Урок 15. Русская православная церковь в первой половине XIX в.

Урок 15. Русская православная церковь в первой половине XIX в.
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: охарактеризовать отношения государства и Русской православной церкви в первой половине XIX в.; дать представление о структуре духовного сословия и положении старообрядцев.


ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Православная церковь в России первой половины XIX в.
3. Митрополит Филарет.
4. Преследования старообрядцев.


СЛОВАРЬ
Епархия — церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем.
Архиерей — один из высших чинов православного духовенства (епископ, архиепископ, митрополит).
Старец — духовный наставник; духовно зрелый и опытный человек.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Индивидуальный или фронтальный опрос по вопросам к § 12, 13.
2. Проверка выполнения учениками заданий 3, 4 в рабочей тетради.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
В ходе краткой повторительной беседы актуализируются знания учащихся о процессе подчинения Русской православной церкви государству.
1. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах начался процесс подчинения церкви государству.
2. Когда было упразднено патриаршее управление церковью и создан Синод?
3. Что такое секуляризация монастырских земель и когда она произошла?
4. Что вы знаете о сословном положении духовенства в России?
Обобщая ответы школьников, учитель подчеркивает особенности положения Русской православной церкви в первой половине XIX в. В Российской империи было разрешено исповедовать все религии, если вероучение признавало самодержавную власть и не вступало в противоречие с законом. Этот момент был особенно важным, так как в России, помимо православных, проживали 14 млн мусульман, 10 млн католиков, 5 млн иудеев, 4 млн протестантов, 2 млн старообрядцев и 1 млн сектантов. Однако православная вера имела ряд привилегий. Переходы из других религий в православие разрешались, а в противоположном направлении запрещались. Политика царского правительства, направленная на то, чтобы превратить церковь в часть государственного аппарата, продолжалась и в начале столетия. С 1803 г. обер-прокурор Синода стал подчиняться непосредственно императору, а право членов Синода на личные доклады царю было отменено. В первой четверти XIX в. церковная система обрела законченный вид, в котором и просуществовала до 1917 г. Схематически управление церковью можно изобразить следующим образом:
Отношения между церковью и государством имели внутренние противоречия. Церковь, которая учила людей грамоте, заботилась об убогих и больных, поддерживала верующих в горе и в радости, тяготилась гнетом светского чиновничества. Положение белого духовенства, особенно сельского, было крайне тяжелым. Священники в основном «питались от алтаря», т. е. за счет платы за проведение обрядов. Образ жизни сельского священника мало отличался от крестьянского.
В царствование Николая I бюджетные расходы на священнослужителей увеличились в восемь раз, продолжилось превращение духовенства в привилегированное сословие. Оно было освобождено от телесных наказаний, подушной подати; подтверждалось право священников дворянского происхождения покупать населенные имения. Следует отметить такое явление, как старчество (например, рассказать о старце Серафиме из Саровской пустыни).
Следующий фрагмент урока посвящен положению старообрядцев. Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо убедиться, что школьники помнят события церковного раскола XVII в. и причины возникновения старообрядчества. Им предлагается прочитать пункт «Преследования старообрядцев» и составить смысловой план.
Вариант смыслового плана
1. Два направления старообрядчества: «поповцы» и «беспоповцы».
2. Гонения на старообрядцев при Николае I.
3. «Австрийское согласие» — вторая православная церковь в России.
4. Укрепление Белокриницкой церкви в результате гонений.
5. Рост недовольства в Русской православной церкви.
В завершение урока учащиеся обсуждают следующие вопросы:
1. Какое место религия и православная церковь занимали в государственной системе?
2. Охарактеризуйте структуру и положение православного духовенства в первой половине XIX в.
3. Какие противоречия имели отношения между церковью и государством?
4. Охарактеризуйте положение старообрядцев в первой половине XIX в. Как вы думаете, почему преследование старообрядцев усилилось именно в царствование Николая I?
Домашнее задание. § 14. Подготовить план ответа на вопрос 1 к параграфу. Выполнить задание 7 в рабочей тетради (ответы: Синод, епархия, клирос, убогий, ладан, язычество, религия, исповедь, звонарь, архиепископ, церковь, Иннокентий, Яворский)
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты