поразивший Грецию. Однако вскоре его убили.
3. Походы Александра Македонского и их исторические итоги.
Преемником Филиппа стал его сын Александр. В 334 г. до н. э. он начал поход против Персии. Время Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.) — это переход от классической Греции к эпохе эллинизма.
За десять лет были завоёваны огромные территории от Египта до Северной Индии. К ногам Александра пали владения побеждённой Персии, охватывавшие почти весь Ближний Восток. Под властью греков была создана огромная держава, включавшая множество народов с разными культурами, религиями, государственными традициями, образом жизни. Она представляла собой рыхлое и непрочное государственное образование. Итогом войны, главным лозунгом которой было отмщение за поруганную некогда персами свободу греков, стало создание империи полувосточного образца. В последний период своей жизни Александр Македонский вёл себя как восточный владыка, требовал всеобщего поклонения, при его дворе утвердился восточный императорский церемониал, началось обожествление Александра. Хотя полисы продолжали существовать, но они утратили свою независимость и стали частью нарождающейся эллинистической монархии.
Споры о нём продолжаются в современной литературе. Ранее в историографии преобладала идеализация македонского царя, в котором видели гения, нёсшего на Восток свет высокой эллинской цивилизации и выполнявшего великую историческую миссию. Безудержная идеализация сменилась затем более трезвым подходом. Оценка деятельности Александра, крупного государственного деятеля и великого полководца, не может быть однозначной. Его походы уничтожили уже изжившую себя державу Ахеменидов, но греко-македонская армия несла опустошение, рабство и смерть, разрушались города и сёла, гибли люди, стирались с лица земли целые племена. В своей державе, превосходившей размерами Персидское государство, Александр силой оружия объединил различные страны и народы. Она, однако, не имела единой экономической базы и была чисто военным объединением... Вместе с тем и во время походов, и после них на Восток хлынул поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся новые формы социальных отношений и свою культуру. Некоторые из основанных Александром городов, претерпев изменения в своём характере, становятся центрами политической и экономической жизни. В результате походов раздвинулись географические рамки греческого мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство — всё это способствовало развитию экономики, торговых связей. Они знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризовался сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал — периода эллинизма.
Л. П.    Маринович
Что даёт учёным основание для высказывания различных точек зрения на результаты деятельности Александра Македонского? Оцените последствия походов Александра.
Главным результатом походов Александра Македонского была встреча Запада, представленного греками, и Востока, полиэтнично- го и многоликого. Впервые осуществилась столь грандиозная попытка синтеза — этнического, политического, культурного, религиозного. Походы Александра положили начало эпохе эллинизма.
4. Эпоха эллинизма. В эту эпоху возникли новые государства, формы политической и социальной организации, интенсивно развивалась материальная и духовная культура.
Вскоре после смерти Александра Македонского его империя распалась на несколько крупных государств, во главе которых оказались его ближайшие соратники — диадохи. Однако эти государства не были стабильными образованиями. Около полувека продолжалась борьба диадохов. То был период становления нового эллинистического мира со сложной социальной структурой, формирования новых типов государственного устройства.
Основной формой государства стала эллинистическая монархия. Размеры государства могли быть огромными или весьма небольшими, но они имели общие черты: соединение греческих и восточных принципов государственного управления и политической жизни с преобладанием одного из них в зависимости от традиций региона и народов, входивших в государство; сильная власть монарха, сочетавшаяся с подавлением свободы подданных; поддержка хозяйственного развития и торговли; стремление к расширению территорий; строительство новых городов.
Крупнейшими эллинистическими монархиями были Птолемеевский Египет; империя Селевкидов, охватывавшая территорию от Малой Азии до Индии; Парфянское царство, ставшее главным соперником Рима на Востоке. В Центральной Азии, на севере Индии образовались небольшие эллинистические государства (греко-бакт- рийские и греко-индийские царства).
5. Культура эллинизма. Культурные достижения эллинистической эпохи поражают своим многообразием и широтой распространения. От Нила до Инда вошёл в употребление греческий язык, на нём писали книги, он стал языком международного и культурного общения, объединил интеллектуалов эллинистического мира. Повсюду внедрялась греческая система образования.
Эллинизм — эпоха расцвета городов, наиболее грандиозные центры эллинистической культуры — Александрия, Антиохия, Пергам. В Александрии существовала богатейшая в мире библиотека, был открыт Мусейон (дом Муз) — научное учреждение, ставшее прообразом будущих академий наук. Здесь трудились выдающиеся учёные, философы, поэты, в том числе Евклид — создатель геометрии; Эратосфен — великий математик и географ, разработавший также научную хронологию истории.
В эллинистическом мире наука приобретала всё большую независимость от философии. Учёные ассимилировали знания, накопленные древними восточными народами, соединили их со знаниями греков. Это дало импульс развитию математики, физики. Уроженец Сиракуз Архимед открыл ряд важнейших математических и физических законов, его гений проявился также и в практической механике (он изобрёл рычаг, винт и многое другое).
В астрономии также были сделаны важные открытия. Аристарх Самосский определил размеры Солнца и Луны и расстояния, отделяющие их от Земли. Впервые было сформулировано предположение о гелиоцентризме Солнечной системы. Развивались науки о живых организмах, изучалось кровообращение, была открыта роль капиллярных сосудов, научно описаны функции головного и спинного мозга.
Новый важный шаг был сделан в изучении истории. Возникло осознание всеобщности исторического процесса. Это осознание концептуально оформилось во «Всемирной истории» Полибия (II в. до н. э.), написанной уже в позднеэллинистический период, когда эллинистические государства попали под власть Рима.
В городах сооружались величественные храмы, великолепные царские дворцы, создавались роскошные парки, украшенные скульптурой, обширные административные здания, богатые частные дома. Благодаря соединению достижений архитектуры и высокоразвитого инженерного искусства стало возможным сооружение Фаросского маяка и гигантской скульптуры Гелиоса на острове Родос (Колосс Родосский), включённых современниками в число семи чудес света.
Эллинизм вообще тяготел к монументальной архитектуре, однако мастерам удалось придать монументальным сооружениям удивительную изысканность. Этим поражает Пергам- ский алтарь, воздвигнутый в честь победы пергамского царя над варва- рами-галатами. Алтарь украшен огромным фризом — поясом барельефов, изображавшим битву богов- олимпийцев с гигантами. Скульптурные сцены полны драматизма и эмоциональной выразительности.
Лица гигантов искажены страданием. Фигуры изображены в динамичных позах. Эмоциональность изображения отличают эллинистическую скульптуру от греческой классической скульптуры. Не идеал, а живой человек, страдающий и радующийся, живущий в меняющемся мире и сам меняющийся, — вот герой эллинистического скульптора.
В эпоху эллинизма были созданы такие скульптурные шедевры мирового значения, как Венера Милосская, Ника Самофракий- ская, Лаокоон и его сыновья.
Менялись акценты в развитии философской мысли. Если учения Платона и Аристотеля своей основой имели коллективистское мировоззрение классического полиса-государства, то в доктринах эллинистических философов обнаруживается тяготение к космическим обобщениям. Их истоки кроются в изменившемся мироощущении человека эллинистической эпохи, чувствовавшего себя гражданином мира, зависящим в конечном итоге не столько от законов человеческих, сколько от законов космоса, от высшей силы, часто безличной — логоса, природы, божественного начала. Получают распространение неоплатонизм и неопифагорейство.
Самые сильные трансформации происходили в религиозной жизни. Традиционные религии уже не удовлетворяли ни греков, ни народы, включённые в эллинистический Танагрская статуэтка, мир.
Терракота. Ш в. до н. э. Но если в рационалистической сфере — философии, науках, даже в искусстве — приоритет сохранялся за греческими традициями, то в религиозной жизни побеждал Восток. Восточные боги вторглись в греческий пантеон, разрушая его. Восточный образ Великой богини-матери сливается с образами древнегреческих Реи и Деметры. Гермес под влиянием египетской религии превращается в Гермеса Трис- мегиста, носителя откровения, отца тайного знания. На передний план выдвигается образ умирающего и воскресающего бога, подобного Аттису или Адонису. Появляются боги, соединяющие в себе черты греческих и восточных божеств. Типичен в этом отношении бог Серапис, в котором слились греческие Зевс и Дионис и египетский Осирис. В Палестине и Египте на почве переосмысления иудаизма возникли сектантские учения ессеев, терапевтов. Их после-
до вате л и были объединены в своеобразные религиозные братства, удалялись от мира и готовились к пришествию Мессии и последней битве Бога и Сатаны. На берегу Мёртвого моря в Кумране были найдены рукописи и документы секты ессеев. Изучение этих источников позволило сделать вывод о близости их религиозных позиций к христианству.
В эпоху эллинизма со всей остротой встала проблема Восток — Запад. Но эта же эпоха показала, что возможно существование взаимодействующего в цивилизационно-культурном отношении мира. Она принесла понимание единства мирю вой истории и свободы индивидуальности, подчиняющейся законам мироздания, а не ограниченного во времени и в пространстве полиса.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: эллинизм, эллинистическая монархия, тирания.
1. Какие достижения    культуры    архаической и    классической Греции сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейской цивилизации?
2. Какие характерные черты полиса были утрачены в IV в. до н. э.?
3. Сравните территории Македонского и Персидского царств в 334 г. до н. э. и империю Александра Македонского в 325 г. до н. э. (карта на с. 72). Оцените масштабы завоеваний. Какие известные вам государства Древнего мира вошли в державу Александра, а какие нет?
4. Рассмотрите карту (с. 72), обратите внимание, что на ней появилось много новых городов с одинаковым названием. Объясните этот факт.
5. На основе текста учебника и материалов Интернета составьте характеристику Александра Македонского. Подберите его различные изображения, иллюстрирующие, с вашей точки зрения, эту характеристику.
1. На материале предшествующих параграфов сравните религиозномифологический и научный подходы к объяснению окружающего мира. Определите, какие вопросы волновали мыслителей и как они их решали. Сделайте вывод о сходстве и различиях.
2. Составьте логическую схему «Причины кризиса полиса».
3. Как вы думаете, почему существование многих империй древности не имело столь значимых последствий в истории, как империя Александра Македонского?
4. Проанализировав текст учебника, определите, какие черты культуры эллинизма имели восточное происхождение, а какие — греческое.
5. Оцените значение эпохи Александра Македонского с точки зрения первого столкновения Запада и Востока.
Практическая
Человек в древнегреческой культуре    
Цель работы. Выявить отношение к человеку и его место в миропонимании древних греков.
Источники. Софокл. Антигона (с. 78—79). Изображения древнегреческих статуй классического периода и египетской скульптуры.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте фрагмент древнегреческой трагедии. Как Софокл описывает человека? Какое место занимал человек в мире по представлениям древних греков? Какое древнегреческое высказывание, приведённое в учебнике, отражает эти представления? 2. Как вы думаете, Софокл описывает какого-то конкретного человека или его обобщённый образ?
3. Внимательно рассмотрите изображения древнегреческих статуй классического периода. Найдите в параграфе текст об особенностях древнегреческой скульптуры. Как вы понимаете его? 4. Сравните древнегреческую и египетскую скульптуры. В чём различия в изображении человека и назначении скульптуры? 5. Сопоставьте изученные источники и сделайте общий вывод об отношении древних греков к человеку. Как вы думаете, можно ли говорить о появлении в Древней Греции понятия «личность»?
Эхо ЭПОХИ
Софокл «Антигона». Фрагмент
В мире много сил великих,
Но сильнее человека Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган...
Зверя хищного в дубраве, Быстрых птиц и рыб, свободных Обитательниц морей,
Силой мысли побеждая, Уловляет он, раскинув Им невидимую сеть...
Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру,
И законы начертал...
Злой недуг он побеждает,
И грядущее предвидит Многоумный человек.
Каково было отношение к человеку в Древней Греции? Отличается ли оно от древневосточных представлений?
Аристотель
«Политика». Фрагмент
...Государство — продукт естественного развития, и человек по природе своей — существо политическое; кто живёт в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...
Природа государства стоит впереди природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части... Итак, очевидно, государство и по своей природе предшествует индивиду: если последний, попав в изолированное состояние, не опознаёт себя существом самодовлеющим, он окажется по отношению к государству в таком положении, в каком находятся остальные части по отношению к своему целому. А если индивид не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, он уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.
Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение в государстве, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире. Ибо опирающееся на вооружённую силу бесправие тяжелее всего. Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой человеческого общения.
Каково, с точки зрения Аристотеля, соотношение человека и государства? Какое преимущество даёт человеку «государственное общение»? Соответствуют ли взгляды Аристотеля традициям греческого полиса?
Флавий Арриан
«Индика». Фрагмент Флотоводец критянин Неарх передаёт следующий рассказ: у Александра было желание переплыть море от индов до Персидского моря, но он боялся длительности плавания и того, как бы не попасть в какую-нибудь пустынную страну с неудобными пристанями и не имеющую нужного количества еды; тогда флот его мог бы погибнуть, и он не хотел, чтобы это прискорбное пятно, павшее на его великие деяния, уничтожило славу его счастливо осуществлённых подвигов; но в нём победило желание делать всегда что-либо новое и необычное...
Как характеризует Александра Македонского рассказ, приведённый в источнике? Случайно ли флотоводцем Александра был критянин? О чём свидетельствует этот факт?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты