Урок 25. Индийские касты

Урок 25. Индийские касты

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 21.
КАРТОЧКА № 21
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»
Для этого вспомни:
- Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?
- Что выращивали на своих полях жители Индии?
- Что приносили из джунглей индийцы?
- Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?
- Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?
- Почему корова считалась для них священным животным?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно - корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.
2. Дифференцированная работа по карточкам (письменно 5- 6 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выберет задания из представленных ниже заданий.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 85 (с. 71).
б) Ответьте на вопросы.
- Почему мы называем эту страну Индия, а не Гандия? (Раннюю историю Индии мы знаем из сообщений западных авторов, а они были лучше знакомы с долиной Инда, которая лежит на западе, чем с долиной Ганга, которая простирается на востоке.)
- В глубокой древности численность населения Индии, Египта и Двуречья была примерно одинакова, а сейчас в Индии живет в 20 раз больше людей, чем в Египте или Иране. Почему так получилось? (В древности земледельцы теснились по берегам больших рек. В Египте и Двуречье дождей почти не бывает; здесь земледельцы не смогли далеко отойти от рек, и рост населения этих стран прекратился, достигнув примерно 20 млн человек. Напротив, большая часть земель Индии орошается частыми дождями, все эти земли были освоены земледельцами, в итоге население Индии стремительно увеличилось и приблизилось к 1 млрд человек.)
в) Выполни задания.
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну какой же ты выдумщик и враль!
- Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!
- Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре.)
Задание 2. Реши задачу.
Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».
- Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод. (Речь идет о регулярной армии, которая подчинена царю и в любой момент может подавить восстание недовольных. А недовольства простого народа, вызванного жестокой эксплуатацией знати и богатых людей было предостаточно. В этом смысле царская защита нужна была знатным людям и в других странах Древнего Востока.)
3. Работа с классом.
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 86 (с. 72).
4. Устный ответ ученика по карточке № 21 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.
- Выясним, что такое касты.
IV. Изучение новой темы
План
1) Миф о происхождении каст.
2) Характеристика каст (работа по группам).
3) Индийские цифры и шахматы (самостоятельно дома).
На доске: тема урока, новые слова: касты, варны, джунгли, брахман, шудра, буддизм.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 21 на с. 98 Вигасина.
2. Беседа по прочитанному.
- Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста - это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)
- Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)
- Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.)
- У какого народа существовала подобная легенда? (Удревних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)
- Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы - из его рта, воины - из его рук, земледельцы - из его бедер, слуги - из запыленных ступней его ног.)
- Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту? (Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...)
3. Работа с классом.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 86 (с. 72).
б) Вставьте пропущенные буквы:
- По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела, - Б    а.
- Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города, - И _ д.
- Труднопроходимые леса в Индии - д    и.
- Человеческий детеныш из книги Р. Киплинга - М _ _ _ _ и.
- Выращивали в Индии х    к и с    й т     к.
- Животные, водившиеся в джунглях, - т    ы, л    ы, л     ы.
Информация для учителя
Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, принадлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав работу класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут работать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.
В ходе выступления представителей каждой группы класс заполняет в тетради таблицу.
Название касты    Что имели    Чем
занимались    Права
1. Жрецы (брахманы)            
2. Знатные воины (кшатрии)            
3. Земледельцы (вайшьи)            
4. Слуги (шудры) - «неприкасаемые»            
4. Работа по группам.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Брахманы
Прочитайте Вигасина пп. 2 и 3 § 21 с. 98-100, Михайловского п. 3 § 19 с. 111.
«Законы Ману»:
- Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
- Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
- Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Кшатрии
Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19 с. 111.
«Законы Ману»:
- Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
- Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.
- Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи
Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19 с. 111.
«Законы Ману»:
- Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
- Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры
Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101. «Законы Ману»:
- Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
- Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
- Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.
- Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
- Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен
быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии. Игра
Учитель на доске чертит таблицу.
Египет    Индия
Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
1) социальные группы;
2) причины превосходства одних над другими;
3) возможность перехода из одной группы в другую;
4) роль государства в социальном строе страны.
По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.
V. Закрепление изученного материала
- Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочитать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подготовить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).
Дополнительный материал
Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Свободное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядовые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.
К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотнести появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложением у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.
Сословное деление было присуще и другим древним обществам, но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономическом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство естественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах и обязанностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.
Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.
«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни. Его составление предписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры.
Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 86-87. Сословия (варны)

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты