Урок 11. Знания египтян

Урок 11. Знания египтян

Цель: охарактеризовать развитие письменности и науки в Египте. План
I. Проверка домашнего задания.
II. Письменность.
III. Математика и астрономия.
IV. Медицина.
Оборудование: § 13 учебника Саплиной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- В чем был смысл мумификации?
- Какие пирамиды вы знаете?
- Какие древнеегипетские храмы вы знаете?
II. Письменность
- Какая находка помогла расшифровать египетские иероглифы? (Находка Розетского камня.)
В Древнем Египте писали иероглифами, т. е. знаками, обозначавшими чаще всего не звуки, а отдельные слова и части слов. Хотя со временем иероглифы эволюционировали в сторону звукового значения. Это стало гениальной догадкой Франсуа Шампильо- на (1790-1832), который на основе записей на Розетском камне в 1822 г. расшифровал египетскую письменность.
- Почему Розетский камень так помог Шампильону? (На Розетском камне были записи как на греческом, так и на египетском языке.)
III. Математика и астрономия
- Кто был хранителем научных знаний в Египте? (Жрецы.)
- Каково было значение математики в жизни древнеегипетского общества? (Математика помогала при строительстве, при раскладке налогов.)
- Каково было значение астрономий в жизни древнеегипетского общества? (Астрономия позволяла составлять календарь, рассчитывать многие природные явления.)
Год в Древнем Египте делился на 12 месяцев, в каждом тридцать дней. Всего получалось 360 дней, к которым прибавлялось 5 праздничных дней. Таким образом, египетский год составлял 365 дней. День и ночь делились на 12 часов, которые отсчитывались с помощью водяных часов.
IV. Медицина
Египтяне многое знали о строении человеческого тела и о его внутренних органах. Они умели совершать сложные операции, даже трепанацию черепа, лечили зубы. Египтяне уже знали, что такое пульс.
- Благодаря чему египтяне обрели такие познания в области медицины? (Благодаря обряду бальзамирования тел покойных.) Домашнее задание: § 13 Саплиной.
Дополнительный материал
Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.
Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованы задачники, в которых приводились также решения. Большинство задач возникло из практических потребностей. Египетские математики умели вычислить длину окружности, объем усеченной пирамиды, некоторые ученые полагают, что они умели вычислять поверхность шара. Способ, которым египтяне вычисляли площадь круга, приводил к такому результату, как если бы число к равнялось 3,16, хотя понятия числа к не существовало. Для расчетов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».
Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т. д. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так особенно и рецепты показывают значительные познания в области химии.
Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.
В Египте были созданы специальные учебные заведения, так называемые «дома жизни», по мнению некоторых ученых, нечто вроде скрипториума, где составлялись священные книги и, по-видимому, велись изыскания в области медицины.
Лапис И.А. Культура Древнего Египта / История Древнего мира. Ранняя древность.
Вопрос по тексту:
— Какие достижения египтян в области науки нам известны?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты