Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочное планирование История России Конец XVI-XV arrow Урок 17. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «XVII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Урок 17. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «XVII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Урок 17. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «XVII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Цели:
1. Закрепить знания важнейших фактов данного периода.
2. Обобщение, систематизация изученного.
3. Проследить причинно-следственные связи ключевых событий XVII века.
Основные понятия: всероссийский рынок, Смутное время, самозванец, крепостное право, барщина, оброк, церковный раскол, старообрядцы, реестровые казаки, обмирщение (культуры).
Оборудование: карта «Россия в XVII веке»; раздаточный материал; иллюстрации основных тем и событий; картосхемы; репродукции портретов исторических деятелей XVII века.

Методические рекомендации по проведению урока истории:
Данный урок ставит основную цель - закрепление знаний и формирование у учащихся устойчивых представлений об истории России XVII века.
Урок рекомендуется провести вариативно. Учащиеся должны усвоить как теоретический, так и фактический материал по пройденному материалу.
I вариант. Игровые ситуации.
Рекомендуется сформировать группы или команды (не более четырёх), по 4—5 учащихся в каждой.
Учащиеся могут придумать названия своих групп или команд, но название должно быть связано с темой. Например: «Разинцы», «Раскольники», «Землепроходцы», «Запорожцы» и т. д.
1-й этап - команды получают первое задание (одинаковое для всех).
Каждой команде дается лист, на котором представлены 6 портретов исторических деятелей XVII века.
Например:
1. Филарет
2. Алексей Михайлович
3. Степан Разин
4. Богдан Хмельницкий
5. Патриарх Никон
6. Михаил Федорович
Задача группы: за 1-2 минуты подписать портреты исторических деятелей XVII века.
Выигрывает та группа, которая не только быстро, но и правильно справилась с заданием. За каждый правильный ответ - 1 балл.
2-й этап - проверка знаний тематических понятий.
Учитель зачитывает полное обозначение понятия, задача учащихся - внимательно выслушав, дать правильный ответ.
Выигрывает та группа, члены которой безошибочно назвали понятия. За правильный ответ - 1 балл.
Учитель называет те понятия, которые выписаны в основные понятия темы или на свое усмотрение.
3-й этап.
1) Проверка знания основных дат и событий.
Можно использовать игру как методический прием.
Учитель заранее готовит карточки с датами. Их можно вырезать в виде рыбок, прикрепить скрепки и поместить в коробку.
Учащиеся, по очереди все члены групп, «удят рыбу», то есть берут карточки из коробки, поймавший рассказывает о событии, связанном с данной датой.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов.
2) Определите, кто были современниками:
а) Филарет и протопоп Аввакум;
б) Михаил Федорович и Степан Разин;
в) патриарх Никон и Алексей Михайлович.
За правильный ответ - 2 балла.
4-й этап - работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков).
Группа получает раздаточный материал: карта «Россия в
XVII в.» разрезана на части в виде геометрических фигур.
Задача: правильно собрать карту; перечислить территории, вошедшие в состав России в XVII веке.
Побеждает та команда, которая быстро и грамотно выполнит поставленное задание.
5-й этап - работа с поговорками и пословицами.
Каждая группа получает по 1 пословице.
Задание: объяснить, когда могли появиться эти пословицы?
а) А где слыхано - на вербе груша? А где видано - приказной добрый человек?
б) Дьяк у места - что кошка у теста.
в) За перо возьмется - у мужика мошна и борода трясется.
г) Подьячий карман - что утиный зоб: не набьешь.
6-й этап - работа с картиной.
На доске вывешиваются иллюстрации картин:
• «Боярыня Морозова», художник В. И. Суриков;
• «Восстание в Москве в 1648 г.», художник Э. Э. Лисснер;
• «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», художник И. Е. Репин.
Задание группам: назвать картину; о каких событиях в истории XVII в. повествует картина?
Представители групп выходят к доске и представляют выполненное задание, то есть называют автора и картину, рассказывают сюжет картины.
Максимальное количество баллов - 5.
7-й этап.
Каждая группа получает:
- картосхему Москвы XVII в.
- конверт с иллюстрациями архитектурных памятников XIII-XVII вв.
Задача группы:
- отобрать материал, который соответствует XVII в.;
- расположить архитектурные памятники XVII в. на картосхеме Москвы;
- составить план экскурсии по Москве XVII в.
План экскурсии обсуждается в группе, а представитель группы проводит интересную кратковременную экскурсию.
В заключение учитель или ассистенты подсчитывают общую сумму баллов группы. Выявляются победители и призеры. Можно провести награждение. Всем учащимся дарятся «ордена за знания».
Домашнее задание: составить кроссворд по теме.
II вариант.
Урок рекомендуется организовать в виде ученической конференции (см. приложение).

Примерная тематика сообщений и докладов по истории Древней Руси
1. Борис Годунов.
2. Василий Шуйский.
3. Иван Болотников.
4. Самозванцы в России.
5. К. Минин и Д. Пожарский.
6. Подвиг Ивана Сусанина.
7. Первый царь из рода Романовых.
8. Патриарх Никон.
9. Богдан Хмельницкий.
10. Степан Разин.
11. Семен Дежнев.
13. Ерофей Хабаров.
13. Протопоп Аввакум.

Примерная тематика рефератов по истории России
1. Драма в Угличе 1591 г.
2. Смутное время в истории России.
3. Личность Бориса Годунова: точки зрения историков.
4. «Священство» и «царство», патриарх Никон.
5. Церковный раскол. Оценка современниками и потомками.
6. Патриарх Никон и протопоп Аввакум - две линии в православной церкви.
7. XVII век - «бунташный век»: истоки и последствия социального противоречия.
8. Царский двор XVII века.
9. Русские государственные деятели XVII века (1-2 на выбор).
10. Россия и Речь Посполитая в XVII веке.
11. Что произошло с русской культурой в XVII веке?
12. Родной край в историческом развитии XVII века.
13. Исторические персонажи (например, Степан Разин и Лжедмитрий II).

III вариант.
Урок данного варианта предусматривает работу в группах. Проводится практическая работа - совместное заполнение таблицы. Цель - систематизировать знания, создать целостную картину событий, помочь учащимся от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности к причинно-следственным связям.
Таблица составляется в течение 10 минут с помощью текста учебника, дополнительной литературы.
Каждой группе (в ней не более 3-4 учащихся) дается лист ватмана и конверт с заданием.
1-й этап - группы выполняют предложенную тему таблицы, но не называют ее.
2-й этап - каждая группа представляет свою таблицу.
Задание учащимся - выслушав внимательно каждую группу:
а) определить заданное направление;
б) дать название таблицы.
Социальные группы    Положение в обществе. Права, обязанности
2-я группа. Основные    направления внешней политики XVII в.
Дата    Направление    Событие    Результат
3-я группа. Народные выступления XVII в.
Дата    Народные выступления    Районы выступления    Предводитель    Состав    Причины    Итоги
4-я группа. Расширение территории России в XVII в.
Территория Время присоединения    Кто правил в России
5-я группа. Органы власти и управления в XVII в.
Органы власти Органы управления    Их функции
6-я группа. Русская культура.    
Направления    Достижения
7-я группа. Историческая личность.
Историческая личность  Какой оставил след в истории XVII в. Деятельность.
    
Весь ход урока должен подвести учащихся к пониманию вывода: Россия в XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведет Петр I.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты