§ 23. Культура Западной Европы в XIV—XV веках: новые горизонты

§ 23. Культура Западной Европы в XIV—XV веках: новые горизонты

Что нового появилось в западноевропейской культуре XIV—XV веков?

1. Человек и общество. Культура большинства стран Западной Европы в XIV—XV веках продолжала традиции расцвета Средневековья: те же университеты, рыцарские романы, готические храмы. Однако заметны и черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества.
В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё больше соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и искать свой путь в жизни.
 
Определите, чем различаются произведения изобразительного искусства с точки зрения пространственной перспективы.

Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива. Прежде художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простые люди на первом плане. Теперь же фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника.
Среди произведений средневековой литературы и искусства очень много анонимных: писатели и художники часто не указывали своё авторство и даже считали это греховным. Но как раз с XIV— XV веков художник всё реже остаётся анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценятся им самим и теми, кто его окружает. Творчество приносит ему более высокое положение в обществе, чем прежде.
Наконец, именно в конце XIV — начале XV века в живописи появляется новый жанр — портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем; неповторимость облика их мало интересовала. Теперь же художник рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.

2. Изобретение книгопечатания.
К XV веку возросла потребность общества в книгах, которую не могли удовлетворить переписчики книг. Многие мастера в разных странах Европы пытались придумать способ делать отпечатки целых страниц книг. Немцу Иоганну Гутенбергу (ок. 1399—1468) пришла в голову гениальная мысль: не отливать всю страницу, а изготовить множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв. Из них можно было составлять (набирать) строки и целые страницы. Страницу набора покрывали краской и с помощью пресса делали нужное количество отпечатков. Затем, разобрав набор, можно было снова использовать те же буквы.
Чтобы воплотить эту идею в отпечатанной книге нужно было решить сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что все это удалось сделать одному человеку, настоящий подвиг для которого потребовались мучительные годы поисков.
Самая ранняя печатная страница датируется 1445 годом, который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 году Гутенберг издал Библию - шедевр книжного искусства. Печатная книга не уступала рукописной по художественным достоинствам.
Книги, напечатанные в период от изобретения Гутенберга до 1501 года, называются инкунабулами (что по-латыни означает «колыбель»), то есть книгами «колыбельного» периода в истории книгопечатания. К началу XVI века общий тираж отпечатанных книг составил не менее 12 миллионов экземпляров. Наряду с книгами религиозного содержания издавались романы и хроники, учебники и описания путешествий.
Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей.

3. Колыбель новой культуры. Хотя черты нового появляются в XIV—XV веках в культуре разных стран Европы, лишь в Италии уже в это время возникает снова использовать те же буквы.
Чтобы воплотить эту идею в отпечатанной книге, нужно было решить сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что всё это удалось сделать одному человеку, — настоящий подвиг, для которого потребовались многие годы мучительных поисков.
Самая ранняя печатная страница датируется 1445 годом, который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 году Гутенберг издал Библию — шедевр книжного искусства. Печатная книга не уступала рукописной по художественным достоинствам.
Новая культура Возрождения, ознаменовавшаяся величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве. Особая роль Италии в европейской культуре тесно связана с характерными чертами развития страны.
Исключительно выгодное расположение Италии в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в Европе не было столь многочисленных и процветающих городов.
В жизни итальянского города того времени тон задавали купцы, банкиры, предприниматели. Огромные масштабы деловых операций и острая конкуренция способствовали появлению у них таких качеств, как расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире. Во многих городах происхождение человека не имело такого значения, как прежде. Оставаясь искренними христианами, в повседневной жизни такие люди рассчитывали только на себя. «Я больше уповаю на людей этого мира, чем на Бога, — писал купец и банкир Датйни, — и этот мир хорошо платит мне за это». Далёкие от аскетизма, деловые люди жили полнокровной жизнью, а не приготовлениями к загробному существованию. Они строили дворцы, собирали библиотеки, покровительствовали художникам.
Именно к таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские. Огромное богатство проложило Медичи путь к власти во Флоренции. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов. Собранная ими картинная галерея (ныне музей Уффици) - одна из богатейших в мире.
Итальянский город с его неповторимым своеобразием был необходимым, но не единственным условием для возникновения новой культуры. В отличие от многих других европейских государств Италия оставалась раздробленной, что приводило к бесконечным внутренним раздорам и делало страну беззащитной перед внешним врагом.
Но зато в отсутствие сильной королевской власти у итальянцев оставалось гораздо больше свободы мысли и творчества. Кроме того, из всех стран Западной Европы только здесь, на земле Древнего Рима, сохранилось значительное античное наследие, поэтому именно здесь обновление культуры могло принять форму возрождения античности. Тогда-то и возникло понятие «Средневековье» и представление о нём как о времени упадка, разрыва между античностью и новой эпохой, когда античность начинает возрождаться. Отсюда и название культуры той эпохи — Возрождение (по-французски — Ренессанс). Люди Возрождения говорили на античной латыни (от которой средневековая латынь существенно отличалась), разыскивали рукописи античных авторов, коллекционировали античные статуи и монеты.

4. Гуманизм и гуманисты. Любители античности часто использовали латинское словосочетание «студиа гуманитатис» — «изучение человеческого». Тех, кто занимался «изучением человеческого», стали называть гуманистами. Они усердно изучали грамматику (латинскую, а с XV века и греческую), риторику, историю и этику (моральную философию). Но Кондотьерами в Италии называли предводителей отрядов наёмных солдат.
если в эпоху Средневековья грамматикой и риторикой занимались по сочинениям отцов церкви, то мыслители Возрождения опирались на труды античных авторов.
Гуманистом мог стать любой, кто страстно любил античность и имел время и способности, чтобы изучать её. Но в действительности гуманистов было очень мало, их кружки насчитывали обычно лишь десяток-другой единомышленников. В таких кружках проводили время в беседах люди разного происхождения и достатка. Знания открывали перед ними путь к высшим городским должностям, постам секретарей государей и пап.
В противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты разработали собственные моральные принципы. Достоинство человека они связывали не со знатным происхождением, а с качествами и поступками самого человека. Идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле.
Достичь такого идеала было невозможно без изменений в воспитании и обучении детей. Школа, созданная при дворе герцогов Мантуи, называлась «Дом радости». Её просторное здание в античном стиле было расположено в окружении рощ и лужаек, удобных для физических упражнений. Науки здесь преподавались так, чтобы их усвоение было по возможности увлекательным. Особое внимание уделялось изучению античной культуры.

5. На заре Возрождения. На рубеже Средневековья и Возрождения в Италии жили и творили два гения — поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265—1321) и художник Джотто (1266—1337).
Главное произведение Данте — «Божественная комедия». Комедиями в то время часто называли произведения с благополучным концом; божественной её назвали за выдающиеся художественные достоинства. «Божественная комедия» рассказывает о вымышленном странствии Данте по загробному миру. Новое в поэме — накал страстей, которыми насыщен её мир.
Фрески Джотто посвящены евангельским сюжетам и жизни Франциска Ассизского. Новое понимание человеческого достоинства выразилось в его творениях с такой же силой, как и у Данте.
Первым человеком Возрождения можно считать поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304—1374). Петрарку прославила «Книга песен» — стихи, воспевавшие его возлюбленную Лауру.
За свои поэтические достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком на римском Капитолии. Античность была для Петрарки образцом для подражания. Эта оценка противоречила христианской точке зрения, и всю жизнь поэт терзался сомнениями, пытаясь примирить Цицерона и Христа.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо. В его книге «Декамерон» человек с его умом и энергией предстаёт властителем своей судьбы и земного мира.
В XV веке культура Возрождения распространилась уже во многих городах Италии. Период с середины XIV до конца XV века в Италии принято называть ранним Возрождением.

6. Раннее Возрождение в искусстве. В XV веке гуманистические идеи ярко проявились в живописи, скульптуре и архитектуре. Так, скульптор Донателло впервые, возрождая античную традицию, отступил от средневековых правил и создал тип круглой статуи. Такой статуей можно было любоваться со всех сторон, она была самостоятельным произведением искусства, а не просто частью убранства храма. Архитектор Брунеллески блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую не решались браться несколько поколений зодчих: перекрыл огромным куполом собор своего родного города.
С середины XV века принципы Возрождения определяли творчество многих мастеров и во Флоренции, и в других городах: Венеции, Милане, Неаполе, Урбйно. Наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания: мифологические сцены, портреты, пейзажи. Вершиной раннего Возрождения считается живопись Сандро Боттичелли, писавшего картины на евангельские и античные сюжеты («Весна», «Рождение Венеры»). В конце XV века культура Возрождения в Италии вступила в период блестящего и всестороннего расцвета.

Из трактата папы Иннокентия III «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния»
Планеты и звёзды Господь Бог сделал из огня, ветер и бури — из воздуха, рыб и пернатых сотворил из воды, людей и скот — из праха. Сравнивая себя с обитателями воды, человек обнаруживает, что он ничтожен; рассматривая небесные создания, познаёт, что ещё более ничтожен; рассматривая сотворённых из огня, приходит к мысли, что ничтожнее его нет. Он полагает себя равным только вьючным животным и узнаёт в любом из них себе подобного.
Из трактата флорентийского гуманиста XV века Джаноццо Манётти «О достоинстве и превосходстве человека»»
Неудивительно, если древние и новые изобретатели благородных искусств... не найдя облика прекраснее человеческого, согласились, видимо, в том, чтобы богов ваяли или рисовали в образе людей...
Но до сих пор речь шла об облике, а что сказать о тонком и остром уме этого столь прекрасного и изящного человека? Право же, этот ум столь могуч и замечателен, что благодаря выдающейся и исключительной остроте человеческого разума после первоначального и ещё не завершённого творения мира, видимо, нами всё было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства. Ведь наше, то есть человеческое, поскольку сделано людьми, то, что находится вокруг... Наша живопись, наша скульптура, наши искусства, наши науки, наша мудрость...
В чём различие во взглядах на человека между Иннокентием III и Манетти? Какими качествами в человеке восхищается Манетти?


1. Что объединяет линейную перспективу и портретную живопись?
2. В чём суть изобретения Гутенберга?
3. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
4. В чём взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?
5. Как проявилось Возрождение в искусстве? По иллюстрациям учебника отметьте характерные черты искусства той эпохи.
6. Обсудите, что способствовало развитию наук, искусства в странах Европы в XIV—XV веках.
7. На основе иллюстраций учебника попробуйте поразмышлять, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья.
8. Гуманисты подчёркивали большую воспитательную роль истории. Согласны ли вы с ними? Поясните свою позицию.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты