Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 19. Время соборов

§ 19. Время соборов

Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства?

1. Мир романских соборов. XI—XIII века стали временем расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. Однако ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь достигла вершины могущества. Она располагала огромными богатствами, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. В это время возросло значение монастырей и их объединений; самым заметным из них было клюнийское. Клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновлённой церкви.
Большие храмы нужны были не только для того, чтобы воплощать всемогущество Бога и его церкви. В XI— XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получило паломничество. Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживлённых путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.
Стиль, господствовавший в Европе в XI—XII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома»— Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приёмы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

Какие названия носили разные части храма и в чём их назначение?

В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы её усложнялись и совершенствовались. Зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжёлых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. Чтобы стены не утратили надёжность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они часто напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма величавость, строгость, иногда даже суровость.
Ещё одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.

2. «Библия в камне». Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.
Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход — портал (от латинского слова «порта» — вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами. Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.
Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера - Гизле- берт). В центре композиции - неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него - ликующие праведники, по левую-трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе - богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.
Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне».
В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.

3. Душа готики. В XII веке во Франции зародился новый стиль искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе и господствовал вплоть до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).
Во многом готический собор был сходен с романским: башни у западного фасада; порталы, богато украшенные
скульптурой; нефы, ведущие к алтарю; поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы романского искусства сохранились, но изменились. Вместо мощных столбов — пучки тонких изящных колонн. Их линии, продолжаясь на своде, причудливо переплетались и заставляли тяжёлый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто сломались — такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башенки с остроконечными шпилями, сотни статуй на фасадах и внутри здания — всё это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.
Такие изменения стали возможны в результате достижений в технике строительства. Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося её со стен на опорные столбы. Кроме того, тяжесть свода с помощью специальных полуарок — аркбутанов — частично передавалась на мощные столбы — контрфорсы, вынесенные из внутреннего пространства здания наружу. Благодаря этому можно было поднять своды на большую высоту. Если в самом высоком романском соборе — церкви аббатства Клю- ни — высота сводов составляла чуть более 30 метров, то в готических соборах она достигала 40 и более метров.
Передача всей нагрузки на опорные столбы и контрфорсы позволила отказаться от толстых стен. Вместо них появились большие окна. В оконные рамы вставлялись изображения из разноцветных кусочков стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Они назывались витражами (от латинского слова «витрум» - стекло). На огромных сияющих витражах, сменивших фрески романских соборов, изображались Христос и Богоматерь, святые, библейские сцены. Через витражи в храм проникало много света, в солнечную погоду он играл на колоннах и на полу красочными бликами, казалось, даже воздух в храме светился.
Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа. Эта неземная красота создавалась долгим трудом гениальных мастеров — архитекторов, резчиков по камню, витражных дел мастеров. Их артели переходили из города в город, выполняя заказы. Строительство стоило огромных денег и было столь трудоёмким, что в лучшем случае продолжалось пару десятилетий, а иногда затягивалось на несколько веков.

Бернар Клервоский о скульптурном убранстве романских монастырских храмов

Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины, в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого.
Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, а не по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе божьем, по- учаясь.
Есть ли связь между тем, что видит в церковном интерьере Бернар Клервоский, и назначением христианского храма? Как автор относится к тому, что видит? Чем объясняется такое его отношение?


1. Как строительство романских а затем и готических соборов связано с развитием потребностей общества?
2. Каковы отличительные черты романского собора? Опишите их с помощью илюстрации учебника
3. Почему над входом в храм часто находится изображение страшного суда?
4. Назовите характерные особенности готической архитектуры (не менее пяти). Используйте иллюстрации учебника.
5. Объясните, почему романские и готические соборы обычно были очень просторными и могли вмещать больше людей, чем жило в городе.
6. Используя дополнительную литературу, докажите, что католический храм представлял собой «Библию в камне».
7. Как вы думаете, почему в храмах часто встречались скульптурные сюжеты небиблейского содержания?
8. Составьте таблицу на сравнение романского и готического стиля.
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты