Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочные разработки «История России XIX век. 8 кл arrow Урок 31. Промышленный подъем в России 1890-х гг.: достижения и просчеты

Урок 31. Промышленный подъем в России 1890-х гг.: достижения и просчеты

Урок 31. Промышленный подъем в России 1890-х гг.: достижения и просчеты
 
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: сформировать представления о причинах и источниках промышленного подъема в 1890-х гг. в России, его достижениях и просчетах; охарактеризовать положение рабочих, а также их самые крупные выступления во второй половине XIX в.


ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Правительственная политика в промышленности. Реформы С. Ю. Витте.
3. Промышленный подъем 1890-х гг.
4. Рабочее движение.

СЛОВАРЬ
Винная монополия — исключительное право государства производить и продавать спирт и водочные изделия (на частных предприятиях только по заказу казны и по установленным ценам).
Конвертируемость валют — свободная и неконтролируемая обратимость одной валюты в другую.
Концентрация производства и рабочей силы — увеличение в масштабах государства числа крупных предприятий с большим количеством рабочих.
Гонка вооружений — процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их усовершенствования.
Индустрия — отрасль производства, включающая разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.
Забастовка (стачка) — организованное массовое прекращение работы с целью добиться выполнения каких-либо требований.
Рабочий вопрос — борьба рабочих за экономические и политические права.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Индивидуальный или фронтальный опрос по вопросам и заданиям к § 27. Обсуждение результатов выполнения дополнительного задания.
2. Выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради.
1. Отметьте черты, характерные для состояния сельского хозяйства России в конце XIX в.
1) Господство фермерского пути развития    
2) Быстрый прирост населения в русской деревне
3) Широкое применение крепостнических форм эксплуатации    
4) Ухудшение положения крестьянства в Нечерноземной полосе
5) Вместо «отработок» помещики предпочитали отдавать землю крестьянам в аренду
6) Резкое увеличение цен на зерно вызвало мировой сельскохозяйственный кризис    
7) В черноземных губерниях России происходило обнищание деревни
8) В 1891 г. на обширной территории России был собран рекордный урожай зерна    
9) Земельные переделы охватили огромное пространство Черноземного центра
2. Установите соответствие между названием и содержанием документа.

НАЗВАНИЕ
1) Манифест «О незыблемости самодержавия»
2) Указ об обязательном выкупе наделов
3) «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
4) «Положение о земских участковых начальниках»

СОДЕРЖАНИЕ
А) «По завету и примеру незабвенного родителя нашего повелеваем: Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года... » (2)
Б) «Во время отсутствия на месте уездного исправника
или станового пристава возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. ...Имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе» (4)
В) «Посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений» (1 )
Г) «В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов... Воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания; ...воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны» (3)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Форма урока — лабораторно-практическая работа с текстом § 28 и контурной картой «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.». Лабораторно-практическая работа может выполняться либо поэтапно, либо вопросы и задания для нее оформляются в виде рабочих листов «Промышленность и рабочее движение в 1890-е гг.», которые учащиеся сдают на проверку.
1. Прочитайте пункт 1 § 28 и запишите причины, по которым при Александре III государством активно поддерживалась крупная промышленность.
2. Укажите источники, которые использовались правительством для финансирования тяжелой промышленности.
3. Познакомьтесь с биографией С. Ю. Витте и, используя материал учебника, закончите текст.
Витте Сергей Юльевич (1849—1915) — государственный деятель России рубежа XIX—ХХвв., граф, председатель Совета министров в 1905—1906 гг. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. Служил в акционерном обществе Юго-Западных железных дорог, пройдя все ступени служебной карьеры от кассира до управляющего дорогой. Затем получил должность директора департамента железнодорожных дел министерства финансов; инициатор строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1892 г. назначен министром финансов. Сторонник активного стимулирования промышленного развития государством. Поэтому им были проведены важные реформы:
1)         ;
2)        
4.    Прочитайте пункт 2 «Промышленный подъем 90-х гг.» и выполните задания:
а)    найдите на карте «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.» указанные в тексте основные промышленные центры и комплекс предприятий тяжелой промышленности;
б)    отметьте эти данные в контурной карте «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»;
в)    отметьте в контурной карте «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.» магистральные железные дороги, построенные в 1861— 1900 гг.;
г)    используя текст учебника, укажите достижения и просчеты промышленного подъема России в 1890-х гг. Результаты запишите в тетрадь.
Достижения — 1)    ;
2)        
Просчеты —    1)    ;
2)        
5. Найдите в тексте учебника и запишите в тетради определения понятий «винная монополия», «конвертируемая валюта», «концентрация производства и рабочей силы», «гонка вооружений», «индустрия».
Затем учитель подводит итоги работе школьников и формулирует основные выводы о промышленном развитии Российской империи в конце XIX в.
Правительственная политика по поддержке крупной промышленности усилила приток капиталов из-за границы, в основном из Франции, Англии, Германии и Бельгии. Французы и бельгийцы проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталы шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем, охвативший отрасли, поддерживаемые правительством, — черную металлургию и машиностроение. Реформы С. Ю. Витте способствовали завершению промышленного переворота и формированию рабочего класса, основу которого раньше составляли отходники.
6. Прочитайте пункт «Рабочий класс и рабочее движение» и:
а) опишите условия труда и жизни русских рабочих;
б) запишите определения понятий «забастовка», «рабочий вопрос»;
в) перечислите самые крупные выступления рабочих в последней четверти XIX в.;
г) определите, в чем состояло значение Морозовской стачки (1885).
Проверка и закрепление знаний по вопросам:
1. Назовите основные цели правительства Александра III в области промышленности.
2. Почему для их осуществления потребовалось усилить влияние государства в промышленности?
3. Охарактеризуйте роль С. Ю. Витте в промышленном подъеме 1890-х гг.
4. Перечислите достижения и просчеты в промышленном развитии в конце XIX в.
5. Вспомните, что такое промышленный переворот. Когда он начался в Российской империи? Как вы понимаете утверждение историков, что «промышленный переворот в России завершился к концу 1890-х гг.»?
6. С чем было связано возникновение в России рабочего вопроса? В чем его суть?
7. Объясните, почему из всех выступлений рабочих особо выделяется Морозовская стачка 1885 г.
8. Согласны ли вы с оправдательным вердиктом, вынесенным присяжными заседателями морозовским ткачам? Почему?
в ходе выполнения задания 3 в рабочей тетради.
3. Отметьте черты, характерные для развития промышленности России в 1890-е гг.
1) Основными действиями российского правительства по поддержке промышленности стали: расширение строительства железных дорог, перевооружение армии и создание океанского броненосного флота
2) Падение на мировом рынке цен на хлеб привело к сокращению экспорта зерна    
3) Благодаря реформам С. Ю. Витте усилился приток капиталов из Франции, Англии, Германии, Бельгии
4) Завершение промышленного переворота
5) Низкий уровень концентрации производства и рабочей силы    
6) Большая часть предприятий являлись мануфактурами    
7) Диспропорция в развитии промышленности
8) Создание крупной промышленности
9) Введение золотого обеспечения рубля
10) Активное государственное вмешательство в экономику
Домашнее задание. § 28. Подготовить ответы на вопросы и задания 1—5 к параграфу. Выполнить задание 4 в рабочей тетради
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты