Урок 65. Римская империя при Диоклетиане и Константине

Урок 65. Римская империя при Диоклетиане и Константине

Цели: подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи»
1. Коллективная работа с классом.
Отгадай кроссворд.
1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Место, где проходили гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим. 5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь победы императора. 6. Город, попавший под извержение вулкана Везувий. 7. Древняя баня в Риме. 8. Название римского войска. 9. Как назывался глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н. э.
Ответы: 1. Форум. 2. Рим. 3. Цирк. 4. Капитолий. 5. Арка.
6. Помпеи. 7. Терма. 8. Легион. 9. Император. 10. Спартак.
III. Переход к изучению новой темы
Со времени императора Траяна римляне не вели завоевательных войн. Но необходимость вынуждала их держать на границах большие армии, поскольку в пределы империи вторгались племена варваров (так римляне называли народности, чей язык они не понимали). Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В конце III в. серьезные реформы государственного устройства провел император Диоклетиан. При нем императорская власть резко усилилась. Упрочению позиций императора способствовало и правление Константина Великого.
- выясним, что изменилось в государстве в период правления императора Константина.
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
1) Деятельность императора Диоклетиана.
2) Деятельность императора Константина.
3) Перемены в положении христиан.
4) Перенесение столицы.
На доске: тема урока.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 § 59 на с. 268-269 Вигасина или пп. 1-3 § 55 на с. 314-315 Михайловского.
2. Беседа по прочитанному.
- Каково значение реформ Диоклетиана? (Установление абсолютной власти Диоклетина над подданными.)
- Что изменилось в период правления императора Константина? (Его власть не ограничивалась никем. При нем увеличилась численность армии, в ней стали служить жители разных провинций.)
- Как изменилось положение колонов? (Они должны были платить налог не только своему хозяину, но и императору.)
- Для чего Константин издал указ, запрещающий колонам уходить со своих участков? (Колоны не выдерживали эксплуатации и сбегали со своих земельных участков.)
3. Рассказ учителя.
В период правления императора Константина изменилось и положение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свержению императора и разрушению государства. Поэтому он издал указ в 313 г., который разрешал верующим открыто строить храмы и ходить молиться. Гонения на христиан тоже прекратились. Вскоре все епископы договорились о том, чтобы создать единую церковь для всей империи. Руководители церкви договорились о том, какие книги об Иисусе и его учениках считать священными. Эти книги составили Новый Завет. Кроме этого, в 330 г. Константин сделал новой столицей Римской империи город Константинополь.
4. Работа по карте (с. 271 и 221 Вигасина или с. 320 Михайловского).
- Где был основан город Константинополь? (На берегу пролива Босфор.)
- Какие два моря соединяет этот пролив? (Черное и Средиземное моря.)
- Какие традиционные для римлян объекты были построены в новой столице? (Дворцы, жилые дома, водопроводы и бани, театры, цирк, христианские храмы.)
ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать историческое сочинение «Зачем император Константин разрешил христианство на территории Римской империи?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени императора Диоклетина «Зачем я провел свои реформы?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
ВАРИАНТ 4. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ
Орозий . Против язычников. Кн. VII. Гл. 25
В 1041 году от основания города тридцать третьим императором войско избрало Диоклетиана. Тотчас по получении возможности власти он собственноручно убил Апра, убийцу Нумериана. Затем после очень тяжелой войны и с огромным трудом он одолел ведшего позорную жизнь Карина, которого Кар оставил цезарем в Далмации. Далее, когда Аманд и Элиан в Галлии, собрав шайку крестьян, которых называли бакаудами, подняли гибельные смуты, Диоклетиан сделал цезарем Максимиана по прозвищу Геркулий и отправил его в Галлию. Тот легко усмирил воинской доблестью неопытную и беспорядочную шайку деревенских людей. Далее некто Каравзий, человек низкий по происхождению, но сообразительный и энергичный, будучи поставлен для наблюдения за берегами океана, которые тогда опустошали франки и саксонцы, действовал скорее во вред, чем на пользу государства; отнятую у разбойников добычу он отнюдь не возвращал владельцам, но брал только себе. Этим он возбудил подозрение, что искусной небрежностью позволял опустошение границ и самим врагам. Поэтому, получив от Максимиана повеление умереть, он облекся в пурпур и захватил Британию. Итак, на всех границах Римской империи загрохотали громы внезапных волнений: Карав- зий восставал в Британии, Ахиллей в Египте, Африку опустошали квингентианцы, Нарсес, царь персов, теснил войною Восток. Под влиянием этой опасности Диоклетиан сделал Максимиана Геркулия из цезаря августом, а Констанция и Максимиана Галерия избрал цезарями. Констанций взял в жены падчерицу Максимиана Геркулия Феодору, от которой имел шесть сыновей, братьев Константина. Ка- равзий в течение шести лет очень яростно удерживал за собой господство над Британией, наконец был обманно убит своим союзником Аллектом. Этот удерживал за собой отнятый у Каравзия остров три года. Его уничтожил начальник преторианцев Асклепиодот и вернул через десять лет. Войско цезаря Констанция в первом сражении было разбито аламаннами, причем сам он едва спасся. Вторая битва имела результатом довольно успешную победу, именно, как говорят, в течение немногих часов было убито 60 тысяч аламаннов. Август Мак- симиан усмирил в Африке квингентианцев. Далее Диоклетиан, после восьмимесячной осады, взял у Александрии в плен Ахиллея и убил его. Но, пользуясь неумеренно победой, он отдал Александрию на разграбление и осквернил весь Египет проскрипциями и убийствами. Кроме того, Галерий Максимиан, имевший два сражения с Нарсесом, столкнулся с ним в третий раз и был побежден. Потеряв войска, он бежал к Диоклетиану, который принял его очень надменно, так что, как говорят, Галерий, облеченный в пурпур, бежал несколько миль пред повозкой Диоклетиана. Но это поношение послужило ему как бы оселком к доблести: сняв ржавчину царской пышности, он вернул остроту ума. Поэтому скоро в Иллирии, Мезии и повсюду он собрал войска и, поспешно вернувшись, напал на врага и победил Нарсеса с большими силами и обдуманностью. Уничтожив силы персов и обратив в бегство самого Нарсеса, он напал на его лагерь, взяв в плен его же сестер и детей, разграбив неизмеримую массу персидских сокровищ и уведя в плен огромное количество знатных персов. По возвращении в Месопотамию он был принят Диоклетианом с огромным почетом. Впоследствии те же вожди энергично боролись против карпов и бастарнов, затем они победили сарматов, огромную толпу их пленных они рассеяли по гарнизонам на римских границах. Меж тем Диоклетиан на востоке, Максимиан Геркулий на западе предписали, в десятый раз после Нерона, опустошать церкви, мучить и убивать христиан. Это гонение было продолжительнее и бесчеловечнее всех предшествовавших. Именно оно сопровождалось непрерывно в течение десяти лет сожжением церквей, проскрипциями невинных, убийствами мучеников. За этим последовало землетрясение в Сирии, от которого в Тире и Сидоне повсюду попадали крыши и погибло много тысяч людей. На второй год гонения Диоклетиан потребовал у Максимиана против его воли одновременно снять пурпур и сложить высшую власть, передав государство младшим, а самим проводить старость в бездействии в качестве частных лиц. Итак, в один день Диоклетиан в Никомедии, Максимиан в Милане сложили власть над империей, отказавшись от почета.
Диоклетиан был человеком хитрого нрава, прозорливым и очень разборчивым. Это был государь очень усердный и искусный, который первый хотел придать Римской державе вид царственного обычая скорее, чем римской свободы. Именно, первым из всех после Калигулы и Домициана, он допускал открыто называть себя господином, обожать и обращаться как к богу. Он украшал драгоценностями свое платье и обувь. Раньше отличительном признаком императорской власти была только пурпурная хламида, остальное было как у обычных людей.
Вопросы и беседа по прочитанному.
- В чем заключалась реформа императора Диоклетиана?
- Как изменился статус императора после реформ Диоклетиана?
- Как Вы думаете, в чем причина этих преобразований?
V. Закрепление изученного материала
Впишите недостающие буквы.
- Этим словом римляне называли народности, чей язык не понимали - в    ы.
- В начале IV в. борьбу полководцев за императорскую власть
выиграл К    н.
- Жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых участков, к    ы.
- Священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан, который назывался е    п.
- Организация христиан - ц    ь.
- Вторая часть Библии - Н    й З    т.
— С 330 г. столицей Римской империи стал город К    -     ь.
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 59 Вигасина или § 55 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что изменилось в период правления Константина в Римской империи?»
Дополнительный материал
Преступления и наказания
Древнеримские юридические сочинения содержат подробное описание преступлений и наказаний за них. В эпоху империи наказание зависело от общественного положения обвиняемого. Судьи обычно делили обвиняемых на две категории: «почтенные» и «низшие». К числу «низших» относились бедняки, которых подвергали более строгим наказаниям.
Многих людей обвиняли в таких проступках, как неуплата долгов, невыполнение своих обязательств по договорам или обман и мошенничество. В качестве наказания они должны были уплатить штрафы или возместить убытки.
Преступников не заключали в тюрьмы. Вместо этого их отправляли в ссылку на определенный срок в отдаленные владения империи. Некоторых лишали гражданских прав, а их имущество подлежало конфискации.
В эпоху республики смертная казнь была редким явлением, но в эпоху империи распятие на кресте, бичевание, отсечение головы или утопление стали широко распространенными видами наказаний.
Многие «низшие», приговоренные к смерти, должны были участвовать в общественных зрелищах. Они становились гладиаторами или их отдавали на растерзание диким животным.
Других делали гребцами на военных кораблях или отправляли на работу в рудники. Их содержали в очень суровых условиях, и многие умирали от переутомления и жестокого обращения.
Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 74—75.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты