Урок 24. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

Урок 24. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: сформировать представления о противоречивости развития сельского хозяйства в пореформенный период.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Развитие помещичьих хозяйств.
3. Расслоение крестьянства.
4. Крестьянская община в пореформенный период.

СЛОВАРЬ
Латифундия — крупное поместье, земельное владение размером свыше 500 десятин.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Обсуждение ответов учащихся на вопросы 1—4 к §21.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Изучение нового материала предваряет краткая повторительная беседа по вопросам рубрики «Вспомним ранее пройденное» к § 22. Учащиеся должны перечислить основные положения крестьянской реформы 1861 г., которые оказали влияние на развитие сельского хозяйства в пореформенный период и на отношения между крестьянами и помещиками:
крестьяне получили личную свободу;
крестьяне получили земельный надел за выкуп;
размеры крестьянских наделов зависели от плодородности почвы (черноземные и нечерноземные губернии);
крестьяне заключали сделку с помещиком об условиях выкупа земли;
часть крестьянской земли («отрезки») перешла помещикам;
крестьянская община выплачивала помещику 20% стоимости наделов;
80% стоимости наделов выплачивало помещику государство, а крестьяне должны были вернуть эту сумму государству в течение 49 лет с начислением 6% годовых (выкупные платежи).
Затем учитель задает классу опережающий вопрос, на который необходимо дать ответ в конце урока: что изменилось в сельском хозяйстве в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в.?
Характеризуя особенности развития помещичьих хозяйств после отмены крепостного права, следует обратить внимание школьников на следующие проблемы:
рост урожайности хлеба в России был невелик и, как и раньше, достигался в основном за счет распашки новых земель;
главным экспортером хлеба оставалось помещичье хозяйство;
основная масса обрабатываемой земли была сосредоточена в руках помещиков (определение понятия «латифундия» учащиеся записывают в тетради);
«отрезки» вынуждали крестьян арендовать землю у помещика; возникла отработочная система хозяйства, напоминающая барщину (полукрепостнические формы эксплуатации крестьян);
капиталистическую систему хозяйства пыталась вводить лишь незначительная часть помещиков, но они не могли конкурировать с кабальными формами эксплуатации;
на территориях, где помещичье землевладение было невелико (Заволжье, Северный Кавказ), быстро развивалось фермерское хозяйство;
в пореформенной России возникли два направления аграрного развития: медленный, предпринимательский путь с сохранением помещичьего землевладения (центрально-земледельческий район) и фермерский.
Отработки, являясь формами полукрепостнической кабальной системы, опутывали крестьянина, не давали сосредоточиться на работе в своем хозяйстве. Отработочная система препятствовала быстрому переходу помещичьего хозяйства на капиталистические рельсы. Доходность таких имений была невысока, и в пореформенный период произошел упадок помещичьих хозяйств, основанных на отработочной системе.
Раскрывая второй пункт плана, учитель говорит о группах крестьянства, сформировавшихся в результате расслоения: зажиточные (богатые) крестьяне, середняки и беднота.
Основная часть урока посвящена крестьянской общине. Необходимо сделать упор на ключевые понятия, изучавшиеся в темах, посвященных отмене крепостного права. Обобщая ответы учеников, учитель раскрывает особенности хозяйственной и общественной жизни крестьянства после отмены крепостного права. В основу рассказа можно положить текст учебника, сопроводив его схемами.
Подводя итог, следует обратить внимание учащихся на различия в положении крестьянской общины и развитии хозяйства в черноземных и нечерноземных регионах России.
На завершающем этапе изучения нового материала ученики работают с документом в учебнике — «А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. Письмо девятое. 1880 г.». Учитывая сложность его восприятия для восьмиклассников, можно организовать комментированное чтение. Прием позволит не только тщательно проанализировать документ, но и проверить уровень усвоения учениками нового материала, умения применять свои знания при анализе документа, закрепить и систематизировать их. Школьники должны познакомиться с информацией об авторе, обстоятельствами создания документа. Учащиеся читают документ по абзацам и отвечают на вопросы.
Абзацы 1—2. Можно ли согласиться с автором, что «как и при крепостном праве, основа помещичьих хозяйств не изменилась»? Аргументируйте свой ответ. Какие общие черты барщины и отработок отмечает автор?
Абзацы 3—4. Почему из всего административного штата поместья автор называет настоящим хозяином старосту-мужика, а не помещика? Какие категории крестьян в основном работали в поместье? Объясните значение понятия «батрак», используя помимо текста документа иллюстрацию художника И. П. Богданова «За расчетом». О каких двух путях аграрного развития России говорится в документе? Назовите районы, где преобладал тот или иной путь.
Абзацы 5—6. В чем видит А. Н. Энгельгардт противоречия между интересами помещика и крестьянина? С помощью каких средств помещики заставляли крестьян работать в поместье? Почему труд в поместье был не выгоден крестьянам? Вспомните, что такое «отрезки». Какую выгоду извлекали из них помещики? Как существование «отрезков» отражалось на положении крестьянских хозяйств?
Абзацы 7—8. Как автор характеризует положение крестьян после отмены крепостного права?
На завершающем этапе ученики отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.
Домашнее задание. § 22. Подготовить устные ответы на вопросы 1—4, 6 к параграфу. Подготовить письменный план ответа на вопрос 5. Выполнить задание 15 в рабочей тетради
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты