Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 8. Рождение новой религии

§ 8. Рождение новой религии

В чём причины появления ислама?

1. Аравия и её обитатели.
К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.
Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников — евреев, ассирийцев и финикийцев — вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила — сына библейского Авраама.
Арабы издавна населяли Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники- беду йны (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.
Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.
Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.
Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.
Найдите на карте (с. 86) этот торговый путь.
Арабы — и бедуины, и земледельцы, и торговцы — делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.
Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI — начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.
В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов.
Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского — куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств.
В первые века нашей эры в Аравии распространились иудайзм и христианство — первые монотеистйческие религии в истории (монотейзм в переводе с греческого — единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

2. Путь пророка. Основатель новой религии Мухаммад родился около 570 года в Мекке. Он рано остался сиротой и в молодости бедствовал, но к 40 годам добился достатка и уважения сограждан. Всё больше места в его жизни занимали религиозные размышления. Когда однажды в пещере под Меккой он предавался раздумьям о вере, ему было видение архангела Гавриила. Тот приказал ему: «Читай!» — и затем произнёс несколько фраз, заставив Мухаммада повторить их. Так Мухаммад в 610 году стал пророком, передавая народу откровения, полученные свыше. Он призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого Бога (Бог по-арабски — Аллах), раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком, причём подчёркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их. Среди своих предшественников Мухаммад называл Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иисуса). Таким образом, новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама. Такая проповедь могла бы привлечь и язычников, и христиан, и иудеев.
Ближайшие родственники и друзья поддержали Мухаммада, но остальные мекканцы враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придёт в запустение и доходы жителей Мекки сократятся.
Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью. В 622 году Мухаммад, над которым в родном городе нависла угроза расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра (то есть переселение), сыграло решающую роль в победе новой веры: не случайно от него начинается отсчёт мусульманской эры.

От какого события ведётся отсчёт нашей эры?

Мухаммаду удалось примирить жителей Ясриба, большинство которых приняли новое учение. В честь Мухаммада Ясриб был переименован в Город пророка или просто Город, по-арабски — Медйна. Мухаммаду было важно не только подчеркнуть монотеизм своего учения в противовес язычеству, но и отмежеваться от приверженцев других монотеистических религий — иудеев и христиан. В спорах с ними складывались догматы новой веры. В Медине возвели первое помещение для молитв сторонников новой веры — мечеть (от арабского слова «масджид» — место поклонения), был определён порядок богослужения. Главной святыней стала Кааба, и каждый верующий должен был во время молитвы обращаться в её сторону. В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммад подчинил Мекку. Он приказал уничтожить идолов, окружавших Каабу, сама же она осталась главной святыней.
В последние годы жизни Мухаммада арабские племена подчинялись ему одно за другим. Когда в 632 году Мухаммад умер, в его смерть отказывались верить, хотя сам пророк всегда подчёркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный Богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить.

3. Ислам — религия мусульман. Новая вера известна под названием ислам, что по-арабски означает «предание себя Богу». Тот, кто сделал это, именуется мусульманином (в арабском языке слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные).
Кратко суть веры мусульман можно выразить фразой из главной священной книги ислама — Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!» Коран (в переводе с арабского — чтение) — это запись откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха. Уже после смерти пророка они были по памяти записаны его сподвижниками. Кроме Корана, мусульмане почитают Сунну — сборник изречений Мухаммада и рассказов о нём.
В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом. На шестой день из праха был создан первый человек — Адам. На седьмой день — он пришёлся на пятницу — Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница — день отдыха. В истории сотворения мира, как и в других местах Корана, можно найти немало общего с Библией. Ислам во многом близок к иудаизму и христианству, и главные различия заключаются не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь. Но ислам не принял веру в Троицу, о которой спорили и сами христиане.
Ислам установил пять главных обязанностей верующего. Во-первых, вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада. Во-вторых, мусульманину предписано молиться пять раз в сутки. Молиться можно где угодно, лишь бы соблюдать необходимый ритуал. Но на пятничную молитву, сопровождаемую проповедью, мусульмане должны собраться в мечети. О наступлении времени очередной молитвы верующих оповещают с минарета (высокой башни при мечети). В-третьих, обязанностью мусульманина являются посты, которые заключаются в воздержании от пищи, питья и развлечений. Самый важный пост приходится на месяц рамадан, когда всем, кроме малых детей и больных, запрещено есть и пить с рассвета до захода солнца. Не только в пост, но и в любое время мусульманину нельзя пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. В-четвёртых, каждый, у кого есть возможность, должен совершить хадж, то есть паломничество в Мекку. Люди, сделавшие это, пользовались особым уважением. Наконец, пятая обязанность — платить налог, который использовался на общие нужды и распределялся среди бедняков. Кроме того, мусульманам предписываются добровольные пожертвования и милостыни. Часто к обязанностям мусульманина причисляется и джихад — активная деятельность ради торжества ислама. Обычно это сводится к участию в священной войне с неверными.
Нормы ислама соблюдались во всех сферах жизни мусульман, будь то брачные отношения, питание или одежда (например, женщины, выходя на улицу, обязательно скрывали чадрой от посторонних глаз своё лицо и фигуру). Коран призывал верующих к праведной жизни. На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман — шариат (то есть «правильный путь»). Того, кто не следовал этим правилам, совершал проступки или преступления, ждали наказания, определяемые судьями опять-таки в соответствии с Кораном. Таким образом, ислам был не только верой, но и образом жизни мусульман, их системой ценностей.

Из Корана

О, обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три! Поистине, Аллах — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребёнок. Ему —то, что в небесах, и то, что на земле.
В этих строках Корана, как и в Новом Завете, говорится об Иисусе, Марии, вере христиан — обладателей Писания — в Троицу. В чём же здесь различие между двумя религиями?


1. Докажите, что географическое положение и природные условия Аравийского полуострова повлияли на занятия и образ жизни его жителей.
2. Каковы были устройство общества и верования арабов до принятия ислама? 3. Найдите на карте (с. 86) государство арабов при Мухаммаде и его главные города.
4. В чём важность Корана для мусульман?
5. Каковы главные обязанности мусульман?
6. Как ислам влиял на жизнь мусульман?
7. Составьте рассказ о жизни и пророчествах Мухаммада. Привлеките дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
8. Ещё до пророчеств Мухаммада в различных частях Аравии появлялись люди, которые проповедовали единобожие и объявляли себя посланцами единого Бога. Обсудите, о чём свидетельствует этот факт
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты