Урок 9. Религия в Древнем Египте

Урок 9. Религия в Древнем Египте

Цель: охарактеризовать особенности древнеегипетской религии.
План
I. Проверка домашнего задания.
II. Боги Древнего Египта.
III. Миф об Осирисе.
Оборудование: § 11 учебника Саплиной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Письменное задание. учащимся предлагается написать сочинение-эссе на тему «Один день в древнеегипетском городе». Работа рассчитана на 15 минут. Ученикам разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими материалами.
II. Боги Древнего Египта
В Египте было необычайное количество богов - около 2000.
- Как вы думаете, почему? (Прежде каждый ном имел своих богов, которых почитали и после объединения Египта.)
Египтяне считали, что мир был создан богом Атумом. В его подчинении находились боги воздуха Шу, земли Геб, неба Нут.
- Вспомните, кто был верховным богом Египта? (Бог Солнца Ра.)
Символами бога Ра были ястреб, жук-скарабей, чье перекатывание навозного шарика напоминало «движение» Солнца. Когда столицей Египта стали Фивы, их покровитель бог Амон в сознании египтян слился с богом Ра. Теперь верховное божество называли Амоном-Ра. Его женой была богиня-мать Мут, а их сыном бог Луны Хонсу. Осирис олицетворял силы природы, он же был царем загробного мира. Исида почиталась богиней плодородия. Сын Исиды и Осириса Гор - покровитель фараонов. Анубис - помощник Осириса в царстве мертвых. Сет, с головой осла, - олицетворение сил зла, пустыни, чужеземцев. Тот, с головой ибиса, - бог мудрости и письма. Маат - богиня истины.
— Вспомните, какой фараон решил реформировать религиозный культ в Египте? (Эхнатон.)
Эхнатон отменил культ всех богов, кроме одного, верховного — Атона.
— Почему реформы Эхнатона были обречены на неудачу? (Они вызывали непонимание у населения, привыкшего к старым богам. Жречество же представляло собой организованную оппозицию политике фараона, подрывавшей их социальный статус и материальное положение.)
III. Миф об Осирисе
Согласно преданию, Осирис царствовал в мире, устанавливал законы, учил людей земледелию, покровительствовал искусствам. Его жена Исида познакомила людей с медициной и магией. Им завидовал брат Осириса Сет. Однажды он устроил пир, на котором показал гостям богато разукрашенный ящик. Он предлагал гостям залезть в него, обещая подарить всякому, кому он подойдет. Как только Осирис оказался в ящике, Сет тут же захлопнул его крышку и запечатал в саркофаг, пустив его по Нилу. Исида нашла супруга и долго прятала саркофаг от Сета. Тем не менее Сет нашел своего брата и разрубил на 14 частей. Исида собрала их и с помощью Ану- биса забальзамировала мужа. Когда подрос ее сын Гор, он отомстил за отца, одержав победу над дядей. Осирис же перешел в царство мертвых и стал во главе его.
— Каково аллегорическое значение этого мифа? (Он символизирует смену природных циклов в жизни Египта.)
Домашнее задание: § 11 Саплиной.
Дополнительный материал
37. Египтяне — самые богобоязненные люди из всех, и обычаи у них вот какие. Пьют они из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые. Они носят льняные одежды, всегда свежевыстиранные; об этом они особенно заботятся. Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено. Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов. Конечно, жрецы получают и немалые выгоды. Из своих средств им ничего не приходится тратить, так как они получают [часть] «священного» хлеба и каждый день им достается довольно большое количество бычьего мяса и гусятины, а также и виноградного вина. Напротив, употреблять в пищу рыбу им не дозволено. Бобов же в своей стране египтяне вовсе не сеют и даже не едят и дикорастущих ни в сыром, ни в вареном виде. Жрецы не терпят даже вида бобов, считая их нечистыми плодами. У каждого бога там, впрочем, не один, а много жрецов. Из них один - верховный жрец. Когда какой-нибудь жрец умирает, то ему наследует сын.
38. Быки считаются посвященными Эпафу, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом. Если найдут на нем хоть один черный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это производит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков, которые я опишу в другом месте. Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым по всем статьям, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.
39. Так вот, осмотр животного производится указанным способом. Жертвоприношение же совершается вот как. Отмеченное животное приводят к алтарю, где приносят в жертву, и возжигают огонь. Затем, совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и, призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там есть рынок и на нем торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову. Обычаи, касающиеся голов жертвенных животных и возлияния вина, у всех египтян одинаковы и соблюдаются при каждом жертвоприношении и в силу этого обычая ни один египтянин не может употреблять в пищу головы какого-либо животного.
40. Способ потрошения и сжигания жертв у них различен для разных животных. Я имею в виду здесь [культ Исиды], которую они считают величайшей богиней и в честь нее справляют самое главное празднество. При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренности и жир оставляют в туше. Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, медом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают ее, обильно поливая маслом. Перед принесением жертвы они постятся, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожженными] частей жертв.
41. «Чистых» [лишенных особых примет] быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исиде. Ведь Исида изображается в виде женщины с коровьими рогами (подобно изображению Ио у эллинов), и все египтяне точно так же почитают больше всех животных коров. Вот почему ни один египтянин или египтянка не станет целовать эллина в уста и не будет употреблять эллинского ножа, вертела или котла. Они даже не едят мяса «чистого» быка, если он разрублен эллинским ножом. Погребают же павших [коров и быков] они вот каким способом: коров бросают в реку, а быков всякий предает земле перед своим городом, причем один или два рога торчат над землей как могильный знак. Когда туша сгниет, в определенное время в каждый город с острова под названием Просопитида подъезжает барка.
Геродот. История. Книга II. Евтерпа.
Вопросы по тексту:
- Почему Геродот назвал египтян самыми богобоязненными?
- В чем заключался смысл жертвоприношений?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты