8. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

8. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1. Понятие «Средние века» впервые стало употребляться в XV в. итальянскими гуманистами. Так они обозначили тысячелетнюю эпоху, отделявшую их время от Античности, ставшей для них образцом. Они считали Средние века временем культурного упадка, отзвуки такого отношения можно встретить и в наши дни, когда определение «средневековый» необоснованно употребляется для отрицательной характеристики явлений и процессов современности.
Наука уже давно доказала, что оценочный подход к любой эпохе по шкале «совершенства» вообще неприемлем при объективном историческом анализе.
Средневековье являлось закономерным этапом мирового исторического развития, итоги которого были очень важны для будущего. В Средние века сложилась европейская общность, появились сословное представительство и суд присяжных, начался процесс урбанизации в Европе, возникли многие современные языки, нации и государства, заложены важнейшие формы образования — школы и университеты, создана богатая и многообразная культура.
На исходе этого этапа Европа стала лидером всемирно-исторического процесса. Корни многих современных явлений, конфликтов нужно искать в Средневековье.
Наконец, истоки духовности современной европейской цивилизации восходят к христианству, ибо эта цивилизация является историческим продолжением христианского мира Средневековья.
2. Периодизация западноевропейского Средневековья. Хронологические рамки Средневековья условны, вокруг них ведутся научные споры. Большинство учёных считают, что начало Средневековья связано с падением Западной Римской империи в конце
V    в., положившим начало коренному перевороту в мировой и европейской истории.
Ещё более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространённым является мнение, что завершающим столетием Средневековья является XV в., когда произошли знаковые события — падение Константинополя и Византии (1453), открытие Америки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др. Однако главное — к рубежу XV—XVI вв. феодальное общество исчерпало резервы своего развития.
Средневековье условно делится на три периода: раннее, развитое (зрелое) и позднее.
I. Раннее Средневековье: конец V — середина XI в. Становление (генезис) феодализма как общественной системы. Складывание феодальной социальной структуры. Развитие государства от варварских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок первых («тёмных») веков сменяется постепенным подъёмом (Каролингское возрождение). Церковь играет важнейшую роль в становлении феодального мира, в создании средневековых форм хранения и передачи культуры, распространении образования.
II. Развитое, или зрелое, Средневековье: середина XI—XIII в. Период расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной системы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы феодального государства с сословным представительством. Первые попытки выйти за пределы Европы, Крестовые походы. Доминирование церкви во всех сферах жизни общества. Подъём культур, расцвет романского и готического искусства, создание университетов.
III. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса разложения феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание централизованных государств. Общеевропейские конфликты. Столетняя война. Крупные антифеодальные восстания. Нарастание антицерковных настроений. Раннее Возрождение.
Каждый период Средневековья был связан с миграциями народов в Европе и за её пределами. VI—VII века — завершающий этап Великого переселения народов. На территории Европы появились гунны, пришедшие сюда из внутренней Азии, германские и славянские племена, вторглись арабы и венгры, началась экспансия скандинавских народов (норманнов), которая продолжалась до
XI    в. XI—XIII века ознаменовались Крестовыми походами на Восток и в Восточную Европу, XIV—XV века — усилением контактов между народами Европы, развитием торговых и межгосударственных связей, началом Великих географических открытий.
К концу Средневековья жители Западной Европы стали чувствовать себя людьми, принадлежащими к одной цивилизационной общности, — европейцами.
3. Феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «феод». Так в средневековой Франции называлось наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (феодала), связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговорённых, в пользу того, кто наделяет феодом (сеньора). Тот, кто получал феод (лён), назывался вассалом. Поэтому феодальную систему ещё называют сеньориально-вассальной.
Особенность феода как земельной собственности была обусловлена тем, что юридически собственником земли являлся не только его непосредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. сеньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор, который также юридически считался собственником феода. Таким образом складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньору. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только поземельные, юридические, военные, но и личностные, этические
обязательства, которые человек благородного происхождения не мог нарушать. На этой основе формируется особая система правил поведения — кодекс поведения рыцаря.
Мнение не    учёного
Всякие властные отношения, которые имели естественного основания в кровном родстве, брачном союзе... покоились на священном акте — клятве, на клятвенном обещании, закреплённом ритуальным жестом — положением руки на священный предмет, на Святое Писание, на крест, на ковчег, а также произнесением ритуальной формулы — «Да поможет мне Бог». Таким образом ткалось полотно политических отношений, целиком находившееся в сфере сакрального. И те, кто это полотно разрывали, и те, кто отказывались быть вплетёнными в основу его, навлекали на себя гнев небесный. А поскольку еретики не желали давать священную клятву, ересь оказывалась непосредственно в политическом поле... -Ж.    Дюби
Что в Средние века являлось основанием для установления властных отношений? Какую роль играл в этом процессе ритуал? Какие последствия имел отказ от соблюдения установленных ритуалов?
Развитие феодализма было связано с оформлением иммунитета — частной судебной власти сеньора. В своих владениях он являлся верховным судьёй, право это закреплялось за ним либо обычаем, либо королевским законодательством.
Главным социальным и хозяйственным организмом феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавляя её административно и судебно, но взаимодействуя с ней как с хозяйственной организацией, регулируя крестьянские поземельные отношения.
4. Структура средневекового общества. Средневековые люди представляли устройство своего общества трёхчастным. Основание его — трудящиеся, работающие; над ними — воюющие и молящиеся. Господствующие сословия — воюющие и молящиеся, т. е. светские и духовные феодалы различного ранга. Военное сословие ещё называют рыцарским (в широком смысле). Однако оно тоже было неоднородным, включало крупных феодальных сеньоров и воинов — владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.
Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они обрели широкие иммунитетные права.
С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укреплённые замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости.
Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. Однако степень крестьянской зависимости в Западной Европе никогда не достигала того уровня, который впоследствии существовал при крепостном праве в России. В XII—XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен.
Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих веков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К разряду трудящихся присоединились и ремесленники.
Важным признаком феодального сообщества являлась его корпоративность. Рыцарские корпорации, сеньориально-вассальные союзы, братства и ордена, ремесленные цехи, городские коммуны и союзы городов, купеческие гильдии и сельские общины, университеты с их системой землячеств, секты и т. п. составляли пёструю социальную картину. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее общеобязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви.
5. Христианство и церковь. В Средние века религия играла определяющую роль в обществе как на Западе, так и на Востоке. Христианство, возникшее и развивавшееся в условиях Римской империи, окончательно оформилось как мировая религия в феодальном обществе. Христианство санкционировало феодальное устройство, было религиозно-политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором средневекового общества. Оно формировало его ментальность, стало основой духовной жизни и культурной общности европейского мира. Каждый момент жизни средневекового человека определялся религиозным миросозерцанием и чувством. Религия давала ему ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христианским. Правда, в реальности единого христианского мира не получилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую и православную (ортодоксальную), соответственно и христианский мир разделился на западный и восточный. Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удалось.
Ещё на рубеже VI—VII вв. папа римский Григорий I Великий сформулировал притязания на превосходство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое противостояние папства и светских государей Европы. Церковь лелеяла замысел создания теократической монархии, которая возвышалась бы над всеми светскими государствами.
В XI—XII вв. развернулась борьба между римскими папами и германскими императорами, между папским престолом и английским королём. В неё были вовлечены разные страны, верхи и низы средневекового общества. В результате светские монархи были вынуждены приносить покаяние. С помощью сложной системы наказаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых мирян. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы общественных связей. Ещё более тяжёлым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически парализовывалась. Подданные освобождались от повиновения отлучённому монарху.
Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и Крестовых походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Средневековья. Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. За счёт крестоносных сборов со всех стран Западной Европы доходы папской курии достигли огромных размеров.
Проводником папской политики, её опорой, помимо духовенства, пребывавшего в миру, было монашество. Существовали объединения монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру, — монашеские ордена. Во время Крестовых походов сформировались ордена особого типа — военно-монашеские, духовно-рыцарские. В XIII в. появились нищенствующие ордена — францисканский и доминиканский. Они были созданы под влиянием народной религиозности, которая апеллировала к «госпоже Святой Бедности», осуждала коррумпированность церкви.
Ереси развитого Средневековья носили ярко выраженный социальный характер. Их можно разделить на два типа: те, что были порождены возрастающим протестом горожан против феодальных порядков, так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-пле- бейские, отражавшие настроения наиболее угнетённых, беднейших слоёв феодального общества — городского плебса, малоимущего крестьянства.
Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими государями. Французский король даже перенёс папский престол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет.
Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «великая схизма», т. е. раскол (1378—1417). К концу Средневековья папство перестало быть «вершиной» христианского мира на Западе.
Широкое движение за реформу католической церкви развернулось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Эти движения предвосхитили Реформацию.
В XV в. была предпринята попытка преодолеть противоречия между римско-католической и православной церквами. На Ферра- ро-Флорентийском соборе (1438—1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римского, но с сохранением своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоречащую церковным традициям православия и национальным интересам.
6. Средневековое государство. Политическая организация феодального общества не оставалась неизменной. Первыми государствами западноевропейского Средневековья были варварские королевства, образовавшиеся в V—VI вв. на территории Западной Римской империи, — Вестготское, Франкское, Остготское, Бургундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили своё существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым жизнеспособным оказалось Франкское королевство, которое переросло в сильное самостоятельное государство.
Средневековье с момента своего возникновения было «зачаровано» образом Римской империи. Первая попытка христианского объединения мира Европы, предпринятая Карлом Великим, свершилась под лозунгом «восстановления империи». Карл, король франков, был коронован императорским венцом в Риме в 800 г. Тем самым было положено начало империи Каролингов. По его стопам пошли и германские императоры, назвавшие своё государство Священной Римской империей.
X—XII вв. — время государственного полицентризма в Западной Европе; крупные феодальные владения превратились фактически в самостоятельные государственные образования, лишь номинально зависевшие от центральной власти. Короли начали борьбу с этой феодальной вольницей, но у них далеко не всегда хватало сил обрести полноту власти. Они были вынуждены вступать в диалог с общественными силами. В результате возникли государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства, — это кортесы в Кастилии (1137), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1302).
К концу Средневековья сложились централизованные государства с укрепившейся властью монарха, предвосхитившие появление в раннее Новое время абсолютной монархии.
7. Международные отношения и дипломатия. В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами отличались крайней неустойчивостью и спонтанностью. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия, к которой короли обращались для решения важнейших для них вопросов. Вместе с тем Византии приходилось лавировать между враждующими сторонами, вести хитроумные дипломатические манёвры, сталкивая их друг с другом. Узловым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами, ставшее прологом противостояния христианского и мусульманского миров.
Элементом средневековой дипломатии были встречи государей для решения важнейших международных проблем. В Европе, где шли непрекращающиеся войны между феодалами и государственными образованиями, велись бесконечные переговоры о возможных условиях установления мирных отношений между воюющими сторонами, но они не приводили к желаемым результатам.
Вторжения в Европу в IX—XI вв.
Битва при Гастингсе. Ковёр из Байе. 1077 г.
С раннего Средневековья важнейшим субъектом международных отношений в Европе являлось папство. В тот период папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каро- лингов с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объединительные процессы в Европе.
Особое место в средневековых международных отношениях занимает экспансия скандинавов на континент. В результате образовались новые государства, появились норманнские династии. Норманны, завоевавшие северо-запад Франции и основавшие там Нормандское герцогство, в XI в. завоевали Англию. Это привело к тому, что завязался опаснейший узел англо-французских противоречий, который развяжется только после Столетней войны XIV— XV вв. Из этой войны Франция и Англия вышли не поверхностно объединёнными конгломератами феодальных владений, а национальными государствами.
Огромное значение для развития международных отношений зрелого Средневековья имели Крестовые походы. В конце XI в. началась экспансия западноевропейского рыцарства на Восток. Результатом стало возникновение государств крестоносцев в Палестине и Сирии, правда просуществовавших недолго. Крестоносцы в конце концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайнего напряжения достигли отношения между Западом и Византией. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и образовали на территории Византии Латинскую империю.
Изменилась международная ситуация в Средиземноморье, где набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя. Разные государства и политические силы стремились взять под контроль Средиземноморье и морские торговые пути.
На сложнейшие хитросплетения международной политики накладывались теократические устремления папства, к ним прибавилось и желание некоторых крупных феодальных монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности. И со стороны папства, и со стороны монархов делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание их общеевропейского характера.
На исходе Средневековья появились более или менее устойчивые формы дипломатического общения, например посольства с продолжительным пребыванием в чужой стране; были определены формы дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения всё больше приобретали межгосударственный м характер.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: феод, феодализм, вассально-ленные отношения, сословия, иммунитет, сеньория (вотчина), сеньориальный строй, ересь, теократическое государство, политическая раздробленность, сословно-представительная монархия.
1. Начните заполнять сравнительную таблицу «Этапы Средневековья
(раннее, зрелое, позднее)» по следующим позициям: развитие государств, феодальные отношения, миграция населения, роль церкви и культурные достижения.
2. Сформулируйте и раскройте характерные черты западноевропейского феодализма.
3. Что лежало в основе деления средневекового общества на сословия? Составьте схему средневекового общества. Охарактеризуйте каждое сословие.
4. Какую роль играло христианство в средневековом обществе? В каких сферах жизни эта роль проявилась особенно ярко?
5. Сопоставьте карты на с. 106, 112, определите, как изменилась политическая карта Европы с VI по XI в.
6. Выделите характерные черты средневековой цивилизации.
1. Что лежит в основе периодизации Средневековья?
2. В чём выражались поземельные, юридические, военные и личные обязательства вассалов и сеньоров по отношению друг к другу? Составьте схему этих отношений.
3. В чём значение Ферраро-Флорентийского собора? Какие исторические последствия могла бы иметь Флорентийская уния, если бы её идеи были реализованы?
4. По картам (с. 114, 131) изучите Крестовые походы европейцев. Определите их цели и результаты. В чём особенность Четвёртого крестового похода? Что означал с точки зрения международных отношений его результат?
5. Каковы особенности международных отношений в Средневековье? Назовите общие черты и различия в международной политике в Древнем мире и Средних веках.
Эхо    ЭПОХИ
Эйнхардт    «Жизнь Карла Великого». Фрагмент
...Не было войны более затяжной, жестокой и тяжкой для народа франкского, чем война с саксами. Ибо саксы, как почти все народы, населяющие Германию, жестокие по природе, преданные служители демонов, противники веры нашей, не считали зазорным осквернять и преступать законы божеские и человеческие. Были и другие причины, которые ежедневно расстраивали мир: наши и их границы почти повсюду соприкасались, притом на ровном месте — за исключением немногих местностей, где либо большие леса, либо горные хребты определённо разграничивали земли обоих; на ровных-то местах и происходили беспрерывные взаимные убийства, грабежи и пожары. Всем этим франки были настолько ожесточены, что сочли необходимым не платить им тем же, а прямо начать с ними войну.
И вот началась против них война, которая велась с великим взаимным ожесточением, но с большим всё же вредом для саксов, чем для франков, целых тридцать три года. Могла бы она кончиться и скорее, если бы не вероломство саксов. Трудно сосчитать, сколько раз они были побеждены и сдавались на милость нашего государя, обещали исполнять всё по приказу, немедленно давали требуемых заложников, принимали отправляемых к ним посланцев; не раз бывали настолько укрощены и замирены, что даже обещали бросить служение демонам и подчиниться христианской вере. Но насколько они иногда бывали готовы исполнять всё это, настолько же они всегда бывали склонны и нарушать.
Какие причины войны франков с саксами называет автор? Считаете ли вы их объективными? Попробуйте, используя дополнительную литературу, провести собственное «расследование» и выявить причины войны Карла Великого с саксами.
Конституция города Павия (Италия) 1037 г.
Как феод получается и как удерживается
Так как мы собираемся вести речь о феодах, рассмотрим сперва, кто может давать феод. А давать феод могут: архиепископ, епископ, аббат, аббатисса, пробст, если право давать феод было у них исстари. Также могут давать феод: герцог, маркграф, граф...
1. Рассмотрев лица, рассмотрим, каково было начало феодов. В отдалённейшее время зависело от власти господ, когда им будет угодно отобрать вещь, данную ими в феод. После этого пришли к тому, что феод был неотъемлем только один год. Затем установилось, что феод держался в течение всей жизни вассала. Но так как феод не переходил сыновьям по праву наследования, то дальше пришли к тому, что он стал переходить к сыновьям, а именно к тому из них, за которым сеньор хотел укрепить бенефиций. Ныне же установилось так, что он переходит одинаково ко всем...
3. Если же один брат получил феод от сеньора, то по смерти его без законного наследника брат не наследует феода, ибо, даже если бы они получили феод вместе, один другому не наследник, если это прямо не оговорено...
4. Вот что надо заметить: хотя дочери по законам наследуют отцам, как мужской пол, однако они устраняются от наследования феода. Равным образом и сыновья их, если не будет особо оговорено, что наследование распространяется и на них.
Как со временем менялся юридический статус феода? Как вы думаете, почему это происходило? Кто и почему не мог наследовать феод?
 
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты