Урок 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА России 1725-1762 гг.

Урок 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА России 1725-1762 гг.

Цели:
1. Дать характеристику основным направлениям внешней политики Российской империи при преемниках Петра I.
2. Определить значение присоединения к Российской империи казахских земель и Горного Алтая.
3. Дать оценку участия России в Семилетней войне.
4. Закрепить у учащихся умение работать с картой, картосхемами, историческими документами.
5. На примере полководческого искусства П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова воспитывать патриотические чувства и любовь к отечеству.
Основные понятия: реванш.
Оборудование: портреты полководцев С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, В. В. Фермора, П. С. Салтыкова, Б. К. Миниха; иллюстрации военных костюмов 1725-1761 гг.; карты «Россия XVIII-1760 гг.», «Россия в 1760-1800 гг.».

Основные даты и события

1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымским ханством.
1741-1743 гг. - русско-шведская война.
1756-1763 гг. - Семилетняя война.
Август 1758 г. - сражение при Цорндорфе.
Август 1759 г. - сражение при Кунерсдорфе.
Сентябрь 1760 г. - взятие русскими Берлина.
1761г. - захват войсками П. А. Румянцева Кольберга.

Ход урока
Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для беседы:
- Охарактеризуйте привилегии дворянства, полученные ими в середине XVIII в. Что изменилось по сравнению с Петровским временем?
- Объясните, в чем проявлялись попытки ограничения самодержавия.
- Почему в 1725-1761 гг. происходило усиление крепостного числа?
- Сравните развитие мануфактурного производства при Петре I и преемниках Петра I.
Затем необходимо организовать слушание сообщений (см. домашнее задание). Задача учащихся - очень кратко (лаконично) представить свою работу.
II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Основные направления внешней политики России в 1725— 1762 гг.
2. Взаимоотношения России и Речи Посполитой.
3. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.
4. Русско-шведская война 1741-1743 гг.
5. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг.
6. Добровольное присоединение Казахстана и Горного Алтая к России.
7. Итоги внешней политики России в 1725-1762 гг.

1. Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.
Целесообразно задать вопросы учащимся с целью активизации знания темы «Внешняя политика Петра I »:
- Вспомните основные направления внешней политики Петра I.
- Охарактеризуйте итоги Северной войны.
- К каким последствиям привел Азовский, Прутский и Каспийский походы.
Учитель отмечает, что внешняя политика России в середине XVIII в . была направлена на утверждение России как великой европейской державы.
Учитель говорит о том, что в конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти - с Францией.
Работа с картой.
Учитель представляет направления внешней политики России. Учащиеся находят в атласе:
1) на западе:
• укрепление позиций на Балтийском море (так как Швеция не желала мириться с итогами Северной войны);
• внутриполитическая борьба в Польше способствовала тому, что Россия стала активно вмешиваться во внутренние дела Польши, с целью воссоединения украинских и белорусских земель с Россией.
2) на юге:
• защита южных рубежей от Крымского ханства;
• ослабление Османской империи способствовало усилению активности России в борьбе за выход к Черному морю.
3) на востоке:
• закрепление России на Кавказе;
• присоединение новых земель - Казахстана и Горного Алтая.
Учитель подводит к пониманию следующих фактов:
а) Усиление России в Европе вызвало активное противодействие ряда европейских держав.
б) Швеция желала вернуть утраченные в Северной войне территории.
в) Франция стремилась организовать антирусский блок «Восточный барьер» - в него вошли Швеция, Речь Посполитая, Турция.
г) В ответ Россия также стала искать союзников в своей внешней политике - союзником России, хотя и ненадежным, стала Австрийская держава.
Учитель также говорит о том, что за 1725-1761 гг. Российская империя провела большие военные кампании.
1733-1735 гг. - военные действия в Речи Посполитой.
1735-1739 гг. - русско-турецкая война.
1741-1743 гг. - русско-шведская война.
1757- 1761 гг. - участие России в Семилетней войне с Пруссией.
1-й вариант изучения вопросов 2-6.
Изучение вопросов 2-6 происходит методом работы в группах. Рекомендуется разделить класс на пять творческих групп. Надо отметить, что за одну неделю до начала урока каждой группе предлагалось подготовить творческое задание и на уроке его представить. Творческое задание выполняется с помощью дополнительной литературы, учащиеся составляют картосхемы военных действий, находят дополнительный материал о военных костюмах; обязательно использует при ответах портреты полководцев.
Задание 1. Взаимоотношение России и Речи Посполитой.
Вопросы классу:
- Почему в 30-е годы XVIII в. в Европе началась борьба за польское наследство?
- Чем было вызвано вмешательство России в польские дела?
Задание 2. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.
Вопросы:
- Что явилось поводом, а что - причинами русско-турецкой войны?
- Охарактеризуйте результат русско-турецкой войны для России?
Задание 3. Присоединение Казахстана и Горного Алтая к России.
Вопросы:
- Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?
- Какое значение для народов Казахстана и Горного Алтая имело вхождение в состав России?
Задание 4. Русско-шведская война.
Вопросы:
- Почему Швеция стремилась вернуть свои утраченные в Северной войне позиции?
- Объясните, почему Россия одержала практически легко победу над Швецией в 1741-1743 гг.
- Охарактеризуйте результат русско-шведской войны для России.
Задание 5. Участие России в Семилетней войне.
Вопросы:
- Как повлияла смена монархов на ход Семилетней войны?
- Проанализируйте и сравните деятельность царедворцев и верных своему долгу солдат и полководцев в период Семилетней войны.
- В чем заключалась разница между русской и прусской армией?
Итог изучения данного материала - заполнение учащимися таблицы и последующий комментарий.
1- й вариант

Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.
 
   Запад  Юг  Восток
Цели, задачи 
     
Результат
     
     
2-й вариант

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
Кто проводил  События
Результат
Анна Иоанновна
   
Елизавета Петровна
   
Петр III 
   

3-й вариант
Дата сражения 
Место 
Командующий русскими войсками
Итоги
1757 г.
     
1758 г.      
1758 г.      
1759 г.
     
1759 г.
     
1760 г.      
1761 г.
     
1762 г. 
     
        
2- й вариант изучения вопросов 2-6.
Рекомендуется всю тему изложить учителю самому, так как она очень сложна и разнообразна событиями.
2. Взаимоотношения России и Речи Посполитой.
Рекомендуется поставить вопросы:
- Вспомните взаимоотношения России и Речи Посполитой во второй половине XVII в. и в период царствования Петра I.
- Чем было вызвано вмешательство России в польские дела?
В 1733 г. умер Август I - польский король. Началась борьба польских дворянских группировок за власть. Польско-литовское шляхетство и аристократия были расколоты на два лагеря: одни предлагали выбрать на польский трон Станислава Лещинского, другие - Августа III - сына умершего польского короля. За этими группировками стояли европейские державы. Польша была ослаблена внутриполитической борьбой, иностранные державы стали вмешиваться во внутренние дела страны.
Россия и Австрия поддерживали кандидатуру Августа III. Франция продвигала Станислава Лещинского, противника России, тестя французского короля, Людовика XV.
Сейм Речи Посполитой выбрал С. Лещинского под сильным давлением Франции. Это и стало поводом к военным действиям. Сторонники Августа III призвали на помощь военные силы России и Австрии.
Начались военные действия (1733-1735 гг.) за «польское наследство».
Станислав Лещинский укрепился в Данциге (Гданьске), так как ожидал и надеялся на поддержку французского флота и войска, Русская армия вошла в польские пределы, осадила Гданьск. При активной поддержке Пруссии, Австрии и России в военных действиях победил Август III. Так как русская эскадра разгромила французский десант, королем Речи Посполитой был провозглашен Август III.

3. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.
Целесообразно отметить, что в ходе военных операций в Речи Посполитой обострились русско-турецкие отношения. Почему? Учащиеся могут ответить, что Турция являлась союзницей Франции, следовательно, Франция стремилась подтолкнуть Турцию к конфликту с Россией, чтобы заставить русских покинуть Польшу.
Как только Россия завершила успешные военные действия в Польше, начинаются военные действия с Османской империей.
Учитель рассказывает о русско-иранском соглашении. Иран вел войны с Турцией, соперничал за влияние в Закавказье. А Россия стремилась в лице Ирана получить союзника. 1735 г. - принято решение передать Ирану завоеванные Петром I в ходе Персидского похода 1722-1723 гг. прикаспийские провинции. Почему было принято такое решение?
1) Таким образом заручиться поддержкой Ирана в борьбе с Турцией.
2) Эти провинции не приносили России дохода, содержание там крепостей и армии сильно отягощало российскую казну.
Следует отметить, что Турция в 1724 г. по Константинопольскому соглашению была вынуждена признать эти провинции за Россией; но признать их территориями своего противника, конкурента в Закавказье - Ирана, Турции не желала. И в конце концов войска (40-тысячная армия) вассального Турции Крымского ханства, нарушив границы России, вторглись на Кавказ.
Российская империя незамедлительно объявляет войну Турции. Россию поддерживала в этой войне Австрия.
Целесообразно послушать сообщения о Бурхарде Кристофо- ре Минихе, так как именно под его командованием русская армия в разные годы русско-турецкой войны захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Молдову.
Или прочесть биографическую справку в учебнике на с. 164.
Работа с картой. Учащиеся прослеживают по карте основные военные действия русско-турецкой войны.
Учитель рассказывает в объеме текста § 23 о ходе военных действий.
1) Русская армия под командованием Б. К. Миниха прошла Перекоп, захватила столицу Крымского ханства Бахчисарай.
2) Крымское войско покинуло Северный Кавказ и возвратилось в Крым.
3) Б. К. Миних, опасаясь быть «запертым» татарским войском, дал приказ об отступлении.
4) В 1736 г. русские заняли Азов.
5) В 1737 г. - крепость Очаков.
6) В 1739 г. - крепость Хотин.
Следовательно, Турция вынуждена была пойти на переговоры о мире.
В 1737 г. в г. Немирове начались переговоры о мире, но они зашли в дипломатический тупик и военные действия продолжались.
В 1739 г. русские выиграли сражение под Ставучанами.
Учитель напоминает, что союзником в войне с Османской империей у России была Австрия. Но в 1739 г. Австрия перестала оказывать России военную помощь, потребовала заключить мир.
В 1739 г. в Белграде Россия подписала мирный договор с Турцией.
Работа с картой. Учащиеся находят название территорий в атласе.
Россия получила:
а) Азов, но обязывалась срыть все укрепления. Азов и территория к югу от него теперь должны были служить «барьером между Россией и Турцией».
б) К России была присоединена незначительная территория Правобережной Украины.
Россия не имела права:
а) Россия возвращала Турции все завоеванные города и не имела права держать корабли на Черном и Азовском морях.
б) По этому договору Кабарда на Северном Кавказе объявлялась нейтральной территорий.
Учитель отмечает, что в итоге русско-турецкой войны Россия не достигла выхода к Черному морю и лишалась возможности иметь флот на Азове.

4. Русско-шведская война 1741-1743 гг.
Учитель представляет русско-шведскую войну в рамках § 23.
Швеция желала взять реванш за поражение в Северной войне. Швеция стремилась склонить на свою сторону Францию и Пруссию.
Франция вела в XVIII в. антироссийскую политику. Но Пруссия, которая желала отнять у Австрии Силезию, опасалась, что Россия поддержит австрийцев.
Шведы также рассчитывали на следующее - внутриполитическая борьба в России за власть помещает русским действовать успешно.
Сам шведский посол в России участвовал в подготовке переворота в пользу Елизаветы Петровны, следовательно, питались надежды, что в знак благодарности Елизавета Петровна уступит какие-то территории в Прибалтике.
Летом 1741 г. началась русско-шведская война. Русские под командованием генерала Ласси разгромили шведов в Финляндии, заняли ее территорию.
В августе 1743 г. в Або (Финляндия) был подписан мирный договор.
Шведское правительство подтвердило условия Ништадтского мира (Северная война).
Шведское правительство уступало России небольшую часть Финляндии.

5. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг.
Учитель обязательно представляет расстановку политических сил в Европе в середине XVIII в. для того, чтобы учащиеся поняли, почему Россия приняла участие в этой войне.
Фридрих II, король Пруссии, создал хорошо обученную, сильную и хорошо вооруженную армию. Она считалась непобедимой и представляла серьезную угрозу соседним странам. Война, подготовка к ней стали для Фридриха II одним из любимых занятий.
Фридриху II удалось завоевать у Австрии Силезию, тем самым был брошен вызов Франции.
Работа с картой, с. 168 учебника.
- Найти владения королевства Пруссии в 1756 г.
- Найти австрийские владения к 1756 г.
Учитель говорит, что проводимая внешняя политика Фридриха затрагивала интересы России в Речи Посполитой и в Прибалтике (так как она рассчитывала захватить Саксонию, Польшу, Чехию, Курляндию).
Усиление Пруссии вызвало беспокойство европейских держав.
1756-1757 гг. - сложились две коалиции европейских держав, они противостояли друг другу. Пруссия и Англия (единственная из европейских государств, поддержавшая Фридриха II).
Антипрусская коалиция - Франция, Австрия, Россия, Саксония, с 1757 г. и Швеция.
Но почему Англия поддерживала Пруссию? Потому что в это время обострились противоречия из-за американских владений между Англией и Францией.
Затем учащимся предлагается таблица «Участие России в Семилетней войне» в качестве раздаточного материала и выполненная на листе ватмана. Учитель представляет:

Участие России в Семилетней войне
Дата сражения
Место
Командующий русскими войсками
Итоги
1757 г. Гросс-Егерсдорф
С. Ф. Апраксин - фельдмаршал. Войско атаковано пруссаками. Поражение неизбежно
Генерал резервной бригады 11. П. Румянцев Сыграл решающую роль; перешел в наступление, изменил ход боя. Победа русский войск, пруссаки отступили. Дорога на Кенигсберг открыта
  С. Ф. Апраксин не стал преследовать противника и отдал приказ об отступлении
1758 г. Осада и взятие Кенигсберга Генерал-аншеф В. В. Фермор Русскими войсками заняты Кенигсберг и вся Восточная Пруссия
  Елизавета Петровна в январе 1758 г. издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России
1758 г. август
Цорндорф Русская армия без командующего, т. к. В. В. Фермор спрятался в тылу Взятие Цорндорфа
1759 г. Наступление на Бранденбург П. С. Салтыков
Взятие Франкфурта на Одере; создана угроза Берлину
1759 г. Кунерсдорф П. С. Салтыков Крупная победа русской армии
1760 г. Взятие Берлина - столицы Пруссии Русские войска под командованием 3. Г. Чернышева Создание угрозы военного поражения Пруссии в войне
1761 г. Взятие крепости Кольберг П. А. Румянцев 
 

1762    г. - умерла Елизавета Петровна. Петр III немедленно, сразу же в день смерти Елизаветы Петровны, прекратил войну против Пруссии, отозвал войска, заключил русско-прусский мирный договор. Все завоеванные земли отданы Пруссии. Петр III заключил союз с Пруссией против своих же союзников.
Затем рекомендуется послушать подготовленные сообщения учащихся на темы «Полководцы Семилетней войны»:
• С. Ф. Апраксин;
• П. А. Румянцев;
• В. В. Фермор;
• П. С. Салтыков.
В итоге Семилетней войны русская армия приобрела огромный военный опыт. Пруссия была ослаблена. Укрепилось международное положение России.

6. Итоги внешней политики России в 1725-1762 гг.
Работа с картой. Учащимся дается задание:
1) Найдите и покажите на карте территории, добровольно вошедшие в состав России в середине XVIII в.
Россия расширяла свою территорию за счет казахских, Горного Алтая и некоторых дальневосточных земель.
2) Учащиеся находят на карте земли Дагестана и Кабарды, Приазовья - эти территории были признаны «спорными» Турцией и Персией. «Барьер» между Россией и Турцией.
Учащиеся отмечают:
1) Россия не добилась выхода к Черному морю.
2) Не были решены «украинский» и «белорусский» вопросы.
3) Основной итог внешней политики России в 1725-1762 гг. - Россия утвердилась в Прибалтике.
4) В ходе многочисленных войн качественно обогатилось русское военное искусство.
5) Вырос международный авторитет России как мощной военной державы.

III. Закрепление изученного материала

Тестовые задания:
1. Соотнесите события и полководцев:
а) взятие Кольберга;
6) взятие Берлина;
в) Кунерсдофское сражение;
г) Цорндорфское сражение;
д) Гросс-Егерсдорсфское сражение.
1) П. А. Румянцев;
2) 3. Г. Чернышев;
3) В. В. Фермор;
4) П. С. Салтыков. а-1; 6-2; в-4; г-3; д-1.
2. Кому принадлежат эти слова и когда они были сказаны: «Я вижу убитых русских, но я не вижу побежденных русский». (Фридрих II. Цорндорфское сражение.)
3. Выберите верный ответ:
В Семилетней войне союзницей России была:
а) Австрия;
б) Англия;
в) Польша;
г) Турция.
4. По завершению Семилетней войны Россия:
а) захватила часть территории Пруссии;
б) вернула захваченные территории Пруссии;
в) заключила союз с Пруссией;
г) поделила с Австрией территорию Польши.
5. Семилетняя война состоялась в годы правления:
а) Елизаветы Петровны;
б) Петра II;
в) Елизаветы Петровны и Петра III;
г) Екатерины I;
д) Петра III
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты