Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 6. Культура Византии

§ 6. Культура Византии

Каковы особенности развития культуры Византии по сравнению с культурой Западной Европы ?

1. Античное наследие и христианство. В раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. На Западе многие достижения античности были уничтожены. Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. Но и её культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная мудрость теперь считалась языческой и приходила в упадок, её место занимало богословие.
Высоким уровнем отличались византийские школы, в которых по-прежнему сохранялись античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своём частными или государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе.
Византийская наука раннего Средневековья не знала себе равных в Европе. Сохранялись и развивались античные знания в математике, медицине, географии. Выдающимися были достижения византийских историков. Они объединили в своих трудах библейскую и античную историю. И та и другая рассматривались лишь как преддверие последнего, самого важного периода истории, начало которому положила земная жизнь Иисуса Христа. Отныне смыслом истории становится распространение христианства во всём мире.

2. Рождение христианского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому главной задачей зодчих стало создание соответствующего духу христианства внутреннего пространства (интерьера), внешний же вид здания считался менее важным. Интерьеру церкви следовало быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для прихожан. В IV веке, когда христианство было разрешено и начало испытывать потребность в храмах, таких зданий ещё не было, их только предстояло создать.
Сначала стали использовать уже имеющиеся здания — базйлики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика — это прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов. Эти проходы называют нефами (от латинского «навис» — корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф обычно был шире и выше боковых. Чаще всего он перекрывался двускатной крышей, поддерживаемой деревянными стропилами.
В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом — апсидой, находился алтарь — наиболее почитаемая часть храма. На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения, который вёл к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным — трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста — главного символа христианства.
Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Тогда зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божией.

3. Собор Святой Софии. Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры.
Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.
Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов - треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «...не знали - на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии - Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

4. Образ мира. Византийский храм восхищал современников не только совершенством своей архитектуры. Мраморные орнаменты пола, роскошные одеяния священников, гармоничное пение, тщательно продуманные церемонии религиозных обрядов — всё это глубоко воздействовало на верующих. Храм являл собой образ мира. Поскольку христианство видело в устройстве мира определённый порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его обычно помещали.
Прежде всего глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу, олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взор обычно опускался на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше глаз переходил к эпизодам земной жизни Богоматери и Христа. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие; апостолы, его ученики; мученики, пострадавшие
за веру в него; цари, его земные наместники; епископы, возглавлявшие его церковь. Существовали свои правила изображения святых и мучеников. Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлинённые пропорции лица и фигуры - всё говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: всюду верующий встречал обращённые к нему лики святых.
Размеры изображённых фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишённые души башни или деревья - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

5. Мозаика, фреска, икона. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.
Расцвет византийской йконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.
Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.

Византийский историк VI века Прокопий Кесарййский о храме Святой Софии

Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров. Нет в нём ничего излишнего, но нет и ничего не хватающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нём самом: такое количество света распространяется в этом храме. Огромный сферический купол, покоящийся на этом круглом здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что купол не опирается на твёрдые основы... но золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место... И всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах.
Чем храм Святой Софии восхищал современников? Какие черты византийского искусства упомянуты в данном описании?


1. Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе?
2. Перечислите основные части византийского храма. Каково было их назначение?
3. Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии?
4. Докажите, что христианский храм являл собой образ мира.
5. Какие виды искусства использовались для украшения храма?
6. Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу.
7. Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики.
8. Рассмотрите на фотографиях (с. 63—66) византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры?
9. По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения.
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты