Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочные разработки «История России XIX век. 8 кл arrow Урок 8. Попытки укрепить Российскую империю и начало кризиса николаевской империи

Урок 8. Попытки укрепить Российскую империю и начало кризиса николаевской империи

Урок 8. Попытки укрепить Российскую империю и начало кризиса николаевской империи
 
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России, внутренняя политика Николая I, Денежная реформа Е. Ф. Канкрина, начало кризиса николаевской империи, Составление Свода законов Российской империи
 
Цель урока: познакомить школьников с мероприятиями Николая I по укреплению империи и первыми признаками кризиса николаевской системы.

ПЛАН УРОКА
1. Составление Свода законов Российской империи.
2. Крестьянский вопрос.
3. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
4. Кавказская война и начало кризиса николаевской империи.

Кодификация законов — систематизация указов и законов, составление сводного акта (кодекса).
Мюридизм — движение воинствующих горцев Кавказа, целью которого являлась священная война с «неверными».
Теократическое государство — государство, в котором верховная власть принадлежит духовенству, сочетающему функции главы государства и религиозной организации.
Имамат — теократическое государство горцев Чечни и Дагестана.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Организуется в процессе изучения нового материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1- й вариант. В начале урока ученики должны вспомнить и кратко охарактеризовать правительственные меры по усилению контроля над обществом. Учитель рассказывает, как однажды наследник престола, будущий император Александр II, сказал Николаю I, что Россия держится самодержавием и законами. «Законами — нет! — возразил Николай I. — Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем!» — трижды взмахнул он крепко сжатым кулаком. Вопрос: какие мероприятия в начале царствования провел Николай I, уповая на силу кулака?
Тема является продолжением предыдущего урока, посвященного преобразованиям правительства Николая I, которые были направлены на укрепление стабильности в империи. Поэтому первая часть урока организуется в форме самостоятельной работы учащихся в группах. Класс делится на три группы (по рядам), каждая группа знакомится с содержанием одного из разделов параграфа и готовит ответы на вопросы (дополнительные задания оформляются на карточках).
Первая группа работает с пунктом учебника «Составление Свода законов Российской империи». Основным вопросом для группы является вопрос 1 к параграфу. Уточняющие вопросы: 1. Вопросы 1, 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное». 2. С какой целью Николай I поручил специалистам под руководством М. М. Сперанского составить Свод законов?
3. Найдите в тексте учебника объяснение понятия «кодификация законов». Почему работа по кодификации была наиболее сложной? 4. Как император оценил труд М. М. Сперанского?
Вторая группа знакомится с пунктом «Крестьянский вопрос» и готовит ответ на основной вопрос: какие мероприятия правительства Николая I были проведены для решения крестьянского вопроса? Уточняющие вопросы: 1. Вопрос 3 рубрики «Вспомним ранее пройденное». 2. В чем сущность крестьянского вопроса в России? 3. Объясните, почему император все серьезнее задумывался о необходимости решения крестьянского вопроса. 4. Используя подготовленное сообщение о П. Д. Киселеве, ответьте на вопрос 2 к параграфу. 5. Почему реформа управления государственными крестьянами так и не привела к отмене крепостного права?
Третья группа работает с пунктом «Денежная реформа» и готовит ответ на вопрос 3 к параграфу.
Уточняющие вопросы: 1. Вспомните, когда в России появились бумажные деньги. В чем сущность политики протекционизма? 2. Почему возникла необходимость в проведении денежной реформы? 3. Подготовьте сообщение о Е. Ф. Канкрине. 4. В чем сущность денежной реформы Е. Ф. Канкрина? 5. Какие последствия имела эта реформа?
По завершении работы выступают представители групп. Обсуждение ответов учеников на вопросы является закреплением материала. Важные положения темы фиксируются в тетрадях.
Далее учитель объясняет ученикам причины, рассказывает о ходе и завершении Кавказской войны, начале кризиса николаевской империи. В процессе изложения материала школьники обозначают основные события войны, а также крепость Грозную и аул Гуниб в контурной карте «Кавказ в XIX в. Кавказская война. 1817—1864 гг.» (с. 7), а затем выполняют задания 3 и 4 к ней. Все условные обозначения должны быть отражены в легенде карты.
В основу рассказа учителя о Кавказской войне можно положить подготовленное учащимися сообщение о А. П. Ермолове и текст учебника.
После присоединения Закавказья к России ситуация в регионе существенно изменилась. Владения горских племен оказались окружены землями, вошедшими в состав Российской империи. Горцы, всегда готовые к вооруженным нападениям, угрожали интересам России на Кавказе. Особенно сильное влияние на них оказывала Турция, которая могла использовать горцев-мусульман в борьбе против России. Пытаясь обеспечить прочное обладание вновь присоединенными территориями, царская администрация Кавказского края под началом генерала А. П. Ермолова начала передвигать оборонительные линии на юг, возводя крепости и строя дороги. Это привело к широкомасштабной Кавказской войне 1817—1864 гг. Горцы вели ее под знаменем газавата — священной войны против «неверных». Во главе возникшего теократического государства северокавказских горцев стоял имам — духовный руководитель. Прославленным вождем стал имам Шамиль, который в течение 25 лет возглавлял образовавшийся на территории горного Дагестана и Чечни имамат. Шамиль опирался на мюридов — последователей имама, готовых отдать жизнь в борьбе с «неверными». Русские генералы, продвигаясь в горы и применяя тактику «наказания» непокорных аулов (разорение и переселение на равнину), сжимали кольцо вокруг сторонников Шамиля. В 1859 г. в высокогорном дагестанском ауле Гуниб Шамиль сдался в плен. А в 1864 г. были разбиты последние отряды его сторонников.
Характеризуя кризис николаевской системы, необходимо отметить следующие моменты:
активная внешняя политика и Кавказская война требовали значительных военных расходов. Но крепостническое хозяйство России было малодоходным, и, несмотря на проведенную Е. Ф. Канкри- ным денежную реформу, казна Российской империи истощилась. Если в 1825 г. внешний долг России составлял 102 млн руб., то к концу царствования Николая I он достиг 278 млн руб.;
крепостническое хозяйство России не успевало за динамично развивающимися странами Европы. Все сильнее проявлялась военная отсталость России.
2- й вариант. Объяснение всех вопросов темы учителем, работа с контурной картой. С целью закрепления материала учащиеся отвечают на вопросы, которые сформулированы в 1-м варианте.
Примерный план изложения материала
1. Со времен Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов, указов и положений, которые иногда дополняли один другой, иногда противоречили друг другу. Сложившаяся ситуация увеличивала злоупотребления чиновников, затрудняла деятельность правительства. Создание нового свода законов было поручено М. М. Сперанскому, возглавившему Второе отделение Императорской канцелярии. Работа по кодификации законов была завершена в 1833 г. утверждением Свода законов Российской империи.
2. Существование крепостного права являлось основной проблемой при решении крестьянского вопроса в России. Николай I понимал пагубность крепостничества для развития производительных сил страны, видел в нем угрозу новой пугачевщины, однако реформа управления государственной деревней, осуществленная П. Д. Киселевым, оказалась единственным серьезным шагом в этом направлении за все 30-летнее царствование Николая I.
3. Стоимость бумажных денег в начале XIX в. неуклонно уменьшалась, рос внешний долг страны. С целью оздоровления финансов и экономики в целом министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. Основой денежного обращения стал серебряный рубль, который можно было обменивать на кредитные билеты. Старые ассигнации были изъяты из обращения.
4. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа — основные достижения николаевского царствования, способствовавшие укреплению империи.
5. Горцы Кавказа нападали на города, станицы, рынки, захватывая пленных, которых превращали в рабов. Русские пытались наладить отношения с горскими князьями, но затем, не прерывая переговоров, главноуправляющий Кавказского края генерал А. П. Ермолов приказал передвинуть оборонительную линию на юг — на реку Сунжу, где была основана крепость Грозная. Действия Ермолова стали началом затяжной и изнурительной Кавказской войны. В этот период в Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство — имамат — во главе с имамом Шамилем, опиравшимся на мюридов, которые вели войну с «неверными» до полной победы. В 1859 г. в окруженном русскими войсками ауле Гу- ниб Шамиль сдался в плен, но Кавказская война завершилась лишь в 1864 г.
6. Активная внешняя политика Николая I и длительная Кавказская война, требовавшие значительных военных расходов, привели к истощению казны. Усиливалось экономическое и военное отставание России от стран Запада. Эти явления можно считать началом кризиса николаевской империи.
Домашнее задание. § 7. Подготовить ответы на вопросы 3, 4 к параграфу
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты