Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 26. Индия, Китай, Япония

§ 26. Индия, Китай, Япония

Каковы были отличительные черты индийского и китайского общества?

1. Индия — страна сказочных богатств. В сказках и легендах Индия изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались оказавшиеся в стране иноземцы. Главными источниками богатств Индии были её природа, благоприятная для развития сельского хозяйства, и неустанный труд земледельцев и ремесленников. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи зерновых, пряностей, фруктов.
Страна была богата полезными ископаемыми, в том числе драгоценными камнями. Ремесленники Индии отличались мастерством, они умели изготовлять тонкие, как паутина, ткани. В городах шла бойкая торговля, всегда было много иноземных купцов. В XV веке в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин; его описание своего путешествия является ценным источником по истории страны.
Защищённая почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира — Гималаями, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна.
В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же нападали враги.
В V—VI веках нашествия кочевников разрушили могущественную державу Гуптов. После этого Индия долго оставалась раздробленной. Возникавшие государства во главе с князьями — раджами боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. На жизнь простых людей всё это влияло не так уж сильно. Отчасти это было связано с особой ролью общины. В Индии она нередко отличалась большими размерами и сложным устройством, объединяя жителей целой области. Общины строили и ремонтировали оросительные каналы, организовывали жизнь своих членов, а при необходимости и самооборону.
С древности индийское общество делилось на четыре варны: жрецы-брахманы, воины, земледельцы (вместе с ремесленниками и торговцами) и зависимые люди — «слуги». Вне этого деления находились «неприкасаемые».
Позже появилось более дробное деление на касты, причём часто для индийцев важнее была принадлежность к касте, чем к варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся одним видом деятельности и отделявшая себя от других каст. Принадлежность к касте передавалась по наследству, обычно её члены заключали браки друг с другом.
Одни касты возникли в результате выделения новых профессий, другие - в ходе присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племён. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их менялось. Сейчас в Индии не менее трёх тысяч каст.
Как правило, высокому кастовому положению соответствовало богатство, а низкому — бедность. Кастовая система утверждала «естественность» неравенства и необходимость каст друг для друга.
В ходе своих завоеваний арабы покорили северную часть Индии. В начале XIII века здесь возникло мусульманское государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили своей власти большую часть Индии. В середине XIII века на султанат не раз нападали монголы, но захватить его так и не смогли. Однако в конце XIV века новый завоеватель, Тимур, разорил
Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. В результате страна раздробилась. Султанат включал теперь лишь территорию вокруг Дели, а в 1526 году был захвачен завоевателями, вторгшимися с севера.

2. Поднебесная империя.
С глубокой древности на Великой Китайской равнине, в нижнем течении рек Хуанхэ и Янцзы, существовали государства, которые в III веке до н. э. объединились в империю. Китай был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. Так, к началу XIII века в Китае проживало около 100 миллионов человек — больше, чем в Европе того времени.
В истории Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям.
В конце VI века страну удалось вновь объединить после периода раздробленности и междоусобиц. При династии Тан (618—907) Китай торговал со странами, расположенными к западу от него. Туда вёл Великий шёлковый путь, заканчивавшийся у Средиземного моря.
Наряду с купцами этим путём широко пользовались паломники и миссионеры. К тому времени в Китае распространился буддизм, мирно уживавшийся с традиционным для Китая конфуцианством и с другими религиями. Характерной чертой Китая была религиозная терпимость и взаимовлияние разных религий.
Стремясь контролировать Великий шёлковый путь, императоры присоединили области на западе страны. Китайские войска даже вторглись в Среднюю Азию, но в 751 году были разбиты арабами.
В IX веке по Китаю прокатилась волна мятежей знати. Повышение налогов и злоупотребления при их взимании вызвали в 874—884 годах крестьянскую войну под предводительством торговца солью Хуана Чао. В период смут и усобиц после падения династии Тан северные области империи завоевали племена киданей (отсюда происходит русское название страны — Китай). Затем династии Сун (960—1279) удалось вновь объединить почти всю страну.
Хотя период Сун был временем расцвета Китая, императорам постоянно приходилось отражать внешние угрозы, подавлять восстания крестьян и мятежи знати. Своим северным соседям империя выплачивала огромную дань серебром и шёлком. В XII веке кочевники захватили весь север страны. В начале XIII века у северных границ Китая образовалось государство монголов. Используя вражду империи с её соседями, монголы сначала завоевали север Китая, а к 1279 году — всю страну. Монгольский хан Хубилай перенёс свою ставку в Пекин, принял императорский титул и основал династию Юань (1271 —1368). Завоевание сопровождалось опустошением страны и гибелью населения. Но вскоре монголы восстановили прежнюю систему управления империей.
В Китае не раз бывали европейские купцы, дипломаты и миссионеры. Самым известным из них был Марко Поло. В этих путешествиях отразилась заинтересованность Запада в различных контактах с Дальним Востоком.
В середине XIV века началось восстание против монголов. Один из его вождей в 1368 году занял Пекин и стал императором. Основанная им династия Мин («Светлая») правила страной до середины XVII века.
Император именовался Сыном Неба. Его особа была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между верховным божеством — Небом и «Поднебесной», то есть землёй.
Каждый китаец считался исполнителем воли Неба, переданной через императора. Китайское общество отличалось строгой иерархией. Каждый, от императора до простого слуги, занимал своё место в жизни, которому всё должно было соответствовать: занятия, манеры, одежда. В отличие от средневековой Европы в Китае родовая знать не имела прямого доступа к управлению страной. Император опирался на сотни тысяч специально подготовленных чиновников.
Чиновников назначали из всех слоёв общества, но только из числа тех, кто получил хорошее образование и сдал экзамены. Сдавшие самые сложные экзамены занимали высшие должности и получали щедрое жалованье. На экзамене писали сочинения, в которых следовало показать знание известных исторических, философских, религиозных произведений. К испытанию допускались все свободные люди, что позволяло привлекать на службу талантливых простолюдинов.

3. Япония. Япония расположена к востоку от Китая на множестве островов (из них 4 крупных). Климат там благоприятен для земледелия, но занятие им требует немалого труда: острова в основном гористые, земель, удобных для обработки, мало. Япония отличается уникальными по красоте ландшафтами; возможно, поэтому японцы тонко чувствуют красоту природы, что проявилось в их поэзии и живописи, в искусстве составлять букеты цветов (икебана) и разводить сады.
Близость Китая способствовала его огромному влиянию на Японию, а её островное положение защищало от кочевников. Море кормило японцев, но оно же и таило опасность: огромные океанские волны (цунами) не раз разрушали прибрежные города и деревни. Нередко случались и другие стихийные бедствия — землетрясения, извержения вулканов. Веками японцы учились противостоять стихии, вырабатывая в себе такие качества, как трудолюбие и дисциплинированность.
Предки японцев переселились на острова с материка, вытеснив местные племена. Они заимствовали у китайцев чай и рис, достижения науки, медицины и военного дела, иероглифическую письменность и многое другое. Из Китая был воспринят и буддизм, который мирно уживался с традиционными японскими верованиями.

Вспомните, где и когда возник буддизм.

В IV веке н. э. в Японии сложился союз племён, ставший основой государства. Возглавлявший этот союз знатный род происходил, как считалось, от божества Солнца. Его представители приняли титул императора и в VII веке распространили своё влияние почти на всю Японию. Императоры считались богами, но их власть носила церемониальный характер, а на деле страной управляли наиболее влиятельные князья.
Им служили многочисленные профессиональные воины — самураи, получавшие землю за свою службу. Во многом они напоминали европейских рыцарей. Самураи верно служили господину, доводя своё воинское мастерство до совершенства, и ценили честь выше жизни.
В конце XIII века Японию попытались захватить монголы, но в одном случае им помешала буря, а в другом — решимость самураев сражаться до конца.

4. Культура Индии и Китая. Средневековые Индия и Китай, унаследовав традиции древности, обогатили мир выдающимися достижениями архитекторов и художников, учёных и философов, писателей и поэтов. Впечатляют успехи индийских математиков (индийские цифры, вычисления площадей фигур и объёмов тел, действия с дробями). А одним из важнейших достижений китайцев стало изобретение книгопечатания. Правда, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново открыто Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь (с погрешностью всего в 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.
Не менее впечатляют архитектура и искусство Индии и Китая. В Индии в первые века нашей эры, когда там был распространён буддизм, храмы иногда вырубали в скалах. Особенно поражают пещерные храмы Аджан- ты, украшенные великолепными фресками.
В VII—VIII веках, когда буддизм в Индии вытеснялся индуизмом, стали возводить величественные индуистские
храмы в виде высоких башен на огромных постаментах. Иногда мастера вырубали храмы в цельной скале, как скульптуры. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами и статуями.
С XIII века в Индии распространяется мусульманское искусство. Правители Делийского султаната строили дворцы, мечети с минаретами, роскошные гробницы — мавзолеи. В них гармонично сочетались традиции арабского и индийского зодчества.
Искусство Китая также развивалось во взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом из Индии и других стран пришли новые традиции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Вырубались в скалах пещерные монастыри с исполинскими (до 15—17 м) статуями Будды. В честь буддийских святых возводились высокие многоярусные башни — пагоды. Тонкое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.
В эпохи Тан и Сун замечательного расцвета достигла живопись.
Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивавшихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Китайские художники любили пейзажи - картины природы, прекрасные в своей гармонии. Жанр пейзажа назывался «горы и воды», причём гора воплощала активные, светлые, мужественные силы природы, а вода - пассивное, тёмное, женственное начало. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.
Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости.
Особенно славился китайский фарфор. В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг...». Китайцы ревниво берегли секреты фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII веке.
Культура Индии и Китая оказала огромное воздействие на все соседние с ними страны.
 
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина (1468—1475 годы)
 
...Совершил султан торжественный выезд: с ним двадцать визиров великих выехало да триста слонов, наряженных в булатные доспехи, с башенками, да и башенки окованы. В башенках по шесть человек в доспехах с пушками и пищалями, а на больших слонах по двенадцать человек. И на каждом слоне по два знамени больших, а к бивням привязаны большие мечи весом по кентарю , а на шее — огромные железные гири . А между ушей сидит человек в доспехах с большим железным крюком — им слона направляет. Да тысяча коней верховых в золотой сбруе, да сто верблюдов с барабанами, да трубачей триста...
Для чего необходимы индийскому султану торжественность и пышность выезда?


1. Покажите на карте (с. 250) основные торговые пути, наиболее важные города средневековой Индии, границы Делийского султаната на разных этапах его развития.
2. С какими причинами связано долгое существование в Индии раздробленности?
3. Выделите основные периоды китайской истории V—XV веков.
4. Покажите на карте северную границу Китая и направления вторжений кочевников.
5. Какую роль в китайском обществе играли чиновники?
6. В чём особенности развития Японии по сравнению с Индией и Китаем?
7. Перечислите наиболее важные изобретения, научные и технические достижения Индии и Китая.
8. Какую роль сыграла кастовая система в индийском обществе?
9. С чем связано особое почитание в Китае императора?
10. Работа в группах. Разделитесь на группы, одна из которых анализирует, в чём проявилось влияние религии на индийское искусство, а вторая — на китайское искусство. Обсудите ваши выводы
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты