Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Урок 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Цели:
1. Дать представление о политическом развитии России в XVII веке.
2. Показать укрепление самодержавной власти при первых Романовых.
3. Охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке.
4. Выяснить причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в XVII веке.
5. Определить актуальность реформы приказной системы.
6. Продолжить знакомство с документальными материалами данного периода.
Основные понятия: самодержавие, думные дьяки, воеводство, система приказов, дьяки, подьячие, челобитная, целовальники, полки «иноземного строя».
Оборудование: иллюстрации «Царь Михаил Федорович», «Царь Алексей Михайлович».

Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания,
а) Тесты:
7. Соотнесите:
а) казаки
б) городское население
в) черносошные крестьяне
г) владельческие крестьяне
1) Были полной собственностью дворян, монастырей, бояр, царской семьи;
2) Сохранили личную свободу и несли государственную повинность;
3) Жили в городах и несли тягло;
4) Особое военно-служилое сословие.
2. Соотнесите:
а) боярство
б) городское население
в) дворянство
г) крестьянство
1) В течение XVII в. происходит значительное расширение землевладения;
2) В течение XVII в. происходит значительное сокращение землевладения;
3) Для этой категории населения была введена подворная подать;
4) Часть этой категории населения жила в «белых» слободах, не облагаемых податью
б) Охарактеризуйте: дворянство, духовенство (что общего и что различного?). Крестьянство, городское население, казачество (что общего и что различного?).
II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Первые Романовы:
а) Царь Михаил Федорович;
б) Царь Михаил Алексеевич.
2. Органы власти Российской империи:
• Боярская дума;
• Земский собор;
• Приказы.
3. Управление на местах.
1. Первые Романовы:
а) Царь Михаил Федорович;
б) Царь Михаил Алексеевич.

Учителю рекомендуется обстоятельно рассказать о царствовании первых Романовых.
Учитель ставит проблемное задание - слушая рассказ, ответить на поставленный вопрос:
- Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при первых Романовых?
а) Михаил Федорович в возрасте 17 лет венчался на царство летом 1613 г. В самые первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и Польшей. В Москву возвращается освобожденный из плена патриарх Филарет, и в России началось двоевластие. Отец Михаила был высшим церковным иерархом России. Он еще получил титул «великий государь», и все официальные документы писались на имя или от имени отца и сына.
Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) отмечено первыми шагами в восстановлении России после Смутного времени и войн. Михаил Федорович, заботясь об укреплении власти на местах, ввел новую систему управления - воеводскую. Созывались Земские соборы; основные политические вопросы царь решал совместно с Боярской думой. Стали появляться полки «нового строя» - предшественники регулярной армии.
Учитель отмечает, что Михаил Федорович был довольно кротким, легко поддающимся влиянию своего окружения.
Принято считать, что все успехи его царствования - заслуга патриарха Филарета.
Но последние 20 лет Михаил Федорович правил уже сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих.
Учитель отмечает, что царь Михаил Федорович был набожен, религиозен. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений в храме, строгое соблюдение основ православного уклада жизни, поездки на богомолье, участие в публичных церковных церемониях.
Учитель может рассказать и о личной жизни Михаила Романова.
- В 1616 г., когда ему было 20 лет, его решили женить. Согласно обычаю того времени собрали невест на смотр. Царь Михаил Федорович выбрал дочь незнатного дворянина Ивана Хлопова - Марию. Главную роль при дворе играли родственники матери царя Марфы - Салтыковы. Зная почтительное отношение Михаила Романова к своей матери, Салтыковы стали действовать через мать, стремясь опорочить Марию Хлопову. Неожиданно невеста сильно заболела. Руководить ее лечением было поручено Салтыковым. Они «доказали», что болезнь неизлечима. А здоровье невесты было самым важным условием женитьбы царя. Инокиня Марфа потребовала удаления Марии Хлоповой. Невесту и всех ее родственников сослали в Тобольск. Михаил Федорович так и не смог ослушаться матери. Несколько лет после этих событий он и слышать не хотел о женитьбе.
В 1619 г. из плена возвратился отец Михаила - Филарет. Салтыковы были оттеснены от престола. Было доказано, что Марию Хлопову оклеветали. Но мать царя не признавала ее.
В 1624 г. царь Михаил Федорович женился на Марии Долгорукой, но та вскоре, через три месяца, умерла.
В 1626 г. Михаил Федорович женился вторично - на Евдокии Лукьяновне Стрешневой. У Михаила Федоровича было десять детей, но к концу жизни царя из всех наследников в живых остался лишь Алексей. Он сменил на престоле умершего.
б) Царь Алексей Михайлович (1645-1646 гг.) начал свое правление в 16 лет.
Алексей Михайлович был очень приятной наружности, добродушный, веселый, благочестивый. Царь Алексей Михайлович знал иностранные языки, разбирался хорошо в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку.
Учитель акцентирует: Необходимо помнить, что именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 г.
Царь принял личное участие в законотворчестве: например, будучи любителем охоты, Алексей Михайлович сам составил уложение соколиной охоты. По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был мягким, добродушным человеком, но его внешняя мягкость была обманчива, так как у царя был твердый характер. Например, царь мог прогнать вчерашних любимцев, которые навязывали ему свои идеи.
В 1654 г. объявлена война Польше и Литве. Алексей Михайлович отправился на войну вместе с армией. Царь познакомился с жизнью соседних стран. Впервые царь познает новую для него культуру.
Русского царя интересовало все: университетское образование; непривычный для русского человека быт горожан; незнакомая архитектура; живопись и многие придворные обычаи.
Учитель может более подробно осветить деятельность Алексея Михайловича.
Спустя время в Москве появятся просветители из соседних стран, а позднее, при наследниках Алексея Михайловича, откроется Славяно-греко-латинская академия - прообраз университета.
В Посольском приказе активно переводят новинки европейской литературы: научные трактаты, исторические хроники. А в Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии.
Элементы европейской культуры начинают распространяться и в высших слоях московского общества. То новое, что появилось: европейская мебель, посуда, книги, европейские платья, гравюры - мало влияло на традиции русского быта.
Царь иногда приглашал на свои пиры иностранных гостей, например, европейских послов.
По многочисленным воспоминаниям, послов поражали многочасовые обеды с обилием разнообразных блюд. Послать гостю во время пира блюдо с царского стола считалось очень почетным. Европейцев также поражало обилие постной пищи в Великий пост - например, пироги с рыбой, грибами и т. д.
Иностранцев приводило в изумление, когда они видели в Страстную неделю Великого поста следующее: царь Алексей Михайлович шел по улице в церковь в простой одежде, с непокрытой головой, подвязав волосы ремешком, как обычный простолюдин.
Это был тот самый царь, который накануне принимал посольство, сидя на роскошном троне, в дорогих одеждах, сияющих драгоценными камнями и жемчугами.
Учитель останавливается и на личной жизни царя.
1647 г. - решил жениться. Выбор пал на дочь касимовского помещика Евфимию Федоровну Всеволожскую. Существует факт, что, когда ее в первый раз одевали в царские одежды, слишком туго затянули волосы, и невеста упала перед царем в обморок. Невесту и ее семью сослали в Тюмень, за то, что «скрыли» болезнь. Но молва народа дала свою оценку: новая царская родня могла оттеснить от власти боярина Бориса Ивановича Морозова - воспитателя молодого царя. Следовательно, ему было выгодно опорочить невесту перед государем. А затем нашел способ и царя женить, и свое положение упрочить. У его помощника, Ильи Даниловича Милославского, было две дочери. Боярин Б. Морозов расхвалил их перед царем и подстроил так, что царь их увидел. 16 января 1648 г. царь женился на Марии Ильиничне Милославской. Брак оказался счастливым. У Алексея Михайловича от первого брака родилось 13 детей - в том числе сыновья Федор и Иван и дочь Софья.
После смерти первой жены царь женился второй раз - на Наталье Кирилловне Нарышкиной.
В этом браке родился будущий император Петр Великий.
Впоследствии между детьми первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти отца.
Учитель делает акцент: при первых царях династии Романовых произошло укрепление царской власти. Следовательно, уменьшилась роль сословно-представительных органов власти.

2. Органы власти Российской империи
• Боярская дума;
• Земский собор;
• Приказы.
Учитель знакомит учащихся со схемой «Политическое устройство Российской империи в XVII в.».
I вариант изучения данного вопроса.
Схему рекомендуется выполнить на большом листе ватмана и прикрепить к доске.
Для большей убедительности и наглядности рекомендуется представить схемы «Политическое развитие Российской империи в XV и в XVI вв.» (см.: Поурочное планирование, 6 класс).
Учащиеся, работая со схемами, называют органы власти и управления, созданные в России в XV и XVI вв.
Учитель комментирует представленную схему.
Царь. Титул: «Царь и великий государь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, царь Казанский, Астраханский, Сибирский...»
Боярская дума - законосовещательный орган при царе.
Состав думы: старшие члены - «бывали после в боярах», второй чин - окольничие - знатные княжеские фамилии. Число бояр и окольничих примерно 100 человек.
Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты - введение новых налогов, решение спорных вопросов.
Земский собор - сословно-представительное учреждение.
Состав: освящённый собор, преимущественно - члены Боярской думы.
Созывались царем представители сословий - от дворянства до горожан.
Роль соборов была в разные времена неодинакова (в основном совещательная).
Отметить, что последний Земский собор был созван в 1653 году.
Целесообразно поставить вопрос.
- С чем связано неуклонное падение роли Земских соборов и Боярской думы в XVII веке?
Далее, перед комментарием системы приказов, рекомендуется поставить вопрос:
- Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы?
Органами центрального управления в России в XVII в. являлись приказы. Во главе приказов стояли бояре, дьяки со штатом служащих. В России к концу XVII в. число приказов выросло до 100.
Рекомендуется составить таблицу:
Приказы
Какими вопросами ведали?
Разрядный Вопросами распределения дворян и бояр на царскую службу, выплаты им жалованья, формированием полков
Иноземный
Вопросами приглашения на службу иностранцев- офицеров
Рейтарский Вопросами военного дела тяжеловооруженных кавалеристов
Драгунский Вопросами военного дела кавалеристов
Стрелецкий Вопросами военного дела
Пушкарский Вопросами военного дела
Казачий Вопросами военного дела
Большой казны Вопросами сбора налогов
Большого прихода Вопросами сбора налогов
Денежного сбора Вопросами сбора налогов
Казенный Вопросами сбора налогов
Ямской Вопросами быстрой и надежной почтовой связи
Разбойный Вопросами борьбы с преступниками
Конюшный Вопросами распоряжения царскими конюшнями и снаряжениями для царских выездов
Каменных дел Вопросами каменного строительства в столице и других крупных городах
Посольский Вопросами внешней торговли
Поместный Земельными пожалованиями и сборами налогов с поместий и вотчин
Сибирский Вопросами территории
Казанский Вопросами территории
Челобитный Вопросами рассмотрения прошений и жалоб царских подданных
Тайных дел Вопросами контроля всех государственных учреждений, хозяйством царской семьи

Анализируя таблицу, ученики с помощью учителя делают выводы: Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач.
Например, военными делами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. Сборами налогов занимались: приказы Большой казны, Большого прихода, Денежного сбора, Казенный.
Единого государственного бюджета не существовало.
Что касается приказа Тайных дел - им ведал и руководил сам царь Алесей Михайлович.
В этом приказе принимали очень важные решения, следовательно (учитель показывает на схему), приказ стоял над всеми государственными учреждениями.
Появление этого приказа свидетельствовало об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.
Но численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал нечёткие обязанности служащих приказов, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.
Эти факты свидетельствовали о необходимости реформирования приказной системы, т. е. ее качественного упрощения.
II вариант изучения.
Используется схема на с. 54—55.
Работа с документом.
Иностранец А. Олеарий о российской системе управления - § 6. Политическое развитие страны.
Вопросы к документу:
- Какие черты российской политической системы управления отражены в документе?
- В чем, на ваш взгляд, состояли преимущества государевой службы перед другими видами занятий населения?

3. Управление на местах
Учитель отмечает, что в XVII в. главными административными единицами оставались уезды. И к концу XVII в. их было 250. Уезды делились на станицы и волости.
Рассказывая о местной власти в России, учитель акцентирует внимание на объеме власти и функциях, которые выполняли воеводы.
Воеводы возглавляли не только местные военные отряды, но были наделены главной административной и судебной властью. Занимались сбором налогов и выполнением повинностей населения.
На местах, кроме воеводской власти, существовали выборные органы посадских и сельских общин.
Учитель обращает внимание, например, на то, что в крепостной деревне многое зависело от приказчика господина, так как помещик часто отсутствовал по делам службы.
Крестьяне выбирали «мирского» старосту. Приказчик и староста ведали всеми текущими делами общины. А в очень крупных селах выбирали сотских и десятских. Но широкими правами обладали выборные крестьянских миров черносошных местностей.
Кто они? Волостные «земские судейки» и целовальники - сборщики денег на уплату налогов и общественные нужды.
Целовальники - потому, что целовали крест в том, что будут работать честно.
Подобные порядки были и в посадах. Выборы должностных лиц проводились на сходах крестьян и посадских людей, обычно на год.
В казацких войсках Дона, Яика, Терека, созывались общие сходы - круги для выборов атаманов, есаулов.

III. Закрепление изученного материала
Учитель раздает тестовый материал:
1. Дополните схему.
Верховная власть - царь.
Совещательный орган - ...
Местная исполнительная власть - воеводы.
2. Верховная власть - царь.
Сословно-представительный орган власти - ...
Местная исполнительная власть - воеводы.
3. Соотнесите:
а) Приказы
б) Боярская дума
в) Земские соборы
г) Воеводство
1) Рассмотрение жалоб и прошений поместного дворянства, земельные пожалования
2) Осуществление военной власти в приграничных городах
3) Обсуждение вопросов войны и мира
4) Представительство перед царем интересов населения
Домашнее задание: § 6. Политическое развитие страны , работа с документом, знать новые понятия.
 
Роль Земских соборов, реформы приказной системы, укрепление самодержавной власти, укрепление царской власти, Органы власти Российской империи, династия Романовых
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты