§ 2. Христианская церковь в раннее Средневековье

§ 2. Христианская церковь в раннее Средневековье

Какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

1. Как верить? Первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Христианских мучеников за веру распинали, обезглавливали, травили дикими зверями. Лишь в 313 году император Константин I Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории Римской империи. Христианство очень быстро вытеснило языческие верования, стало господствующей, а с конца IV века единственно разрешённой религией империи. Теперь уже христиане начали преследовать язычников.
Христиане получили возможность лучше разобраться в собственном учении, ведь в нём было много неясного. Со времени земной жизни Иисуса Христа и его учеников-апостолов прошли столетия, и многие толковали их слова по-разному. Нужно было разобраться, во что и как следует верить, как правильно почитать Господа.
Без правильных ответов на эти вопросы нельзя было достичь Царства Небесного.
Над ними глубоко размышляли христианские богословы IV—V веков. Самых выдающихся из них, оказавших значительное влияние на развитие христианской церкви и причисленных к лику святых, принято называть отцами церкви. Наиболее известны среди них Августин, Иероним и Иоанн Златоуст.
Важнейшей заслугой святого Иеронима был перевод с греческого языка на латынь Библии - главной книги всех христиан, их Священного Писания. Теперь Священное Писание стало доступно для всего населения Римской империи. Перевод Иеронима использовался в Западной Европе в течение всего Средневековья, и образованные люди часто говорили и писали фразами и оборотами, взятыми из него.
Среди верующих часто возникали разногласия. В ожесточённых спорах побеждала одна из точек зрения. Закреплённая мнением большинства, она становилась догматом — важным положением вероучения, обязательным для всех верующих. Для решения спорных вопросов устраивались соборы, в заседаниях которых участвовали епископы и богословы. Первые два собора, созванные в Ни- кёе в 325 году и в Константинополе в 381 году, свели важнейшие догматы христианства в краткий Символ веры. Учение, которое сложилось на соборах и соответствовало Символу веры, в греческом языке именовалось ортодоксальным, что переводится как «правоверный, православный». Церковь называла себя католической (кафолиреинческой), ЧТО значит «вселенская, всеобщая». Позже, когда в христианской церкви произошёл раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а церковь Запада — католической.

2. Ереси. Отвергнутые на соборах учения объявлялись ошибочными и вредными. Их стали называть ересями, а тех, кто их придерживался, — еретиками. Еретики, убеждённые в своей правоте, считали себя истинными христианами.
Наиболее распространённой ересью было учение Ария, который считал Христа не равным Богу Отцу, а лишь подобным ему. Тем самым отрицался один из важнейших догматов христианства - учение о Троице. Население Римской империи сравнительно быстро отказалось от арианства, но зато именно в арианской форме приняли христианство многие германские племена: вестготы, остготы, вандалы. Исключение - франки.

3. Устройство христианской церкви. Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация.
В церковь как общину верующих входили духовенство (служители церкви) и миряне. Возведённые в духовный сан священнослужители имели право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства. Духовенство было организовано в соответствии с церковной иерархией: дьяконы, священники, епископы, архиепископы, патриархи. У каждого священника был свой приход, состоявший из жителей нескольких деревень или городских кварталов. Священник проводил службы, исполнял церковные обряды в приходской церкви, организовывал помощь вдовам, сиротам и беднякам. Священникам помогали дьяконы.
Все прихожане платили налог на содержание церкви — церковную десятину, то есть десятую часть урожая (позже и с других доходов). Часть собранной десятины использовалась на содержание местного духовенства и поддержание в порядке приходской церкви. Другая часть шла на содержание тех, кто стоял на более высокой ступени церковной иерархии.
Несколько приходов или же несколько десятков приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке — митрополит, то есть тот, кто возглавлял церковь большого города. Вершину иерархии на христианском Востоке составили четыре патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохйи. Наиболее влиятельным был патриарх Константинопольский.
На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима — папа римский (от греческого слова «паппас» — отец). Первым  епископом Рима считался апостол Пётр. Папы утверждали, что Пётр был главным среди апостолов и что перед смертью он передал свою власть папам — его законным преемникам. Со временем Рим стали называть градом святого Петра.

4. Монашество на Востоке и на Западе.
Второй составной частью духовенства Монахи, было монашество (от греческого слова «монахос» — одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной суеты, чтобы молиться, размышлять и готовиться к вечной жизни. Одни находили уединённое место (в пустыне, в горах, в лесу) и жили в одиночестве (таких называли отшельниками). Другие селились совместно (в одиночку прожить было очень трудно). Свою обитель монахи обносили стеной, отгораживаясь от суеты и соблазнов мирской жизни.
Монашество возникло в Сирии, Палестине и Египте, а вскоре и на Западе. По-настоящему широко оно стало распространяться в результате деятельности святого Бенедикта. В первой половине VI века он основал монашеский орден, позже названный его именем.
По примеру восточных монахов Бенедикт создал собственный устав, то есть правила монашеской жизни. Этот устав не требовал от монахов чрезмерного аскетйзма  и потому вскоре распространился по всей Европе.
Вскоре в Европе возникло много монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели — аббатами (в переводе с сирийского «отец»). Первоначально маленькие и неказистые, со временем многие обители отстроились, приобрели огромные богатства и немалое влияние. Монастыри стали важнейшими центрами культуры и образования. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг — скриптдрии, где учёные монахи годами трудились над рукописями.
План средневекового монастыря: 1 — главная церковь; 2 — библиотека и скрипторий; 3 — ризница; 4 — башни; 5 — внутренний дворик; 6 — зал капитула (место собрания монахов); 7 — общая спальня монахов и купальня; 8 —трапезная; 9 — кухня; 10 —кладовая с погребом; 11    — помещение для паломников; 12 — хозяйственные постройки; 13 —дом для гостей; 14 —школа; 15 —дом аббата; 16 —дом врача; 17 —место для выращивания целебных трав; 18 —госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 —сад с кладбищем и огород; 20 — гусятник и курятник; 21—амбары; 22 — мастерские; 23 — пекарня и пивоварня; 24 — мельница, молотильня, сушилка; 25 — хлевы и конюшни; 26 — дом для челяди.
Пользуясь планом, в парах составьте диалог (например, от лица монаха-библиотекаря и монаха, управляющего хозяйством) о жизни и занятиях монахов. Подумайте, зависел ли монастырь от внешнего мира в хозяйственном отношении. Чем ещё должен был располагать монастырь для успешного развития хозяйства? Какие книги хранились в монастырской библиотеке?
Страницы рукописной книги. Миниатюра и текст с инициалами. Ирландия, 800 г.
дарством и многое другое. Но хотела ли церковь сохранить античную науку, образование, искусство? Ведь многие служители церкви, среди которых наиболее знаменит папа Григорий I Великий, считали, что христианам нужно доступное и понятное изложение основ веры. Однако такая позиция полностью в жизнь не воплощалась. В богослужении использовался латинский язык, богословские сочинения также писались на латыни. Без античных знаний по астрономии невозможно было вычислять христианские праздники, античная строительная техника позволяла сооружать церкви.
Наконец, церковь сохранила и приспособила к своим потребностям позднеримскую систему образования, которая составляла основу знаний в течение всего Средневековья. Набор учебных предметов именовался «семь свободных искусств».
«Семь свободных искусав» делили на два цикла: тривиум (по-латыни «троепутье») и квадрйвиум (по-латыни «четверопутье»). В состав первого цикла - наук о слове - входили грамматика (правила чтения, письма на латинском языке), риторика (умение говорить связно и красноречиво) и диалектика (умение рассуждать и спорить). Одолев тривиум, ученик приступал к наукам о числах - квадривиуму, (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Под музыкой имелась в виду теоретическая дисциплина, связанная с математическими вычислениями музыкальных интервалов.
Церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры. Историки применяют к эпохе Средневековья такие определения, как христианская культура, христианская Европа.

Из письма папы римского Григория I Великого (590—604) одному из епископов

...Дошло до нас — и мы не можем об этом вспомнить без стыда, — что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжёлое впечатление... Одними устами нельзя воздавать хвалу Христу вместе с хвалами Юпитеру...
Из «Капитулярия (указа) о занятиях науками» короля Карла Великого (конец VIII в.)
Не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным Богу старанием прилежно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания... Без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно наставлен в науках... И всё это должно совершаться со столь же благочестивым намерением, с коим мы это предписываем.
Сравните отношение к образованию Григория I и Карла Великого. В чём причины различия их мнений?


1. Кого называют отцами церкви? Как можно объяснить такое название?
2. Почему в христианской церкви появилась необходимость созыва соборов? В чём значение первых соборов?
3. Что такое ереси? Кто такие еретики? Какие ереси вы знаете?
4. Что такое церковная иерархия? Составьте в рабочей тетради её схему для западной и восточной церкви.
5. Какие задачи выполняли монастыри в раннее Средневековье
6. Как вы думаете, неизбежно ли было появление ересей
7. Оцените, какую роль сыграла церковь в развитии культуры того времени?
8. Подумайте, каким потребностям общества и государства того времени отвечала система образования
9. О каких достижениях раннего Средневековья можно узнать, кропотливо изучая книги того времени
10. Используя ресурсы Интернета, найдите интересные факты о жизни и деятельности отцов церкви: Августина, Иеронима, Иоанна Златоуста.
11. По ресурсам Интернета и дополнительной литературе узнайте, каковы были основные правила жизни монашеского ордена бенедиктинцев. Почему верующие почитали монахов-бенедиктинцев?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты