Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейшие люди»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.
КАРТОЧКА № 2
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»
Для этого вспомни:
- Когда появились на Земле первобытные люди?
- Где жили древние люди?
- Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
- Чем отличались древние люди от животных?
- Какие занятия существовали у первобытных людей?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,
но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.
2. Творческая работа (2 ученика).
Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев.»
3. Индивидуальная работа (5 человек).
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота. И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
- Что давал огонь первобытным людям?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
4. Работа с классом.
Проверка знания терминов.
- Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».
5. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.
- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?
IV. Изучение новой темы План
1) Жизнь в суровых климатических условиях.
2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
3) Родовая община.
На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18
Михайловского.
- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
2. Работа с иллюстрациями учебника.
- Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)
3. Сообщение учащегося (в объеме учебника).
И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
4. Рассказ учителя.
Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых. Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.
Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА
Для проведения игрового урока учителю следует попросить учеников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинноследственных связей. В начале урока учитель предлагает начальное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это - ледниковый период. родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.
Ответ: Ледниковый период - резкое похолодание - необходимость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком - человек становится охотником - потребность в помощи окружающих - родовая община.
Более детальная, логически обоснованная цепочка должна поощряться учителем.
Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргументами цепочек должны получить оценку пять.
V. Закрепление изученного материала
- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
VI. Подведение итогов урока
Вариант урока 3. Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника «В родовой общине». При этом ученики должны попытаться понять, чем родовая община отличатся от современного общества. На задание дается 25 минут.
Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
II. Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и собирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в организации древнего общества.
Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»;
рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты