Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Всеобщая история История Средних веков 6 класс arrow § 18. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

§ 18. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

§ 18. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?

1. Средневековые университеты. Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.
В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.
Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» — совокупность, объединение) — это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.
Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.
Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства— «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магйстром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии .
Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.
Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни — языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.
Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).

2. Вера, разум и опыт. В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр (1079—1142). На его блестящие лекции собирались ученики со всех концов Европы. Другие преподаватели, чьи лекции не пользовались такой популярностью, отчаянно завидовали Абеляру. Сами они, занимаясь толкованием Священного Писания и сочинений отцов церкви, не стремились на лекциях добавлять к уже сказанному что-то новое, своё. Абеляр же считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать таким образом новое знание. Он утверждал, что не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам кого-либо из отцов церкви. Ведь и сами христианские богословы порой давали противоположные ответы на одни и те же вопросы. Значит, нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.
Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем Абеляра был Бернар — аббат монастыря Клерво в Бургундии. Суровый аскет, уже при жизни имевший славу святого, он отличался редким красноречием и пользовался огромным влиянием. В противоположность Абеляру Бернар Клервоский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал, что удел смертных — молиться и верить и только искренняя вера по милости Божией может приоткрыть перед людьми тайны мироздания, перед которыми бессилен разум. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитве человек может непосредственно общаться с Богом.
Спор Бернара с Абеляром — столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир и человека. Абеляр основывался на разуме, Бернар — на вере. В XII веке разум должен был уступить вере, но будущее было за ним.
По сравнению с верой и разумом опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась скромная роль. Господствовало множество фантастических представлений об устройстве мира и его обитателях. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.
В эпоху Средневековья астрономия была неотделима от астрологии, а химия - от алхимии. Астрологи, накопившие немало знаний о движении Солнца, планет и звёзд, утверждали, что по звёздам можно определить будущее. Многие короли или полководцы, прежде чем что-либо предпринять, советовались с астрологами. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото. В ходе этих поисков были накоплены многие сведения, важные для развития химии. Люди учились получать сплавы, кислоты, краски, освоили производство пороха. Были созданы многие химические приборы.
Оцените роль астрологии и алхимии в развитии науки.
Вольнодумцам, которые осмеливались опираться в своих выводах не на откровения веры или доводы разума, а на опыт и наблюдение, обычно выпадала нелёгкая судьба. Так случилось с англичанином Роджером Бэконом, жившим в XIII веке. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. Учёный предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти (телескоп, летательный аппарат). За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провёл в монастырской тюрьме.

3. Вершина средневековой философии. Одним из величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика (от латинского «схола» — школа; это слово можно перевести как «школьная философия»). В наши дни слово «схоластика» означает бесплодное умствование, оторванное от реальной жизни. Но в Средневековье схоластику понимали совсем иначе, и европейская культура ей многим обязана. Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум ни в коем случае не должен ставить под сомнение догматы веры. Один средневековый мыслитель назвал философию служанкой богословия, и ничего постыдного для философии в этом не видели. Но и разуму схоласты уделяли много внимания. Они считали, что все рассуждения должны быть строго логичными, иначе, начав с правильных истин, можно прийти к опасным заблуждениям. И схоласты разрабатывали логику  мысли, выстраивая безупречно правильные цепочки из предпосылок и следствий.
Схоластика родилась в XI веке, а вершина её — творчество святого Фомы Ак- вйнского (1225 или 1226—1274). Он отличался глубиной и последовательностью мысли.
Древнегреческий философ Аристотель, на Западе в раннее Средневековье почти забытый, но популярный у арабов, в XII веке вновь стал известен и в Западной Европе. Его тексты перевели с греческого и арабского на латынь, и европейские философы были потрясены широтой его интересов и глубиной мысли. Популярность языческого философа вызывала у церкви серьёзные опасения. «Примирить» Аристотеля с Христом удалось именно Фоме Аквинскому. Его главный труд - «Сумма теологии» - отличался энциклопедическим охватом и логикой изложения.
Вскоре после смерти Фомы церковь приняла его учение. Позже он был причислен к лику святых. На смену схоластике пришли новые направления мысли. Традиции, созданные средневековыми университетами, наукой и философией, сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.

Из сочинений Роджера Бэкона
Все науки связаны одна с другой и взаимно друг друга поддерживают: успех одной помогает всем другим, как глаз, например, руководит движениями всего тела...
...Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной — только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем как она важна, как полезна!
...Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.
...Нельзя знать людей, не зная климата и страны, в которой они живут, так как климат влияет на творения растительного и животного царства и ещё более на нравы, характеры и учреждения...
Разум — вот вождь правильной воли; он направляет её к спасению. Чтобы делать добро, надо его знать; чтобы избегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла... Нет опасности больше невежества.
Определите, какие из взглядов Бэкона могли быть признаны церковью, а какие могли стать причиной его преследования. Как вы думаете, о каком спасении идёт речь в документе? Почему Бэкон придавал большое значение математике?


1. Расскажите об устройстве средневекового университета. Чему учили в университетах?
2. Докажите, что университет — часть городской культуры Средневековья.
3. Что подталкивало людей Средневековья к получению университетского образования? Действуют ли эти причины и в наши дни?
4. Найдите на карте города, в которых возникли наиболее древние и знаменитые университеты.
5. Почему средневековые студенты во время учёбы часто перебирались из одного университета в другой? Благодаря чему они могли легко это сделать?
6. Какие идеи Абеляра позволили обвинить его в ереси?
7. Чем различались воззрения Абеляра, Бернара Клервоского и Роджера Бэкона?
8. Какое место в средневековой науке отводилось опыту и наблюдению?
9. Выясните, какие черты средневековых университетов сохраняются и в наши дни.
10. Какую роль в развитии средневековой мысли сыграла схоластика?
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты