Урок 28. Революционная ситуация в России 1880-1881 гг.

Урок 28. Революционная ситуация в России 1880-1881 гг.
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова; последствиями убийства императора Александра II 1 марта 1881 г.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.
3. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
4. Причины и уроки драмы после Освобождения.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фронтальный опрос по вопросам 1—4 к § 25. Обсуждение ответов учащихся на дополнительный вопрос.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Прежде чем переходить к изучению нового материала, преподавателю необходимо убедиться, что ученики помнят, при каких обстоятельствах был разработан проект П. А. Валуева об общегосударственном земском собрании; когда и с какой целью было создано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии; когда произошло первое покушение на Александра II и какие оно имело последствия.
После повторительной беседы учитель отмечает, что роковая дуэль революционной организации «Народная воля» с императором Александром II достигла максимального напряжения. В сложной внутриполитической обстановке П. А. Валуев сделал попытку привлечь внимание императора к проекту общегосударственного земского собрания. Однако во время обсуждения этого вопроса наследник престола Александр Александрович решительно выступил против.
Характеризуя политику «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова, важно обратить внимание учащихся на то, что новый министр, с одной стороны, вел беспощадную борьбу с терроризмом, с другой — взял курс на проведение политических и социально-экономических преобразований. М. Т. Лорис-Меликов представил Александру II программу, включавшую налоговую реформу, реформу народного образования, расширение прав старообрядцев, меры по поддержке крестьянства (снижение выкупных платежей, выдача ссуд для покупки земли и переселения). Чтобы успокоить общественность, по его предложению было упразднено Третье отделение. Используя право от имени императора применять любые меры по установлению порядка на всей территории Российского государства, Лорис-Меликов действовал как диктатор. Его обещание восстановить права земских и судебных органов, расширить свободу прессы дали либералам основание назвать время его пребывания на посту министра внутренних дел «диктатурой сердца». Утверждение публициста Н. К. Михайловского, что это была политика «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти», имеет тот же смысл.
Посредством применения чрезвычайных мер и прекращения репрессий, направленных против либеральной общественности, волна терроризма постепенно стала спадать. С февраля 1880 г. по март 1881 г. «Народная воля» не организовала ни одного террористического акта. М. Т. Лорис-Меликов был представлен к самому высокому знаку отличия — ордену Андрея Первозванного. В январе 1881 г. министр предложил Александру II созвать комиссию с участием представителей земств и городских дум, что фактически могло бы привести к введению представительной власти в Российской империи. Однако эти планы были нарушены «Народной волей».
С трагическими событиями 1 марта 1881 г. и их последствиями учащиеся знакомятся самостоятельно, читая материал учебника и отвечая на вопрос 4 к § 26.
Завершающий этап урока — мини-дебаты (т. е. использование отдельных элементов дебатов или дебаты, в которых допускаются некоторые изменения правил).
Первый этап — постановка проблемы. Ученикам предлагается рассмотреть две точки зрения на царствование Александра I.
Из письма либерала Б. Н. Чичерина, написанного сразу после убийства Александра II
Монарх, который осуществил заветные мечты лучших русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль и в ком не иссякло человеческое чувство.
Из письма Исполнительного комитета
«Народной воли» Александру III (10 марта 1881 г.)
Ваше величество! Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной. После всего, происшедшего в течение последнего десятилетия, она являлась совершенно неизбежной, и в этом ее глубокий смысл, который обязан понять человек, поставленный судьбою во главе правительственной власти.
Вы знаете, Ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинить в недостатке энергии. У вас вешали и правого, и виноватого, тюрьмы и отдаленные губернии переполнялись ссыльными... Революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольствие народа, стремление России к новым общественным формам... Общее количество недовольных в стране между тем увеличивается; доверие к правительству в народе должно все более падать, мысль о революции, о ее возможности и неизбежности все прочнее будет развиваться в России. Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершат этот процесс разрушения старого порядка.
Цареубийство в России очень популярно. Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя отвратить никакими казнями, или — добровольное обращение верховной власти к народу.
Мы не ставим Вам условий. ...Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий, по нашему мнению, два:
1)    Общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга. 2) Созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями.
Второй этап — организационно-подготовительный. Школьники получают время на обдумывание проблемы (можно использовать материал учебника). В зависимости от избранной позиции формируются две команды во главе с председателями (спикерами). Из наиболее ответственных и подготовленных учеников выбираются трое судей. На этом этапе команды определяют регламент выступлений, отбирают все возможные аргументы и контраргументы для отстаивания своей точки зрения.
Схема выполнения задания
Я согласен с этой точкой зрения, так как:
Аргумент 1    ;
Аргумент 2    
Я не согласен с этой точкой зрения, так как:
Аргумент 1    ;
Аргумент 2    
Третий этап — проведение дебатов. Приводя свои аргументы, выступают спикеры команд. Участники дебатов имеют возможность отвечать на вопросы спикера оппонентов. Судьи оценивают каждый этап, по ходу игры заполняют протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений, умение вести дискуссию, а также фиксируют аргументы и контраргументы команд.
Четвертый этап — подведение итогов. Когда доказательства с каждой стороны исчерпаны, судьи объявляют победителя, обосновывая свое решение. Учитель комментирует ход и оценивает результаты дебатов, отмечая способность учеников аргументированно отстаивать свою позицию, проявленную в споре толерантность к другим мнениям, умение находить компромисс. Следует обратить внимание школьников на существующие в науке мнения по данной проблеме, одно из которых представлено автором учебника в п. 4 § 26 «Причины и уроки драмы после Освобождения».
Домашнее задание. § 26.
Дополнительное задание: написать речь от лица участника событий 1 марта 1881 г. (например, А. И. Желябова, С. Л. Перовской, К. П. Победоносцева, императора Александра III, М. Т. Лорис-Меликова), аргументируя свои действия
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты