Уроки 13—14. «Золотой век» русской культуры

Уроки 13—14. «Золотой век» русской культуры

Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс»

Цель уроков: познакомить учеников с основными направлениями изобразительного искусства первой половины XIX в.; дать представление о вкладе российских мастеров в общемировое культурное наследие.


ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Архитектура и скульптура.
3. Русская живопись.
4. Театр и музыка.
5. Русская журналистика.

Классицизм — стиль и направление в литературе и искусстве XVIII — начала XIX в., использовавшее античное наследие в качестве нормы и образца.
Ампир («стиль империи») — стиль позднего классицизма с характерными строгими формами и обращением к древнеримскому или древнегреческому декору (военные трофеи, крылатые сфинксы и т. п.).
Эклектика (греч. — выбор) — смешение, механическое соединение разнородных стилей.
Академизм — следование в живописи внешним формам классического искусства Античности, насаждение условных идеализированных образов, отвлеченных от норм красоты.
Антрепренер — театральный предприниматель.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Фронтальный опрос-беседа по вопросам 1, 4 к§ 11.
2. Выборочная проверка задания 2.
3. Дополнительные вопросы: как складывались отношения русских с местным населением Аляски? На каких условиях Аляска передавалась США?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
В начале урока ученики должны вспомнить, какой архитектурный стиль господствовал в первой половине XVIII столетия, назвать известные им имена архитекторов, художников-портретистов и их работы. Затем учитель обращает внимание на название § 12 и 13 и предлагает по завершении рассмотрения темы объяснить, почему этот период отечественной истории получил название «золотого века».
Урок можно организовать по одному из предлагаемых вариантов.
1-й вариант предусматривает проведение урока-панорамы. Главная задача урока заключается в том, чтобы в процессе объяснения темы учителем и выступлений учащихся последние получили максимально полное представление о достижениях художественной культуры России первой половины XIX в. Помимо иллюстративного ряда учебника необходимо воспользоваться возможностями технических средств обучения (электронные носители: «Энциклопедия истории России (862—1917)» («Коминфо»); «Шедевры русской живописи» («Кирилл и Мефодий»); «Энциклопедия классической музыки» («Коминфо»);
«100 лет русскому музею» («Март»)), а также привлечь краеведческий материал по данной теме.
Учитель кратко характеризует особенности развития российской культуры первой половины XIX в.:
культурное наследие, накопленное на протяжении веков, дало свои плоды именно в этот период, открытость русской культуры сказалась в восприимчивости к тому новому, что предлагала Западная Европа;
достижения русской культуры первой половины XIX в. были тесно связаны с историческими событиями;
восприятие русской культурой достижений западноевропейской моды, смешение стилей открывали новые возможности для решения задач, поставленных временем перед литературой и искусством;
самобытность и оригинальность российской художественной культуры.
Далее учитель знакомит (либо предлагает вспомнить) учащихся с особенностями классицизма и ампира. Определения стилей записываются в тетрадях. На примере одного из памятников архитектуры первой половины XIX в. (иллюстративный материал учебника) ученики перечисляют характерные черты архитектуры классицизма (центральный портик с колоннами, симметрия, фронтон, фриз и др.). Затем учитель объясняет, чем отличается петербургский классицизм от московского. При этом внимание школьников обращается на то, что архитектурные памятники, созданные в царствование Александра I, отражали торжество России в победе над Наполеоном, ее ведущую роль в Европе. Именно этот период стал расцветом стиля ампир. Новое поколение архитекторов после победы в Отечественной войне 1812 г. сделало главной темой героизацию военного триумфа России. Работы К. И. Росси и О. Монферрана в Петербурге, Д. Желярди и О. Бове в Москве придали этим городам новый, классический, облик. Император Николай I не приветствовал, как он выразился, «излишества в колоннах и выступах». Поэтому эклектика, «русско-византийский стиль» архитектора К. А. Тона стали официальным архитектурным направлением, воплощением теории «официальной народности» в искусстве. Одним из вариантов объяснения темы об архитектуре первой половины XIX в. может стать выполнение задания 3 в рабочей тетради.
Характеристику русской живописи первой половины XIX в. можно сопроводить описанием основных черт академизма и знакомством учеников с творчеством художников, работавших в этом стиле. Работа проводится либо на основе знакомства учащихся с текстом учебника и иллюстрациями вклейки, либо с помощью выполнения задания 4 в рабочей тетради.
В заключение этой части урока учащиеся отвечают на вопросы:
1. Объясните название параграфов.
2. Назовите характерные черты архитектуры классицизма. Чем отличается петербургский классицизм от московского?
3. Какой архитектурный стиль пришел на смену классицизму? В чем его новизна?
4. Назовите самые, на ваш взгляд, значительные достижения русской архитектуры и живописи первой половины XIX в. Как они связаны с историческими событиями этого времени?
Аналогично проходит изучение вопросов, касающихся развития театрального и музыкального искусства, русской журналистики. В основу рассказа учителя можно положить текст учебника. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Назовите самые, на ваш взгляд, значительные достижения русских композиторов и театральных деятелей первой половины XIX в. Как они связаны с историческими событиями этого периода?
2. Какие органы печати в России первой половины столетия принадлежали к консервативно-охранительному, а какие — к либеральному направлениям?
Обобщая ответы школьников, целесообразно подчеркнуть, что театр и музыка первой половины XIX в. обратились к национальной тематике. Новую эру открыл М. И. Глинка, создавший национальные оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». В них композитор воплотил свою главную мысль: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем». Эти традиции продолжил А. С. Даргомыжский, написавший оперу «Русалка» по поэме А. С. Пушкина. Он же стал автором романсов «Титулярный советник», «Старый капрал» и др. Жанр романса становится популярным в начале столетия. Простые и мелодичные песни и романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева приобщили к музыкальной культуре широкие слои дворянства и горожан. Музицирование, посещение музыкальных представлений стало показателем хорошего тона.
Развитие театрального искусства связано с деятельностью московского Малого и петербургского Александринского театров. Известные актеры, выступавшие на их сценах, — М. С. Щепкин, П. С. Мо- чалов, В. А. Каратыгин блистали не только в классических пьесах У. Шекспира и Ф. Шиллера, но и в произведениях русских авторов — А. С. Грибоедова («Горе от ума») и Н. В. Гоголя («Ревизор»).
2-й вариант. Работа в группах, сформированных учениками по интересам. После предварительного знакомства с содержанием § 12, 13 (данный вариант уроков необходимо отразить в домашнем задании предшествующей темы) школьники получают творческое задание: разработать проект газеты или журнала, названия которых представлены в пункте «Русская журналистика». В них помещаются статьи о достижениях русской культуры первой половины XIX в. Основные рубрики проекта: «Архитектурный шедевр», «Выставка одной картины», «В театрах Москвы и Санкт-Петербурга», «Новинки литературы». Перед началом работы, чтобы избежать дублирования, учитель обсуждает с представителями групп критерии оценивания работы, выбор ими примеров достижений культуры, а также название газеты или журнала. На последующих уроках каждая группа представляет свой проект. Остальные учащиеся по пятибалльной системе оценивают работу по следующим критериям: а) оформление газеты или журнала, исходя из заявленного названия и политической направленности; б) название статей, содержание и их подбор; в) размещение материала с точки зрения восприятия; г) иллюстративный ряд.
После представления всех проектов учащиеся и учитель объявляют победителя. С целью объективной оценки целесообразно ознакомить с проектами учащихся других классов.
Домашнее задание. § 12, 13. Подготовить устные ответы на вопросы к параграфам и выполнить задания 3, 4 в рабочей тетради
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты