Урок 7. Начало царствования Николая I

Урок 7. Начало царствования Николая I

Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России, Создание Третьего отделения, усиление цензурного гнета, Теория «официальной народности», Разрастание бюрократического аппарата, движение декабристов

Цель урока: сформировать у учащихся представление о личности императора Николая I; мерах, принятых его правительством по ужесточению контроля над обществом; содержании теории «официальной народности»; о признаках и сущности бюрократической системы управления.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Николай I и декабристы.
3. Создание Третьего отделения, усиление цензурного гнета.
4. Теория «официальной народности».
5. Разрастание бюрократического аппарата.

«Дело Мировича» — казнь дворянина Василия Яковлевича Мировича (1740—1764), обедневшего потомка богатого и знатного малороссийского рода, решившегося освобождением Иоанна Антоновича и возведением его на престол приобрести богатства и славу.
Прокламация — агитационный листок политического содержания.
Цензура — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.
Идеология — система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
В начале урока проводится беседа по вопросам к § 5. Выборочно заслушиваются и обсуждаются творческие работы учеников (дополнительное задание). Выполняются задания 9, 10 в рабочей тетради.
9. Установите соответствие между событиями и датами.

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1) Создание «Союза спасения»    А) 1821 г. (5)
2) Восстание декабристов     Б) 1820 г. (4)
3) Основание «Союза благоденствия»    В) 1816 г. (1)
4) Волнения в Семеновском полку    Г) 1825 г. (2)
5) Возникновение Северного и Южного об- Д) 1818 г. (3) ществ
10. Ответы на кроссворд: казачество, разночинцы, Елизавета, помещик, Отечественная, сословие, товар, Новосильцев, интеллигенция, чиновник, Екатерина, старообрядцы, Тобольск, Вяземский, отходники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Начиная изучение нового материала, учитель отмечает, что в условиях абсолютной монархии в России направления и характер внутренней политики во многом зависели от личных качеств императоров. В основу изложения можно положить текст учебника. Затем на основании рассказа учителя школьники знакомятся с личностью императора Николая I. Целесообразно дать учащимся задание сравнить императоров Александра I и Николая I по следующим направлениям: воспитание, характер, убеждения и идеалы, обстоятельства вступления на престол, оказавшие влияние на их внутреннюю политику. Портрет Николая I в тексте параграфа можно сопроводить описанием российского императора, данным А. И. Герценым:
Он был красив, но красота его обдавала холодом, нет лица, которое бы так беспощадно обнажало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, глаза без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза.
Знакомя учеников с информацией о следствии и суде над декабристами, необходимо обратить их внимание на следующие важные моменты:
в отличие от политики просвещенного абсолютизма Александра I, реализация которой натолкнулась на сопротивление значительной части дворянства, Николай I стремился обеспечить стабильность существующих порядков с помощью усиления репрессий в отношении возможных заговорщиков («Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока... во мне сохранится дыхание жизни»);
жестокое наказание декабристов потрясло дворянское общество, которое со времен «дела Мировича» (следует напомнить ученикам об этом событии с помощью вопросов 1, 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное») не знало таких наказаний.
Из стихотворения Д. С. Самойлова «Декабрист»
Цареубийство мне претит,
В том смысл стоянья на Сенатской,
Что царь, выигрывая натиск,
Утрачивает свой престиж.
Нам повезло, что мы не взяли власть,
И это стало ясным при дознаньях,
Пусть государь, запутавшись в признаньях, Правдивых слез напился всласть...
Вопрос к документу: объясните, почему Николай I, выигрывая натиск, утрачивает свой престиж. (Николай I выиграл схватку за власть, однако в моральном плане проиграл. Он ничего не сумел противопоставить справедливым требованиям восставших, кроме грубой силы, более того, власть вынуждена была признать, что даже дворянство далеко не во всем поддерживает политику Зимнего дворца.)
Следующие пункты учащиеся изучают самостоятельно. Класс делится на три группы (по рядам), каждая группа знакомится с содержанием одного из разделов параграфа и готовит ответы на вопросы (дополнительные задания оформляются на карточках).
Первая группа работает с пунктом параграфа «Создание Третьего отделения, усиление цензурного гнета». Основным вопросом для группы является вопрос 1 к параграфу. Уточняющие вопросы: 1. С какой целью было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии? Кто его возглавил? 2. Используя документ, определите главные задачи агентов Третьего отделения.
Из Инструкции А. Х. Бенкендорфа агентам Третьего отделения
1. Обратить особое внимание на все без изъятия злоупотребления, беспорядки и законопротивные поступки.
2. Наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью... или пагубным направлением людей злоумышленных.
3. ...Отстранять всякое зло по дошедшим слухам о худой нравственности и дурных поступках молодых людей, стараться поселить в заблудших душах стремление к добру и возвести их на путь истинный...
3. Почему новый цензурный устав назвали «чугунным»? 4. В 1852 г. московский учитель похвалил в печати действия правительства Николая I, за что немедленно был уволен. Объясните, почему учитель был наказан.
Вторая группа знакомится с пунктом «Теория «официальной народности» и готовит ответ на вопрос 2 к параграфу. Уточняющие вопросы: 1. Вспомните значение термина «идеология». 2. Раскройте суть теории «официальной народности». 3. Какие недостатки идеологии С. С. Уварова вы можете назвать? 4. Познакомьтесь с фрагментом из письма П. Я. Чаадаева. Почему за публикацию «Философического письма» в журнале «Телескоп» в 1836 г. П. Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим?
Из «Философического письма» П. Я. Чаадаева
У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства... У нас ничего этого нет. Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности... Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства... Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее вовсе нет.
Третья группа изучает пункт «Разрастание бюрократического аппарата» и отвечает на вопрос 3 к параграфу. Уточняющие вопросы: 1. Вспомните значение терминов «бюрократия», «самодержавнобюрократический строй». 2. Почему Николай I не доверял дворянскому обществу? 3. На основании документа раскройте связь между усилением управленческого централизма и «бумажным царством».
Из статьи Н. А. Мельгунова «Мысли вслух об истекшем тридцатилетии России» (1855)
Бюрократия, эта язва новейшей Европы, нигде не свирепствует, как у нас, у нас она пуще чумы... В России больше бумажных мельниц, чем бы, казалось, следовало ожидать, судя по степени ее образования. Куда же идет бумага?.. Мудрено ли, при огромных размерах нашей бюрократической письменности, что она навлекла на Россию, к сожалению, заслуженное прозвание «бумажного царства» и «страны бесполезных формальностей».
4. Объясните, что имел в виду Николай I, утверждая: «Россией правят столоначальники».
По завершении работы организуются выступления представителей групп. Обсуждение ответов учащихся на вопросы является закреплением материала. Важные положения темы фиксируются в тетрадях.
Домашнее задание. § 6. Используя доступную историческую литературу, подготовить индивидуально или по группам биографические справки о государственной деятельности П. Д. Киселева, А. П. Ермолова и Шамиля
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты