Урок 18. Отмена крепостного права в России

Урок 18. Отмена крепостного права в России
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами подготовки крестьянской реформы и законоположениями об отмене крепостного права.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Первые шаги на пути к крестьянской реформе.
3. Деятельность редакционных комиссий.
4. Манифест 19 февраля 1861 г.


СЛОВАРЬ
Гласность — открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения и контроля за деятельностью учреждений, организаций, должностных лиц.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверочная беседа по вопросам 1—4 к § 15. Двое учеников записывают на доске обоснования необходимости отмены крепостного права и положения проекта К. Д. Кавелина. Особое внимание следует уделить причинам отмены крепостного права в России.
1) Охарактеризуйте Александра II как личность. Сравните качества личности Александра I и Александра II. Что общего и в чем различие начала царствования двух императоров?
2) Какие проблемы пришлось решать новому императору?
3) Чем объяснялась неизбежность реформ в России? Объясните высказывание В. О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам».
4) Какие идеи проведения крестьянской реформы выдвигали К. Д. Кавелин, А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский? Чьи предложения вам кажутся предпочтительней?
2. Тесты.
1. Александр II взошел на российский престол в
1) 1825 г.
2) 1853 г.
3) 1855 г.
4) 1856 г.
2. Одной из причин, по которой крепостное право следовало отменить, современники считали
1) нежелание помещиков сохранять его
2) опасение, что Россия может перейти в разряд второстепенных держав
3) начало мощной крестьянской войны
4) желание Александра II реализовать планы своего отца
3. Идею освобождения крестьян от крепостной зависимости с закреплением земельных наделов за выкуп предложил
1) К. Д. Кавелин
2) Н. Г. Чернышевский
3) Н. А. Добролюбов
4) В. А. Жуковский

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Перед изложением нового материала учитель напоминает классу о том, что в начале царствования Александра II в России появились первые признаки либерализма: были отменены военные поселения, амнистированы декабристы и петрашевцы, приняты новые (более мягкие) цензурные правила, журналам разрешили печатать статьи по крестьянскому вопросу. В 1855—1856 гг. появился ряд заметок, авторами которых являлись К. Д. Кавелин, Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин и другие представители либерального лагеря. В них был предложен основной принцип отмены крепостного права — выкуп крестьянами земельных наделов.
Урок можно организовать по одному из двух предложенных вариантов.
1- й вариант. Изучение новой темы на основе работы со схемой «Основные этапы подготовки крестьянской реформы» в рабочей тетради (задание 2). Ее использование на уроке возможно либо в процессе объяснения материала учителем, в ходе которого учащиеся фиксируют ее основные положения, либо в процессе самостоятельного знакомства школьников с текстом учебника.
Завершив работу со схемой, ученики отвечают на вопросы и выполняют задания:
1. Какой эпизод подготовки к крестьянской реформе изобразил художник (см. иллюстрацию на с. 153 учебника)? О чем говорил император предводителям дворянства? Как вы думаете, почему на лицах представителей дворянства застыло выражение недоумения? Назовите имена сторонников крестьянской реформы, которые могли находиться за спиной императора.
2. Какое событие помогло Александру II привлечь к разработке реформы помещиков?
3. Какие задачи, изложенные в письме Я. И. Ростовцева Александру II (1859), были призваны решить редакционные комиссии?
Из письма Я. И. Ростовцева Александру II
Усилия Комиссии заключались в следующем:
Во-первых, спасти Россию. Если одиннадцать миллионов жителей, которые тешились в продолжение двух лет надеждой на свободу и улучшение своего состояния, будут обмануты, разочаруются... то Россия спасена не будет.
Во-вторых, преобразования провести... рационально, то есть не на какой-нибудь срок и не наполовину, а навсегда и вполне, дабы избавить Россию и наследников Вашего Величества от будущих потрясений <...>
В-четвертых, стараться, чтобы интересы помещиков были сколь возможно ограждены и чтобы почтенный и самый просвещенный класс, составляющий, так сказать, цвет России, не потерпел потерь не необходимых...
4. Какие условия освобождения крестьян помогли реализовать задачи, изложенные в письме Я. И. Ростовцева?
5. Какие различия в позициях помещиков черноземных и нечерноземных губерний вы можете назвать? Какие выводы правительство сделало на основании имеющихся данных? Когда было отменено крепостное право в России?
2-й вариант. После повторительной беседы в начале урока ученики самостоятельно изучают § 16 учебника и составляют развернутый смысловой план. Краткий план дается учителем перед началом работы (см. план урока). Закрепление изученного материала организуется по вопросам, приведенным в 1-м варианте.
Домашнее задание. § 16. Выполнение задания 3 в рабочей тетради
 
Крестьянская реформа в России, отмена крепостного права, освобождение крестьян, методическая разработка урока истории по теме "Отмена крепостного права"
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты