9. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира

9. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира

1. Средневековый город. Первые века Средневековья были временем абсолютного господства деревни. Сохранившиеся от Античности города влачили жалкое существование. Даже центральная площадь Рима стала местом для выпаса скота. Однако в X—XI вв. в связи с подъёмом хозяйственной жизни, развитием ремесла и обмена начинается рост городов в различных областях Западной Европы. Феодальные города возникали как центры ремесла и торговли, но очень быстро становились административными и культурными центрами. Раньше всего с VIII в. возрождение и возникновение новых городов происходило в Италии, на юге Франции, там, где ещё живы были римские традиции. В X—XI вв. стали подниматься феодальные города в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии.
Размеры западноевропейских городов были невелики. Даже в позднем Средневековье большими считались города с населением в 20—30 тыс. человек. Лишь несколько крупнейших городов, в том числе Париж, Флоренция, Венеция, имели население около 100 тыс. человек.
Основным населением городов были ремесленники, торговцы, строители, содержатели постоялых дворов, слуги и т. п. Наиболее богатой и представительной частью горожан являлись купцы. В развитом и позднем Средневековье ремесленники были объединены в цехи, а торговцы — в гильдии.
В крупных городах, служивших политико-административными центрами, размещались представители королевской и сеньориальной администрации, жили феодалы со своими слугами и военными отрядами. Города были и центрами религиозной жизни. Здесь строились соборы. Заметную часть населения составляло духовенство. С развитием школ и университетов в городах появилось много школяров и студентов, а также тех, кого можно отнести к нарождающемуся слою средневековых интеллектуалов.
Население городов постоянно пополнялось, прежде всего за счёт бежавших от зависимости крестьян. Не случайно в те времена бытовала поговорка «Воздух города делает свободным». Человек, проживший в городе год и один день, утрачивал статус зависимого и уже не подлежал юрисдикции своего сеньора.
Города обычно были обнесены мощными стенами. Горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение. Улицы в городах были очень узкими. Водопровода и канализации не было, нечистоты выбрасывались прямо на улицу.
Многие города возникали на земле феодалов, которые стремились подчинить себе город, извлекая из него побольше доходов. Сопротивление горожан феодалам привело к появлению коммунального движения — так называлась борьба городов против сеньоров. В разных странах коммунальное движение имело различные формы. В ходе этой борьбы города получали привилегии и вольности, создавали городское самоуправление. В государствах с сильной королевской властью многие города, освободившись от власти феодальных сеньоров, переходили под контроль королевских чиновников, однако они имели определённые муниципальные свободы.
В период развитого Средневековья в городах стало складываться третье сословие — бюргерство. Внутри его существовала имущественная и социальная дифференциация — высшее положение занимали состоятельные торговцы, мастера цехов, горожане-землевладельцы. Из них формировались органы городского самоуправления. Большинство составляли рядовые труженики, городское плебейство.
В позднем Средневековье города и сословие горожан заняли ведущее положение в развитии ремесленного производства и торговли. В городах наиболее интенсивно шло развитие товарно-денеж- ных отношений, складывались новые формы функционирования финансов и кредита. Горожане стали наиболее инициативным сло
ем общества, стремившимся внести изменения в производство, управление, быт, проникнуть в отдалённые уголки континента и за его пределы.
2. Средневековая культура. Средневековую культуру Западной Европы питают три истока: античное наследие, христианство и культура варварских народов. Усвоение античного наследия имело большое значение для всей Европы, а не только для её средиземноморских областей. Все периоды культурного подъёма в средневековой Европе так или иначе связаны с ростом интереса к нему.
Цементирующим началом культуры является мировоззрение. В средневековой Европе оно было христианским. Церковь монополизировала развитие образования, философии, всех областей знания. Главным вопросом средневекового мышления стал вопрос взаимоотношения веры и разума. Религия для средневекового человека была основой его знаний о мире и самом себе. Христианство определило относительное единство культуры западноевропейского Средневековья при большом разнообразии её внешних форм.
В средневековой культуре можно выделить несколько уровней: официальную, «учёную» культуру, преимущественно связанную с церковью, включавшую теологию, философию, литературу, предназначенную для интеллектуальной элиты; светскую — рыцарскую, городскую и народную культуру.
Рост городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего с арабской философией, послужили стимулом развития системы образования. Кафедральные школы в крупнейших интеллектуальных центрах Европы превратились во всеобщие школы, а затем в университеты. Университеты — это сообщества преподавателей и студентов. В конце XII— XIII в. университеты появились в Болонье, Монпелье, Салерно, Париже, Оксфорде. К XV в. в Европе их насчитывалось уже около 60.
Университет обладал юридической, административной, материальной автономией, которая даровалась ему специальными документами государя или папы. Университет подразделялся на специальные объединения — факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был факультет свободных искусств, высшими были юридический, медицинский, богословский.
Студенты объединялись в землячества и нации.
Средневековые университеты стали центрами развития схоластики (школьной философии) — высшего синтеза интеллектуальных исканий Средневековья. В схоластике реализовалась попытка примирить разум и веру, создать целостное осмысление бытия мира и человека в их отношении к высшему разуму. В ней тщательным образом была разработана философская терминология, раскрыты логические аспекты мышления и познания, без чего продвижение к науке Ренессанса было бы невозможно.
Рыцарство создало свою блестящую культуру, в которой нашли отражение светские устремления. В XII в. появились рыцарский роман, прекрасная поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. Складывается кодекс рыцарского поведения, культ поклонения Прекрасной Даме. Честь, верность, храбрость, благородство были для рыцаря превыше всего. Собор в Магдебурге. Поздний    Для рыцарской культуры чрезвычайроманский стиль.    но важна внешняя сторона. О подви-
Первая половина XIII в.    гах рыцаря и его любви должен был
знать «весь христианский мир». Отсюда блеск рыцарской культуры, её особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, этикету. Особой пышностью отличались рыцарские турниры.
В архитектуре Средневековье — время соборов, представленных двумя стилями: более ранним — романским и более поздним — готическим. Средневековые храмы были устремлены к небу, но их основания прочно покоились на земле.
Собор был «каменной Библией» для людей Средневековья. Здесь они узнавали об истории и устройстве мира не только по церковным проповедям, но и по скульптурным изображениям. Фасады собора представляли собой библейские повествования, развёрнутые в камне. Храм представал не только как воплощение божественной вселенной, но и как каменная книга народной фантазии, в которой были изображены диковинные растения, необычные животные, редкостные узоры. Ведь создателями храмов были
простые, неграмотные (если не считать архитекторов и руководителей строительства), но одарённые художественным талантом люди. Они были безымянными мастерами, честно и вдохновенно делавшими своё дело, любившими шершавость камня, тяжесть металла, яркость витражного стекла. Именно их руками созданы шедевры средневековой архитектуры, искусства, ремесла.
Из Средневековья пришло к нам и само слово «шедевр». Так называлась вещь, которую должен был сделать и представить на строгий суд подмастерье-ремесленник, чтобы получить звание мастера. То, что он делал, должно было быть безупречным. Поэтому позже шедеврами стали называть самые совершенные произведения искусства. В недрах средневекового общества, в крестьянской среде и особенно в городах развивалась демократическая народная культура, далёкая от официальной религиозной. В ней сохранялись многие пережитки язычества, древних верований и культов. Из поколения в поколение передавались предания и сказки древних времён, песни и танцы, традиции быта, поведения, суеверия.
Картина мира западноевропейского Средневековья основывалась на признании того, что земное существование связано с временным пребыванием души в теле. Высший мир — это мир небесный, где царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле. Такая двойственность определяла ментальность средневекового человека, вызывала метания от земного к небесному, от уничижения к надежде, от упоения мгновением жизни к страху перед смертью и Страшным судом, от светлой жалости к жестокости.
Крестьянин рассматривал землю как своё продолжение. Не случайно в средневековых источниках земля описывается через человека — числом шагов или временем труда, вложенного в её обработку.
Средневековье имело свой взгляд на такие важные составляющие человеческого и общественного бытия, как время и пространство, власть, право, труд, бедность и богатство, жизнь и смерть. Восприятие человеческих возрастов, например, тоже было иным, чем у нас. Средневековое общество было молодым, продолжительность жизни — недолгой. Человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком. Не существовало особого отношения и к детству. Детей считали маленькими взрослыми, соответственно их и одевали как взрослых, и требовали с них так же. Даже младенца Христа иногда изображали как мужчину с бородой в пелёнках, только маленького роста.
А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Юность мыслилась как пора цветения, игры, свободы поведения. С ней связывались представления о магической жизненной силе. Юношеский разгул был узаконен в средневековом обществе, которое в целом в своих моральных установках тяготело к трезвости, целомудрию, устойчивости.
Вступление же во взрослую жизнь требовало от молодёжи отказа от подобных вольностей, энергия молодости переориентировалась в традиционное русло общепринятой морали. Тот, кто не делал этого, становился изгоем.
В позднем Средневековье расцвела городская культура с её жизнеутверждающим светским духом. Родилась новая литература с ярко выраженной антицерковной направленностью. В городском сатирическом эпосе, насмешливых баснях появляются новые герои — неунывающие, плутоватые, смышлёные, всегда находящие выход из любой ситуации благодаря собственному уму и способностям. Зародилось европейское городское театральное искусство. Представления разыгрывались на площадях, в них участвовали не только актёры, но и горожане. Эти представления были выражением карнавал ьно-смеховой народной культуры Средневековья.
3. Кризис XIV—XV вв. XIV—XV века — время грандиозных потрясений в жизни средневекового общества, уже осознавшего своё единство как христианского мира, но исчерпавшего внутренние резервы развития. Внутри этого мира шёл передел государственных границ, точнее, становление новых границ государств, стремившихся обрести устойчивость своих территорий, политичес
кую и социальную целостность, сильную центральную власть и государственный суверенитет. Выяснение отношений между государствами выливалось в постоянные военные конфликты. Самым длительным и напряжённым из них была Столетняя война (1337—1453). Она началась как феодальное выяснение династических притязаний между французской и английской коронами, а превратилась в войну нового типа, ставшую на заключительном этапе межгосударственной. Важнейшим итогом Столетней войны было оформление Англии и Франции как национальных государств, осознание народами этих стран себя как национальных единств, т. е. их самоидентификация.
В ходе этой бесконечной войны Европа пережила беспрецедентный демографический кризис. Военные потери, хотя и были очень большими, не могли идти в сравнение с теми человеческими жертвами, которые принесла Чёрная смерть — эпидемия чумы, свирепствовавшая в 1347—1353 гг. и унёсшая более половины населения Западной Европы. Опустели целые области, некому было обрабатывать землю, сократилась запашка. К страшной болезни добавился голод.
Изживали себя и характерные для традиционного феодального общества социально-экономические отношения. Крестьяне не желали обрабатывать землю на прежних условиях, это приводило к сокращению феодальной ренты. Возрастала роль денег в крестьянских повинностях. Усиление эксплуатации крестьян со стороны феодалов не давало желаемых результатов. Попытки усилить внеэкономическое принуждение приводили к крестьянским восстаниям, из которых крупнейшими были французская Жакерия (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381).
Притом что с XIV в. по нарастающей развивались товарно-де- нежные отношения и деньги начали играть в обществе всё большую роль, оно беднело. Прекратилось строительство соборов. Повсеместно происходила порча монеты, её девальвация. Итальянские банки, снабжавшие европейских государей деньгами, пережили серию банкротств. Беднели цехи, приходили в упадок целые отрасли ремесленного производства.
Менялась и социальная структура средневекового общества. Рыцарство утрачивало свои позиции феодального сословия и военной силы. Оно не раз терпело поражения от ополчения горожан. Иссякали миф и идея рыцарства. В городской культуре они стали объектами насмешек.
Христианская вера уже не давала желаемого утешения. В обществе нарастало религиозное напряжение, выливавшееся нередко в слишком экзальтированные формы поведения. Глубокое и страстное благочестие сменялось вспышками ненависти к духовенству и церкви. Народ обращался к магии и чародейству, распространялись ереси. Это вызывало ответную реакцию церкви, активизировалась инквизиция — её главный судебный трибунал.
Однако кризис не есть свидетельство гибели общества. Часто он содержит в себе и зарождение нового. Так произошло и с западноевропейским Средневековьем. Уходило в прошлое то, что было неразрывно связано с сущностью феодализма, — старая система экономики и хозяйственной жизни, политическое устройство, отношения сословий, ментальные стереотипы. Но из кризиса рождались новые экономические отношения, менялась структура сельского хозяйства, рассеянная мануфактура приходила на смену средневековым цехам. Деньги становились главным регулятором социально-экономических отношений. Крепло бюргерство, к активной жизни приходили новые слои населения. В сознании людей зарождалось предчувствие большей свободы. На смену христианскому миру Средневековья уже готовился родиться мир новой Европы, ярчайшим прологом его стало Возрождение.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: цехи, гильдии, коммунальное движение, бюргерство, схоластика.
1. Почему в раннее Средневековье в Европе было очень мало горо- дов? Когда и в связи с чем города стали возрождаться?
2. Дайте характеристику сословия горожан. Какое место оно занимало в структуре средневекового общества?
3. Объясните причины коммунального движения. Какие формы оно приобрело?
4. Подготовьте сообщение и электронную презентацию о европейских купцах, совершавших путешествия в далёкие страны.
5. Что являлось основой мировоззрения средневековой Европы? По карте (с. 109) определите, какая религия распространилась на территории Европы. Когда это произошло?
6. Составьте и заполните схему «Уровни средневековой культуры».
7. Продолжите заполнение таблицы «Этапы Средневековья».
1. Охарактеризуйте средневековую европейскую цивилизацию с точки зрения исторической (культурной) антропологии.
2. Подготовьте сообщение о трёх истоках западноевропейской культуры Средневековья: античном наследии, христианстве и культуре варварских народов.
3. Перечислите отличительные черты средневекового города. Поразмышляйте, нет ли противоречий между описанием города в параграфе и словами историка Ж. Jle Гоффа: «Силуэт величественных городских зданий, инструмент и символ господства богачей в городе, рождал у городского люда смешанные чувства, в коих преобладали гордость и восхищение. Городское общество сумело создать... ценности эстетические, культурные, духовные».
4. В чём состояли причины кризиса XIV—XV вв.? Можно ли считать эту эпоху окончанием поступательного развития европейской цивилизации?
5. Подберите в учебнике аргументы, доказывающие наличие кризи- "са XIV—XV вв. Изучите дополнительную литературу и приведите факты, свидетельствующие о позитивных тенденциях в этот период. Обсудите правомерность утверждения учёных о кризисе.
Практическая
Права и вольности средневекового города
Цель работы. Выяснить положение средневекового европейского города в системе феодальных отношений.
Источник. Грамота германского императора Фридриха I городу Любеку от 19 сентября 1188 г. (с. 125—126).
Вопросы и задания
1. Вспомните, как называлась борьба городов за свои права. В каких формах она проходила? 2. Кто автор данного документа? Какие отношения связывают его с графами и горожанами? 3. По какому праву император вмешивается в тяжбу графов с городом? 4. Выпишите права, полученные городом, определите их значение. 5. Зачем императору предоставлять горожанам такие широкие права? 6. Сравните полученные данные о положении горожан со сведениями о положении других слоёв средневекового общества. В чём были их различия? 7. Как вы считаете, вписывается ли средневековый город в систему феодальных отношений, или это историческое явление иного порядка?
Эхо эпохи
Грамота германского императора Фридриха I городу Любеку от 19 сентября 1188 г. Фрагмент
...Ввиду того, что верные наши граф Адольф Шауенбургский и граф Бернгард Рацебургский вели тяжбу с горожанами нашими из Любека о границах и пользовании землями, мы внимательно выслушали в присутствии своём обе стороны и, разобрав предмет тяжбы, ради того, чтобы упрочить между ними мир, побудили вышеназванных графов, чтобы оба они возвратили нам право, которого они домогались, а мы, с их согласия, передали его жителям вышеназванного города, дабы они впредь обладали им без всякой помехи.
1. ...Все населяющие город наш Любек, какого бы они ни были положения, будут иметь право всяческого пользования: путём и беспутьем, полями и пустошами, водами и рыбными ловами, лесами и пастбищами...
2. Равным образом граф Адольф вернул нам, а мы передали горожанам пользование угодьями в нижеописанных границах.
3. Мы пожаловали горожанам патронат над приходской церковью Девы Марии, чтобы по смерти одного священника горожане, как бы патроны, выбирали себе другого, кого захотят, и представляли его епископу.
4. К тому же пусть они свободно передвигаются с товарами своими по всему герцогству без поборов и без пошлины...
5. Если кто-либо из них замешан будет в каком-либо деле, то в пределах всей нашей империи и в саксонском герцогстве пусть оправдываются перед судьёй данной местности, не подвергаясь заключению, по праву уже упомянутого города...
9. Русские, готы, норманны и прочие восточные народы пусть являются в неоднократно названный город и свободно уходят из него без пошлины и без торговых поборов...
13. Сверх того... мы подтверждаем им, чтобы никто не захватывал своими зданиями или укреплениями территории вышеназванного города ни внутри, ни вне его пределов; если же кто-либо каким- либо способом соорудит укрепление на суше или на воде, то пусть они, опираясь на нашу волю, его извлекут, а укрепление уничтожат. А кто преднамеренно захватит здания города и будет обличён, платит 60 фунтов.
14. А граждане упомянутого уже города не будут ходить в поход, а будут только защищать свой город.
15. Также если свободное состояние кого-либо из этого города где бы то ни было подвергнется сомнению, то он, где бы он ни был заподозрен, доказывает свою свободу единоличной клятвой...
Соотнесите грамоту германского императора Фридриха I городу Любеку с историческим понятием, описанным в тексте параграфа. Что это за понятие? Каковы, судя по тексту грамоты, были результаты борьбы для обеих сторон?
Фома Аквинский
«Сумма теологии». Фрагмент
...Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некая наука, основанная на Божественном Откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотносится с Богом как с некоей своей целью.
...Итак, для того, чтобы люди достигли спасения и с большим успехом, и с большей уверенностью, необходимо, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны через Откровение.
Итак, необходимо, чтобы философские дисциплины, которые обретают своё знание от разума, были дополнены наукой божественной и основанной на Откровении.
Как Фома Аквинский пытается примирить веру и разум? В каких формах это реализовывалось в Средние века?
Рождественская песня школяров своему учителю. XIII в.
Муж, в науках преуспевший, безраздельно овладевший высшей мудростью веков, силой знания волшебной, — восприми сей гимн хвалебный от своих учеников!
Средь жрецов науки славных нет тебе на свете равных, наш возлюбленный декан!
Ты могуч и благороден, сердцем чист, душой свободен, гордой мыслью — великан!
Всех искусней в красноречье, обрати свою к нам речь и наш рассудок просвети!
Помоги благим советом цели нам достичь на этом нами избранном пути...
За что восхваляют ученики своего преподавателя? В тексте учитель назван деканом. Узнайте, что означает это слово в современном языке.
ЛИЦА
XIII век — вершина западноевропейского Средневековья, когда феодальное общество достигло наиболее полного развития
Используя дополнительные источники информации, продолжите ряд современников. Составьте электронный биографический словарь этих исторических деятелей.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты