§ 13—14. Индустриально развитые страны в 50—70-е гг.

§ 13—14. Индустриально развитые страны в 50—70-е гг.

Исторический словарь
Государство «всеобщего благоденствия», Индустриальная цивилизация Интеграция, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Транснациональные корпорации (ТНК), Терроризм, Реконверсия, «Охота на ведьм», Военно-промышленный комплекс (ВПК), Сегрегация, Разрядка напряжённости, Голлизм, Социально ориентированное рыночное хозяйство, «Экономическое чудо», Народное единство
1.    Характерные черты развития индустриальных стран в послевоенный период. Главной задачей, которая встала перед индустриальными странами после окончания Второй мировой войны, было укрепление демократии и восстановление экономики. Конец 1940-х—начало 1950-х гг. был переходным этапом от войны к миру.
С одной стороны, активное участие коммунистов в антифашистской борьбе привело к росту их влияния на общественно-политическую жизнь. Требования компартий по ограничению всевластия монополий и расширению практики государственного регулирования экономики отвечали стремлениям трудящихся. Поэтому в некоторых европейских странах (Италия, Франция) коммунисты получили места в парламенте и даже министерские портфели. С другой стороны, в США, ФРГ, государствах Латинской Америки правящие круги развернули преследования членов левых организаций под предлогом защиты национальной безопасности от угрозы тоталитаризма и советского влияния.
В обществе происходили глубокие изменения. На первый план вышел средний класс, идеологи которого заявляли о возможности создания государства «всеобщего благоденствия», в котором будет высокий уровень жизни большинства населения, искоренение нищеты, предоставление гарантий гражданам со стороны государства, ликвидация внутренних конфликтов и миролюбивая внешняя политика. Именно индустриальная цивилизация Запада, по мнению сторонников этой теории, открывала перспективу бескризисного развития человечества.
В подтверждение концепции «всеобщего благоденствия» приводились быстрые темпы экономического развития Германии и Японии. С 1950 по 1969 г. ежегодный прирост объёма производства в них составил 6,7% и 9,6%. Значительную роль в первые годы сыграла американская помощь по плану Маршалла.
Другим свидетельством возможности создать государства «всеобщего благоденствия» стала интеграция, т. е. сближение и сотрудничество хозяйственных структур западноевропейских государств. По плану французского министра иностранных дел Р. Шумана в 1951 г. возникла специальная организация — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия и Германия. Дальнейшее развитие интеграции привело к подписанию Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 г. Это означало возникновение общего рынка капиталов, товаров и услуг. По примеру Европы интеграция в экономике охватила и другие страны мира.
Государственное регулирование экономики сталкивалось с усилением позиций международных компаний — так называемых транснациональных корпораций (ТНК). Их целью стало получение дополнительных прибылей путём перенесения производства в страны Азии и Африки поближе к источникам сырья и дешёвой рабочей силы. Ведущую роль играли американские ТНК, например самая крупная из них «Дженерал Электрик».
Рост мирового промышленного производства
Год    Производство в целом (%)    Ежегодный прирост (%)
1900    100,0    2,6
1913    172,4    4,3
1928    250,8    2,5
1938    311,4    2,2
1953    567,7    4,1
1963    950,1    5,3
1973    1730,6    6,2
1980    3041,6    2,4
2000    6005,7    3,о
Для того чтобы не допустить повторения кризиса 1929—1933 гг., по инициативе США в 1944—1945 гг. возникли международные экономические организации. Важнейшими из них стали Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). С 1947 г. действует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ныне — Всемирная торговая организация), которое выступает за отмену таможенных пошлин и разрешает спорные ситуации в мировой торговле.
2.    Социальные и экономические противоречия 60—70-х гг. Несмотря на достигнутые успехи, к концу 60-х гг. реализация модели государства «всеобщего благоденствия» в США, Японии, Западной Европе столкнулась с серьёзными проблемами. Прежде всего обнаружился разрыв между ростом производства, повышением уровня жизни, совершенствованием систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и распределением национального дохода. Это не устранило расслоение общества на богатых и бедных, количество которых не сокращалось. Средний класс был отстранён от реального управления государством. Удовлетворение материальных потребностей людей сопровождалось разрушением духовных ценностей: увеличивалась преступность, распространялись наркомания и проституция. Обострился конфликт поколений, т. е. неприятие молодёжью идеалов отцов.
В 1968—1969 гг. по Европе и США прокатилась волна массовых манифестаций молодёжи и студентов. Их участники провозгласили беспощадную борьбу против «сытого буржуазного общества», за абсолютную свободу личности. Они использовали все доступные методы — от мирных демонстраций до погромов и террористических актов.
Среди студентов получило распространение движение хиппи, или «цветов жизни», как они себя называли. Его лидеры носили длинные волосы и были одеты в джинсы, проповедовали возвращение к идеалам ненасилия, взаимной терпимости и любви. В то же время собрания хиппи нередко сопровождались приёмом наркотиков под звуки тяжёлого рока или гонками на мотоциклах (мотобайках) без глушителей.
Участники движения хиппи
Молодёжные выступления конца 60-х—начала 70-х гг. были связаны с деятельностью пацифистских организаций, противников расовой дискриминации и защитников окружающей среды.
Возрастание общественного недовольства вызывалось трудностями, которые испытывало мировое рыночное хозяйство в начале 70-х гг. Практически полностью исчерпались возможности экстенсивного экономического роста за счёт вовлечения новых природных ресурсов. Одновременно резко возросла конкурентная борьба между США, Западной Европой и Японией.
Экономический кризис 1973—1975 гг. прервал движение по пути создания государства «всеобщего благоденствия». Он оказался вторым по масштабам и глубине после Великой депрессии. В результате кризиса произошло падение производства на 10—15%. Рост цен составил 15—20%, безработица в развитых странах охватила более 15 млн человек.
Проблемы в обеспечении экономики электроэнергией и сырьём, сбои в функционировании валютной системы, загрязнение окружающей среды на фоне взвинчивания цен крупнейшими компаниями вызвали новый подъём социальных движений: от крайне левых, выступавших против частной собственности и рынка, до крайне правых, отвергавших государственное регулирование хозяйства. Выступления профсоюзов, забастовки на предприятиях, демонстрации фермеров, молодёжные митинги, политический терроризм захлестнули ведущие страны Запада. Тем не менее кризис способствовал ликвидации неэффективных производств, созданию новых технологий, активизации усилий по охране окружающей среды. Он углубил экономическую интеграцию, инициировал новый этап развития наук. С середины 70-х гг. ведущие страны мира начали переход к хозяйству нового типа с использованием ресурсосберегающих, высоких информационных технологий.
3.    Соединённые Штаты Америки. Вторая мировая война открыла эпоху господства США в экономике и политике западных стран. К 1947 г. промышленное производство заокеанской державы составляло 60% мирового объёма, не считая СССР, а на товары с клеймом «Сделано в США» приходилось до 40% оборота. Золотые запасы Америки достигли 21 тыс. тонн. Вашингтон обладал 12-миллионной сухопутной армией, мощным океанским флотом и первоклассной стратегической авиацией. Важным козырем в руках администрации президента Трумэна была атомная бомба.
В первые послевоенные годы главной проблемой, с которой столкнулось американское правительство, стала реконверсия, т. е. перевод экономики с военных на мирные рельсы. Г. Трумэн провёл демобилизацию армии и ликвидировал жёсткую систему государственного регулирования, действовавшую в 1941—1945 гг. Однако основные социальные программы Ф. Д. Рузвельта были сохранены.
Чтобы решить проблему безработицы, правительство приступило к новому строительству электростанций, автомобильных дорог, школ и больниц. В 1946 г. при президенте был создан Совет экономических консультантов, члены которого следили за состоянием национального хозяйства и давали свои рекомендации высшим органам власти.
Эта политика, получившая название справедливого курса, не исключала борьбу против «коммунистической угрозы». По инициативе сенатора Дж. Маккарти на рубеже 40—50-х гг. в США развернулась кампания проверки граждан, заподозренных в «антиамериканской» деятельности. Объектами «охоты на ведьм», как назвали эти преследования современники, стали не только видные деятели, но и простые люди, которые лишились работы, а значит, средств к существованию. Некоторые были вынуждены уехать из страны.
Среди эмигрантов оказался даже знаменитый киноактёр Ч. Чаплин. Государственные органы поощряли выпуск антикоммунистических газет, брошюр, телепередач и кинофильмов.
Среди американских граждан насаждался «образ врага» в лице Советского Союза.
Продолжением курса администрации Г. Трумэна стала политика следующего президента, бывшего верховного главнокомандующего экспедиционными силами западных держав в Европе генерала Д. Эйзенхауэра. Именно в этот период завершилось формирование военно-промышленного комплекса (ВПК), соединившего интересы высшей государственной бюрократии, генералитета и крупнейших компаний— производителей вооружений. Логика противоборства с международным коммунизмом и успехи, достигнутые Советским Союзом в научно-технической области (ярким примером тому явились космические исследования и создание сначала атомной, а потом и водородной бомбы), толкали американское правительство на укрепление военных блоков и окружение стран социализма системой военных баз. Конфронтация с СССР основывалась на концепции «балансирования на грани войны», которая означала, что любой, даже ограниченный по масштабам конфликт может перерасти в Третью мировую войну с применением ракетно-ядерного оружия.
На фоне экономического подъёма 60-х гг. во внутренней жизни США происходили заметные изменения, связанные с успехами движения за гражданские права афроамериканцев. В результате массовых акций протеста, которые возглавил пастор Мартин Лютер Кинг, Верховный суд США в 1956 г. признал практику раздельного проживания и социального обеспечения белых и чёрных, т. е. сегрегацию, противоречащей конституции. Отныне в городских парках, кафе, автобусах навсегда исчезли таблички «Только для белых», хотя сопротивление со стороны расистов, особенно в южных штатах, продолжалось ещё не один год. Окончательно точку в этом вопросе поставила серия законов 1964—1968 гг., запрещавших все виды дискриминации граждан США по цвету кожи.
Победа на очередных президентских выборах 1960 г. самого молодого в истории страны кандидата — 43-летнего демократа Дж. Кеннеди вызвала у американцев небывалый прилив оптимизма. Многие люди связывали с провозглашённой им политикой «новых рубежей» свои надежды на достижение «всеобщего благоденствия», т. е. окончательную ликвидацию неравноправия, бедности, преступности, а главное — исключение возможности ядерной войны против Советского Союза.
Во внутренней политике основными мерами администрации Кеннеди явились шаги по совершенствованию системы социального обеспечения. В Конгресс были внесены законопроекты о медицинской помощи престарелым и инвалидам (официально приняты в 1965 г.), об облегчении доступа к образованию представителей беднейших слоёв общества, о расширении государственной поддержки научных исследований.
На международной арене курс президента был противоречив: с одной стороны, демонстрировалось стремление к нормализации американо-советских отношений, а с другой — принимались меры по «сдерживанию и отбрасыванию» коммунизма в Центральной Европе, Юго-Восточной Азии (война во Вьетнаме), Латинской Америке (Ка- рибский кризис). 22 ноября 1963 г. Дж. Кеннеди погиб от рук убийц в техасском городе Далласе. Несмотря на официальное расследование, это преступление осталось нераскрытым.
Значительное воздействие на развитие США в 60—70-е гг. оказали два события: война во Вьетнаме и мировой экономический кризис.
Война во Вьетнаме (1964—1973) была вызвана национально-освободительной борьбой народов Индокитая. Антикоммунистические режимы этих стран получили поддержку Вашингтона, противоборствующую сторону поддержали СССР, КНР и другие социалистические страны. Отправка крупных экспедиционных сил США во Вьетнам, бомбардировки его территории американской авиацией, жестокие карательные акции против партизан вызвали массовые антивоенные протесты американской общественности. Поражения, которые понесли войска США во Вьетнаме благодаря успешным действиям партизан, вынудили Вашингтон постепенно вывести войска из Юго-Восточной Азии в 1973—1975 гг.
Новым испытанием для экономики США стали кризисные явления первой половины 70-х гг. Попытки администрации президента Р. Никсона остановить падение производства, рост безработицы и цен сопровождались роспуском некоторых военных блоков и сокращением баз на территории других стран.
В 1972—1974 гг. состоялись переговоры между США и СССР об    основах двусторонних отношений, ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (ОСВ).
Соглашения, подписанные лидерами двух стран — Р. Никсоном и Л. И. Брежневым, заложили основу политики разрядки напряжённости. Но обнаружение в штаб-квартире демократической партии подслушивающих устройств, установленных по распоряжению республиканца Р. Никсона, вызвало крупнейший внутриполитический скандал, подорвав веру американцев в демократию. Президент вынужден был досрочно уйти со своего поста в 1974 г. Попытки нового лидера США Дж. Картера продолжить политику разрядки напряжённости в отношениях с Советским Союзом нашли отражение в заключении нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) в 1979 г. Однако кампания в защиту прав человека в социалистических странах, развёрнутая американской администрацией, и ввод советских войск на территорию Афганистана вновь обострили международное положение.
4.    Ведущие государства Западной Европы. Вторая мировая война привела к ослаблению позиций западноевропейских стран. Их основной задачей в первые послевоенные десятилетия стало восстановление хозяйства и развитие сотрудничества для преодоления зависимости от Соединенных Штатов. Кроме того, для этой группы стран было очень важно перестроить взаимоотношения с независимыми государствами Азии и Африки, освободившимися от колониального статуса.
Война нанесла серьёзный ущерб экономике Великобритании, внешний долг которой вырос более чем в 7 раз. Американские товары вытесняли английские изделия с прилавков большинства стран мира, а на территориях, входивших в состав Британской империи, разгоралось пламя национально-освободительной борьбы. «Триумфом и трагедией» назвал итоги Второй мировой войны для страны У. Черчилль.
Особенностью восстановительного периода в Англии были реформы в рамках курса, предложенного лейбористской партией по примеру деятельности Ф. Рузвельта в 30-е гг. Эти преобразования включали национализацию электроэнергетики, угольной промышленности и транспорта; расширение практики государственного регулирования рынков рабочей силы и жилья, а также важнейших коммунальных услуг; установление контроля правительства над вывозом капитала из страны; введение элементов перспективного планирования.
Однако национальное хозяйство продолжало испытывать трудности. К началу 50-х гг. на Британских островах сохранялись карточная система на ряд потребительских товаров, высокая безработица и значительный долг государства перед населением. Возрастала зависимость Англии от США, территория Британской империи неуклонно сокращалась. Ощутимыми ударами по престижу великой державы стало предоставление независимости Индии в 1947 г. и Ирландии в 1949 г.
Роль спасителей колониальной империи, называвшейся официально с 1931 г. Британским Содружеством наций, взяли на себя консерваторы. Они вернулись к власти после выборов 1951 г. Консервативное правительство во главе с неутомимым У. Черчиллем сократило социальные программы, ограничив вмешательство государства в частный сектор. Однако значительные затраты на содержание военных баз, флота и авиации замедляли темпы хозяйственного развития. Британские товары проигрывали конкурентную борьбу с продукцией компаний ФРГ, Японии, Италии. Это заставило Лондон сократить военное присутствие на Ближнем Востоке (Палестина, Иордания, Ирак) и в Центральной Азии (Иран, Пакистан). Большинство британских колоний на африканском континенте получили независимость. К концу 70-х гг. в руках англичан оставались лишь осколки некогда обширных владений, такие, как Гибралтар, Гонконг и отдельные группы островов в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах.
Сближение Великобритании с другими западноевропейскими странами на протяжении 50—60-х гг. проходило очень болезненно. Попытка создания в противовес Общему рынку собственной экономической организации с использованием фунта стерлингов оказалась неудачной. Это вынудило Лондон пойти на соглашение с Европейским экономическим сообществом ценой сокращения традиционных связей с Соединёнными Штатами. В 1973 г. Великобритания стала полноправным членом ЕЭС.
В 60-е гг. страна столкнулась с новой проблемой — вооружённой борьбой католического меньшинства Северной Ирландии — Ольстера за воссоединение с Ирландской республикой. Ответом стали выступления протестантских группировок в поддержку британского правления. В 1967 г. после ввода специальных полицейских сил для наведения порядка на территории Ольстера католики создали подпольную военизированную организацию — Ирландскую республиканскую армию. Она развернула террор в отношении протестантов и британских полицейских сил.
Серьёзные трудности после войны переживала Франция. После освобождения от немецкой оккупации в стране действовало Временное правительство под руководством героя войны генерала Ш. де Голля. Оно включало представителей партий, не запятнавших себя сотрудничеством с оккупантами. Главными из них были католическое Народно-республиканское движение, социалисты и коммунисты. Под нажимом левых в Шарль де Голль стране прошла национализация важнейших отраслей экономики. Государственный сектор был расширен за счёт конфискованной собственности пособников нацистов. В трудовом законодательстве нашли отражение социальные гарантии, расширялись права профсоюзов. Одновременно шла подготовка к принятию новой конституции, которая усиливала полномочия парламента. Несогласный с отдельными пунктами основного закона Ш. де Голль ушёл в отставку.
Принятие новой конституции в декабре 1946 г. означало установление в стране режима Четвёртой республики. Она просуществовала до июня 1958 г. Франция в это время испытывала социально-экономические трудности, вызванные процессом модернизации промышленности, а также поражениями в ходе колониальных войн на территории Индокитая и в Северной Африке. Внутриполитическое положение осложнялось также столкновениями левых и правых сил, стремившихся ликвидировать демократические институты власти.
В 1958 г. на волне всеобщего недовольства Ш. де Голль объявил себя спасителем отечества, а парламент самораспустился. В сентябре 1958 г. по итогам референдума была принята новая конституция. В ноябре того же года состоялись выборы в Национальное собрание. Получив большинство голосов, сторонники де Голля избрали его президентом в декабре 1958 г. Так начала своё существование Пятая республика. Характерными чертами нового режима явились расширение президентской власти, наступление правительства на права профсоюзов, борьба с политическим террором, сокращение французского военного присутствия в странах Азии и Африки. К 1962 г. был урегулирован конфликт в Алжире, французы окончательно ушли из Индокитая, независимость получили более десяти стран Африки. Вместе с тем на международной арене проводился независимый внешнеполитический курс, логика которого вынудила Париж покинуть военную организацию НАТО в 1966 г.
Казалось, во Франции наступила эра «всеобщего благоденствия». Но массовые манифестации студентов, рабочих и фермеров в 1968— 1969 гг. развеяли иллюзию процветания. Основной их причиной стало разочарование простых французов, особенно молодого поколения, реальным обеспечением прав и свобод личности. Попытка де Голля смягчить кризис, путем реформ добиваясь согласия в обществе, успеха не имела. Это заставило его вновь уйти в отставку в 1969 г.
Однако идеология голлизма, сочетавшая приверженность демократическим ценностям с сохранением независимой внешней политики, продолжала оказывать большое влияние на развитие Франции в последующие десятилетия. С 1974 по 1981 г. президентский пост занимал В. Жискар д’Эстен, который являлся сторонником государственного регулирования экономики. Это выражалось в приватизации государственной собственности, снижении ввозных таможенных пошлин и сохранении контроля правительства лишь над узкой группой стратегически значимых предприятий.
Развитие Германии, оказавшейся в 1949    г. разделённой на ФРГ и ГДР, проходило в условиях оккупации войсками бывших союзников по Антигитлеровской коалиции.
Немецкие земли на западе составили Федеративную Республику Германия, правительство которой во главе с канцлером К. Аденауэром проводило курс на демократизацию политической жизни и создание основ социально ориентированного рыночного хозяйства, т. е. на сохранение частной собственности и предоставление государственной поддержки нуждающимся гражданам.
Отказ от тоталитаризма позволил ФРГ проводить модернизацию высокими темпами несмотря на необходимость выплаты репараций в сумме 20 млрд долларов (50% из этой суммы составляла доля СССР). Значительную роль в этом процессе сыграл план Маршалла, а также участие страны в европейской интеграции.
Государственное регулирование экономики в сочетании с развитием демократических начал превратило ФРГ в мощную промышленно развитую державу, потенциал которой превзошёл остальные западноевропейские страны. Особенностями её национального хозяйства стали ориентация на экспорт товаров и тесное сотрудничество с государствами Восточной Европы, особенно с Советским Союзом. В конце 60-х — начале 70-х гг. канцлер ФРГ В. Брандт предпринял шаги по нормализации отношений с ГДР, Польшей, Чехословакией и СССР. Неудачи в борьбе с экономическим кризисом середины 70-х гг., рост цен и безработицы и другие обстоятельства привели к отставке правительства В. Брандта. С 1974 г. пост канцлера занимал Г. Шмидт. В 1982 г. канцлером был избран Г. Коль.
В Италии, как и во Франции, послевоенное развитие характеризовалось серьёзными противоречиями. Референдум 1946 г. привёл к ликвидации монархии и установлению республиканской формы правления. Новая конституция страны расширила полномочия парламента. Постепенно сложились два центра влияния: правый и левый (коммунисты).
С 1945 по 1953 г. пост главы правительства занимал видный политический деятель, представитель правых сил А. де Гаспери. Ему удалось провести Италию через «рифы» как восстановления национальной экономики, так и демократизации. Важнейшими внутренними проблемами страны стали преодоление диспропорций между промышленным Севером и аграрным Югом, развитие образования, здравоохранения и культуры, борьба с организованной преступностью и содействие европейской интеграции. К внешним проблемам относились вступление Италии в НАТО и нормализация отношений с Балканскими странами, прежде всего с Югославией и Албанией.
В 60-е гг. были проведены земельная реформа, преобразования в органах местного самоуправления и системе социального страхования наёмных работников. Однако события 1968—1969 гг. и мировой экономический кризис середины 70-х гг. вновь обострили ситуацию. На сцену вышли ультралевые организации, например так называемые «красные бригады». Они проводили тактику террора против умеренных политических деятелей. Развитие политического кризиса привело к тому, что «красные бригады» объявили войну правительству Дж. Андреотти. По стране прокатилась волна террористических актов. Одним из самых громких дел 1978 г. стало похищение и убийство видного политического деятеля А. Моро, выступавшего за достижение национального согласия. В итальянском обществе всё сильнее ощущалась необходимость перестройки системы власти.
5.    Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы в 40—70-е гг. Социально-экономические и политические условия послевоенного развития стран, расположенных на севере и юге Старого Света, определялись их географическим положением и местом в системе международных отношений.
Связи стран Северной Европы (Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии) строятся на региональной основе и имеют многовековую традицию. Поэтому, несмотря на различия в политическом устройстве (Швеция, Норвегия и Дания — конституционные монархии, а Финляндия и Исландия — республики), близость черт национального характера, похожесть быта и родство традиций определяли их приверженность принципам местного самоуправления, соблюдения прав человека, социальной справедливости. Именно поэтому исторический путь северных стран после Второй мировой войны характеризовался отсутствием серьёзных кризисов. В сфере государственного устройства был найден компромисс между монархией и демократическими принципами, а в экономике удачно сочетались государственное регулирование и рыночные отношения.
На протяжении 50—60-х гг. значительно расширились социальные программы за счёт роста налогов на прибыль компаний и личные доходы. Наиболее отчётливо эта тенденция проявилась в Швеции, где пост главы правительства с 1969 по 1976 г. занимал видный политический деятель, социал-демократ У. Пальме.
Мировой кризис середины 70-х гг. затронул северные страны в меньшей степени, хотя рост цен на нефть и другие виды сырья заставил приступить к разработке месторождений углеводородов на морском шельфе (Норвегия). Во внешней политике часть государств Скандинавии сохраняли нейтралитет, а их столицы (особенно Стокгольм и Хельсинки) нередко становились местом проведения международных форумов.
Страны Южной Европы — Испания, Португалия, Греция — переживали серьёзные трудности послевоенного развития как в политической, так и в экономической области.
Режим личной власти генерала Ф. Франко в Испании, установленный в результате гражданской войны 1936—1939 гг., просуществовал вплоть до ноября 1975 г.
С кончиной престарелого диктатора встала задача перехода страны от авторитаризма к демократии. Уровень жизни испанцев по сравнению с населением других индустриальных стран Европы был ниже, а экономика базировалась на традиционных отраслях, хотя за сорок лет диктатуры благодаря существованию рыночного хозяйства в стране сложился средний класс.
По закону о престолонаследии, принятому ещё при жизни Франко в 1969 г.,
Испания после смерти диктатора вернулась к конституционной монархии. На престол взошёл король Хуан Карлос I — человек прогрессивных взглядов, поддержавший демократизацию испанского общества. Восстановлению международного престижа королевства способствовало вступление страны в ЕЭС и НАТО. Отношения между Испанией и СССР были нормализованы во второй половине 70-х гг.
Серьёзные изменения произошли и в другом государстве на Пиренейском полуострове — Португалии, где на протяжении сорока лет существовал диктаторский режим А. Салазара. Авторитаризм государственного строя определялся запретом деятельности политических партий, строгой централизацией управления колониальной империей, ведущей ролью армии. Экономика страны носила аграрный характер.
Однако усиление национально-освободительной борьбы в колониях Португалии, особенно в Анголе и Мозамбике, а также изоляция в Европе вызвали у части армейского командования стремление к революционным преобразованиям.
25 апреля 1974 г. группа молодых офицеров, разделявших левые убеждения, осуществила военный переворот. Его бескровный характер дал основание современникам говорить о «революции гвоздик». К власти пришёл генерал А. ди Спинола. Реформы, осуществлённые под его руководством, включали принятие новой конституции, снятие запрета на деятельность политических партий и профсоюзов, нормализацию отношений с другими европейскими странами и Советским Союзом. В 1975 г. была предоставлена независимость всем колониям, а в 1986 г. Португалия стала членом ЕЭС.
Завершение Второй мировой войны вызвало острый политический кризис в Греции, которую охватила гражданская война между прокоммунистическими и прозападными силами (1946—1949). В то время как первые, создав опорные базы в горной местности, рассчитывали на помощь СССР и Югославии, вторые, контролировавшие крупнейшие центры, ориентировались на содействие Великобритании и США. Ожесточённые сражения повстанцев с правительственными войсками, обученными американскими инструкторами, завершились поражением партизан и их вынужденным переходом на территорию Албании.
В 1967 г. в Греции произошёл военный переворот. К власти пришли консервативно настроенные военные, а король Константинос II вынужден был покинуть Грецию. Если в экономике режим «чёрных полковников» (так современники назвали военное правительство) расширил социальную поддержку населения, то в политической сфере были приняты меры к ограничению демократии. Провал попытки присоединить Кипр к Греции в 1974 г. вызвал интервенцию турецких войск на остров и падение военной диктатуры в Афинах. В стране были восстановлены демократические нормы. Важным событием стало присоединение Греции к ЕЭС в 1981 г.
6.    Япония. Из Второй мировой войны Страна восходящего солнца вышла с разрушенной политической системой и разорённой экономикой. Она лишилась всех колоний, вооружённых сил и международного авторитета. Уровень промышленной продукции к началу 1946 г. не превышал 14% от довоенного, американские оккупационные власти хозяйничали на Японских островах.
Под давлением командующего экспедиционными силами генерала Д. Макартура император Хирохито согласился на ограничение своей власти и расширение полномочий парламента. В 1947 г. была принята новая конституция, которая запрещала Японии иметь собственную армию и военную промышленность. Затраты на оборону, согласно основному закону, не должны превышать 1% бюджетных расходов. Конституция предоставила женщинам право голоса, а рабочим — возможность создания профсоюзов. Необходимость коренных преобразований в сельском хозяйстве привела к наделению крестьян землёй. По закону 1948 г. запрещались забастовки государственных служащих. Оккупационная администрация вместе с японскими властями преследовала коммунистов.
Быстрое восстановление хозяйства и переход к созданию передовых отраслей экономики на протяжении трёх послевоенных десятилетий получил название японского «экономического чуда». В его основе лежали: трудолюбие, дисциплинированность, образованность, неприхотливость в быту японцев; ориентация правящих кругов на развитие наукоёмких, ресурсосберегающих отраслей, продукция которых шла на экспорт; использование финансовых средств не на военные, а на мирные цели. Всё это объясняет высокие темпы роста японской экономики в 50—60-е гг. При этом ставка делалась сначала на металлургию и судостроение, затем на производство бытовой техники и автомобилестроение, наконец, на электронику и робототехнику. В результате к началу 70-х гг. Япония превратилась в экономический гигант — третий «локомотив» мировой экономики после США и Западной Европы.
Основной задачей внешней политики Страны восходящего солнца стала нормализация отношений с великими державами и ближайшими соседями. Если договор о дружбе и сотрудничестве с Соединёнными Штатами был подписан ещё в 1951 г., то проблема заключения мирного договора с Советским Союзом осталась нерешённой. Даже восстановление дипломатических отношений в 1956 г. не устранило спор вокруг Южно-Курильских островов, которые, по японской терминологии, относятся к «временно утраченным северным территориям». Гораздо дальше удалось продвинуться Токио в урегулировании конфликтов с Китаем, Северной и Южной Кореей, поскольку эти страны стремились к интенсивному развитию экономических контактов.
7.    Страны Латинской Америки. Вторая мировая война позволила латиноамериканским странам сделать значительный шаг вперёд по пути социально-экономического прогресса, поскольку они являлись тылом, снабжавшим Антигитлеровскую коалицию сырьём и продовольствием. Укрепление позиций национального капитала вызвало к жизни массовые политические движения под лозунгами реформирования экономики, эффективного государственного регулирования, проведения аграрных преобразований и вытеснения иностранных компаний из ключевых отраслей.
Завершение индустриализации и решение острых социальных проблем (нищета, преступность, неграмотность) осуществлялись либо в рамках правых диктатур, либо через приход к власти прокоммунистических сил. Ведущую роль продолжала играть армия. Не случайно поэтому переход к демократическим преобразованиям в большинстве латиноамериканских стран прерывался военными переворотами (Бразилия — в 1964 г., Чили — в 1973 г., Аргентина — в 1976 г.).
Развитие национальной промышленности позволило вытеснить крупных земельных собственников — латифундистов с ключевых государственных постов. Часть предпринимателей и банкиров придерживалась курса на сочетание ускоренной индустриализации с необходимыми социальными реформами. Ярким примером такой политики стала деятельность Хуана Доминго Перона, который занимал пост президента Аргентины с 1946 по 1955 г. и с 1973 по 1974 г.
С целью противодействия коммунистическим идеям в 1948 г. США создали Организацию американских государств (ОАГ) на основе договора о коллективной безопасности. Американское правительство занималось перевооружением национальных армий и подготовкой офицерского корпуса, делая ставку на послушных диктаторов вроде Ф. Батисты на Кубе и А. Сомосы в Никарагуа. Вместе с тем в рамках политики под лозунгом «Союз ради прогресса», начатой президентом США Дж. Кеннеди, Вашингтон помогал латиноамериканским государствам в развитии систем образования и здравоохранения.
Наибольший резонанс в мире вызвали события на Кубе в конце 50-х — начале 60-х гг. (см. § 15) и деятельность в Чили правительства Народного единства во главе с президентом С. Альенде на
протяжении 1970—1973 гг. Опыт социально-экономических преобразований на чилийской земле показал, что до тех пор, пока они не выходили за рамки общенациональных интересов и отвечали задачам поддержки местных предпринимателей в конкурентной борьбе с западными компаниями, правительство Народного единства опиралось на достаточно широкую социальную базу, включая армию. Однако ограничение демократии и усиление вмешательства государственных чиновников в рыночные отношения вызвали протесты мелких и средних собственников, интеллигенции, офицерства. Против президента и его ближайшего окружения, где всё большим влиянием пользовались коммунисты, выступили церковные круги, студенчество, торговцы. Все эти силы поддержали военный переворот 11 сентября 1973 г., который возглавил генерал А. Пиночет при содействии спецслужб США. Результатом переворота стали свержение правительства Народного единства (С. Альенде погиб, защищая президентский дворец), жестокие репрессии в отношении левых сил, приватизация государственной собственности в экономике, восстановление позиций транснациональных компаний.
1.    Назовите характерные черты развития ведущих индустриальных стран после Второй мировой войны. 2. Что такое государство «всеобщего благоденствия»?
3.    Какие международные экономические организации возникли в конце 40-х гг.?
4.    Как проходила экономическая интеграция в Европе? 5. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? 6. Назовите наиболее важные события в истории США, Великобритании, Франции, Германии, Италии в 50—70-е гг. XX в. 7. Что такое японское «экономическое чудо»? 8. Как произошёл переход от авторитаризма к демократии в Испании? 9. Каковы причины свержения правительства Народного единства в Чили?
1. Почему У. Черчилль назвал итоги Второй мировой войны для Великобритании «триумфом и трагедией»? 2. Что вам известно о молодёжной культуре 60-х гг.? Кто такие хиппи? 3. Охарактеризуйте успехи и проблемы государства «всеобщего благоденствия» на примере одной из стран.
Документы
ИЗ ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА (ОБЩЕГО РЫНКА)
Рим, 25 марта 1957 г. Статья 1. Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны... совместно учреждают Европейское экономическое сообщество.
Статья 2. Сообщество имеет задачей осуществлять путём создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов всестороннее развитие экономической деятельности во всём Сообществе, постоянное и равномерное развитие, возрастающую стабильность, скорейшее повышение уровня жизни и более тесные связи между государствами, которые оно объединяет.
Статья 3. Для достижения целей, указанных в предыдущей статье, деятельность Сообщества предполагает в условиях и в соответствии с предусмотренными в настоящем Договоре сроками:
а)    отмену между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров...
б)    установление общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;
в)    устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов;
г)    установление общей политики в области сельского хозяйства;
д)    установление общей политики в области транспорта;
е)    создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на общем рынке будет носить нормальный характер;
ж)    применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять несоответствие в платёжных балансах;
з)    сближение законодательства стран-членов в той мере, в какой это необходимо для действия общего рынка;
и)    создание Европейского Социального Фонда с целью улучшения возможностей занятости трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня...
Статья 8. Общий рынок создаётся постепенно, в течение переходного 12-летнего периода...
Какие характерные черты экономической интеграции были зафиксированы в тексте Римского договора?
ХИППИ КАК НЕФОРМАЛЬНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
(отрывок из энциклопедической статьи)
В середине 60-х гг. в США и Западной Европе возникло движение хиппи — самое массовое в мире неформальное движение молодёжи. Как правило, хиппи были детьми из обеспеченных семей среднего класса. Они покидали дом и занимались бродяжничеством, употребляли наркотики, некоторые объединялись в своеобразные коммуны. Хиппи проявляли большой интерес к религии, противопоставляли обществу собственную систему ценностей, в основе которой лежало представление об индивидуальной свободе: «Любовь, мир, свобода», «Вернись к природе», «Творите любовь, а не войну». Деньги они зарабатывали уличным пением, рисованием, продажей поделок, попрошайничеством. Коммуны хиппи стремились сформировать у своих членов «новое сознание», заменить конкуренцию сотрудничеством, стандартизацию оригинальностью. Примечательно, что через несколько десятков лет многие бывшие хиппи превратились в респектабельных и процветающих законопослушных граждан, хотя как явление хиппизм существует и в настоящее время.
Какие стороны жизни общества вызывали протест хиппи? Насколько действенным и результативным был этот протест?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты